Телеграммы из-за границы

Действующая армия. Миномётный расчёт старшего сержанта В. Слабоспицкого в одном из последних боёв уни чтоясил 175 солдат и офицеров про
тивника, 10 повозок с боеприпасами и 3 пулемётных точки. На снимке: миномётный расчёт ведет огонь по скоплению вражеской пехоты.
Фото Н. МАКСИМОВА.

Научное заседание в Доме актера

Вчера в Доме актёра собрались творческие работники московских театров, критики, искусствоведы, учащиеся театральных школ на объединённое научное заседание Госу
дарственного академического Малого театра и Всероссийского театраль
ного общества. Заседание было посвящфго 80-летию со дня смерти великого русского актёра, основоположника русского сценического реализма М. С Щепкина.
За столом президиума — лауреаты Сталинской премии, народные артистки СССР А. Яблочкина и В. Рыжова, народный артист РСФСР И. Судаков. Заседание открыла А. Яблочкина. О роли Щепкина в развитии русского нацио
нального искусства, о патриотизме Щепкина, о его огромном историческом значении, как основоположни
ка реалистической школы в театре говорил в своем докладе Б. Алперс.
Художественный руководитель Малого театра И. Судаков выступил с докладом на тему «Традиции Щепкина в советском театре».
— Принципы, которые легли в основу щепкинской школы, живы и
в наши дни,—указал докладчик.— Влияние таких гигантов русского театра, как Щепкин и Станислав
ский, огромно. Великий русский актёр понимал свою работу в театре как благородную форму служе
ния народу. Вот почему актёрам советского театра, которые в этом об
щественном долге видят смысл своей творческой деятельности, особенно близки и дороги заветы Щепкина.
6 сентября в Концертном зале им. Чайковского Малый театр и Московская государственная филармония устраивают вечер, посвященный Щепкину. Вступительное слово скажет С. Дурылин. Будут ис
полнены сцены из пьес, в которых играл великий русский актёр, ста
ринные романсы, украинские песни и т. д. На вечере выступят лауреат
Сталинской премии народный артист СССР А. Остужев, народные арти
сты РСФСР Н. Яковлев, Н. Оветловидов и ДР
В фойе Малого театра открыта выставка, посвящённая творчеству М. С. Щепкнна.
Западнее Харькова. Бойцы подразделения гвардии старшего лейтенан
та Гостева занимают новый огневой рубеж в только-что освобожденном от немецко-фашистских захватчиков
населенном пункте.
Фото Г. ОМЕЛЬЧУКА (ТАСС).
Выступление ансамбля красноармейской песни и пляски ПВО

Новые издания Музгиза

Б

ОЛЬШОЙ популярностью поль
зуется в частях противовоздуш
юй обороны Москвы ансамбль красшрмейской пеони и пляски. Анаыбль еще молод. В апреле прэшюго года в частях ПВО проводнись конкурсы художественной са
иодеятельности, выявившие много одарённых людей: певцов, музыкан
тов, чтецов, танцоров. Лучших нз ни взяли в ансамбль. Через полгода ансамбль начал свои выступле
ния, побывав на аенитвых батареях и аэродромах, в казармах и клу
бах Всего было дано больше 750 юнцерто®. Ha-днях ансамбль вы
ступал в Московском доме актёра, где показал свою программу зрителям столицы.
Это выступление произвело блакшрнятное впечатление. Программа
не отягощена громоздким оформле
нием, нарочитой театрализованвостью, составлена культурно и со вкусом. В ней — песни и танцы, чтение и куплеты. Небольшой хор исполняет русские и украинские на
родные песни, произведения совет
ских композиторов. Ансамблем рувоводит капитан К. Виноградов — в недавнем прошлом один из хор
мейстеров Государственного хора СССР. Мастер овоего дела, Виноградов добился большой слаженности, частоты строя, отличного звучания. Исполнение хора, хорошо подобран
ного по составу голосов, отличается дисциплинированностью. чёткой .фразировкой.
Выступление ансамбля начинается «Кантатой о Сталине» А. Алек
сандрова, исполняемой с большим под ёмом. В репертуаре имеется
несколько хороших песен: «Марш
венитчиков», музыку которого на
писал участник ансамбля молодой
красноармеец композитор Рустем Яхим, «Марш аэростатчиков» Л. Бахалова и «Перекличка» К. Листова, в которой перекликаются между со
бой стражи Москвы. Эти песни очень любят в частях за их мело
дичность и доходчивость, за тема
тическую близость бойцам ПВО и хорошее исполнение.
В новом ансамбле много молодых талантливых исполнителей. Песню
«Шёл солдат» В. Соловьева-Седого поёт краоноармеец-аэростатчнк Н.
Карпухов. Он — москвич, до войны был водопроводчиком. Карпухов обладает лирическим баритоном кра сивого тембра.
Евгения Карышова — радист-сду- Хач. Жила в г. Краснокамске, по
ехала в Свердловск учиться пеогяю.
Её приняли на подготовительные курсы консерватории, но началась война, и девушка добровольцем уш
ла в Краоную Армию. Во время смо; тра фронтовой самодеятельности её взяли в ансамбль. Точно так же в ансамбль попала и Наталия Клягина, исполнявшая в программе ли
рическую русскую народную песню «Зачем тебя, мой милый, я узнала». Клятина и сейчас учится не
нию в музыкальном училище Московской консерватории. У этих исполнителей есть все данные в недалеком будущем стать хорошими вокалистами. II Красная Армия, в которой они с честью несут свою
службу, предоставляет им эту возможность.
Ансамбль располагает сильной танцевальной группой. В её составе — красноармейцы отец и сын Ю. я Н. Шариковы. Москвичи хорошо по
мнят бывшего рабочего автозавода им. Сталина Ю. Шарикова, участ
вовавшего в лондонском фестивале народного танца. С начала войны
отец и сын в частях ПВО защища
ют родную столицу. И сейчас, по прошествии многих лет, танцор-отец не утратил былой легкости. Вместе со своим сыном Колей — отличным танцором — они составляют пре
красный дуэт, хорошо исполняя «Красноармейский перепляс» — свое
образное соревнование в различных замысловатых па н «коленцах».
Такой же теме соперничества посвящён и русский шуточный танец «Соперницы», поставленный красно
армейцем Л. Смедянским. Танцуют его Алла Чебаненко и Н. Крылова — в прошлом участницы ансамбля пляскл ВЦСПС. Аккомпанирует очень способный баянист Н. Кры
лов, не только хороший музыкант, но и актёр, участник танцевального трио.
Понравились также массовые «Красноармейская пляска» (поста
новка Л. Смелянского) и «В гостях у бойцов» (постановка И. Курило
ва). Молодые бойцы ПВО танцуют весело, о задором.
Разговорный жанр представлен тремя номерами. Гвардии старший сержант-радист Б. Лифанов (перец войной он окончил драматическую студию им. Станиславского) с боль
шим чувством юмора прочёл отры
bojc из романа М. Шолохова «Они сражались за родину». Бывший ак
тёр Московского театра сатиры А.
Личин — ныне старший сержант войск ПВО — читал «Заветное елрво Фомы Смыслова», написанное сержантом Б. Рыжовым. Весёлые куплеты Арго на популярную му
зыку из фильма «Три мушкетёра
хорошо исполнил бывший артист Московской эстрады красноармеец И. Романов.
Большую, работу с участниками ансамбля ведут его режиссёры — капитан В. Абрамов н красноармеец Я. Миримов — режиссёры совет
ского кино, находящиеся в рядах Красной Армии, а также дирижёр оркестра старшина А. Семенов, бывший работник Всесоюзного радиокомитега. Своим успехом, овежестыо и
непосредственностью исполнения спектакль молодого ансамбля песня и пляски частей ПВО в значительной степени обязан культурным ру
ководителям — работникам советского искусства.
Мих. Долгополов.
В беседе о нашим сотрудником директор Государственного музы
кального издательства В. Розанов рассказал о новых изданиях, выпущенных Музгизом.
— Ряд наших изданий представляет несомненный интерес для советской общественности. Это отно
сится как к произведениям русской классической музыки, так и к сочинениям современных композиторов.
Среди произведений, издающихся Епервые, можно назвать 22-ю симфонию и фортепианные сонатины II. Мясковского, второй струнный квартет, 7-ю сонату и новый цикл
фортепианных пьес С. Прокофьева, написанный нм в 1942 году, 2-ю фортепианную сонату Д. Шостакови
ча. Большинство этих произведении уже вышло в свет.
В числе изданных песен советских композиторов — «25 лет Красной Армии», марш А. Александрова, «Крейсер «Красный Крым» Н. Пейко — песня о героях-черноморцах.
Впервые в об’единённом виде вышли из печати 24 прелюдии
С. Рахманинова; в ближайшее время выйдет также неопубликованная до сих пор его юношеская «Бурлацкая песня».
В серии классического наследия выпущены вокальные произведения Глинки, Бородина, Чайковского, Даргомыжского, Гречанинова.
Вышло также много народных песен в новой обработке, в том числе в обработке А. Иванова-Радкевича («Варяг»), Н. Ракова («Вниз по Волге-реке»), а также сборник русских
песен в обработках С. Василенко, А. Колосова, А. Новикова, Н. Речменского и др.
В изданный Музгизом красноармейский песенник вошло 27 русских
народных песен. Среди них такие популярные песни, как «Славное мо
ре, священный Байкал», «Есть . на Волге утёс», «Ермак».
Известный собиратель казачьих песен А. Листопадов предоставил Музгизу капитальное пятитомное собрание несен донских казаков, содержащее 1.184 песни и представляющее исключительный интерес.
В академическом издании произведений Чайковского вышло до сих пор три тома. Четвёртый том выйдет к 50-летию со дня смерти композитора.
Предпринято издание серии популярных брошюр о классиках русской музыки. Уже закончены рабо
ты Б. Асафьева (Игоря Глебова) о Римском-Корсакове и И. Мартынова о Даргомыжском. В серии брошюр о творчестве лауреатов Сталинской премии интересна работа А. Иконникова о Мясковском.
Управления по делам искусств при СНК УССР и БССР передали в Музги-з новые произведения раз
личных жанров, принадлежащих украинским и белорусским компози
торам: Лятошинскому, Козицкому, Вериковскому, Гозенпуду, Тикоцкому, Богатырёву, Клумову и другим. Эти произведения Государственное музыкальное издательство также включило в издательский пдан.
ПОЕЗДКА БРИГАДЫ
КОМИТЕТА ПО ДЕЛАМ
ИСКУССТВ
В Москву вернулась артистическая бригада, направленная Комитетом по делам искусств при СНК СССР для художественного обслуживания севе
роморцев в дни 10-летия Северного флота. В её состав входили: народная артистка РСФСР А. Зуева, заслуженный артист РСФСР Н. Доро
хин, лауреат Всесоюзного конкурса мастеров художественного слова В. Яхонтов, солисты Большого театра С. Звягина, Т. Талахадзе, П. Пекин, квартет нм. Бетховена и другие.
26 дней пробыли артисты на Северном флоте и дали за это время 87 концертов. Они выступали на кораблях, среди бойцов морской пехоты, на береговых зенитных батареях.
Большую помощь артисты оказали коллективам красноармейской художественной самодеятельности.
В ДОМЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
Самодеятельные коллективы клубов и предприятий столицы за по
следнее время пополнились новыми участниками — молодыми рабочими и служащими. Созданы новые драматические, хоровые и инструментальные кружки. Подготовлены программы для выступлений в госпиталях, воинских частях и в районных клубах.
Московский дом народного творчества для ознакомления с репер
туаром самодеятельных коллективов и ансамблей устраивает 5 сентября в помещении Московского дома ве
чер хоровых коллективов. Выступят коллективы Дворца культуры им. Лёнина, клубов «Культурный путь», «Красный богатырь», завода «Серп и молот», фабрики им. Калинина.
8 сентября на вечере солистов выступят певцы и инструменталисты, участники художественной самодеятельности этих же предприятий.
Помимо руководителей художественной самодеятельности на про
смотрах будут присутствовать представители Всесоюзного радиокомите
та, Всероссийского театрального об
щества и Всесоюзного гастрольноконцертного об’единения, которые примут участие в обсуждении репертуара и мастерства исполнителей.

Шестнадцать побед

КАРТИНЫ

И СКУЛЬПТУРЫ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАРОДНЫХ ХУДОЖНИКОВ
СССР
Лауреаты Сталинской премия народные художники СССР работают над но
выми картинами и скульптурами. А. М. Герасимов заканчивает большой групповой портрет старейших русских художников: И. Н. Павлова, В. Н. Меш
кова, В. Н. Бакшеева и В. К. Бялыницкого-Бируля.
«Советская женщина в дни великой отечественной войны» — так называет
ся картина, которую пишет Б. В. Иогансон.
Проект памятника Н. В. Гоголю в Москве закончил О. Д- Меркуров. Над проектом памятника П. И. Чайковскому работает В. И. Мухина.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

* ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ массовым тиражом издан Детгизом сборник хрестоматических рассказов Л. Толстого,
В книге — 17 рассказов. Иллюстрации М. Горшмана (Тираж 50.000 экз. Огр. М. Цена 2 руб.) .
* В СЕРИИ «Школьная библиотека» Детгиза вышел «Герой нашего временя» М. Ю. Лермонтова. Рисунки художника М. Зичи. (Тираж 30.000 экз. Огр. 120. Цена 2 РУб.).
* В ВОЕННОЙ БИБЛИОТЕКЕ школьника в том же издательстве вышла
повесть Л. Сейфуллиной «Зелёные лен
точки» — биографический рассказ о гвардии майоре В. Крыловой, участнице великой отечественной войны.
Иллюстрации художника А. Щербакова. (Тираж 15.000 вкз. Стр. 48. Цена 1 р. М коп.). В той же серии выпущена книга рассказов П. Гаврилова «Личное отношение» — об участниках героичес
кой обороны Севастополя. (Тираж 15.000 экз. Стр. 56. Цена Я р. М коп.).
ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
* 6 СЕНТЯБРЯ в Московском доме народного творчества руководители
музыкальных кружков и хоров встре
тятся с композитором Т. Хренниковым, который исполнит своя новые произведения.

„УЗБЕКСКАЯ РАПСОДИЯ“

РАБОТЫ ПРОФЕССОРОВ ЛЕНИНГРАДСКОЙ
КОНСЕРВАТОРИИ
ЛЕНИНГРАД, 3. (По телефону. Наш. корр.). Приехал из Ташкента директор Ленинградской консерватории профессор П. Серебряков. В бе
седе с вашим корреспондентом он сообщил:
— Два года уже консерватория работает в столице Узбекистана. За это время подготовлено 90 высоко
квалифицированных музыкантовисполнителей, музыковедов, компо
зиторов. Профессорами Ленинград
ской консерватории написаны новые произведения. Заслуженный деятель искусств композитор профессор М. Штейнберг написал «Узбекскую рапсодию». В этом произведении введён в состав симфонического оркестра местный национальный инструмент, придавший особую пре
лесть звучанию оркестра. Профессор Арапов написал музыку к фильму «Насреддин в Бухаре». Композито
ром Гнесиным создано несколько новых музыкальпых сочинений.
Впервые в Узбекистане оркестром консерватории была исполнена 7-я симфония Шостаковича. Наша опер
ная студия поставила в Ташкенте оперы «Иоланта» Чайковского, «Алецо» Рахманинова, «Мадемуазель Фифи» Цезаря Кюи.
При консерватории создано национальное отделение для одарённых детей. Уже принято 60 талантливых ребят. Успешно работает
школа юных дарований при консерватории.
Сейчас в Ленинграде открыт филиал консерватории. Наш коллектив оказывает ему всяческое содей
ствие. В частности, мы пошлём сюда для работы лучших мастеров-исполнителей.

У

ГЕРОЯ Советского Союза капи
тана Сергея Литаврина шестнадцать личных побед. Шестнадцать вражеских машин сражены его руками, взяты в прицел опытным, намётанным глазом.
Битвы у Литаврина были разные. II с истребителями, и о бомбарди
ровщиками, и один на один, и один против многих. Личные победы Литаврина добыты в жарких схватках, и этим определяется его мастерство.
...Пробыв в воздухе положенное время, капитан с ведомыми появился над аэродромом. Им дали посад
ку. Однако в последний момент со
ветские лётчики уже над своим «домом» обнаружили большую груп
пу вражеских маший. 65 бомбардировщиков под прикрытием истребителей держали курс на об’ект, охра
нявшийся полком, где служит Литаврин.
Увидев кило-метров за восемь немецкие самолёты, Литаврин повёл своих ведомых параллельно курсу, который держали фашисты. В этом первом решении командира был за
ложен здравый тактический смысл. Обогнав «Юнкерсов» и сделав свои машины невидимыми на фоне солн
ца, шестёрка Литаврина ударила в лоб противнику. Атака была направлена против ведущего звена «Юнкерсов» и оказалась совершенно неожи
данной для врага. Это был второй тактически правильный шаг командира.
Удар, нанесенный мощным оружием, дал отличный результат: всё ведущее звено «10-88», об’ятое пла
менем, стремительно понеслось к земле. Так было положено начало победе наших лётчиков в этом труд
ном бою. Потеряв свои ведущие экипажи, немцы дрогнули, строй их распался. Наши истребители атако
вали разлетевшиеся по всему небу одиночные фашистские самолёты. Оберегавшие бомбардировщиков «Мессершмитты» оказались не в си
лах сковать боем Литаврина и его друзей. Но капитану всё же при
шлось схватиться и с «Мессершмиттом». Литаврин поймал его на вира
же, когда немец заходил в хвост нашему лётчику. Капитан предупре
дил огонь фашиста. Несколькими молниеносными очередями спереди и по кабине он заставил немца с переворотом уйти в пике, из которого выйти уже было невозможно.
Бой окончился замечательной победой наших лётчиков. Два самолёта сбил Литаврин^ два — Плеха
нов, а всего полк дописал к своему
счёту 13 сбитых вражеских машин и отражённый массированный налёт на важный военный об’ект.
В другой раз Литаврин со своей шестёркой вступил в бой с 40
Герой Советского Союза калитан Сергей Литаврин, сбивший 16 фашистских самолётов и аэростат воздуш
ного наблюдения противника.
Фото Л. БЕНДИЦКОГО.
«Хейнкелями» и 20 прикрывавшими их «Фожке-Вульф-190». Известно, что заход в атаку с высоты и со стороны солнца — выгодный и хоро
ший маневр. Однако Литаврин не принадлежит к числу тех, кто всегда действует по шаблону. Быстро сообразуясь с обстановкой, он принимает такие решения, которые характеризуют его как талантливого, тактически грамотного командира.
В этом бою атака со стороны солнца исключала скрытность под
хода и внезапность удара. Немецкий истребительный заслон, шедший впереди «Хейнкелей», безусловно
парировал бы наступление советской шестёрки. Капитан повёл своих ве
домых под бомбардировщиками, метров на 200 ниже. Левым вира
жем, с небольшим набором высоты ои незаметно подошёл к «Хейнкелям». А дальше всё пошло, как полагается. Придельным огнём с ко
роткой дистанции капитан поджёг «Хейнкеля» и тем увеличил свой счёт до 16 машин.
Этот широкий в плечах, молодой летчик вспоминает, как два года назад, в первые дни войны, оя, со
всем юноша, поднимался в воздух на истребителе. При виде вражеских самолётов он несколько терялся, раньше времени нажимал на спусковой. механизм пулемёта и пушки.
С тех пор не раз вылетал на вы
полнение боевого задания молодой и горячий истребитель. Не раз он гонялся за «Юнкерсами» л «Хейнкелями». Бил их. И они били Литаври
на. Кровью своей прокладывал он путь к мастерству, к высокому зва
нию советского асса. Как-то лётчик возвратился на аэродром с 47 про
боинами в машине. Командир полка сказал тогда:
— Ну, теперь обстрелян, воевать будешь. Бей бомбардировщиков!
И Литаврин бьёт их, бьёт крепко. Он стал воином, который в со
вершенстве овладел своим оружием.
Майор Г. Сожин. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

Паника среди югославских

лакеев Гитлера

СТАМБУЛ, 4. (ТАСС). Белградские и загребские лакеи Гитлера в своих выступлениях и своими меро
приятиями всё явственнее выдают беспокойство за будущее. Предчувствуя грядущее возмездие, сторон
ники Павелича и Недича спешат покинуть своих хозяев, попадающих в положение всё большей изоляции.
Выступая в загребском штабе усташей, Паветич заявил, что даже среди наиболее преданных ему л.иц «есть, к сожалению, такие, которые поддалась враждебной пропаганде и начали колебаться». «Об’явленная Павеличем мобилизация в армию
проходит неудовлетворительно. От явки на призывные пункты укло
няется большинство подлежащих мобилизации. В связи с этим Паве
лич яростно нападал на тех, кто «отказывается носить оружие». В бессильной злобе Павелич усиливает террор и репрессии. По сообщениям павеличевских газет, в Загребе и других городах введены новые огра
ничения для населения, режим чрезвычайного положения становит
ся все более свирепым. 19 августа было об’явлено, иго сокращается ещё на 2 часа время, в течение которого населению разрешается появляться на улицах.
В то же время Павелич пытается завербовать себе сторонников обеща
ниями различных привилегий тем, кто «покается в своих проступкахи будет служить верно властям. В изданном Павеличем декрете ука
зывается, что «дезертиры, которые вернутся в свои части не позднее, чем через 14 дней после опублико
вания декрета, будут полностью амнистированы». Это мероприятие Павелича, как выболтало недавно загребское радио, вызвано тем, что из павеличеваких частей солдаты
дезертируют уже не поодиночке, а крупными группами, часто целыми подразделениями. В частях павеличевской армии часто вспыхивают бунты. Недавно, по полученным здесь сведениям, солдаты одной части
убили овоего командира — усташа Кирина. При «невыясненных обстоятельствах» погиб один из прибли
жённых Павелича некто Гоффман, ведавший снабжением армии.
Накаляется атмосфера также и в той части Югославии, на которую распространяется власть другого не
мецко-фашистского холуя — Недича. Об этом свидетельствует крайне нер
возный тон выходящих в Бел1граде
недичевских газет. Одна из них — «Ново време» в передовой статье заявляет, что «в отсталые слои на
рода всё шире проникает опасный бунтовщнчеокий психоз» и что след
ствием этого является «уход людей в леса», т. е. присоединение их к партизанам.
Особенную ярость газеты вызывает поведение югослав-стай интелли
генции. Газета обвиняет ее в том. что она «духовно питает и мораль
но поддерживает людей, ушедших в леса». Дело не ограничивается одними угрозами. Недичевцы усиливают террор, чтобы вынудить недовольных к повиновению. По сооб
щению той же «Ново време», после убийства партизанами начальника
Крушевацкого округа Марковича, населению всего округа было запре
щено появляться на улицах с 8 час.
вечера до 5 час. утра. Всякая связь между отдельными областями и районами прекращена.
На всей территории, подвластной Недичу, всё шире разгорается пар
тизанская война против оккупантов и их пособников. Белградские газеты сообщают, что 14 августа происходили столкновения между яедичевскими отрядами и партизанами в Ясеницком и Грочанском районах. Население упорно и настойчиво саботирует приказ об обязатель
ной трудовой повинности. Многие врачи, входящие в составы меди
цинских комиссий, производящих освидетельствование мобилизуемых, намеренно освобождают от мобилизации совершенно здоровых людей,
из числа которых многие уходят в партизаны. Это приняло настолько широкий характер, что власти вы
нуждены были издать приказ об обязательной явке на вторичное переосвидетельствование всех лиц, ранее освобожденных от мобилизации по состоянию здоровья.
Учащаются диверсионные акты, направленные против оккупантов я недичевоких властей. В Кикинде были подожжены немецкие оклады; были сожжены также два новых склада с фуражом Пожарами причинены огромные убытки.
ЛОНДОН, 4. (ТАСС). Норвежское телеграфное агентство передаёт, что столкновения между датчанами и немцами продолжаются, хотя гитле
ровская пропаганда заверяет, будто в Дании «царит полное спокойствие». Продолжаются массовые аре
сты. Недавно гитлеровцы атаковали о помощью бронемашин полицейское караульное помещение в Копенгагене.
СТОКГОЛЬМ, 4. (ТАСС). Шведская газета «Дагенс нюхетер» сообщает, что немцы производят массо
вые аресты, имея очевидно целью бросить в тюрьмы всех активных представителей общественной и культурной жизни Дании. Уже арестовано свыше 130 видных датских
деятелей. Немцы установили строгий контроль над датскими газетами, которые печатают только официальные немецкие сообщения.
1 сентября происходили вооружённые столкновения между датчанами и немцами. 31 августа и 1 сентября гитлеровцы арестовали в качестве заложников несколько выс
ших чиновников датской полиции. В ночь на 30 августа в Копенгагене было убито 12 и ранено от 80 до 90 датчан. В эту ночь в Копенгаге
не немцы стреляли по всем лицам, появлявшимся на улицах, в часы, когда по приказу оккупационных властей датчанам было запрещено покидать свои дома. Продолжаются акты саботажа.

Квислинговские министры—

уголовники

СТОКГОЛЬМ, 4. (ТАСС). Среди норвежских квислинговских глава
рей царит неслыханная коррупция. Шведско-норвежское прессбюро сообщает, что квислинговского министра внутренних дел Вильяма Хагелина его же собственные коллеги обвиняют в уголовных аферах. Квислинговец Роальд Дюсте подал Кви
слингу и германским оккупационным властям заявление, в котором в
весьма резком тоне обвиняет Хагелина в уголовных преступлениях. В
частности Дюсте указывает, что Хагелин участвовал в крупном мошен
ническом деле по распродаже огромного количества уворованных продо
вольственных карточек. Боящиеся разоблачений нвислинговские глава
ри предложили Дюсте взять обратно свое заявление, от чего он отказался.

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 3. (ТАСС). Штаб объединенного командования вооруженными си
лами союзников в юго-западной части
Тихого океана сообщает, что авиация союзников сбросила 206 тонн бомб на японские базы на Новой Гвинее, в том числе на Маданг и гавань Алексиса.
Авиация союзников произвела налёт на артиллерийские позиции японского гарнизона в Вила (на острове Коломбангара, Соломоновы острова). Позиции уничтожены. Американская артиллерия на острове Новая Георгия произвела обстрел японских позиций в Вила (остров Коломбангара). У острова Но
вая Ирландия средние бомбардировоч
ные самолеты союзников атаковали флотилию небольших японских грузовых судов. У Новой Британии потоплено 12 японских барж с грузом.
ТОКИО, 3. (ТАСС). Как передает корреспондент агентства Домей Цусин, на
ходящийся на одной из японских ба.з в юго-западной части Тихого океана, 2 сентября крупное соединение бомбардировочных и истребительных самолетов союзников (всего 154 самолета) со
вершило налет на японские позиции на острове Коломбангара. Сбито 13 самолё
тов союзников. Несколько японских самолетов получило повреждения.

ОТОВСЮДУ

* ПРАВИТЕЛЬСТВО Южно-Африканского Союза официально признало Французский Комитет Национального Освобождения на тех же условиях, кото
рые были сформулированы английским правительством.
* ПО СООБЩЕНИЮ агентства Рейтер, в Мельбурн (Австралия) прибыла американская военная миссия. Члены миссии встретились с премьер-министром Австралии Кзртеном.
* ГАЗЕТА «Таймс›› сообщает о том, что комиссар путей сообщения и тор
гового флота Французского Комитета Национального Освобождения Мейер прибыл из Алжира в Лондон для ве
дения переговоров по вопросу об об’е- динении торгового флота Сражающейся Франции и Северной Африки.
* ШТАБ военно-воздушных сил в Северной Африке сообщает, что 2 сентября английские самолёты, оперировав
шие , на западном побережье Греции, нанесли ущерб автотранспорту противника на дороге к Превэзе.
* МОРСКОЕ министерство США об - явило о том, что в декабре прошлого года в районе Алеутских островов бьщ потоплен американский минный траль
щик «Уосмет»; экипаж тральщика был спасён американским танкером.

Тут прошел немец

ХАРЬКОВ, 3. (Спец. корр. ТАСС). Белые, аккуратные, с расписными оконцами и дверьми, хаты. Чисто выметенные дворы. В центре, на площади, среди тополей и дворов —
красивые здания школы, больницы, клуба, сельского совета, правления колхоза и других общественных по
строек. Таким знаем мы украинское колхозное село.
...И вот мы в только-что отвоеванном у немцев украинском селе Печенеги. Седая, сгорбленная ста
руха тащит из леса на возке свой убогий скарб. За возком еле плетутся двое малышей. Ничто не напоминает, что здесь жили люди. Справа и слева торчат обгорелые кирпичные трубы. Вся улица заросла бурьяном. Но вот чудом уцелев
шая хата. Двери и окна выломаны, мебель разбита. Во дворе из бурьяна торчат пружины от матраца -и бо
ковина кровати, разбитые стулья. Потолок и стены хаты забрызганы грязью.
И на улице, и в хате — как будто сто лет не ступала нога челове
ческая. Это в селе, где было до
войны полторы тысячи дворов, с б тысячами населения.
Нет хат, нет улиц, нет дорог, нет
людей. Дикие сорняки, пепелища, пустыня. Когда-то цветущие сёла, местечки, хутора превращены не
мецким зверьём в труды развалин, в кладбище.
Оккупанты приказали жителям сёл и местечек под угрозой расстре
ла выехать в глубокий немецкий тыл. Брать с собой имущество запрещалось. В чём стояли — ухо
дили люди с давно насиженных мест, устраивали в соседних лесах землянки и там ожидали прихода своей освободительницы — Красной Армии. Когда гитлеровцы ловили таких «лесовиков» — кто бы это ни был: ребёнок, старик, женщина. — расстреливали. Однако, ничто не могло запугать советских патриотов.
Теперь в освобождённые советскими войсками населённые пунк
ты возвращаются жители. В село Старый Садтов почти одновременно
о бойцами Красной Армии пришла колхозница Екатерина Копыленко. Там, где стояла , её хата, — пепелище. То же нашёл и колхозник Лиман. Они были первыми посетителями у председателя районного со
вета депутатов трудящихся тов. Василенко, вместе советовались, как начинать сызнова советскую жизнь.

Памяти М. С. Щепкина

24 прелюдии Рахманинова

Песни защитников Москвы

26 дней

на Северном флоте

Положение в Дании

Действующая армия. Отличный мастер ночных полетов лётчик ночной бомбардировочной авиации, гвардии капитан Владимир Павлов, совершивший около К» успешных боевых вылетов в глубокие тылы врага.
Фото Д. ЧЕРНОВА (TAСC).