Театры Московского совета

БЕСЕДА С НАЧАЛЬНИКОМ УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ
ИСКУССТВ МОСГОРИСПОЛКОМА
тов. К. А. УШАКОВЫМ

В

СЕНТЯБРЕ в Москву возвраща
ются коллективы шести театров Московского совета, работавшие з течение 22 месяцев в различных измышленных городах Советского Союза.
У берегов Тихого океана, на Урале и в Сибири, в Кузбассе, на Балишском медеплавильном комбинате, в Татарии, в столицах Казахста
на и Узбекистана — всюду показывш московские театры свои лучдне спектакли, хорошо известные еголвчному эрятелю.
В дни отечественной войны театры Московского совела показали на периферии патриотические постано
ви — «Русские люди», «Фронт», (Нашествие», «Олеко Дундич», «По
за не остановится сердце», а такхе произведения русокой и залад
ив классической драматургии, — яаш в беседе с нашим сотрудники начальник Управления по де
зах искусств Мосгориополкома К. А. Ушаков.—Театры дали тысячи спектаклей и концертов, нередко непосредственно в цехах и шахтах, об
суживали воинские части, госпитаи, колхозы, оказали большую похощь местным национальным театрах. коллективам рабочей и красно
армейской художественной са.модёявдьности. Трудности, встречавшиеся 18 местах (отсутствие приспособленш театральных помещений и !. д.), успешно преодолевались другими усилиями коллективов.
Художественные руководители назгях театров — народные артисты РСФСР Ю.. Завадский, А. Таиров,
заслуженный деятель искусств И. Берсенев, заслуженный артист РСФСР И. Раппопорт — проявили шого энергии и изобретательности.
За два года отечественной войны мо
сковские театральные коллективы, находившиеся на периферии, полно
стью сохранены. Подавляющее больнггаство их творчески окрепло.
Театр нм. Моссовета начал свою работу в Чимкенте 5 декабря 1941
гада. В течение короткого срока бым возобновлены спектакли: «Надета Дурова», «Машенька», «Про
фессор Мамдок», «Трактирщица», (Лгун», «Васса Железнова».
Лауреат Огалипокой премии народная артистка РСФСР В. Марец
кая писала в день открытия театра:
«Я с большим волнением передаю свой привет Чимкенту — городу свинца и хлопка, городу солнечного казахстанского юга. Я знаю, наш зритель любит родину и полон не
сокрушимой веры в победу над ненавистным врагом; я хочу под
держать в нём эти чувства своей творческой работой. Мы показываем
пьесу «Надежда Дурова». Это — наш боевой спектакль. Москвичи смотрели его в дни воздушных тре
вог 1941 года, и я была счастлива,
что после спектакля люди уходили на фронт, полные чувства гордости за русских женщин.
Надежда Дурова сродни сотням тысяч молодых советских ^.патриоток. Когда смертью героя погиб командир 8-й гвардейской дивизии гене
рал-майор Панфилов, его дочь 18- летняя алма-атинская школьница Паля, находившаяся на фронте, поклялась вместо с гвардейцами ист
реблять врага без всякой пощады.
Разве в её жилах не течёт кровь Надежды Дуровой!».
Чимкентскому зрителю театр показал новые спектакля: антифаши
тжую программу «Каннибалы», (Накануне» А. Афиногенова, «Оле
ко Дундич» А. Ржешевокого и М. Каца, «Не всё коту масленица» А. Островского. В мае 1942 г. театр переехал в Алма-Ата. Здесь его репертуар пополнился новыми постановками: «Русские люди» К. Симонова, «Фронт» А. Корнейчука, «На
шествие» Л. Леонова. «Женитьба Бадьзаминова» А. Островского, «Забавный случай» Гольдони.
В Казахстан в коллектив вошли ювые исполнители: заслуженные ьртисты РСФОР М. Астангов, К. Половикова, 0. Пыжова, артисты IНазванов, Б. Оленин, режиссёр

Поездка артистов в Орел

БРИГАДА МАЛОГО
ТЕАТРА
Для художественного обслуживания действующей армии « нагеления освобождённых городов выезжаек бригада артистов Государственного ордена Ленина академиче
ского Малого театра. В составе бригады — заслуженный артист РСФСР М. Царев, II. Березов. А. Пироцкая, А. Семенов, В. Головин. Т. Панкова, окончившая в нынешнем году театральное училище им
Щепкина, а также вокальный квартет под руководством Я. Ционского
В репертуаре бригады — сцены из пьес «Борис Годунов» Пушкина. ; «Женитьба Бальзаминова» и «Горя
чее сердце» Островского, стихи К. Симонова. А. Твардовского, М. Исаковского, произведения советских композиторов, русские и украинские народные песни.
Первые выступления бригадм со
стоятся в Орле.

На полях сражений

ФРОНТОВЫЕ ЗАРИСОВКИ
ХУДОЖНИКОВ
В дни отечественной войны художники столицы неоднократно выезжали в действующую армию.
Груша художников находилась в районе Сталинграда во. время наступления Красной Армии и раз
грома немецко-фашистских войск. Зарисовки, сделанные с натуры не
посредственно на местах боёв, были показаны на выставке «Красная Ар
ия в борьбе с немецко-,фашистским захватчиками».
Сейчас Комитет по делам ггсхуоств при СНК СССР вновь напра
вил большую группу московских художников и скульпторов в действу
ющую армию, бреди них — К. Фииогенов, Г. Шегаль, Ф. Щуртшн, В. Васильев, В. Щеглов, И. Слон им. Г. к Ю. Нерода, выпускники Мосгаского художественного института. Их зарисовки, сделанные на полях сражений, покажут героев оте
чественной войны и отдельные эпизоды наступления Красной Армии.
Б. Бибиков и группа молодых актеров. В новых постановках театра полнее и ярче раскрылись дарования ведущих актёров — заслужен
ных артистов РСФОР В. Ванина, Н. Мордвинова. Новые роли успеш
но сыграли заслуженный артист РСФСР П. Герата, артистка О. Викланд и многие другие. Успеху спектаклей способствовали также художник М. Виноградов и композитор Ю. Бирюков.
В настоящее время подготовлена театром трагедия Шекспира «Отелло».
Большую работу провёл за это врешя и Московский Камерный те
атр. В сложных условиях далёкого Балхаша он возобновил большинст
во своих московских спектаклей. В сезон 1942—т43 г. Камерный театр показал барнаульскому зрителю новые постановки — «Раскинулось море широко» В. Вишневского, В. Азарова и А. Крона, «Пока не остано
вится сердце» К Паустовского. Оба опоктакля говорят о самом главном, чем живёт сегодня советский зри
тель, — о преданности редине и о ненависти к врагу.
Пьеса Паустовского «Пока не остановится сердце» поставлена А. Та
ировым. В главных ролях заняты: народная артистка РСФСР А. Коонен, заслуженные артисты РСФСР Е. Уварова, М. Лигнин, артисты Е. Лапина, Л. Горячих, Н. Чаплыгин, .В. Черневский. Театром принята к постановке новая пьеса В. Вишневского «У стен Ленинграда».
В Ташкенте играл Театр революции. Он показал спектакля своего московского репертуара. В столице Узбекистана состоялось 500-е представление пьесы «Собака на сене» и осуществлены новые постановки. Творческой удачей заслуженной артистки РСФСР М. Бабановой яв
ляется созданный ею образ Шуры Азаровой в пьесе А. Гладкова «Пи
томцы славы» («Давным-давно»). Следует отметить также исполнение заслуженным артистом РСФСР М. Штраухом ролей Ивана Горлова
(«Фронт») и Кутузова («Питомцы славы»). Сейчас художественным ру
ководителем приглашён народный артист РСФСР Н. Охлопков. Театр будет пополнен в Москве группой новых актёров.
Н. Охлопков ведёт подготовительную работу к постановке пьесы Н. Погодина «Лодочница», репети
ции которой начнутся по приезде труппы.
Московский театр\ оперетты, работавший в Кузбассе (в Прокопьевске, а затем в Сталппсже), кроме шед
ших в Москве спектаклей впервые поставил советские музыкальные комедии — «Табачный капитан» и «Три встречи», а также одно из лучших произведений Оффенбаха «Дочь тамбур-мажора». «Табачный капитан» (музыка В. Щербачёва, текст Н. Адуева) рассказывает о первых русских морских капитанах, об их высоком патриотизме.
Эти спектакли поставлены заслуженным артистом РСФСР И. Раппо
портом, дирижёр Г. Фукс-Мартин, оформление художника А. Самохва
лова, балетмейстер Л. Лукин. Роли исполняют: заслуженные артисты РСФСР Н. Бравин, К. Лебедева, ар
тисты 0. Власова, Е. Калашникова, В. Алчевокнй, В. Зарубеев, М. Урбан и др.
Московский театр сатиры за время отечественной войны нобывал в восьми городах: в Иркутске, Чите, Комсомольске, Хабаровске, Владиво
ЦИКЛЫ КОНЦЕРТОВ
Комитет по делам искусств организует в Москве, Овордловске, Но
восибирске, Куйбышеве, Саратове, Чкалове и городах Закавказья и Средней Азии циклы концертов
«Музыка в дни отечественной войны». Будут исполняться новые симфонические и камерные произведения современных русских компози
торов и композиторов союзных феоиубтик. Слушатели ознакомятся с недавно законченными работами Шостаковича, Мясковского, Хачатуряна и других выдающихся мастеров советской музыки. (ТАСС).
стоке, Челябинске, Магнитогорске, Свердловске. В спектаклях участвует весь оонов«ой состав: заслужен
ные артисты РСФСР В. Хенкин, Я. Поль, Е. Милютина, Д. Кара- Дмитриев, артисты Н. Слонова, Н. Нурм, С. Бонди, И. Любезнов, В. Леико. В поездке театр возобновил овой прежний репертуар и по
казал новые спектакли: «Москвичка» В. Гусева, «Надежда Дурова» К. Лнпскерова и А. Кочеткова, «Новые похождения бравого солдата Швей
ка» М. Слободского (роль Швейка исполняет Владимир Хенкин, поста
новщик и художник спектакля — заслуженный артист РСФСР И. Шлепянов), «Актриса» А. Файко
(постановка заслуженного артиста РСФОР П. Поля).
В течение полутора лет Московский театр юного зрителя иград в
Зеленодольске (Татарская АССР), затем — в Муроме. Сейчас МТЮЗ гастролирует в Коломне. На пери
ферии театру пришлось обслуживать не только детей, но и взрослого зрителя. Это потребовало пересмот
ра и расширения репертуарного плана. Театр под руководством А. Кричко выполнил большую работу — поставил девять новых спек
таклей и столько же возобновил. МТЮЗ покажет детям столицы «Приказ по фронту» Г. Мдивани. «Алё
нушка» Н. Шестакова, «Далёкий край» Е. Шварца, «Мнимый больной» Мольера и готовящуюся премь
еру — пьесу А. Симунова «Земля родная».
Находясь вне Москвы, театры Московского совета не чувствовали се
бя забытыми, оторванными от своего родного города. Советское правительство в дни войны высоко оце
нило деятельность многих мастеров театра. Почётное звание народных артистов РСФСР присвоено Ю. Завадскому, В. Марецкой, заслуженных артистов РСФСР — Е. Лебедевой, В. Соловьёву и др. Художест
венному руководителю Московского театра драмы Н. Горчакову при
своено звание заслуженного деятеля искусств.
Сейчас начинаются ремонт и оборудование зданий московских теат
ров. Капитально отремонтированы будут здания театра им. Моссовета и Театра революции, вновь оборудованы помещения остальных театров.
Этими работами руководит лауреат Сталинской премии архитектор Д. Чечулин.
— Столичные театры, — говорит в заключение К. А. Ушаков, — возвращаются в Москву. Им пред
стоит отчитаться перед зрителем в своей работе, проделанной за время отечественной войны, и выдержать серьезный творческий экзамен.
Ваханговцы в Харькове
ФРОНТОВОЙ ФИЛИАЛ
ТЕАТРА
Фронтовой филиал театра им. Евг. Вахтангова (художественный руководитель — заслуженная арти
стка РСФСР А. Орочко) существует полтора года. За это время он семь раз выезжал в действующую армию. Свыше 16.000 километров про
ехали артисты, передвигаясь; вместе о воинскими частями. Они дали око
ло 700 спектаклей и концертов в воинских частях, освобождённых городах и населённых пунктах. В своём репертуаре фронтовой филиал имеет три спектакля и несколько разнообразных концертных программ.
Артистам часто приходится выступать по три-четыре раза в день, чтобы удовлетворить всех желающих посмотреть спектакль, послушать концерт. Выступления вахтан
говцев пользуются в действующей армии большой популярностью. Их работа неоднократно отмечалась в специальных приказах командования.
Последние полтода фронтовой филиал театра им. Вахтангова обслу
живал войска Воронежского фронта. Вместе с ними артисты на следующий день после взятия Харькова вошли во вторую столицу Ук
раины. 25 августа вахтанговны уже
выступали перед воинами-победпте-! лями и населением освобожденного1 города.
Спектакли и концерты вахтанговцев в Харькове проходят с большим успехом.
Находящийся в г. Сочи музей писателя Николая Островского — автора замечательной книги «Как за
калялась сталь* — часто посещают фронтовики. В музее собраны их многочисленные отзывы о книгах Николая Островского.
«Свое первое боевое задание, — пишет лётчик Аруетаменко, — я посвятил памяти Н. Островского».
Старшина 2 статьи Целен ко пишет:
«Не дрогну в боях за Родину, потому что со мною Николай Островский».
Собранные в музее вырезки из газет, получаемые здесь письма со всех фронтов свидетельствуют, что пламенные слова Николая Остров
ского, его светлый #-образ писателя■болъшевика и пламенного патриота воодушевляют бойцов и офицеров
Красной Армии на подвиги во имя Родины.
На снимке: работающая в музее мать писателя Ольга Осиповна Островская готовится к беседе с посетителями.
Фото II. КАЛЬНИЦКОГО (ТАОС).
ПЛАКАТЫ
О ТРУДОВОЙ
ДОБЛЕСТИ
За последние дни на заводе «Борецвыпущены 14 плакатов-«стрел». Они посвящены трудовой доблести стаха
новцев, ставших на фронтовую вахту в честь освобождения Таганрога, Ельни, Севска, Глухова и Рыльска. Плакаты и тексты к ним написаны заводским художником Евгением Царевским:
В честь Красной Армии,
В честь Ельненеких дивизий Стахановским трудом
Разгром врага приблизим.
Так призывает к самоотверженному труду один из красочных плакатов.
Плакаты размножены и вывешены в цехах и на территории завода. Они рассказывают о^ передовых людях предприятия — о токаре Герасимове, выполнившем работу, рассчитанную поч
ти на восемь человек, о фрезеровщице Ратниковой, токарях Гаврилине и Тито
ве, стерженщице Кувшиновой, давших от 3 до 6 норм.

Вручение диплома

лауреата .

Сталинской премии

В. и, Качалову

В Комитете по Сталинским премиям тов. М. Б. Храпченко вручил народному артисту СССР В. И. Ка
чалову диплом лауреата Сталинской премии.

В беседе с нашим сотрудником Василий Иванович Качалов расска
зал о своей работе в театре, на концертной эстраде, на радио:
— В Московском Художественном театре я сейчас играю в трёх спек
таклях: «Вишневый сад», «На дне» и «Враги».
В концертах, по радио читаю фрагменты из «Горя от ума» А. С. Грибоедова, «Девушка и смерть» А. М. Горького, стихи о родине со
ветских поэтов. Вместе с заслуженными артистами РСФСР А. Грибовым и В. Поповым готовлю для ра
дио инсценировку рассказа «Каштанка» А. И. Чехова.
3 сентября пополняется 60 лет со дня смерти И. С. Тургенева. В радиопередаче, посвящённой этой
дате, я с заслуженной артисткой РСФСР А. Степановой выступаю в сцене из комедии Тургенева «Где тонко, там и рвётся». Впервые я уча
ствовал в этой пьесе в 1912 г. в тургеневском спектакле в Художе
ственном театре. Мы показывали «Провинциалку», «Нахлебника» и «Где тонко, там и рвётся».
МХАТ, как известно, начинает готовить «Лес» А. Н. Островского. Мне поручена роль Несчастливцева. Много лет назад4 эту :роль я сы
грал, еще будучи студентом. Было это в Петербурге в труппе любителей-студентов. Руководил нами выдающийся русский актер В. Н. Давыдов. Несколько раз роль Несчаст
ливцева пополнял я и « провинции — в Казани и Саратове, перед поступлением в МХАТ.

Рассказ партизана

НАС БЫЛО пятеро. Мы шли на
боевое задание. День выдался ясный, и казалось, что даже солнце ободряет нас, предвещая удачу.
В первой же деревне мы встретили настороженную тишину. Гдето в конце улицы показалась роб
кая фигурка человека и быстро скрылась за изгородью.
— Прячутся. Значит, немцы вблизи есть, — сказал командир группы.
Почти в каждой деревне этого района Черниговщины при нашем. приближении улицы становились безлюдными. Заметив издалека вооруженных людей в червых полицейских шинелях, в которые были одеты партизаны Яков и Михаил, жители убегали в лес. Но, когда мы подходили ближе, и они замечали на.ши красные ленточки, пропа
дал испуг, и лица озарялись приветливыми улыбками- «Свои!» — облегченно вздыхали крестьяне.
Глухими лесными тропами, пересекая болота, иногда по колено в воде, мы продвигались вперед и ко второй ночи достигли реки.
Залегли на опушке леса. Вслушиваемся в ночную тишину.^ Направо — в селе — непрерывно лают собаки. Предполагаем, что там должен находиться противник, и как бы в- подтверждение, оттуда вдруг доносятся выкрики и ругань на чужом языке.
В село итти нельзя: мост через
ЛИТЕРАТУРНАЯ
ХРОНИКА
* В КЛУБЕ союза писателей 4 сентября состоится чтение новой пьесы П. Жаткина и Р. Магидова «Белый ангел». Пьеса посвящена борьбе советских партизан с немецкими оккупантами.
* 6 СЕНТЯБРЯ военная комиссия союза писателей устраивает творческий
вечер А. Жарова. Поэт прочтет свою новую поэму, посвященную отечественной войне.
* НА ОЧЕРЕДНОМ литературном «понедельнике» военной комиссии союза советских писателей Леонид Соболев прочитал отрывки из новой повес
ти «Зелёный луч» — о героической жизни моряков Черноморского флота, В обсуждении повести приняли участие писатели и критики — К. Зелинский, В. Перцов, А. Штейн, 3. Кедрина и др.

Эти снайперы истребили

1.038 гитлеровцев

Бывший работник одной из московских школ, ныне знатный снайпер, гвардии лейтенант В. Голосов истребил за время отечественной войны 422 гитлеровца. Мужественный воин и пламенный патриот, В. Го
лосов имеет немало учеников, в совершенстве владеющих искусством сверхметкой стрельбы.
Ученики В. Голосова геройски сражаются с немецко-фашистскими захватчиками. Гвардии старший сержант А. Останин истребил 138 гитле
ровцев, гвардии младший сержант В. Вопилин — 78, гвардии сержант А. Петренко — 123. гвардии младший лейтенант М. Бирюков — 87, гвардии сержант Ф. Сплюхин — 104 и гвардии сержант А. Хламов — 86. Нее вмёсте они истребили 1.038 немецко-фашистских захватчиков. На снимке: В. Голосов среди своих учеников. Слева направо: А. Оста
нин. В. Вопилин, А. Петренко, В. Голосов, М. Бирюков, Ф. Сплюхиц и А. Хламов.
Фото Д. ФАВИЛОВИЧА (ТАСС).
Харьковское направление.
реку охраняется противником. Переправиться же на противополож
ный берег необходимо любыми средствами.
Долго бродили по берегу вдоль извилистой реки, пока случайно не обнаружили в прибрежных кустах небольшую лодку. Осторожно спускаем ее на воду и на этой утлой
посудине с трудом переправляемся на правый берег.
Снова начались болота, заросшие невысоким, но густым кустарни
ком. Без дороги, ориентируясь ро звездам, медленно продвигаемся дальше и лишь на рассвете выхо
дим на опушку лесе.. Утомленные, опускаемся на влажную землю, но долго отдыхать не приходится: утренний морозец быстро поднимает нас.
— Эх, прохладный у нас домишко! — шутят ребята.
Быстрая ходьба скоро согревает
нас. Замедляем шаги, осматриваемся. Днем приходится удваивать
осторожность. Окружающие села полны мадьярских солдат. Голод
ные, обовшивевшие, оки толпами
бродят по окрестным селам, грабят местное население.
Часто в лесу раздаются пулеметные очереди, звучат винтовочные выстрелы. Это противник «проче
сывает» лес, пытаясь выловить партизан.
Но вот мы, наконец, близко от цели. Вечером подходим к селу Б. Трое остаются за селом, а мы с
Яковом идем взять проводника до железной дороги. Около крайней избы останавливаемся, слушаем.
Впереди на улице слышатся шум и возгласы, стучит повозка, раздается какая-то команда...
«Мадьяры!» — соображаем мы. Торопимся скорее взять проводника и выбраться из села.
Стучим в дверь, в избе шепчутся, кто-то выглядывает в окно.
Наконец, с большим трудом удает
ся из-под самого носа противника увести проводника.
Возвратившись, мы видим, что наши бойцы задержали кого-то по дороге. Это был местный лесник.
Он испуганно смотрит на взятого нами проводника.
— В чем дело? — спрашиваем его.
— Это сельский староста, немецкий прислужник, — шопотом отвечает лесник. — Сколько он лю
дей угнал в Германию н сколько немцам выдал!..
— Правильно! — восклицает Яков, вынув записную книжку. — Вот у меня записано: «Староста села Б. — ярый^прислужник немецкой власти». Сейчас мы с ним побеседуем.
Проведя короткое следствие и установив, что перед нами действительно предатель, мы быстро решаем:
— Смерть предателю!
В ту же ночь, выйдя к железной дороге, мы поставили мину.
Ночь была луннай, и патрули ослабили бдительность на открытой местности.
Первый ж.е тяжело шедший воинский эшелон противника полетел под откос.
Паровоз, тринадцать вагонов и сто гитлеровцев были уничтожены нашей миной.
Выполнив задание, группа благополучно вернулась в лагерь.
Партизан Устименко.
Телеграммы из-за границы

Прибытие Черчилля в Вашингтон

ЛОНДОН, 1. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер. Черчилль при
был в Вашингтон. Он был встречен президентом Рузвельтом и остановился в Белом Доме.
Белый Дом объявил, что Черчилль проведёт в Вашингтоне несколько
дней Официальные лица заявили: «Черчилль и Рузвельт будут продол
жать беседы по некоторым военным вопросам, начавшиеся в Квебеке».

Столкновения французских патриотов

с оккупационными войсками

ЖЕНЕВА, 2. (ТАСС). Швейцарская газета «Трибюн де Женев» со общает, что недавно в горах к се
веру от Сен Жан де Морьен (Верхняя. Савойя; происходила сильная ружейная перестрелка между оккупантами и французскими партиза
нами. Радио Тулузы сообщило о том, что группа вооружённых французов произвела нападение на по
мещение жандармерии в Ней (де
партамент Нижйие Пиренеи). Один жандарм был убит и двое тяжело ранены.
По сведениям той же газеты, уча
стились случаи повреждения железнодорожного полотна на дорогах, ведущих в Париж, несмотря на то. что эти дороги охраняются усиленными отрядами полиции и оккупационных войск. В последние не
сколько дней железнодорожная ли
ния Париж—Лион несколько раз подрывалась динамитом. Вследствие этого поезда вынуждены были следовать в Париж другим, более длинным маршрутом. На одном из участков вследствие порчи железнодо
рожного полотна сошёл с рельсов немецкий воинский поезд.
Действия авиации
союзников
ЛОНДОН. 2. (ТАСС). Штаб воздушных сил союзников на Ближаем
Востоке сообщает, что 31 августа бомбардировщики «Либерейтор» со
вершили налёт на железнодорожные сооружения противника в Пескара, на восточном побережье Италии. Бсаникли многочисленные пожары и взрывы. Отмечены прямые попа
дания в железнодорожную станцию и железнодорожный мост через ре
ку В воздушном бою уничтожено 10 истребительных самолётов про
тивника. 30 августа английские самолёты уничтожили судно противника у западного побережья Греции.
ЛОНДОН, 2. (ТАОС). Английское министерство информации сообщает, что во второй половине дня 31 августа американские бомбардировщики «Летающая крепость» в сопровождении истребителей совер
шили налёт на аэродром Амьен- Глиссп (Франция), являющийся важной базой германских истребителей.

Арест архиепископа

Мюнстерского

ЛОНДОН, 2. (ТАСС). Агентство АФИ передаёт молнию из Стамбула, что, по полученным там сведе
ниям, архиепископ Мюнстерокий фон Гален арестован гитлеровскими властями после произнесения им проповеди, осуждающей деятельность гестаяго.
Закладка нового
авианосца в США
НЬЮ-ЙОРК, 2. (ТАСС). Как сообщает корреспондент агентства
Юнайтед Пресс из Ньюпорт-Ньюс (штат Виргиния), там заложен авиа
носец «Хорнет» водоизмещением в 25 ТЫСЯЧ тонн.

Успехи американского

судостроения

ЛОНДОН. 2. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, председатель правительственной морской комиссии США контр-адмирал Лэнд, вы
ступая в Саут-Нортлэнде (штат Мэн), заявил, что американские судостроители построили за истекший период этого года более 1.200 торговых судов общим тоннажем при
близительно в 12.200 тыс. тонн. Лэнд вьдразил надежду на то, что в течение ближайших 4 месяцев программа постройки в 1943 г. 19 млн. тонн судов будет перевыполнена.
Аресты норвежских
полицейских
СТОКГОЛЬМ, 1. (ТАСС). Как передаёт шведско-норвежское прессбюро, за последние 2 недели в Норвегии было арестовано около 550 полицейских. Массовые аресты полицейских продолжаются по всей стране.

Митинги протеста шведских рыбаков

СТОКГОЛЬМ, 2. (ТАСС). Шведское телеграфное агентство сообщает, что первое отделение центрального союза рыбаков западного ‘ побе
режья Швеции устроило 30 августа митинг протеста против потопления германскими кораблями шведских рыболовных судов. Такие же митин
ги состоялись в 20 населённых
пунктах, в том числе в Бухуслене и Халланде. На митинге в Экере была принята резолюция, которая будет препровождена правительству. Б резолюции сказано, что рыбаки
заявляют единогласный и резкий протест против отношения немецких военных судов н самолётов к мир
ным шведским рыбакам. Резолюция выражает отвращение к акту зверского насилия, совершённого немецкими военными судами.
Газета «Свенска дагбладет» пишет, что рыбная ловля у западного побережья Швеции полностью прекра
щена и не будет возобновлена до тех пор. пока правительство не даст рыбакам гарантии в том, что на
падения на шведские рыболовные суда больше не повторятся.

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 1. (ТАСС). Штаб объединённого командования вооруженными ей
лами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что авиация союзников произвела налёт на район Уэйвейка (Новая Гвинея). Уничтожено более 20 находившихся на земле япон
ских самолётов. Сражение в районе Саламауа продолжается.
У берегов Новой Ирландии авиация союзников атаковала японский эсминец.
На острове Арэндель (Соломоновы острова) американские войска продолжают продвигаться, не встречая сопротивления
ТОКИО, 1. (ТАСС). Как передаёт агентство Домей Цусин, сегодня на рассвете авиация союзников совершила налёт на остров Маркус (располо
женный на расстоянии 1300 миль от Токио). Военно-морские силы союзников произвели обстрел острова.
Хроника
Президиум Верховного Совета СССР назначил Чрезвычайного и Полномочного Посла СССР в США тов. Громыко А. А. одновременно Чрезвычайным и Полномочным Посланником СССР в республике Ку
ба, освободив от этих обязанностей Заместителя Народного Комиссара Иностранных Дел тов. Литвинова М. М.

«О возмещении ущерба, причиненного гитлеровской Германией Советскому Союзу

На лекции академика Е. С. Варга
31 августа в Колонном зале Дома союзов академик Е. С. Барга прочел
лекцию «О возмещении ущерба, причиненного гитлеровской Германией Советскому Союзу». Лекция
организованная Лекционным бюро при Комитете по делам высшей школы ггри СНК СССР, собрала мно
гочисленную аудиторию и была прослушана с огромным интересом.
Лектор по,дробно остановился на репарационном вопросе (возмеще
нии убытков) в период после пер вой мировой войны. Германия дэл жна была уплатить Франции, Анг
лии, Италии, Бельгии и другим странам до 132 миллиардов золотых марок — от 1 до з миллиардов ма
рок в год. Эта сумма безусловно была реальной, так как средний национальный доход Германии выра
жался тогда в сумме 60 миллиардов в год. Однако репарационных нла
тежей получить с Германии не удалось по причине полного обесцене
ния немецкой марки, вызванного резким сокращением германского экспорта. Тогда появился известный
план Дауэса, целью которого была стабилизация марки. Германия получила огромные иностранные кре
диты, значительно превысившие се репарационные платежи. Таким образом, возмещение ущерба по плану Дауэса, как и по последующему
плану Юнга, осуществлялось за счет иностранных кредитов. Разра
зившийся кризис 1929 года вызвал небывалый в истории банковый крах в Германии и фактическую отмену. репарационных платежей.
Вторую часть лекции академик Варга поевятил вопросу о возмещении ущерба, причиненного Герма
нией Советскому Союзу и другим странам в нынешней войне,
— В истории человечества. — говорит лектор,—не было еще приора разрушений, подобных тем, которые производит немецко-фашист
ская армия. Особенно варварские
разрушения производятся по прика
зу гитлеровского правительства я верховного командования германской армии при отступлении с ок
купированных территорий. Материальный ущерб, нанесенный сей
час Германией Советскому Союзу з другим странам, по своим масшта
бам несоизмерим с тем, что было после первой мировой войны. Раз
рушения, произведенные немцами, захватили значительно большую, чем тогда, территорию, и, кроме того, сумма ущерба увеличивается массовым ограблением мирного насе
ления, насильственным уводом его на работу в Германию.
— Справедливость требует, — указывает лектор, — чтобы ущерб был возмещен в первую очередь странам, наиболее пострадавшим 01 германской агрессии. Такими странами, естественно, являются стра
ны, территории которых частично или полностью подвергались оккупации, т. е. Советский Союз, Польша, Франция, Чехословакия, Бель
гия. Голландия, Греция, Югославия и другие страны ев-роиейсгого континента.
Принципиально, говорит академик Варга, репарационные платежи нэ должны служить наказанием для немецкого народа. Но было бы не
справедливо поставить агрессивные страны в лучшее экономическое пол 1жение, чем страны, которые была ограблены агрессором и понесли огромный материальный ущерб. Выплата репарационных платежей Германией является не только естественным и справедливым, но и совершенно реальным требованием.
Заканчивая лекцию, академик Варга подчеркивает, что возмещенче материального ущерба, причиненного германским разбойничьим им
периализмом человечеству, является одной из важнейших экономических задач послевоенной организации мира.
(ТАСС)
К приезду в Москву Московского теа тра оперетты. Сцена из оперетты В. Щербачева «Табачный капитан» (текст Н. Адуева).
Фото А. ГАРАНИНА.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
МЕТАЛЛУРГОВ
Перед рабочими завода «Серп и молот» с творческим отчетом выступили кружки художественной самодеятельно
сти хор русской песни под руководством Чумаковой. драматический крупок. Металлурги — участники художеств самодеятельности —выезжают в
подшефный госпиталь, где покажут свою новую программу.

«МУЗЫКА В ДНИ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ