Слава доблестным воинам-освободителям!

Еще одна победа

И опять над Москвой прозвучал победный салют. Вслед за грохотом орудий вспыхивали и рассыпались в небе ракеты.
Стремительное наступление... Так сказано в приказе Верховного Главнокомандующего. И Москва слышит в этих радостных залпах пром далёких фронтовых батарей.
Занят город Бахмач. От Вахмача, разветвляясь и убегая вдаль, идут дороги к Днепру. Где-то там, в сумрачной дымке, стоят еще не
освобождённый Киев. И когда мы слышим салют в честь взятия Бах
мача, мы уверены, что другие, а может быть и эти же дивизии непременно подучат звание Нежинских.
Мы говорили: Донбасс должен быть я будет советским. Ломая оборону врага, танкисты и пехотин
цы шли донецкими степями и в короткий срок очистили от немцев Всесоюзную кочегарку. Не снижая темпа наступления, стремительно рвутся вперед наши бойцы и офицеры.
И вместе с ними в таком же стремительном наступлении движется на запад страна.
Поэтому вчера вечерам машинисты депо Москва Московско-Киев
ской железной дар ости с особенной радостью вышли в свой обычный фронтовой рейс. Поэтому знатный водитель локомотива конототшкий ма
шинист Червяков, встав за реверс, дал слово превысить техническую скорость вождения составов, а сменный дежурный но депо Гончарова обязалась образцово организовать паровозный парк для перево
зок по направлению к Бахмачу. На фронтовой дороге, отдавшей оже
сточённые бомбёжки германских пикировщиков, люди чувствуют се
бя, как на переднем крае обороны. Они понимают, какая честь им до
верена: нх дорога ведёт на Киев, они, может быть, первыми поведут ооставы в столицу Советской Украины.
Но не только железнодорожники встретили этот салют напряжённым трудам. Если пройти по московским заводам, где сотни рабочих уже стояли на почётных вахтах в честь десятков полков и дивизий, освобождающих советскую землю от врага, можно увидеть и почувст
вовать новое высокое напряжение во всех цехах.
Токарь завода «Фрезер» тов. Комин дал три нормы, мастер Шин
карев в последнюю смену выпустил
сверх программы 260 деталей. Всё это еще вчера считалось производ
ственной победой. Но сегодня этого мало. Разве можно останавли
ваться на том, что сделано, когда Красная Армия ведет ожесточённые бои, освобождая нашу родную землю.
И вот молодая фрезеровщица завода «Динамо» Полина Уварова на
коротком митинге в цехе обещает: «Оделаю всё, что потребуется». В середине смены Уварова получает ответственное задание. Мастер гово
рит ей, что работу надо выполнить непременно сегодня. Через час Полина Уварова сдаёт заказ.
На Московском инструментальном заводе сегодня ночью стало из
вестно о том, что стахановка Сонаева в честь Донбаооких дивизий дала 220 процентов нормы. Но эту
весть опережает другая. Еще на 30 процентов повысила выработку передовая работница. Две о половиной нормы дала она в честь освободителей Бахмача.
Так москвичи наступают в труде Так одерживают онн производст
венные победы, й нет в этом стремительном движении вперёд предрад нашим людям. Вместе со
всей родиной, вместе с Красной Армией труженики тыла громят врата.

И. Игорев. Привет родному Донбассу!

Шахтеры Московского бассейна салютуют трудом славным дивизиям Красной Армии
Сотни тонн сверхпланового угля выдали вчера на-гора шахтеры Сталиногорока.
Наш корреспондент овя-зался по телефону о начальником треста «Сталиногорскуголь» тов. А. И. Кузьмичем:
— Все последние дня, — рассказал тов. Кузьмич, — на шахтах растет производственный под’ем.
Особенно высоких показателей добились в эти дни работающие у нас донбассовпы. Лава начальника участка тов. Баяджан довела еже
суточную добычу до 320 тонн. В трудных условиях шахтёры каждую смену выдают на-гора сверх плана десятки тонн угля для московской промышленности.
Лучшая в тресте шахта начальника Василия Яншина, старого донецкого шахтера, значительно перевы
полняет суточное задание. Только за последние сутки мастер отбойно
го молотка донбассовец Николай Гарькавый выдал на-гора 150 тонн
угля. Примеру передового шахтёра следуют мастера других забоев и лав.
Горняки шахты Василия Яншина приняли обращение ко всем
работникам треста с призывом провести фронтовую неделю. Инициатива передовой шахты под
хвачена всеми коллективами наших шахт и распространяется по Московскому бассейну.
— Все мы, донецкие шахтёры, горим желанием снова вернуться в
родной Донбасс, чтобы обоими руками восстановить забои и шахты, варвароки разрушенные врагом.
Привет родному Донбассу от его земляков! Привет и трудовой салют славным дивизиям Красной Армии,
носящим имена донецких городов! Крепко жмут руки бойцам н офицерам кадиевские, горловские, сталинские забойщики!

П

ОСЛЕ ожесточённых двухднев
ных боёв наши войска штурмом овладели городом Бахмач — важ
нейшим железнодорожным узлом, центром коммуникаций противника и решающим опорным пунктом обороны немцев на Киевском направ
лении. «Немцы откатывались к важ
нейшему железнодорожному узлу Бахмач, — пишут «Известия». — Строительные батальоны, отряды сапёров, дорожные команды, роты отпускников — всё было брошено про
тивником в бой, чтобы спасти свое положение в Бахмаче или хотя бы задержать наши войска и разгру
зить три станции этого узла, на которых скопились десятки эшелонов е ценнейшими военными груза
ми. Окончательно решил судьбу Бахмача смелый маневр, проведенный к северу от него. Здесь, в рай
оне города Батурина, наши части форсировали реку Сейм. Овладев Ба
туриной, они рванулись к крупному населённому пункту Городище, так
же овладели им и подошли к Бахмачу. Гитлеровцы отчаянно сопро
тивлялись, но, стиснутые с двух сторот, не могли устоять против натиска наших войск».
„МЫ ВОЗРОДИМ тебя, Донбасс!» — так озаглавлена вторая страница газеты «Известия». Совет
ский народ горячо приветствует своих доблестных воинов, освобо
дивших Донецкий бассейн. Коррес
понденции из Караганды, Тулы, Куйбышева, Иванова, Горького го
ворят об огромнейшем подъёме на предприятиях и в шахтах. Донбасоовцы, добывающие карагандинский
уголь, стали на трудовую сталинскую вахту. На куйбышевском заводе Кинап рабочие цеха тов. Болдырева в честь освобождения Донбасса обязались перевыполнить сентябрьский и октябрьский производ
ственные планы. Коллектив завода им. Максима Горького (г. Горький) обязался выполнить годовую программу досрочно — к 7 ноября.
ОТКРЫТОЕ письмо колхозников Раменского района ко всем колхозникам я колхозницам Московской области публикует «Московский большевик». Чтобы помочь Красной Армии ускорить желанный час победы, колхозники Раменского района решили после расчётов с государством по всем поставкам и на
туроплате дать государству сверх плана еще один миллион пудов картофеля и овощей для нашей добле
стной Красной Армии. «Призываем всех колхозников и колхозниц Подмосковья,— пишут раменцы, — последовать нашему примеру».
КОМСОМОЛЬЦЫ Москвы и Московской области провели 29 августа воскресник, чтобы передать за
работанные деньги в фонд помощи детям. Москвичи заработали около 3.440 тысяч рублей. Комсомольцы и молодежь Московской области работали тоже дружно и вносят для ре
бят свыше 1.650 тысяч рублей. МК и МГК ВЛКСМ, сообщает «Комсомольская правда», решили из этих средств перевести миллион рублей для оказания помощи детям Харькова, пострадавшим от немцев.
Москва, площадь Революции. 9 сентября 1943 года, 20 часов.
Фото Л. СМИРНОВА.

В освобожденных городах Донбасса

Машина с разгона выскакивает на бугор, и перед нами внезапно от
крывается панорама Артемовен
Один из наиболее крупных городов Донбасса издали кажется целым н почти нетронутым войной. В обла
ках белой от извести пыли, как в тумане, виднеются стройные корпуса многоэтажных домов. Кое-где вы
сятся фабричные трубы. Внизу чернеет железнодорожная насыпь.
Но как обманчиво первое впечатление. В этом убеждаемся сразу же, как только машина, осторожно об’езжая свежие воронки от авиабомб, попадает в город. Вот Большая Николаевская улица — ней
тральная улица Артемовока. Почти вся она завалена грудами щебня, от большинства домов остались лишь коробки. Многие здания снесены совершенно, до фундамента.
— Вот здеоь была десятилетка им. Тимирязева, — показала на один из домов повстречавшаяся нам на улице учительница Антонина Петровна Овечаревская. Дрогнувшим голосом, с трудом удерживая слезы, она продолжала:
— Немцы взорвали ее за три дня до своего ухода. Я в это время как раз проходила неподалеку, слышала взрыв, видела, так разваливалось прекрасное здание, где обучались сотни наших ребят.
Рядом стоит полуразрушенный длинный корпус четырехэтажного до
ма. Когда-то здесь была женскац гимназия, потом десятилетка им. Орджоникидзе. Это была лучшая школа в районе. Немцы, заняв го
род, устроили в ней конюшню, а
перед уходом взорвали. Такая же участь постигла и другие школы. В городе не осталось ни одного школь
ного здания. Огню и разрушению были преданы шубы, театры, биб
лиотеки, больницы. Даже больницы не пощадили гитлеровские громилы! От Первой государственной ра
бочей поликлиники остались одни руины. Нод развалинами этого ст
ройного и красивого здания, по рассказам местных жителей, погибли и больные.
Затем фашистские выродки принялись за жилые дома.
Мы побывали на Большой Николаевской, Кузнечной, Четвертой Вокзальной, Третьей Вокзальной улицах — повсюду одна и та же
картина — обугленные .развалины, полуразрушенные зияющие двора
ми коробки здаший. Тут, что ни дом — то трагедия, взывающая к мести. Здесь угнали дочь или сына в Германию, там убпди мужа, до
чиста ограбили. Только быстрое продвижение частей Красной Ар
мии спасло Артемовен от полного разрушения. По пятам преследуя отступающего противника, наши части совершали броски. Обойдя с флангов немецкие части, обороняв
шие район А.ртемовска, гвардейцы
Н-окого соединения внезапно с двух сторон ворвались на окраины города. Последовал непродолжительный, но ожесточенный бой. Потеряв около пятисот солдат.и офи
церов, немцы откатились на, запад, не успев осуществить свой дьяволь
ский план уничтожения города я его жителей.
Не задерживаясь, гвардейцы двинулись дагаыпе. Впереди лежал
другой крупный промышленный центр Донбасса — Константиновна. Еще шли бои за этот город, а артековцы, почти два года находив
шиеся в фашистской неволе, уже горячо принялись за восстановление хозяйства. Мы видели, с каким во
одушевлением работали рабочие бригады по восстановлению разру
шенных немцами железнодорожных путей. Городской отдел народного образования с помощью учительско
го актива готовится к открытию учебного года.
Много дел у военкомата, каждый день сюда приходят юноши и де
вушки с просьбой зачислить их добровольцами в Красную Армию. Принялись за работу связисты. Ско
ро начнет действовать почта, и пойдут письма в разные концы Со
ветского Союза. Из Артемовока на Константиновну идет прекрасное асфальтированное шоссе. Отступая,
немцы заминировали его. Об этом предупреждают выставленные саперами таблички. То и дело приходится о’езжать в сторону и, обогнув опасное место, снова возвра
щаться на шоссе. На подступах к городу еще видны следы недавнего боя.
И. Лапоногов
спец. корр. ТАСС.
10 сентября.

Честь и слава Красной Армии

Новую большую победу одержали наши войска на Украине. Донбасс снова стал наш! Фашистские людоеды осквернили украинскую культуру, которая расцвела за го
ды советской власти с помощью наших русских братьев. Немцы разграбили, сожгли дворцы культу
ры, университеты, угнали в рабство в Германию тысячи украинцев.
Но мы твердо варим, что вернем свою Украину, верим, что за каждую пядь оскверненной земли фашисты ответят.
Час мести настал. Красная Армия беспощадно трамит захватчиков среди степей Полтавщины, сре
ди лесов Черниговщины. Недалек день, когда -ни одного фашистского мерзавца не останется на укра
инской земле. Вольной советской жизнью заживет снова украинский народ.
Честь я ©лава Красной Армии, освободителям родной Украины!
И. Болеславский, чемпион Украины по шахматам. КУЙБЫШЕВ, 9.

Готовимся

к перевозкам угля

Беседа с начальником Московско- Донбасской
железной дороги
тов. РУДЫМ.
Московско-Донбасская железная дорога является связующим звеном между столицей и ныне освобож
дённым от немецких захватчиков важнейшим угольным и промышленным центром страны — Донбассом. Эта дорога в течение долгого време
ни была ареной военных действий, и гитлеровские бандиты причинили ей немало вреда.
Наш сотрудник связался по телефону с начальником дороги тов. Е. Ф. Рудым, который сообщил о ходе восстановительных работ на магистрали.
— С огромным воодушевлением, — сказал он, — наши железнодо
рожники восприняли весть о новой победе Красной Армии, освободившей Донбасс. Мы являемся ближайшими соседями Северо-Донецкой же
лезной дороги, пути которой широко разветвляются в Донецком бассейне.
— Сейчас мы готовимся к приему угля из Донбасса. Приводятся в порядок депо и сооружения дороги, которые были разрушены фашистами. Как известно, согласно поста
новлению Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) о неотложных мерах по вос
становлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой окку
пации, на нашей дороге должны быть построены пассажирские зда
ния на станциях Касторная и Валуйки, пассажирские здания па 7 станциях, 75.000 кв. метров жилой площади, 168 путевых казарм и полуказарм и 180 путевых будок. Сей
час эти работы развернуты полным ходом.

Электростанции

для освобожденных

районов

Завод, где главным инженером тов. Агапов, готовит массовый выпуск легких локомобилей — электростанций для освобождённых районов.
Локомобили этого типа сконструированы сотрудниками Центрального котлотурбинного института. Институт отказался от лабораторных ме
тодов работы. Когда чертежи были закончены, группа инженеров, во главе с тов. Вуколовьгм выехала на завод, помогая его коллективу в освоении нового заказа. Локомобилиэлектростанции для освобождён
ных районов могут действовать в любых условиях н на любом топливе — торфе угле, дровах. Кроме то
го, онн имеют облегченную технологию, поэтому производство их мо
жет быть поставлено на небольших заводах.
На-днях завод выпускает пробный экземпляр локомобнля-элеврро
станции. Первая партия их будет сдана освобождённым районам в начале октября.
Шахты Ростовщины и Донбасса будут восстановлены! На снимках: вверху — выдача на-гора угля на одной из шахт Ростовской области; внизу — стахановкя-откатчипы Па* рахипа и Позднякова, выполняющие нормы на 200 процентов, везут уголь, добытый на восстановленной шахте.
Фото Э. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС).

В честь 25-летия

ленинского

комсомола

Старейший

русский

оружейник

Исполнилось 40 лет научной деятельности старейшего русского
оружейника доктора технических наук профессора Владимира Геор
гиевича Федорова. Им создано 20 трудов, положивших начало науч
ной разработке вопросов русского автоматического оружия.
Ещё в 1916 году появился автомат системы Федорова, называв
шийся тогда ручным ружьем — пулемётом.
В 1920 году вместе со своим ближайшим сотрудником, ныне Героем Социалистического Труда В. А. Дегтяревым, юбиляр создал первый опытный образец, сконст
руированный по припципу автомата с подвижным стволом. Под руководством проф. Федорова вырос и сейчас широко известен ряд выдающихся конструкторов стрелкового вооружения. Работая в качестве конЬульташта Технического совета Наркомата вооружения СССР, В. Г. Федоров, несмотря на свои 70 лет, продолжает активно содействовать укреплению боевой
мощи Красной Армии. Юбиляр — автор ставших популярными военно-исторических мемуаров «В поисках оружия».
Профессор получил с фронта письмо от снайперов старших сер
жантов Федора Резниченко, Ахата Ахмедьянова, Павла Шабанова и Андрея Гостюхина. Онн пишут: «Мы прикрываем своей грудью город, в котором Вы работали и пестовали кадры будущих знаменитых оружейников. Честно выпол
няя свой долг перед Родиной, мы перебили 909 гитлеровце®. Будем бить врага с ещё большей силой до полного его уничтожения».
Нарком вооружения Герой Социалистического Труда тов. Устинов
об’яиил благодарность юбиляру за
плодотворную научную работу и премировал его.
(ТАСС).
ОБЯЗАТЕЛЬСТВА
МОЛОДЫХ
СТАХАНОВЦЕВ
На Первом государственном подшипниковом заводе имени Л. М.
Кагановича собрался слёг молодых стахановцев, посвящённый подготовке к 25-летию ленинско-сталинского комсомола.
Молодёжь этого предприятия, воодушевлённая победами Красной Армии на фронтах, еще более подняла выработку, улучшила качество выпускаемой продукции. В ходе соревнования в августе фронто
вые бригады молодежи увеличили производительность труда по сравнению с июлем на 30 процентов.
На слёте выступила бригадир лучшей фронтовой бригады завода станочница комсомолка Екатерина Барышникова.
— Мы гордимся тем, что все силы отдаём для помощи фронту, — сказала она. — В июле наша бригада выполнила план на 280 процен
тов, в августе — на 317. Теперь в честь 25-летия ленинско-сталинского комсомола бригада взяла обязатель
ство выполнить план сентября на 330 процентов, а октября — на 350 процентов.
О больших успехах молодёжнокомсомольских бригад говорил директор завода тов. Лосев.
— Особой похвалы, — сказал тов. Лосев, — заслуживают молодые
станочницы бригады тов. Бурова. Работая на исключительно сложных заказах, молодёжь этой бригады до
билась замечательных успехов и из месяца в месяц перевыполняет задания. В этой бригаде заслуженной славой пользуется молодая стахановка Катя Гарбоносова. Она ежедневно даёт на американских стан
ках по две нормы. Сейчас ояа решила стать наладчиком.
Молодые стахановцы завода в честь 25-летпя комсомола единодушно приняли на себя новые социалистические обязательства: повы
сить производительность труда в сентябре на 15 процентов и в октя
бре на 20 процентов, отгрузить сверх квартального плана 800 топи металлолома, обучить не менее 100 молодых рабочих новым профессиям.
Тридцать лучших рабочих-станочннков решили перейти на многостаночное обслуживание. Молодёжь за
вода обязуется внести и внедрить в производство 70 рационализатор
ских предложений. Каждый молодой рабочий обязан овладеть одной во
енной специальностью и отработать
по 10 часов в месяц на заготовке топлива и на уборке овощей с подсобного хозяйства.
Молодые стахановцы завода вызвали на своем слёте на соревнова
ние в честь 25-летия ленинско
сталинского комсомола молодёжь и комсомольскую организацию второго государственного подшипникового завода.
ВОЕНИЗИРОВАННЫЙ
ПЕРЕХОД УЧАЩИХСЯ
Продолжается городская спартакиада ремесленных, железнодорожных училищ и школ ФЗО. Вчера ее участни
ки провели два скоростных перехода по пересеченной местности. ХОноти шли на дистанцию 8 километров, девушки — на 4. Часть пути они проходили в противогазах, перелезали через забор, пробегали по бревну, пере
кинутому через овраг и переползали по-пластунски.
Первенство завоевали ученики ремесленного училнгца Л* 40. Они вы
полнили вое условия соревнования за 46 мин. 20 сек. Второв место заняла команда ремесленного училища № 13.
Переход на 4 километра, выиграла команда девущек ремесленного учили
ща Л* 8 г результатом 28 мин. 10 сев. Второе место заняло ремесленное училище ЛТ 22.
В военизированном переходе участвовало 116 команд — 1.160 юношей и девушек.
ПОЕЗДА
ДЛЯ ОГОРОДНИКОВ
На Ленинской железной дороге вводятся специальные поезда для перевозки урожая с индивидуальных и коллективных огородов. Поезд для огородников состоит из товарных, специально оборудованных вагонов.
Завтра в 20 часов 10 минут с Казанского вокзала отойдет первый поезд для огородников. Он направляется до
станции Егорьевск. В Москву этот поезд вернется 12 сентября в 18 часов 40 минут.
Второй поезд совершит рейс до (Я анции Гжель. Отойдет он с Казанского вокзала 12 сентября в 7 часов 42 минуты и в тот же день в 21 час Об минут вернется в Москву.
Такие поезда будут курсировать по субботам и воскресеньям, а в случав наплыва пассажиров-огородников и в обычные дни недели.
ДОМА ГОТОВЫ
К ЗИМЕ
Жилищное управление Кировского района досрочно закончило августов
ский план капитального и текущего ремонта. Ив 186 больших домов 100 пол
ностью готовы к зиме. Во всех этих домах в первых числах сентября проведена пробная топка.
Ореди управляющих домами, ведущих успешно подготовку и зиме, на перво
месте тт. Паняев, Говорова и Константинова.
НОВЫЙ МЕТОД КРАШЕНИЯ
ТКАНЕЙ
На Тишино-Сокольнической красильно-отделочной фабрике разработан новый метод крашения трикотажных тка
ней. Весь процесс производится при температуре в 25 градусов выше ну
ля вместо обычных 80. Это ускоряет работу в два раза и дает предприятию значительную экономию топлива.
Новый метод крашения внедряется на других фабриках лёгкой промышленности.
ПОДГОТОВКА
СТАТИСТИКОВ
И БУХГАЛТЕРОВ
При Московском экономическо-статистическом институте с этого учебного года организуются заочное и вечернее отделения по специальностям: статисти
ка и бухгалтерский учёт. На заочное отделение будет принято 240 человек на вечернее — 50.
ПОМОЩЬ
МОСКОВСКИХ ШКОЛ
Недавно в Москву приезжала зав. Краснодарским краевым отделом народ
ного образования тов. Пашкова. По приглашению москвичей она посетила совещание директоров школ Таганского района. На совещании т. Пашкова рассказала о зверствах гитлеровцев, разру
шивших школы и культурные учреждения края.
Москвичи решили оказать помощь в восстановлении детекпх и школьных учреждений Краснодара. В Таганском районе имеется 21 школа. Каждая из них взяла шефство над одной из школ Краснодара. Было выделено оборудование для учебных кабинетов, нагляд
ные пособия и т. д. Дети собрали учебники, школьные и письменные принадлежности, художественную литературу.
Детские сады Таганского района в свою очередь взяли шефство над до^ школьными учреждениями Краснодара: выделили для них белье, простыни, одеяльца, собрали игрушки.
Теперь посылки готовы и в ближайшее время будут отправлены в Краснодар.
ШКОЛЬНИКИ
ИЗУЧАЮТ
АСТРОНОМИЮ
Ученики десятых классов московских школ в этом учебном году пройдут курс астрономии в планетарии. Бое лекпии будут сопровождаться наглядной иллюстрацией.
Поточный метод
в легкой
промышленности
В освобожденных городах Донбасса. На снимках: 1. Подбитый немецкий танк на одной из улиц города Горловки; 2. Шахта № 3-4 в городе Сталине, служившая гестаповцам застенком; в ее стволе обнаружено много трупов советских граждан; X Жители города Харцызска приводят в порядок одну из улиц города. Фото. Э. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС)
СЕГОДНЯ ОТКРЫЛАСЬ КОНФЕРЕНЦИЯ
Сегодня днем открылась конференция по конвейерно-поточной с» стеме производства в легкой про
мышленности. В работах кайфе* ропции принимают участие дирек
тора и специалисты предприятий Москвы, Свердловска, Ташкента, Новосибирска и других городов.
Конференция заслушала доклад наркома легкой промышленности ОСОБ то®. Лужина о внедрении и об опыте конвейерно-поточной сис
темы производства на прерщриятаях легкой промышленности.
В работе конференции принимают участие секретарь МГК БКП(б) тов. Попов и заместитель секретаря МГК ВКЛ(б) по легкой я текстильной промышленности тов. Щеголев,