Над чем работают ученые

Возвращенная

электроэнергия ЭКОНОМИЯ электроэнергии име

ет сейчас, в дни войны, огромное значение. Каждый сэкономлен
ный киловатт-час даёт реальную помощь фронту, ибо с этим связан
дополнительный выпуск продукции промышленными предприятиями. Не только на заводе, но и в на
учной лаборатории делается веб возможное, чтобы сберечь поболь
ше драгоценной электрической энергии. Этим вопросам заяяты и учёные.
Академик К. И. Шенфер расхжа- Вывает, что он уже много лет сле
дит за тем, как расходуется элек
трическая энергия на транспорте и на заводах.
— Сейчас, — говорит учёный, — надо особенно настойчиво добиваться сокращения расходования элект
рической энергии и бороться с её
потерями. К этому нас обязывают условия военного времени.
Чем объяснить, например, потери энергии на транспорте? Эти потери связаны с тем, что при регулирова
нии скорости тяговых двигателей — электропоезда, метро, трамвая или троллейбуса — применяются так на
зываемые реостаты, которые ещё недостаточно совершенны. Реостат
ное регулирование элехстродвигателей неизбежно сопровождается большой потерей энергии. В связи с этим возникает вопрос о возвращении в сеть неиспользованной энергии — её рекуперация.
Глубокая научная разработка этого вопроса показала, что потерн мо
жно значительно уменьшить путём вамены реостатов специальными ма
шинами. Они уже были испытаны в лабораторных условиях во Всесоюз
ном электротехническом институте и в Энергетическом институте Акаде
мии наук СССР. Испытания дали положительные результаты. В технической прессе опубликованы схе
мы машин, заменяющих реостаты. Теперь такие организации, как трам
вайный или троллейбусный тресты, управление метрополитена, а также железные дороги, имеющие электрифицированные участки, могут практически воспользоваться достижениями науки.
Что это даст? По самым скромным подсчётам, замена реостатов новыми машинами может сэконо
мить 20—30 процентов электроэнергии. Нетрудно представить себе, как много топлива можно сохра
нить или сколько дополнительной продукции можно выпустить за счёт такого количества сэкономленной энергии.
При генерировании электроэнергии до последнего времени не велось достаточной борьбы за использова
ние «отбросов», то-есть той энергии, которая теряется в реостатах. В ка
честве примера интересно привести многочисленные случаи потерь
электроэнергии, происходящих от несовершенных методов регулирования скорости электрических двигателей. В асинхронных двигателях, например, регулирование скорости происходит часто путём вклю
чения в цепь ротора добавочных реостатов. Между тем большую экономию можно иметь при «каскадном» соединении асинхронных двигателей, переключении числа полюсов, обмоток статора и ротора и т. д.
Всё это было неоднократно проверено на опытах во Всесоюзном элек
тротехническом институте и Энерге
тическом институте Академии наук СССР. Сейчас полученные результа
ты научно-исследовательской работы будут применены в промышленности.
В последнее время академик Шенфер был занят испытанием дви
гателей внутреннего сгорания. Обычно эти испытания производи
лись довольно примитивно, при чём терялись десятки тысяч киловатт-часов электроэнергии. Вместе с науч
ными сотрудниками Энергетического института Академии наук К. И. Шенфер разработал новый метод испытания двигателей. Он обеспечива
ет возможность возвращения в сеть электроэнергии. Достигается это с помощью специальной электриче
ской машины, которая должна быть расположена на одном валу о испы
тываемым двигателем внутреннего сгорания. Этот метод уже широко внедряется на производстве.
— Всё это, однако, лишь первые шаги, — говорит в заключение академик Шенфер. — В области эконо
мии электрической энергии есть отромные неиспользованные возмож
ности, и задача науки — раскрыть
их, сберечь народному хозяйству миллионы киловатт-часов теряемой энергии.

Помощь железнодорожникам Клина

Коммунисты, работающие на участках Московского узла Октябрь
ской железной дороги, первыми взялись помочь железнодорожникам станции Клин в воосатновлении разрушенного немецко-фашистскими захватчиками хозяйства.
Почин парторганизации Московского узла Октябрьской дороги (сек
ретарь парторганизации тов. Камышев) нашел горячий отклик в Же
лезнодорожном районе столицы. Трудящиеся района приняли шефство над Клинскгам узлом.
Рабочие Сталинских мастерских
собрали два станка — сверлильный и точильный, приготовили полный комплект слесарного инструмента. Стахановцы литейного цеха изготовляют необходимое литье для оборудования, запасные части. Коллектив вагонного участка Октябрь
ской дороги восстанавливает пункт осмотра вагонов. Работники 1-й ди
станции службы пути решили отправить клинским железнодорожникам тонну гвоздей, а также восстановить путейскую будку и снаб
дить ее необходимым инвентарем по снегозащите — лопатами, щитами и т. д.

Неотступно преследовать и
уничтожать врага!» — так озаглавлена передовая «Известий», пожящёяная успешному наступлению астей Красной Армии. «Наши ге
роические воины освободили от враза большую часть Донбасса и ведут ;ражения на Харьковщине н Сумц-ине, Черниговщипе и Смоленщине. Зт истоков великого Дпепра до бе
регов Азовского моря кипит великая битва: доблестные полки Красной Армии выбивают противника с занимаемых им рубежей, без устали гонят его на Запад». Говоря о заме
чательных успехах Красной Армии, газета подчеркивает: «Воины наши и весь советский народ помнят: впе
реди еще много ожесточённых боёв. Враг, из рук которого уходит добыча, будет сопротивляться о бешен
ством зверя. Так крепче же бить врага! Не давать немцам возможно
сти закрепиться на промежуточных рубежах. Неотступно преследовать противника, бить его и с фронта, и о тыла, и с флангов».
чество взрывчатых веществ. Залчал был соединён с клавишей оставленного здесь рояля. Достаточно бы
ло к ней прикоснуться, и дворец взлетел бы на воздух. Сильно ми
нированы были сады и огороды граждан на окраине города. Мальчик, выйдя в огород, поднял с зем
ли арбуз. Раздался взрыв, ребёнок погиб».
Школа № 331 Красногвардейского района получила для школьников новые учебники и канцелярские принадлежности. На снимке: учительницы В. Афанасьева и Н. Минкина сортируют учебники в учи
тельской комнате,.
Фото З. НЕВЕРОВОЙ (ТАСС).

Бытовое

обслуживание рабочих

Овощехранилища в магазинах

ПОЧИН РАБОТНИКОВ
ПИЩЕТОРГА
ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА
„КОМСОМОЛЬСКАЯ ПРАВДА
подробно рассказывает о пленуме Смоленского обкома комсомо
ла. Он состоялся впервые с начала отечествешшй войны. После долгой разлуки вновь встретились комсо
мольские работники Смоленщины. Многие из них за это (время прошли тяжёлый путь борьбы с не
мецкими захватчиками в подполье, в партизанских отрядах. Пленум посвящён вопросам восстановления хозяйства Смоленщины.
„КРАСНАЯ ЗВЕЗДА» публикует потрясающие снимки. Они най
дены у немецкого солдата Людвига, служившего в одпой из каратель
ных частей 16-й немецкой армии. На фотографиях изображено, как ге
стаповцы расстреливают советских людей. Русскому крестьянину связа
ли руки, поставили его на колени перед ямой, и немецкие палачи гото
вятся пустить ему нулю в затылок. Эту страшную расправу творит ко
ротконогий немецкий фельдфебель вместе со своими подручными. Вокруг стоят немецкие солдаты, с яв
ным удовольствием созерцающие казнь. Они стоят в невозмутимых позах. Эти снимки, произведенные немецким фотолюбителем, как нель$я лучше характеризуют немецкую оккупацию. Вот так ведут себя дву
ногие звери-немцы на нашей земле. Так немцы расправляются с безза
щитными русскими людьми за их любовь к Родине.
ОСТРАЯ боль охватывает совет
ский народ, когда предстают перед его главами превращенные в пустыню родные места, когда рас
стилаются дымящиеся пепелища там, где были цветущие города, сёла,
колхозы. Гнев удваивает нашу силу, — указывает в передовой «Прав
да».—Ненависть к врагу придаёт удару сокрушительный размах».
ВОЕННЫЙ корреспондент «Правды» рассказывает об огромной работе по разминированию Харькова. «Саперы работают днём и ночью. Уже овыше 5.000 зданий осмот
рены ими. В подвалах некоторых домов, где помещались общежития немецких офицеров, были найдены мины замедленного действия. Во Дворце культуры железнодорожников было заложено большое коли
„ТРУД» печатает статью подпол
ковника В. Федорова о славном русском лётчике Петре Нико
лаевиче Нестерове, который первый в истории авиации совершил «мёртвую петлю». В. Федоров — товарищ Нестерова по гатчинской авиационной школе.
ПРАКТИКА
ОДНОГО ЗАВОДА
Каждое утро, начиная обход цехов, директор завода приходит и в столовую. Он осматривает котлы, пробует пищу.
Иногда после обхода директор вызывает заведующую столовой и дежурного повара так же, как вызывает он руководителей производственных цехов. Он даёт им указания, делает замечания.
Ежедневно при закладке продуктов на кухне дежурят представители общественного контроля. Ра
ботники столовой знают: если даже директор не сможет сам зайти к ним, парторг ЦК ВКП(б) на заво
де или председатель завкома не вабудут проверить качество пищи.
— Столовая должна работать отлично, — неустанно повторяют на заводе.
Обслуживание рабочих питанием продумано до мелочей. На террито
рии завода две столовых: одна — для рабочих ведущих цехов и ко
мандиров производства, другая — для вспомогательных рабочих. Но требования к качеству обедов и ха
рактеру обслуживания посетителей совершенно равные.
Столовые работают круглые сутки. Таким образом не только днём, но и в ночных сменах рабочие по
лучают горячую пищу. Специальное питание и отпуск молока организованы для женщин, имеющих грудных детей.
Рабочим, которые связаны с непрерывным наблюдением за температурным режимом, пищу приносят в цех.
Предъявляя к столовой высокие требования, завод заботится об укреплении собственной продовольственной базы. Подсобное хозяйство дало неплохой урожай. Есть карто
фель, свёкла, лук, засолено уже 20 тонн огурцов, будут заквашены капуста,. помидоры.
Но завод отнюдь не ограничивает своих забот только организацией хорошего питания. Внимание ко всем сторонам быта рабочих — основа деятельности всех обществен
ных организаций. Общежития уже подготовлены к зиме. Почти полностью завезены дрова. Отремонтиро
ваны здания, пополнена мебель, каждая комната снабжена часами.
В посёлке открыта баня с дезокамерой, организована прачечная, которая стирает белье для общежи
тий, столовых и для рабочнх-одиночек. Работают мастерские по починке обуви и платья. При общежити
ях открыта детская комната для малышей. Магазин ОРС’а практику
ет приём предварительных заказов от стахановцев. На заводе действует парикмахерская, хорошо оборудованы души.
Не забывают здесь и о культурном обслуживании рабочих, об ор
ганизации их досуга. В красном уголке завода три раза в неделю де
монстрируются новые кинофильмы, даются концерты,
В продолжение 13 месяцев этот завод, где главным инженером тов. Чернышев, выходит победителем в социалистическом соревновании. Ав
густовскую программу коллектив выполнил на 109,2 процента.
Л. Белецкая.
Работники пищеторга Ленинского района проявили ценную инициа
тиву. Стремясь заготовить впрок как можно больше овощей и картофеля, они решили создать дополнительные овоще хранипища и базы непосредственно при магазинах.
— В текущем году, — рассказывает директор шищеторга тов. Пан
телеев, — мы должны заготовить 1.000 тоня овощей. Однако виды на урожай дают полную уверенность в том, что мы сможем заготовить кар
тофеля и овощей больше. С этой целью решено попользовать под овощехранилища все подвальные помещения магазинов. Ha-днях на сове
щание торговых работников района пригласили специалистов-овощников я работников плодоовощной конторы. Обсуждался вопрос об оргааизацни овощехранилищ. Работники плодоовощной конторы и овощники обязались помочь магазинам как в обо
рудовании хранилищ, так и в закладке овощей.
Сейчас в районе уже начались работы по оборудованию новых ово
щехранилищ. Магазин И 1 подго
товил помещение и начал засолку помидоров, которых предполагает засолить до 10 тонн. Вслед за ним приступают к засолке огурцов и помидоров магазины ММ 9, 24, 25 и другие. Это мероприятие даёт нам возможность дополнительно заготовить на зиму для снабжения населения несколько сот тонн овощей и картофеля.
Почин работников райпищеторта застуживает внимания. Если даже половина магазинов города оборудует в своих подвалах овощехра
нилища, это позволит дополнительно ваготовить на зиму большое количество картофеля и овощей.

Выигрышные вклады

ПЕРЕД ВТОРЫМ ТИРАЖОМ
В сентябре прошлого года сберегательные кассы начали принимать от населения выигрышные вклады, доходы по которым выплачиваются в виде выигрышей, размером не ниже 50 процентов вклада. В апре
ле 1943 г. состоялся первый тираж. В Москве на тысячу счетов были разыграны один выигрыш в 200 процентов к среднему размеру вкла
да, два в 100 преценто® и двадцать два в 50 процентов,,
Выигрышные вклады пользуются большим успехом у москвичей. В первом тираже выигрышей участво
вало более 4 000 человек, многие из которых выиграли весьма крупные суммы. Так, владелец выигрышного вклада по счету М 6 сберегатель
ной кассы М 5287 Свердловского района выиграл 3 700 рублей, вла
делец счета Ms 6 в сберегательной кассе М 1 Краснопресненского рай
она—3 222 рубля, владелец счета № 74 сберкассы № 10 Красногвардейского района—3 194 рубля ит. д.
Сейчас сберегательные кассы столицы готовятся ко второму тиражу по выигрышным вкладам. Он состоится в первых числах октября.
В настоящее время количество выигрышных вкладов превысило 6 тысяч, причем сумма их составляет более 14 миллионов рублей. Коли
чество вкладчиков, которые примут участие в тираже, все время растет.
Работница завода «Пролетарский труд» М. Каравашкина и сотрудница одного из институтов М. Борисова, проживающие в доме № 58 по ул. Некрасова, имеют огородные участки. Они с любовью ухаживали за огоро
дом и получили большой урожай овощей, обеспечив ими себя на всю зиму. На снимке: М. Каравашкина и М. Борисова на своем огороде.

Фото К. ВДОВИНОЙ. В трамвайном депо

Навстречу заме

Вдоль трамвайных линий у скверов и парков столицы снова навешены таблички «Осторожно: листопад». Это как бы предвестники приближающейся зимы.
В цехах трамвайных депо ход пред-зимыих работ заметно отстает от графика. Некоторые депо не вы
полнили августовского плана, хотя и у них нет недостатка в примерах хорошего отношения к делу на отдельных участках.
В Артамоновском депо обещают зимой выпускать на линию вдвое больше вагонов, чем в зиму прош
лого года. Многие вагоны, взятые с «кладбища», восстановлены вновь и сегодня исправно несут свою службу на линиях.
Техническое состояние подвижного состава значительно улучшает
ся. Не будет сточенных до предела бандажей. Созданная в депо ли
тейная обеспечивает вагонный парк своими тормозными колодками. Во вновь построенной бакелитовой ма
стерской будут прессоваться детали электрооборудования и тормозные
колодки из бакелита. Бригада тов. Канунникова досрочно заканчивает ремонт трёх снегоочистителей.
Открытие новых цехов и мастерских позволит работникам депо в течение зимних месяцев системати
чески и планомерно ремонтировать вагоны.
Крупная ремонтная база создала в депо имени Баумана. Здесь построен цех под’емочного ремонта го
лубых вагонов, цех для сложного ремонта электроаппаратуры, элект
росварочный, кузнечный и литейный цехи. В новых цехах уже ос
воено производство 33 и реставра
ция деталей 16 наименований. Это позволяет работникам депо несколь
ко опережать график подготовки вагонного парка к осенне-зимним перевозкам.
Но все это лишь часть работы по подготовке к зиме.
Водители, кондуктора, ремонтные рабочие — от них в большой мере будет зависеть бесперебойная рабо
та трамвая зимой. Среди них нема
ло людей, с честью выполняющих свой долг в тяжелых условиях во
енного времени. 60 водителей-луиинцев насчитывает сейчас депо имени Баумана. Они .любовно ухаживают за своими вагонами, участвуют в их ремонте после шестиднев
ного пробега и при ночных осмотрах. Их вагоны не имеют ни одно
СЕМИНАР УПРАВЛЯЮЩИХ
ДОМАМИ
Жилищное управление Кировского района организовало семинар для уп
равляющих домами. 35 человек изучаютеорию и практику котельного хозяю ства. Практические занятия проводятся в котельной. Здесь под наблюдение
теплотехника тов. Феоктистова управ
ляющие домами знакомятся с котлами, правилами хранения и сжигания топлива.
ДЕТСКИЕ САДЫ В ПЕРВОМАЙСКОМ
РАЙОНЕ
Исполком Первомайского райсовета расширяет существующую сеть детских садов. Дополнительно будет принято 525 детей.
На Н-ском заводе дополнительно зачисляются в детсад 25 детей, матери которых будут обеспечены работой на заводе,
Создаются детские сады и при двух райжилуправлениях района.
ПРОИЗВОДСТВО ВЫСОКОПИТАТЕЛЬНЫХ
КОНЦЕНТРАТОВ
Завод пищевых концентратов, где директором тов. Здобнов, за последние полгода увеличил выпуск продукции в полтора раза. Предприятие освоило производство высокопитательных концентратов из свежих овощей — борща, щей, картофельного пюре. Организуется цех по выпуску сухих фруктовых напитков.
ПРОДУКЦИЯ ТРИКОТАЖНОЙ
ФАБРИКИ
Трикотажная фабрика промтреста Железнодорожного района работает на отходах производства. Несмотря на это, ее продукция высокого качества. Создан красильный цех. пряжа окраши
вается в различные цвета. При вязке мастерицы строго следят за сочетанием цветов.
Партию детских рейтуз и кофточек фабрика изготовила сверх плана для школьников-первоклассников. Сейчас предприятие занято изготовлением товаров осенне-зимнего ассортимента. Начат выпуск шерстяных платков-палан
тинов. В августе фабрика дала 3.000 трикотажных изделий сверх плана.
Лауреат Сталинской премии академик И. Якушкин (справа) беседует с огородниками на совещании в редакции «Вечерней Москвы».
Фото Л. СМИРНОВА.

У школьников

КРАСНОЙ

ПРЕСНИ

Земля была ещё покрыта снегом, когда в 105-й школе Краснопресненско
го района начались подготовительные работы к посадкам на огороде. В на
чале июня был уже собран первый урожай —150 пучков редиса. Летом во
семь школьных бригад выращивали на пришкольном участке свёклу, морковь, капусту и другие овощи.
Однако работой на пришкольных огородах летом была занята лишь часть
ребят. Много детей Краснопресненского района учились шитью, кройке и ху
дожественной вышивке в кружках детских комнат домоуправлений и на летних площадках школ.
Много детей работало в различных мастерских по самым разнообразным
специальностям. В 81-й школе была мастерская по заливке галош, в 89-й школе — переплётная, в 110-й — столярная.
В 103 и 101-й школах были созданы кружки юных электротехников и слесарные. Юные электротехники и слеса
ри проделали значительную работу при
подготовке школ к новому учебному году.
Больше 1000 школьников старших классов выехали в колхозы и совхозы области для уборки картофеля.
ГОРОДСКОЕ огородничество —
дело новое. Особенно массовое развитие оно получило в эти воен
ные годы. Столица нашей великой родины Москва показала замечатель
ные обра-зцы борьбы за высокий урожай на городских и пригород
ных землях. Тут безусловно дала себя знать работа общественных ор
ганизаций и районных агрономов, так же как и изумительная отзывчивость населения на все требования передовой сельскохозяйственной науки.
Многие москвичи в первом же году своей работы на огородном участке с успехом применили по
садку верхушками, бесжлубневую
посадку картофеля, уплотнённые посевы, мульчирование, не говоря уже о целой системе удобрительных поливов, подкормок и т. л.
Эти факты не могут не радовать. Они наглядно показывают, что огородничество в Москве, равно как и в других городах, может быть поднято на новую, ещё более вы
сокую ступень. Практически это означает, что уже в самые бли
жайшие годы урожаи картофеля и овощей могут быть удвоены и утроены.
Однако на этом пути предстоит преодолеть серьёзное препятствие— недооценку роли осенних полевых работ. Все согласны, что основы урожая закладываются осенью, и

Начинать борьбу за урожай с осени

Из выступления на совещании огородников в редакпии «Вечерняя Москва».

Академик

И. Якушкин

фекальные массы. Закопать их нужно на полную глубину перекоп
ки. Это будет основное удобрение, которое необходимо для получения высокого урожая.
Необходимо также обеспечить пищевыми веществами весь пахотный слой. Натвыоший урожай достигается путём сочетания основного удобрения, вносимого на пол
ную глубину осенью, с весенними и летними подкормками.
Больную ботву, другие остатки от урожая и сорняки необходимо удалить с участка, так как они опасны для развития растений в будущем году. Надо также использовать снятую весной с целины дернину. Ведь это же самая цен
ная часть почвы. Если не удалось её закопать весной, то обязательно надо внести ее в почву осенью.
О семенах и рассаде у нас обычно начинают заботиться тогда, ког
да уже надо сеять. Именно поэтому очень многие огородники получают
семена, свойств которых они сами не знают. Бывает и так, что берут и сажают плохую рассаду, так как хорошей уже не оказалось. Важно, чтобы огородные коллективы соз
дали собственную семеноводческую базу. Но для этого нуяяно, чтобы теперь же закладывались на хранение семенники корнеплодов, от
бирались первоклассные семена со спелых плодов самых высокоурожайных растений, а также строились свои парники и теплички.
Опыт нынешнего года подтвердил, что на наших огородах с успехом могут выращиваться такие «южане», как фасоль и целый ряд дру
гих ценных культур. Их семена нужно обязательно собрать и хранить как можно более тщательно.
Наряду с этим пора, думается мне, устранить то разграничение, какое существует в овощеводстве между кормовыми и «головыми сор
тами. В пищу пригодны, например, те урожайные сорта бобов, которые называются конскими. Кормовая
свёкла в молодом возрасте во всех отношениях заменяет столовую свёклу, и растёт она гораздо бы
стрее. Во многих случаях целесооб
разно заменить репу такой высокоурожайной культурой, как турнепс.
Особое внимание москвичам-огородникам следует обратить на выращивание лука. Трёхлетняя длительность в развитии этой культуры должна быть отброшена. Культуру лука надо превратить в двухлетнюю. Ряд сортов даёт при условии применения рассады в пер
вый же год крупный полноценный лук-репку. Отсюда — нужно стре
миться перейти к получению лукарешш, иопользуя рассадный метод.
Между уборкой урожая и периодом замерзания почвы остается ма
ло времени. Уже указывалось, что огородники имеют возможность не торопиться с копкой картофеля. Но поздняя уборка потребует вместе с тем особо напряженной работы по перекопке почвы её подготовке
под новый урожай. И здесь надо добиться, чтобы буквально каждый метр наших огородов был глубоко вскопан, получил основное удобре яие, сделался вполне культурным
В дни, когда Краоная Армия наносит сокрушительные удары немецко-фашистским захватчикам, москвичи Наряду с производственными победами у станков и машите должны дать новые образцы высокопроизводительного груда и г борьбе за высокий урожай на огородных участках,будущем, 1944 году.
ХРОНИКА
ФАБРИКА
ШИРПОТРЕБА
Из нескольких цехов комбината бытового обслуживания Таганского райо
на организована кожно-галантерейная фабрика по выпуску обуви, меховых изделий и др.
СОЛЬ «МАЖЕФ››
Завод, где директором тов. Каражас, освоил производство соли «Мажеф››. Она вполне заменяет паркеровский поро
шок, применяемый для предохранения металлической поверхности оборудования от коррозии.
ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ СЕЗОН
В БАССЕЙНЕ
В бассейне для плавания Пролетарского района началась подготовка к осенне-зимнему сезону. В ближайшие дни здесь приступают к ремонту патолка, стен и трибун.
Подача заявок для проведения занятий в бассейне уже началась. Больше 20 физкультурных организаций и учебных заведений просят отвести им ча
сы для занятий по плаванию. Заявку подали также Институт физкультуры им. Сталина и клуб Военно-Морского Флота.
Прием заявок продолжится до 18 сентября.
Осенне-зимний сезон в бассейне откроется в первых числах октября.
* НА ПРЕДПРИЯТИЯХ Первомайского района насчитывается около тысячи читчиков. В обеденные перерывы они проводят в цехах громкие читки сводок Со
ветского Информбюро, художественой и политической литературы и т. д. Отдел агитации и пропаганды Первомайского райкома ВКП(б) решил про
вести кустовые совещания читчиков по отдельным предприятиям. Цель этих совещаний — обмен опытом. Первое такое совещание состоялось вчера.
* С НОВОГО учебного года возобновляют свою работу в Москве Московский институт механизации и электрифика
ции сельского хозяйства им. В. М. Молотова, Московский гидромелиоративный институт им. Вильямса и Московский ветеринарный институт.
гем не менее далеко не все действуют в соответствии с этой простой агрономической истиной.
Как совершенно правильно .указывалось на недавнем совещании активистов-огородников, созванном редакцией газеты «Вечерняя Моск
ва», интерес к огородничеству осенью обычно падает и проявляется вновь только перед весной.
В нынешнем году многие москвичи слишком рано прекратили про
полку своих о-городных участков. В результате кое-где появилось мпого сорняков. А ведь такие оорняки, как лебеда, могут осеменить
ся и тем самым ухудшат развитие культур в будущем году. Вот почему так важно своевременно про
вести глубокую перекопку участка и заранее, выбрать те культуры, которые будут выращиваться на от
дельных частях участка в 1944 году. Прежде всего не должна по
пасть капуста на те участки, где она была посажена .в нынешнем году.
Внесение осенью основного удобрения также должно быть связано с выбором культуры, Осеннюю пере
копку нужно использовать для того, чтобы внести в качестве удобрений фосфоритную муку, навоз, компост,
го возврата в депо, ни одного простоя на линии по технической неис
правности. Водителям Максименковой и Волковой решением исполко
ма Моссовета присвоено недавно звание лучших водителей московского трамвая.
Но среди водителей того же депо есть немало и таких, которые нуждаются и в повышении квалификации, и в повышении чувства ответ
ственности за свою работу. Наезды на не переведенную стрелку, необо
снованное возвращение в депо, оставление незаторможенного вагона без надзора на линии и другие грубые нарушения правил, к сожале
нию, не отошли еще в прошлое. А ведь всякая расхлябанность мож^т
вызвать серьезные последствия. При депо созданы курсы повыше
ния квалификации для водителей,
кондукторов, слесарей, электриков и работников других квалификаций.
Что же делают администрация и общественные организации депо для того, чтобы повысить у людей чув
ство ответственности за порученное им дело?
Ничего. Дальше критики в стенгазете дело обычно не идет. Воспитательная работа развернута недо
статочно. Опыт передовых водителей, кондукторов, ремонтных рабочих плохо популяризуется.
Сильно отстает ремонт производственных помещений. В депо имени Баумана (начальник тов. Малярчук) работы ведутся пока только хозяйственным способом. Трест «Моспульт жил строй», еще в июле заключивший договор с депо на
ремонт цехов, до сих пор к работе не приступал. Создалось нелепое положение, при котором руководство депо как бы не несет ответст
венности за подготовку цехов к зцме.
В Артамоновском депо (начальник тов. Панов) крыши вагонных сараев дают течь, ветер гуляет по цехам. Не навешены и двери сараев.
Открытые двери, разбитые стекла —плохой аттестат руководителям и
общественным организациям депо. Они обязаны позаботиться, чтобы хорошо выполненный ремонт про
изводственных помещений был закончен в срок.

М. Климов.

ЛЕКЦИОННОЕ БЮРО
при Комитете по делам высшей школы при СНК СССР
10 сентября в Колонном зале Дома союзов состоится пуб
личная лекция доктора юриди
ческих наук, профессора А. Н. Трайнина
на тему
ОБ УГОЛОВНОЙ
ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГИТЛЕРОВЦЕВ
ПЛАН ЛЕКЦИИ
1. Международное право о законах и обычаях войны; 2. Нарушение немцами военных зако
нов и обычаев в мировой войне 1914—1918 гг.; 3. Версальский мир и вопрос об ответственности Вильгельма; 4. Комедия суда над преступниками войны 1914 — 1918 гг.; 5. Разбойничий герман
ский империализм. Гитлеровская система организованного государственного бандитизма; в. Уголов
ная ответственность Гитлера и его клики, вдохновителей и по
собников немецко-фашистских злодеяний; 7. Уголовная ответст
венность немецких офицеров и солдат, виновных в совершении злодеяний; 8. Уголовная ответственность частных лиц за пре
ступное участие в злодеяниях гитлеровцев: 9. Суд идет.
Начало лекции в 7 час. 30 мин. вечера. Цены билетов от 2 до 5 рублей. Билеты продаются в кассе Колонного зала Дома сою
зов (Пушкинская ул., дом № 1, под’езд № 3)„
ЛЕСОРУБАМ—
МОСКВИЧАМ
В Рыбинском леспромхозе на заготовке дров для столицы работают москви
чи — рабочие и служащие предприятий и учреждений Пролетарского и Куйбышевского районов. Организации, пославшие москвичей на лесозаготовки, поддерживают с ними живую связь.
Ha-днях Пролетарский райисполком прислал лесорубам 200 пар обуви. Пребывают посылки и от коллективов отдельных заводов и учреждений. На ле
соучастки приехал ансамбль артистов Дворца культуры автозавода им. Сталина.
ЕДИНЫЙ ДЕНЬ
ВСЕВОБУЧА
Единый день военного обучения установлен на предприятиях Ленинского района столицы. Раз в неделю с утра до вечера молодежь изучает военное дело. Дополнительно в программу введена обязательная физзарядка.
Единый день всевобуча вводится на
многих предприятиях Москвы.