Слава доблестным воинам—освободителям нашего родного Донбасса!

С исключительным воодушевлением встретила столица нашей Родины Москва радостную весть о том, что войска Южного и Юго-Западного фронтов отбили у немцев н вернули нашей Родине Донецкий бассейн — важнейший угольный и промышленный район страны.
Сотни тысяч москвичей, затаив дыхание, с напряжённым вниманием слушали передававшийся по радио приказ Верховного Главно
командующего Маршала Советского Союза товарища Сталина. После того, как отгремел артиллерийский салют в честь доблестных освободителей Донбаоса, на предприятиях со
стоялись многолюдные митинги, про
шедшие как яркая демонстрация тесного единства фронта и тыла. Целые смены, цехи, бригады, отдельные рабочие приняли на себя но
вые повышенные обязательства и немедленно приступили к их вы
полнению. Многие смены и бригады об’явили стахановскую фронтовую вахту в честь освободителей Донбасса.
На 1-м государственном подшипниковом заводе все рабочие цеха, где начальником тов. Морозов, после митинга встали на стахановскую вахту. Фрезеровщики Бутырский, Соро
кина, Митина обязались дать за смену не менее 250 процентов зада
ния. Такое же обязательство взяла комсомольско-молодёжная фронтовая бригада тов. Лаврентьева. На стахановскую вахту встали и штамповщицы цеха, где начальником тов.
Макеев. Они дали слово выработать за смену не менее двух норм каждая.
Сегодня утром, по окончании смены, производились подсчеты. Все обязательства, взятые рабочими этих двух цехов, выполнены. Многие из них дали продукции больше, чем обязались. Бригада тов. Лаврентье
ва, например, взяла обязательство дать за смену 250 процентов, а выработала 362. Фрезеровщик тов. По
ликарпов обещал выполнить задание на 250 процентов, выполнил же на 280.
— Чем мы можем отблагодарить наших доблестных бойцов, чем мы можем помочь им скорее очистить родную землю от немецких захват
чиков? — взволнованно говорила на митинге рабочих обувной фабрики «Парижская Коммуна» стахановка Румянцева.—Дело, товарищи, ясное! Скажу о себе: моя норма 216 пар изделий, я делаю 400. С сегодняш
него дня буду делать 500 пар. Вот мой ответ!
Такие же конкретные обязательства взяло большинство рабочих л работниц ночной смены.
На заводе «Серп и молот» происходило совещание хозяйственного актива, когда по радио был передан приказ товарища Сталина. Ак
тив обсуждал итоги работы завода в августе. Рабочие, узнав о новой славной победе Красной Армии, гу^ же на совещании приняли новые повышенные обязательства.
— Мы заверяем партию, Советское Правительство, товарища Сталина, мы обещаем нашим героическим фронтовикам, — гово
рится в принятом на совещании решении, — что дадим фронту и стране ещё больше стали и про
ката. Пусть наш металл поможет доблестным воинам Красной Ар
мии быстрее очистить родную советскую землю от гитлеровской сволочи!
С большой радостью встретили весть об освобождении Донбасса рабочие Московского тормозного за
вода. Предприятие это Несколько месяцев назад в рекордный срок оовоило выпуск отбойных молотков.
Вчера вечером рабочие и специалисты цеха отбойных молотков на митинге говорили:
— Шахтерам освобожденного от гитлеровской нечисти Донбасса ско
ро понадобится много отбойных мо
лотков. Мы их можем дать столько, сколько потребуется. Это наш долг перед родиной.
Цех взял обязательство увеличить на 5 процентов выпуск молотков.
На каждом отбойном молотке будет выгравировано: «Для Донбас
са». Все молотки, сделанные сверх плана, стахановцы завода решили отвезти в Донбасс и лично передать шахтерам.

День крупной победы

Немцы осквернили землю Донбасса. Они разрушили шахты, создан
ные нашим потом и кровью. Они уничтожили наши клубы, ясли, дет
ские сады. Они сравняли с землей шахтёрские посёлки — чудесные рабочие городки. Тысячами трупов невинных советских людей, замучен
ных и расстрелянных в застенках гестало, они заполнили стволы шахт.
Донбасс будет восстановлен. Все наши силы, вся наша энергия на
правлены сейчас на то, чтобы как можно быстрее восстановить Донбасс, как можно скорее залечить ра
ны, нанесенные оккупантами, и как можно быстрее дать уголь промышленности и транспорту.
Вся эта громадная работа потребует огромного напряжения сил. Мы подбираем кадры старых донбассов
цев и посылаем их на восстановление Донецкого бассейна. Скоро в Донбасс пойдут специальные эше
лоны с шахтным оборудованием, строительными материалами, продовольствием. Уже приняты все необ
ходимые меры для быстрейшего восстановления Донбасса.
В светлый и радостный день освобождения Донбаоса мы, угольщики, клянемся быстрее залечить раны, нанесенные Донбассу врагом, и восстановить Донбасс так же успеш
но, как успешно ведет свое наступление наша героическая Красная Армия.
А. Засядько,
заместитель народного комиссара угольной промышленности СССР.

ВіТРИ

Над рідним гаєм естокад
шумлять вітри багряні рад, од них лунають гони,
у золотім тремтінні віт,
і шлють визвольникам привіт блакитні терікони.
Шумлять вітри про те, що ми женем на захід орди тьми, зелено-сірі орди,
а над прибоями полків
до зор підносятй гордий спів гармат ясні акорди.
Донбас! Ти вільний назавжди, знов розцвітуть немов сади, опні твоїх заводів,
і шахти здіймуть в синь копри, як знак весняної пори, квітчастих хороводів.
І чорне золото твоє.
як в наших жилах кров, заб’є потоками дзвінкими,
і Україна розцвіте,
як наше сонце золоте, і над ставками дими
твоїх цегелень попливуть... Як сон, страшної ночі муть у пам’яті в нас буде,
настане вічних днів блакить, і будуть щастя знов творить щасливі, горді люди.
Розливом радої ріки
на захід зоряні полки несуть вітри майові,
Донбас! Ти — в лоні Октября, і сонце шле огнів моря на стяги калинові.
Вперед, на захід ми йдемо, з братів скидаємо ярмо, наш рух не зна утоми,
мов гай, хитаються штики,
кладуть вітри з квіток вінки героям на шоломи.
Москва, Красная площадь, 8 сентября 1948 года. 20 часов.Фото Ал. ЛЕСС.

Мы возродим тебя, Донбасс!

НАД украинской землёй снова
взошло солнце счастливой жизни. Донбасс — моя вторая родина— освобождён от фашистских оккупантов.
Сталино... Как много заключено в этом слове для сердца каждого горняка! Этот город, выросший за годы сталинских пятилеток, справедливо называют столицей ^Донбас
са. Мощные заводы, оснащённые передовой техникой, замечательный, перед самой войной выстроенный театр, парк культуры и отдыха, разбитый в центре города, широкие асфальтированные улицы-проспекты.
В Восемнадцатилетнем возрасте я впервые спустился в донецкую шахту. С тех пор вся моя жизнь тесно свя-зана с Донбассом. Здесь я стал настоящим шахтером, установил свои рекорды. Шахта «Цент
ральная-Ирмипо» имени Сталина стала для меня тем родным домом,
к которому влечет всегда, где бы ты ни был...
За годы советской власти Донбасс стал неузнаваемым. Он превратился в крупнейший центр передовой индустрии с замечательными городами, прекрасными за
водами. с полностью механизирован
ными шахтами. Всё здесь связано с именем великого вождя товарища Сталина.
Много трудов и забот было вложено, чтобы сделать города и рабочие посёлки Донбасса культур
ными и благоустроенными. И мне как депутату Верховного Совета СССР приходилось принимать участие во многих мероприятиях по

Алексей Стаханов

благоустройству, учитывая пожелания и нужды трудящихся бассейна. По нашей инициативе, например, был пущен троллейбус в Ста
лино, проложен трамвай, связавший Кадиевку и Ирмино, расшире
на сеть яслей и школ в Кадиевке и т. д.
С началом войны горняки подчинили всю свою жизнь интересам
фронта. Когда фашистские полчища угрожали непосредственно городам и посёлкам Донбасса, горняки про
должали трудиться. До последней возможности шахтёры выдавали уголь на-гора. Эшелоны, груженные чёрным золотом, уходили своим обычным маршрутом — к заводам, выполняющим заказы фронта.
Фашисты уже были в 6 километрах от Ирмино, но в шахте Центральная-Ирмино имени Сталина работа продолжалась. Её не прекратил и начавшийся сильный артиллерийский обстрел. Когда Ирмино
захватили немцы, шахтёры ушли в партизанские отряды. Те же, кто был эвакуирован, работая в Куз
нецком, Подмосковном и других бассейнах, стали стахановским тру
дом помогать Красной Армии в её священной борьбе с кровавыми фашистскими оккупантами.
Немцы разрушали, грабили города и посёлки горняков. С гневом и болью в сердце мы узнали о злодея
ниях, которые гитлеровцы творили в Донбассе. Чудовищные зверстве совершали они и в сердце Донбасса
— городе Сталино. Под гестапо было занято о,дно из лучших зданий
— построенная перед самой войной
гостиница «Донбасс». Замечательное сооружение, которым гордились шахтёры, немецкие разбойники пре
вратили в дом пыток. Замучено, погублено множество мирных, ни в чем не повинных советских людей..
Мы восстановим тебя, Донбасс! Потоки света вновь зальют твои шахты. На полную мощь будут ра
ботать механизмы. Еще больше
возрастет добыча донецкого угля. Мы восстановим заводы. Много
страдальные города и посёлки, пе
ренесшие фашистское иго, вернутся к прежней счастливой жизни.
Многие шахты Донбасса, находящиеся в районах, освобождённых от
оккупантов ещё несколько месяцев назад, уже восстановлены. С каж
дым днём возрастает добыча угля в шахтах Ворошиловградской области, растёт добыча утля в соседней. Ростовской, области. Комбинат «Ростовуголь» за работу в июле полу
чил переходящее Красное Знамя Государственного Комитета Обороны.
Страна получает уже донецкий уголь. Теперь будут восстанавливаться и остальные шахты Донбас
са. Горняки дадут чудесный донецкий уголь предприятиям, работа
ющим для фронта. Угольщики добудут столько чёрного золота, сколь
ко потребует страна, чтобы скорее освободить всю советскую землю от фашистской нечисти.

Радуется горняцкое сердце

Незабываемый, радостный день! Донецкий бассейн — важнейший угольный и промышленный район нашей страны отбит у немцев. Героическая Красная Армия, изгоняющая немецко-фашистских захватчи
ков с нашей территории, вернула моей родине Донбасс, колыбель ста
хановского движения, шахтёрскую славу и гордость.
Самые глубокие, самые задушевные чувства вызвала во мне эта счастливая весть. В эти историче
ские часы торжествуют вместе со своим народом советские шахтёры, для которых слово «Донбасс» всегда было символом всепобеждающего труда и растущего индустриального могущества нашей родины.
Несколько дней назад я приехал с Урала, с Бакальских рудников, и впервые увидел вчера величественный салют, которым Москва приветствовала от имени Родины освободителей Донбасса. Я наблюдал это сказочное зрелище. Я видел счастливую улыбку на лицах сотен людей.
Когда гремели московские пушки,
Алексей Семиволос, лауреат Сталинской премии.
я думал об освобождённой горняцкой земле, которая ждёт своих сынов. Скоро они йридут, чтобы вос
становить изуродованные врагом шахты. Скоро придут в Донбасс ме
таллурги. чтобы вдохнуть жизнь в разрушенные заводы. Уголь и металл снова потекут сотнями и тысячами эшелонов по железным дорогам. Возвращённый Донбасс бу
дет снова работать на благо родпны,
он поможет нашей Красной Армии окончательно разгромить ненавистного врага.
Каждый день приносит нам новые победы на родной моей Украи
не. С этой мыслью я уезжаю сейчас на Урал, с этой мыслью спущусь в шахту «Бакальчик» и буду работать еще лучше прежнего, чтобы дать новые тысячи тонн высококачествен
ной руды стране, заводам, армии, творящим победу над немцами.
Я вопоминаю день 7 августа 1941
года, когда мне пришлось покинуть родное Криворожье. Это был очень тяжёлый день, враг подходил к на
шему бассейну, и я, шахтёр, уезжая на Восток, не мог удержаться, чтобы не заплакать. А сейчас освобождается моя Украина. И хочется еще упорнее трудиться и помогать Крас
ной Армии. Я взял обязательство выработать в нынешнем году четыре годовых нормы. За первое полуго
дие добытая мною .руда составила более двух годовых норм. Но
сейчас мне кажется, что этого мало. Хочется дать еще больше, и я обещаю сделать это в честь освобожде
ния Донбасса, как только вернусь на свою шахту.
Придёт день, и все мои криворожские друзья, замечательные шахтё
ры тт. Ануфриенко, Куриле.нко, Басс, Нетбайло, — все вернутся в наш родной Кривой Рог. Как донец
кие шахтеры не пожалеют своих сил, чтобы восстановить шахты Дон
басса. так мы со временем сделаем
все, чтобы быстрее восстановить рудники Криворожья.
Слава Красной Армии и великая благодарность товарищу Сталину за каждый день наших побед!

Донбасс будет восстановлен!

Столица нашей Родины Москва от имени Родимы салютует нашим дрбле стным войскам, освободившим Доябмв От немецких захватчиков. Фото Л. СМИРНОВА.
Неудержимым натиском доблестная Красная Армия освободила Донбасо от немецко-фашистских за
хватчиков. Ь каждом раскате
залпов салюта, которым Москва приветствовала вчера вечером от имени родины победителей, звучали торжествующие слова: «Донбасс свободен!».
В этот радостный день хочется сказать несколько слов о нашем родном Донбассе — крупнейшем уг
леносном бассейне СССР, с которым у меня связаны многие воспоминания. Низкой и\ примитивной была техника старого дореволюционного Донбасса. Горнозаводская промыш
ленность брала .из его недр лишь самые лакомые куски, и только после Великой Октябрьской социалистической революции в Донецком
бассейне началась новая жизнь. Донбасс стал индустриальной жемчужиной СССР, нашей гордостью, родиной стахановского движения.
Мы знаем Донецкий бассейн, оснащенный первоклассной техникой. Невиданно расцвела культурная жизнь мощного горнозаводского района нашей страны. И этот чудесный край стал во время войны аре
ной жесточайших битв со свирепым н диким врагом.
Люди Донбасса, последователи Стаханова, замечательные советские шахтеры поклялись отомстить захватчикам. Многие из донецких
шахтеров работали не покладая рук в других угольных бассейнах Со
ветского Союза и выдавали на-гора уголь, предназначенный для домен и паровозов, для электростанций, для победы над врагом.
Сегодня мы переживаем радостный день. Этот день никогда не будет забыт нашим народом. Победоносная Красная Армия очистила Донбасс от немцев. Нелегко доста
лась Донбассу свобода. Жестоки и глубоки его рапы. Но никакие ис
пытания не страшны советским
людям. Донбасс будет восстановлен. Лучшие советские ученые и инженеры, луч-игие шахтеры — масте
ра угля, примут участие в восстановлении разрушенных шахт Донбасса. Он снова заживет свободной жизнью, еще более мощной и более прекрасной. Наш родной советский Донбасс, наша гордость, поможет Красной Армии ускорить желанную победу над ненавистным врагом.
Академик П. Степанов, лауреат Сталинской премии.

Указ Президиума Верховного Совета СССР О награждении орденами войсковых частей

и соединений Красной Армии

За образцовое выткшмние боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками ж проявленные при этом доблесть а мужяство наградить:
ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
1. 12-й Гвардейский Артиллерийский полк.
ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
1. 1-ю Гвардейскую Артиллерийскую дивизию РГК. 2. 81 Гаубичный Артиллерийский полк РГК.
3. 168 Гвардейский Легкий Артиллерийский полк 2-й Гвардейской Артиллерийской дивизии РГК.
4. 268 Армейский Пушечный Артиллерийский пол®.
5. 371 Сибирский Артиллерийский полк 140 Сибирской отрежь вой дивизии.
6. 968 Артиллерийский полк 395 стрелковой дивизии. 7. б Гвардейский Минометный полк.
8. 20 Гвардейский Минометный полк.
9. 38 Гвардейский Минометный пол®.
10. 65 Гвардейский Минометный -пол®.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН;
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР.
Москва, Кремль, 8 сентября 1943 т. А. ГОРКИН,

Указ Президиума Верховного Совета СССР

О награждении колхозницы Пискаревой Ольги Филипповны орденом Красного Знамени за сохранение

боевого знамени артиллерийского полка

За сохранение боевого знамени артиллерийского полка в течение полутора лет на территории. временно оккупированной немецко-фашни стскими захватчиками, и проявленное при этом мужество—наградил колхозницу Пискареву Ольгу Филипповну орденом Красного Знамени,
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Москва, Кремль, 8 сентября 1943 года. А. ГОРКИН.

Собор епископов православной церкви

8 сентября в Москве состоялся Собор епископов православной
церкви, созванный для избрания Патриарха Московского и всея Ру
си и образования при Пат.рнархе Священного Синода.
Собор епископов единодушно избрал Митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.
Далее Собор единогласно принял оглашенное Митрополитом Серги
ем обращение к Правительству СССР с выражением благодарности за внимание к нуждам русской православной церкви. Архиепископ Саратовский Григорий прочел обра
щение к христианам всего мира. Этот документ, содержащий при
зыв к об’единению всех усилий в борьбе против гитлеризма, также единогласно принят Собором.
Затем Собор приступил к избранию Священного Синода при Патриархе Московском и всея Руси. В состав Священного Синода избра
ны: Ленинградский Митрополит Алексий, Экзарх Украины Киевский и Галицкий Митрополит Ни
колай, архиепископы Ярославский, Красноярский, Куйбышевский ж Горьковский.

Патриарх Московский и всея Руси Сергий родился в, 1867 году В Арзамасе. Он учился в Нижегородской духовной семинарии и получил высшее богословское образование в Петербургской духовной ака
демии. После окончания академии состоял членом духовной миссии в Японии, затем последовательно занимал должности настоятеля по
сольской церкви в Афинах, ректора Петербургской академии, архиепископа Финляндского, митрополи
та Владимирского и митрополита Нижегородского. С 1926 года Митрополит Сергий занимает пост Патриаршего Местоблюстителя.
(ТАСС). РОДИНЕ возвращён Донецкий бас
сейн! Галеты публикуют первые корреспонденции из города Сталино, сердца Донбасса. «Правда» пишет,
что 7 сентября немцы по- приказу своего командования весь день жгли и разрушали городские здания, заводы, всё, что есть в городе ценного. Б этот день гитлеровцы истребили тысячи мирных граждан. Множество людей заживо сгорело в подожжённых домах. Сейчас город начинает оживать. К коменданту яв
ляются сотни людей с предложением помощи в восстановлении хозяйства. Уже прибыли работники обкома и горкома КП(б)У, исполкома областного совета, угольного комбината. Через несколько часов после освобо
ждения Сталино на единственно
уцелевшем в центре города большом здании уже висел плакат: «Комби
нат «Оталйнуголь» об’являет прием рабочих».
ПРЕДПРИЯТИЯ Москвы и всех
городов нашей родины с под ё- мом отмечают высоким производительным трудом новую победу Красной Армии. Из Сталиногорока сообщают о ликовании шахтёров Мо
сковского бассейна. На всех без исключения шахтах бассейна состоя
лись многолюдные митинги, посвя щённые освобождению Донбасса.
В СТАТЬЕ о капитуляции Италии
«Правда» пишет: «Италия выведена из строя в качестве союзницы гитлеровской Германии. Нанесен та
ким образом сокрушительный удар по гитлеровской коалиции. Нет ни
какого сомнения, что безоговорочней капитуляция Италии произведёт сильнейшее впечатление на тех союзников и сообщников Гитлера в Европе, которые ещё состоят в его
разбойничьей коалиции. Судьба Италии является для них предосте
регающим примером Они так же, в трудную для них минуту, будут брошены на произвол судьбы. Престиж гитлеровской Германии уже по
дорван и подрывается всё более и более в результате тех поражений, которые она несёт на советско-гер
манском фронте». Далее газета пи
шет: «Сообщение о новой победе Красной Армии в Донбассе совпало с радостным сообщением о капитуляции Италии. Факт этот свидетельствует о том, что враг ослаб, что он переживает серьезный кризис и стоит накануне полной катастрофы. Со
ветский народ уверен, что близится срок завоевания окончательно! победы над врагом».

В. Сосюра

Фронтовые вахты

на предприятиях столицы

О присвоении звания Героя Советского Союза

офицерам Военно-Воздушных Сил Красной Армии

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»:
1. Майору Ананьину Степану Константиновичу 2. Старшему лейтенанту Жигарину Федору Александровичу 8. Майору Кузнецову Михаилу Васильевичу
4. Гвардии старшему лейтенанту Николаеву Дмитрию Семеновичу 5. Капитану Подколоднову Виктору Гавриловичу
6. Гвардии младшему лейтенанту Попкову Виталию Ивановичу 7. Гвардии майору Прокопенко Георгию Николаевичу.
8. Старшему лейтенанту Сивцову Николаю Степановичу 9. Гвардии лейтенанту Сытову Ивану Никитовичу
10. Младшему лейтенанту Худову Иетру Дмитриевичу
11. Гвардии старшему лейтенанту Шардакову Игорю Александровичу
12. Капитану Шевцову Александру Григорьевичу
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Москва, Кремль. 8 сентября 1943 года. А. ГОРКИН.

рядовому, сержантскому и офицерскому

составу артиллерии Красной Армий

За образцовое вышолшение боевых заданий Командования н» фронте борьбы с немецкими захватчиками ж проявленные при этоотвагу и геройство присвоить звание Героя Советского Союза е вручением ордедаа Ленина и медали «Золотая Звезда»:
1. Ефрейтору Бисареву Кузьме Федоровичу 2. Сержанту Ванахун Маявус
3. Младшему лейтеши-гу Ловчеву Виктору Кошстанткншячу 4. Красноармейцу Лимонову Евану Тимофеевичу
5. Старшему сержанту Резник Федору Григорьевичу. в. Старшему лейтенанту Сидорову Георгию Семеновичу 7. Лейтенанту Сонину Ивану Егоровичу
8. Кралноармейцу Фадееву Сергею Михайловичу 9. Младшему сержанту Хамзалиеву Исмаилу.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР [ Москва, Кремль, 8 сентября 1943 г. А. ГОРКИН.