Великий русский писатель-патриот

КОГДА Лев Толстой еще не был
автором ни «Войны и мира», ни «Анны Карениной», когда им были написаны только «Детство и отрочество» и несколько военных рассказов, Некрасов писал ему 2 сентября 1855 г. в осаждённый Севастополь: «Я не знаю писателя Те
перь, который бы так заставлял ловить себя н так горячо себе со
чувствовать, как тот, к которому пишу. Вы начинаете так, что за
ставляете самых осмотрительных
людей заноситься в надеждах очень далеко».
Год спустя Н. Г. Чернышевский в своей критической статье
о Толстом. отдавая должное теп немногим повестям и рассказам, какие были им тогда написа
ны, в то же время говорил: «Мы предсказываем, что все, данное доныне гр. Толстым нашей литера
туре, — только залоги того, что со
вершит он впоследствии; но как богаты и прекрасны эти залоги!..»
Прошло двенадцать лет. Вышла в свет величественная гениальная нарцдно-исторнческая эпопея «Война н мир», п Тургенев, сам считавшийся многими первым русским рома
нистом, со свойственным ему благородным беспристрастном и об’ек
тнвностью пишет В. П. Боткину 27 февраля 1868 года: «Вся бытовая сторона (и военная) удивительна: есть тут вещи, которые не умрут, пока будет существовать русская речь... В этом романе столько красот первоклассных, такая жизнен
ность и правда, и свежесть, что с появлением «Войны и мира» Тол
стой стал на первое место между всеми нашими современными писателями».
Но Толстой занял первое место не только среди русских писателей. Ха
рактеризуя гений Л. Толстого,
Ленин говорит, что великий русский писатель «сумел поставить в своих работах столько великих вопросов, сумел подняться до такой художественной силы, что его произведе
ния заняли одно из первых мест в мировой художественной литературе».*) Уже в 1880 г. Густав Флобер, прочитав во французском переводе «Войну и мир», писал Турге
неву: «Это перворазрядная вещь! Какой художник и какой психолог!»
Можно было бы исписать много страниц, если бы начать приводить все восторженные отзывы о Толстом, принадлежащие лучшим пред
ставителям мировой литературы. «Я всегда питал глубочайшее бла
гоговение к этому величайшему из поэтов»,—писал французский писа
тель Октав Мирбо, узнав о смерти Толстого. Анатоль Франс писал тогда же: «Преклонимся перед величественной мыслью, которая стоит
высоко над человечеством. Века по
надобились для Эллады, чтобы в ней появился Гомер. В России же...
родился Толстой, точно источник, вышедший из скалы. Из этого источника в продолжение веко® будут пить люди».
Будучи мировым художником, оказавшим глубочайшее влияние на
западную литературу, Толстой был прежде всего русским национальным гением, патриотом, горячо лю
бившим свою страну и свой народ.
Вся его долгая жизнь прошла под знаком этой любви к родному народу.
Как изображенный им в «Анне Карениной» Левин, он с молоком бабы-кормилицы впитал в себя любовь к русскому трудовому наро
ду. Ему была понятна и близка психология русского крестьянина, он знал и любил его быт, его нравы. Устами героя своей повести «Семейное счастье» Толстой говорил:
— ...Народ везде отличный! Чем больше его знаешь, тем больше любишь.
Толстой восхищался моральной и физической силой русского народа, его выносливостью, стойкостью и выдержкой в труде, его стремлени
ем к справедливости, мужеством в опасности. Его поражал свойственный русскому народу артельный дух, проявляющийся даже в народ
ном языке: русский крестьянин и рабочий, говоря лично о себе, боль
шей частью говорит «мы», а не «я». «Одного русского человека по
чти никогда нет, — писал Толстой в очерке «Разговор с прохожим». — Нетто, когда он делает что-нибудь плохое, тогда — «я». А то семья — «мы», артель — «мы», обчество — «мы».
Толстой изумлялся спокойствию я твердости русского народа в несчастиях и бедствиях. Пооле боль
шого пожара в Ясной Поляне (в
1883 г.), когда у многих крестьян сгорело всё имущество и весь ыеб, он писал жене: «Сейчас хо
дил по погорельцам. И жалко, н
страшно, и величественно — эта сила, эта независимость н уверенность в своей силе и спокойствие».
Толстой внимательно и серьезно изучал историю русского народа. В 1870 г., читая «Историю России» Со
ловьева, он обратил внимание на то, что у Соловьева игнорируется роль народа в истории России. В неопубликованной записной книжке под 4 апреля 1870 г. он записал:
«Кто и как кормил хлебом весь этот народ? Кто делал парчи, сукна, платья, камки, в которых щего
ляли цари и бояре? Кто ловил черных лисиц и соболей, которыми Дарили послов, кто добывал золо
то и железо, кто выводил лошадей, быков, баранов, кто строил дома, дворцы, церкви, кто перевозил то
вары? Кто воспитывал и рожал этих людей единого корня? Кто блрл святыню религиозную, поэзию народную, кто сделал, что Богдан
Хмельницкий передался России, а не Турции и Польше?».
«Народ живет» — этими словами заканчивает Толстой изложение мы
слей, вызванных в нем чтением «Истории России» Соловьева. Это
он, русский народ, производил все богатства — и материальные, и ду
шные — в древней Руси. Ня.род создал «великое, единое», мощное русское государство.
Толстой утверждал, что произведения народного творчества будут вить вечно и никогда не умрут.

К 115-й годовщине со дня рождения

Л. Н. Толстого

«Песни, сказки, былины — всё простое — будут читать, пока будет русский язык», — писал он Н. Н. Страхову 25 марта 1872 г. Он вы
соко ценил народные пословицы, эти, по его выражению, «народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и получают вдруг значение глубо
кой мудрости, когда они сказаны кстати».
месяце». Рассказ этот — настоящий гимн мужеству героев севастопольской обороны. «То, что они де
лают, — говорит Толстой в этом рассказе, — делают они так просто, таг» мало-напряженно и усилешш, что, вы убеждены, они еще могут сделать во сто раз больше... они все могут сделать». В них чувство, «лежащее в глубине каждого — любовь к родине».
Писатель сам признавал, что его творчество, как и творчество всех крупных русских писателей, кор
нями своими уходит в творчество народное.
— Мы все, — сказал он однаж ды, — учимся у народа. Ломоносов, Державин, Карамзин, Пушкин, Гоголь и даже о Чехове это можно сказать, да и я.
Толстой восторгался русским народным языком. «Язык, которым говорит народ н в котором есть звуки для выражения всего, что толь
ко может желать сказать поэт, мне мил», — писал он в том же письме к Страхову. Народному языку Толстой учился не только у яснополянских крестьян. Он ходил на киевское шоссе, пролегавшее невдалеке от Ясной Поляны, н тут загова
ривал с прохожими, странниками, рабочими, отправлявшимися на от
хожие промыслы. При нем всегда была записная книжка, в которую
он и заносил все услышанные им характерные народные слова и выражения, которыми пользовался затем в своих художественных произведениях.
Он был превосходным знатоком и психологии и быта русского солда
та и офицера. И он знал их не по наслышке, не с чужих слов, а по непосредственному личному обще
нию в условиях и мирной и боевой обстановки на Кавказе и в Севастополе. Ни один из русских писателей не сумел с такой поразительной силой изобразить всю душев
ную красоту и доблесть русского солдата и офицера, как это сделал Толстой в своих кавказских и сева
стопольских рассказах и в гениальной эпопее «Война и мир».
«Дух русского солдата, — говорит Толстой в рассказе «Рубка леса», — не основан так, как храб
рость южных народов, на скоро воспламеняемом и остывающем энтузи
азме: его так же трудно разжечь, как и заставить упасть духом. Для него не нужны эффекты, речи, во
инственные крики, песни и барабаны; для него нужны, напротив, спокойствие, порядок и отсутствие всего натянутого. В русском, настоящем русском солдате никогда не заметите хвастовства, ухарства, жела
ния отуманиться, разгорячиться во время опасности: напротив, скромность, простота и способность ви
деть в опасности совсем другое, чем опасность, составляют отличительные черты его характера».
В 1854 г. Толстой прибыл в осажденный Севастополь, и здесь он увидал высокие образцы мужества в опасности и бесстрашия перед смертью, и то, что он увидал, привело его в восторг. В таком востор
женном состоянии он писал своему брату С. Н. Толстому 20 ноября 1854 г. «Дух в войсках выше всяко
го описания. Во времена дреэней Греции не было столько геройства... ...Ранеиый солдат, почти умирающий, рассказывал мне, как они брали •24-го (октября) французскую бата
рею и их не подкрепили; он плакал навзрыд. Рота моряков чуть не
взбунтовалась за то, что их хотели сменить с батареи, на которой они простояли 30 дней под бомбами. Солдаты вырывают трубки из бомб.
Женщины носят воду па бастионы для солдат; многие убиты и ране
ны. Священники с крестами ходят на бастионы и под огнем читают молитвы. В одной бригаде 24-го бы
ло 160 человек, которые раненые не вышли из фронта. Чудное время!— заканчивает Толстой свое письмо, — Мне не удалось и одного раза быть в деле, но я благодарю бога за то, что я видел этих людей и живу в это Ьлавное время».
Этот героизм и мужество защитников Севастополя Толстой глубоко и прочувствованно отразил в своем рассказе «Севастополь в декабре
«Надолго, — говорит Толстой в заключение своего рассказа, — ос
тавит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский».
Русский народ является героем также и созданной Толстым гран
диозной эпопеи «Война и мир». В черновиках своего произведения Толстой так и говорит; «Я старался писать историю народа». «Чтобы произведение было хорошо, — го
ворил Толстой, — надо любить в нем главную, основную мысль. Так в «Войне и мире» я любил мысль народную...».
И эта основная «народная» мысль проникает все великое творение Толстого. В войне 1812 года, гово
рит Толстой, «решался вопрос жи
зни и смерти отечества». Война эта имела «свое дорогое русскому серд
цу народное значение». «Для всех русских людей, — говорит Толстой, — тогда было общее желание — изгнание французов из России н
истребление их армий». Весь народ ставил себе одну общую цель: «очи
стить свою землю от нашествия». Эта цель стояла одинаково как перед армией так и перед гражданским населением.
«Для русских людей не могло быть вопроса, хорошо ли или дурно будет под управлением фран
цузов в Москве,—говорит Толстой. —« Под управлением французов
нельзя было быть: это было хуже всего».
Так держало себя гражданское население.
В армии по мере ее отступления и по мере того, как французские войска двигались вперед, разоряя и опустошая страшу, возрастал дух ненависти и озлобления против врага. Отступление не уменьшило, а, напротив, увеличило моральную силу русского войска.
Настроение русской армии перед Бородинским сражением хорошо пе
редал раненый солдат, встреченный Пьером Безуховым в Можайске. Сол
дат этот сказал Пьеру: «Всем наро
дом навалиться хотят. Одно слово —Москва. Один конец сделать хотят».
Представителем народа в войне 1812 года, выразителем народных чувств и стремлений Толстой счи
тает Кутузова. Кутузов по многим
причинам дорог и близок Толстому: и потому, что он русский человек и что «погибель французов было его единственное душевное жела
ние»; и потому, что он бережет кровь русских людей и говорит, что «за десять французов он не от
даст одного русского». Кутузов, по мнению Толстого, «являет необычайный в истории пример самоотвер
жения и сознания в настоящем будущего значения события». И ис
точник этой необычайной силы прозрения в смысл совершающихся событий Толстой видит «в том народном чувстве, которое он (Куту
зов) носил в себе во всей чистоте и силе его».
В то же время Кутузов глубоко симпатичен Толстому я как личность. В противоположность Напо
леону, который говорит напыщенно, театрально, каждым своим словом старается произвести эффект, лю
буется самим собою, Кутузов прост и естественен в обращении. Всякая фальшь, напыщенность, искусствен
ная приподнятость ему противны И чужды. Кутузов для Толстого — «простая, скромная и потому истинно величественная фигура».
Большое внимание уделяет Толстой описанию партизанской войны. Партизанская война — это война
чисто народная; этим она вызывает особенное сочувствие Толстого
Толстой рисует несколько типов русских партизан двенадцатого го
да. Это, во-первых, офицер Василий Денисов, будущий декабрист, энтузиаст партизанского движения, утверждающий, что для борьбы о На
полеоном может быть «только одна система — партизанская», не робе
ющий ни перед неприятелем, ни перед начальством, бесстрашный в сражениях, выговаривающий своему подчиненному за то, что он нагибается под пулями («Кто там кла
няется? Юнкер Маронов, нехорошо! На меня смотрите!»).
Другой партизан — офицер Долохов, удалая сорви-голова, проникающий во французском мундире в глубь французского лагеря, узнаю
щий там всё, что ему нужно знать, и затем нападающий со своим небольшим отрядом па французский
отряд, во много раз превосходящий его численностью.
Наконец, это смоленский крестьянин Тихон Щербатый, представитель тогб русского трудового крестьянства, которое, не стерпев разо
рений и унижений, причиняемых ему французами, взялось за оружие, чтобы истреблять «миродеров».
Очень значительны те страницы произведения Толстого, где он рассказывает о восстановлении после отступления французов разрушен
ной и сожженной Москвы, Он сравнивает город с разоренным мура
вейником, в котором, несмотря на произведенные в нем разрушения, не прекращается жизнь. «Так же
как, глядя на рассыпанных вокруг разоренной кучки муравьев, несмо
тря на полное уничтожение кучки, видно по цепкости, энергии, по бесчисленности копошащихся насеко
мых, что разорено всё, кроме чегото неразрушимого, невещественного, составляющего всю силу кучки, — так и Москва в октябре месяце, несмотря на то, что не было ни на
чальства, ни церквей, ни святыни, ни богатств, ни домов, была тою
же Москвою, какою была в августе. Всё было разрушено, кроме чего-то невещественного, но могущественнейшего и неразрушимого».
Это могущественное и неразрушимое был творческий, созидатель
ный дух русского народа. Народ, нашедший в себе силу разгромить армию захватчиков и изгнать ее с своей земли, нашел силу также и для того, чтобы залечить тяжелые раны, причиненные войной.
«Да как же не радоваться, живя ореди такого народа, как не ждать всего самого прекрасного от такого народа», — писал Толстой в 1909 году в рассказе «Разговор с прохожим».
Эта вера в творческую, созидательную мощь народа, в его целпкую моральную силу не покидала Толстого всю его жизнь. И неугасимым пламенем горит эта вера в произведениях писателя, дорогих сердцу каждого русского человека.
Сейчас, в дни отечественной войны, когда весь наш народ самоотверженно борется за изгнанце нена
вистного врага с советской земли, мы с особенным уважением и гор
достью отмечаем юбилейную годов
щину со дня рождения писателя, великие произведения которого при
зывают нас к беззаветной борьбе за счастье родины и народа.
Проф. Н. Гусев.

Бомбардировка нашей авиацией железнодорожных узлов

Гомель, Нежин, Красноармейское, Волноваха

В ночь на 7 сентября наша авиация произвела налёты и бомбардировала скопления немецких воинских эшелонов на железнодорож
ных узлах Гомель, Нежин, Красно
армейское, Волноваха. Наблюдением экипажей наших самолётов отмечены прямые попадания бомб в эше
лоны противника. Возникли пожары, сопровождавшиеся взрывами.
В ту же ночь наша авиация продолжала наносить удары по войскам н технике противника на Смоленском направлении и юго-западнее г. Сумы.
Все наши самолёты вернулись на
свои аэродромы.

Десантные операции английских

и канадских войск в Южной Италии

Е Исторической музее. Зал великого русского полководца А. В. Суворова.
Фото О. ЛАРИЧЕВА.

Неизвестные

детские рассказы

Л. Н. Толстого

Государственная ордена Трудового Красного Знамени библиотека им. Салтыкова-Щедрина выпустила 6-й том своих трудов, озаглавлен
ных — «Лев Толстой», В этом томе приводятся высказывания Ленина о Толстом, даты, связанные с жи
знью и творчеством Л. Н. Толстого, перечень и обзорный материал по его произведениям. Здесь же приводится переписка Толстого с от
дельными выдающимися деятелями.
Как сообщил в беоеде о нашим корреспондентом исследователь твор
чества Л. Н, Толстого профессор Б. С. Спиридонов, в настоящее время пм подготовлен к печати большой сборник детских расска
зов великого русского писателя. В нем будет помещено около 350 рас
сказов Толстого, написанных в 70-х
гг. прошлого столетия во время педагогической деятельности писателя. В архиве Толстого обнаружено около 700 таких произведений, из которых 300 до сих пор не были известны. В новом сборнике будет опубликовано около 100 неизвестных рассказов Толстого.
В Ленинграде проводится цикл вечеров, посвященных 115-летию со дня рождения Л. Н. Толстого: в лектории, в Доме ученых им. Горь
кого и в других мостах. Доклады о Толстом читаются также в воинских частях.
ЛЕНИНГРАД 8. (По телефону. Наш корр.)
ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Штаб союзных войск в Северной Африке пе
редаёт, что 6 сентября английская 8-я армия заняла ещё 10 городов н деревень. Кроме Сан-Стефано, за
хвачены Каланно, Роберто, Фиумара, Санта-Лючиа, Санта-Розалиа, Сан-Рокко, Музуала, Лаганади и Сант-Алессио.
ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, алжирское радио сообщило, что действующие в
Южной Италии войска союзников захватили Пальми и Делиануова.
Алжирское радио также передаёт, что войска союзников продвинулись в Южной Италии на 9 миль.
ЛОНДОН, 7. (ТАСС). Специальный корреспондент агентства Рейтер передаёт, что канадские войска про
должают продвигаться по горным узким дорогам, в некоторых местах

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ

КОНЦЕРТ

131-я годовщина исторического Бородинского сражения была отмечена вчера в Москве большим концертам, организованным филармонией в зале имени Чайковского.
В музыкальных произведениях Чайковского и Аренското, в патрио
тических стихах Жуковского, Пуш
кина, Лермонтова, в фрагментах из романа Толстого «Война и мир» перед зрителем вновь ожили страницы величественной борьбы русского на рода против иноземных врагов.
С огромным напряжением прослушала переполнившая зрительный зал аудитория торжественную увер
тюру Чайковского «1812 год», с под’- емом сыгранную образцово-показательным оркестром Наркомата Обороны СССР под управлением генерал-майора С. Чернецкого. По требо
ванию публики заключительная часть увертюры, идущая под звон колоколов, была исполнена дважды.
(ТАСС).

СПЕКТАКЛИ

МОСКОВСКОГО ТЕАТРА

ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

После длительного отсутствия вернулся в столицу Московский театр юного зрителя. В середине сентября начнутся выездные спектакли театра. Школьники увидят пьесы, кото
рые театр подготовил, находясь на периферии, а также хорошо извест
ные им прежние работы коллектива: «Алёнушка» Н. Шестакова,. «Далёкий край» Е. Шварца, «Илья Муро
мец» П. Павленко и С. Радзинского, «Приказ по фронту» Г. Мдивани, «Коварство и любовь» Шиллрра, «Мнимый больной» Мольера н др.
В Москве состоится премьера современной антифашистской сказки «Земля родная» А. Снмукова в постановке художественного руководителя театра А. Кричко.
Новые пьесы для театра пишут Л. Кассиль, А. Бруштейн, Г. Владычина, Н. Шестаков и др.
совершенно разрушенным. Вчера после полудня продвигающиеся пешком патрули вступили в соприкосновение с арьергардами против
ника. Второй контингент канадцев, продвинувшись на несколько километров по другим дорогам, не встретил никакого сопротивления. Про
тивник лишь изредка обстреливал наступающие войска из миномётов. Канадцы потерям весьма небольшое число людей, среди них имеют
ся раненые в результате несчастных случаев на дорогах. Итальянцы сот
нями продолжают прибывать, неко
торые в грузовиках, добровольно сдаваясь в плен.
На аэродроме Реджо-ди-Калабрия, который не был серьёзно повреждён и в настоящее время восстанавливается, было найдено 50 разрушенных самолётов противника.

Разрушительные последствия

бомбардировок германских городов

ЛОНДОН, 8. (ТАСС). .Агентство АФИ передаёт, что в Лондоне по
лучено письмо, отравленное из Дортмунда одним из насильственно увезённых туда бельгийцев. В этом письме рисуются опустошительные последствия налётов на город авиации союзников и упадок духа насе
ления под влиянием этих бомбовых ударов. «В настоящее время, — говорится в письме,—Дортмунд стал мертвым городом. Во время последней бомбардировки города предприятие, на кртором я работал, бы
ло разрушено. Город испытывает острый недостаток продовольствия,
в связи с чем немцы поспешили уменьшить продовольственный паёк иностранных рабочих вдвое. Три четверти населения города лишилось крова. Немецкие власти эвакуируют немецкое население, но насильно оставляют в городе иностранных рабочих».
Агентство передаёт, что, по рассказам других бельгийских рабо
чих, переживших бомбардировку Дортмунда и сумевших после этого бежать из Германии, в городе после налёта английской авиации имели место серьёзные волнения.
расстреляли и уморили голодом 18 тысяч советских и польских воен
нопленных. В другом лагере 60 тыс. советских и польских военнопленных подвергаются пыткам электрическим током.

Албанские партизаны громят оккупантов

СТАМБУЛ, 7. (ТАСС). По полученным из Албании сведениям, там не проходит и дня, в течение которого не были бы совершены нападения партизанских отрядов на не
мецко-итальянские гарнизоны и их транспортные колонны.
Несколько дней тому назад партизанские отряды, действующие в районе Панахора (Южная Албания), окружили и полностью Истребили итальянский полицейский отряд в составе 82 человек, посланный из Валоны для реквизиции урожая. В руки партизан попало почти всё вооружение истреблённого полицейского отряда — винтовки, 4 пулемё
та и большое количество патронов. В Панахоре партизаны захватили
склад, в котором находилось более 100 тонн пшеницы и кукурузы, на
грабленных у местных крестьян. Партизаны возвратили зерно крестьянам.
Партизанские отряды, действующие в Северной Албании, в конце
августа совершили внезапное нападение на немецкий гарнизон в Бицай. Немцы были застигнуты врас
плох и разгромлены. Было убито более 70 гитлеровских солдат н офицеров, остальные в беспорядке от
ступили. Город Бицай освобождён от оккупантов. В руки партизан попало значительное количество стрелко
вого вооружения и боеприпасов. Почти все мужчины города, способ
ные носить оружие, вступили в партизанский отряд.
В течение августа партизанские отряды, оперирующие вдоль шоссейной дороги Муре—Тирана, совер
шили три нападения на немецкие транспортные колонны. Во время этих операций было уничтожено более 50 грузовиков с различными во
енными материалами и истреблено до 150 немецких солдат и-з охраны. В последнее время немцы стали соз
давать укреплённые пункты через каждые 5 километров для охраны этой важнейшей для них дороги.

„Великолепный памятник

невиданному в истории мужеству“ Американские газеты о документальном фильме

об обороне Сталинграда.
НЬЮ-ЙОРК, 8. (ТАСС). Многие американские газеты посвятили во
сторженные рецензии советскому документальному фильму об оборо
не Сталинграда, выпущенному в прокат американской кинофирмой «Парамоунт Пикчюр» под названием «Город, который остановил Гитле
ра, — героический Сталинград». Комментарии к фильму написаны известным драматургом Бексли,
текст читает популярный актёр Бриан Донлеви,
Газета отмечает исключительный реализм фильма, в котором засняты бои защитников Сталинграда о гитлеровцами и показаны зверства, которые творили немцы.
«Это самый замечательный документальный фильм нынешней войны, — пишет газета «Нью-Порк геральд трибюн».—Это превосходный
кинорепортаж великолепной обороны Советского Союза. Оя показы
вает, что Гитлера в конце концов ждёт поражение».
По словам газеты «Нью-Йорк тайме», фильм показывает с большой правдивостью ход великой битвы за Сталинград, которая доходи
ла до невероятного напряжения. «Этот фильм, — пишет газета, — даёт яркое представление о пятя героических месяцах обороны города. Фильм запечатлел великую бит
ву во всём её великолепии. Оя
иллюстрирует доблесть русских и показывает, какие мучения способен преодолеть человеческий дух».
Газета «Дейлн миррор» называет фильм «великолепным . памятником невиданному в истории мужеству и одним из самых реалистичных документов войны».

СПОРТ

СОСТЯЗАНИЯ
В ГОРЬКОМ
Ясная Поляна. Общий вид Дома-музея Л. Н. Толстого после восстановления.
ВЫДАЮЩИЙСЯ РЕЗУЛЬТАТ
НИНЫ ДУМБАДЗЕ
ГОРЬКИЙ, 8. (По телефону. Наш спеп. корр.). Второй и третий дни ро
зыгрыша первенства СССР по легкой атлетике прошли с не меньшим интересом. чем первый.
Москвичи хорошо знают тбилисскую спортсменку Нину Думбадзе («Динамо»).
Еще четыре года назад она побила мировой рекорд по метанию диска.
Вчера Думбадзе вновь блеснула выдающимся результатом, метнув диск на 48 метров 77 сантиметров.
Новый рекорд СССР установила тбилисе на я спортсменка и в метании связки гранат. Ее результат — 25 метров 58 сантиметров.
С новым рекордом страны финишировала москвичка Петрова («Динамо^). Она выиграла первенство СССР по преодолению полосы ГТО — 30,5 секунды.
Николай Оаолин показал лучший в сезоне результат по прыжкам в высоту с шестом — 4 метра 15 сантиметров.
Высокий результат показан в метании копья москвичкой Лаптевой («Буревестник») — 44 метра 14 сантиметров.
Ленинградский спортсмен лейтенант Афанасьев, прибывший на состязания с фронта, выиграл первенство СССР по прыжкам в высоту с разбега — 1 метр 80 сантиметров. Лейтенант москвич Сергей Кузнецов (ЦДКА) вышел побе
дителем по прыжкам в длину с разбега.
СОРЕВНОВАНИЯ В ТУЛЕ
ТУЛА, 8. (Наш спец. корр.). В программе второго дня соревнований на первенство СССР по велосипеду были
гиты на 200 и 1.000 метров с хода и на 500 метров с места для мужчин и жен
щин, а также командные гонки на 5 километров для женщин и на 10 километров для мужчин.
По результатам гитов звания чемпионов страны завоевали абсолютные по
бедители этих соревнований Дьяконова (Тула) и Батаен (Москва).
Командное первенство оспаривали шесть мужских и шесть женских команд — Москвы, «Ленинграда, Тулы, Свердловска и др. Соревнования прошли С большим интересом. Лучший ре
зультат среди женских команд показали гонщицы Тулы. В составе команды были Дьяконова, Лупанова и Но
викова. Москвичи оказались на втором месте.
Среди мужских команд первенство завоевала команда Москвы, в составе которой Батаен, Кондрашков, Логунов и Тарачков.
Сегодня будут проведены шоссейные гонки на 100 километров для мужчин я 25 километров для женщин.
Ответственный редактор
В. С. ВАСИЛЕНКО.

Телеграммы из-за границы

*) Ленин Соч. Изд. 2-е, т. XIV, стр. 400.
ЧЕМПИОНЫ СТРАНЫ

ПО ВЕЛОСИПЕДУ Кровавые расправы гитлеровцев с советскими

и польскими военнопленными

ЛОНДОН, 8. (ТАСС). Как передаёт агентство АФИ, французские военнопленные, бежавшие из Германии, сообщили, что в концентрационном лагере № 325 гитлеровцы