Телеграммы из-за границы

Кузнецкий металлургический комбинат имени Сталина.

Фото А. ГАРАНИНА. Выдающийся геолог

Новое здание Центрального театра Красной Армии на площади Коммуны, построенное по проекту архитекторов К. Алабяна и В. Симбирцева, одно из замечательных со
оружений новой Москвы. Вестибюль, фойе, зрительный зал, отделанные мрамором, бронзой, ценными породами дерева, художественной росписью, радуют взор посетителей театра.
Поднимаясь по широкой мраморной лестнице, они увидят две ог
ромных картины: «И В Сталин и К. Е. Ворошилов в Кремле», напи
санную народным художником СССР, лауреатом Сталинской премии А. М. Герасимовым, и «Взятие Зимнего дворца» работы лау
реата Сталинской премии П. П. Ссколова-Скаля. В зрительном зале привлекает внимание плафон ху
дожника Л. Б.руни, изображающий воздушный парад.
12 сентября ® этом здании опектаклем «Давным-давно» открывает свой зимний сезон Центральный театр Красной Армии.
Начальник театра майор В. А. Захаров в беседе с нашим сотруд
ником рассказал о новых работах коллектива.
— После почти двухлетнего перерыва мы покажем в своем зда
нии спектакли, подготовленные в Свердловске и уже известные мо
сквичам по нашим выступлениям в парке ЦДКА. Б октябре будет во
зобновлена Комедия «Укрощение строптивой» Шекспира. Ближайшая премьера — «Нашествие» Л. Леонова. В этом опектакле театр стре
В ближайшее время в Донбасс направляются несколько концерт-, ных бригад.
Театры Донбасса, эвакуированные в свое время в глубь страны, продолжают успешно работать. Ворс ши ловгра деки й русский драмати
ческий театр, находящийся в Махач-Кала, за последнее время пока
зал два новых спектакля: «Русские люди» К. Симонова и «Нашествие» Л. Леонова.
Музыкальный театр, игравший раньше в Сталино, находится сей
12 сентября—открытие зимнего сезона
мится глубоко раскрыть образы положительных героев пьесы, совет
ских патриотов, сохраняющих в тылу врага честь и независимость
русского человека, его беззаветную преданность родине и народу.
В суровьщ дня отечественной войны наш коллектив ставит своей основной задачей создание спек
таклей о героической борьбе Крас
ной Армии, о самоотверженном труде в тылу, о славном прошлом руосАСго народа.
Капитан Ю. Чепурин, участиях Сталинградской эпопеи, закапчивает для нас пьесу о Сталинграде, посвященную мужественным защитникам города-героя. В пьесе показаны участники боев за Сталинград. Ра
бота, которую ведет театр вместе с автором пьесы, дает возможность создать хороший спектакль.
Одновременно ведется работа над новой пьесой А. Гладкова о Москве и москвичах в дни отечественной войны. Это третья пьеса молодого драматурга в репертуаре нашего театра.
Пьесу об Урале заканчивает для нас С. Герасимов. Театр Красной Армии провел полтора года на Ура
ле, и эта пьеса о замечательных людях гигантской кузницы советского оружия особенно близка нашему коллективу.
С. Голубов, автор книги о Багратионе, пишет для нашего театра
пьесу по своей повести. Новые п: б ,ы пшаут-также С. Сергеев-Цен
ский, В. Кожевников, И. Вахтере®, А. Разумовский н др.

Театры Донбасса

Выступления хоровых коллективов
На-днях в Московском доме народного творчества состоялся вечерконцерт, в котором приняли участие самодеятельные хоры клубов: «Культурный путь», «Серп и молот», «Кра
сный богатырь», Дворца культуры имени Ленина, фабрики им. Калинина н Щепетильниковского трамвайного парка. Исполнялись преиму
щественно русские народные песня и песни советских композиторов о великой отечественной войне.
Канцелярская База Военкнижторга комплектует и отправляет на фронт индивидуальные посылки-наборы для бойцов и офицеров Красной Армии. В каждой посылке — блок
ноты, записные книжки, карандаши, конверты, открытки, писчая и курительная бумага. На снимке: работницы базы М. Соловьева и В. Залевсквя комплектуют и упако
вывают посылки-наборы.
Фото О. ЛАРИЧЕВА.
час в Цржевальске (Киргизская ССР). В его репертуаре: «Евгений Онегин», «Пиковая лама», «Запоро
жец за Дунаем», «Наталка-Полтавка» и др.
В Джалал-Абаде (Киргизская ССР) работает Сталинский украинский драматический театр, в Кзыл-Орде (Казахская ССР) — Артемовский музыкально-драматический театр им. Артема., в Ташаузе (Туркменская ССР) показывает свои спек
такля Каиетанти нов оки й русский драматический театр км. Пушкина.
наметить генетические закономерноети, открыть общие законы природы,
увидеть геологические процессы, в результате которых возникли месторождения редких металлов.
Именно так подошел ученый к разрешению проблемы олова в на
шей стране. Он блестяще разрешил ее, как .и многие другие проблемы, связанные е поисками редких элементов.
Представьте себе энергичного и неутомимого исследователя, геологаэкопериментатора, человека, не ос
танавливающегося ни перед какими трудностями. Я не знаю другого та
кого аыатока азиатской части Советского Союза, особенно Дальнего Востока и Северо-Востока. Он обследо
вал огромный район к востоку от Забайкалья, лично участвуя в де
сятках экспедиций и возглавляя их, исходил громадные территории.
Олово, вольфрам к другие редкие металлы — вот стихия профессора Смирнова. Будучи постоянным участником исследовательских работ Комитета по делам геологии, он пре
восходно изучил свою трудную, по благодарную специальность. Работая
также в Институте геологических наук академики, ученый создал много трудов, каждый из которых внес что-то новое в науку и обогатил наше хозяйство.
Особенно напряженно и продуктивно С. С. Смирнов работает во время великой отечественной войны. Никогда не забыть, как осенью 1941 года мы покидали вместе осажден
ный Ленинград. Садясь в самолет, кой спутник рассказывал мне о том,
какая большая работа ждет его на востоке. Сергей Сергеевич Смирнов отправился тогда в Иркутск и дальше, в глубь Восточной Сибири, это
го богатейшего края в стране. Широ
ко развернулась там деятельность этого замечательного искателя отоль нуяшых в условиях войны редких металлов. Ученый и патриот, до
стойный сын своего народа, он руководствовался и продолжает руко
водствоваться единственно важным соображением — укреплять оборону страны, помогать Красной Армии в ее борьбе против немецко-фашистских захватчиков.
С предстоящими выборами в Академию наук СССР у С. С. Смирнова совпадает окончание большой монографии, посвященной оловянным бо
гатствам Советского Союза. Этот труд в ближайшее время будет завершен. Он как бы подведет итог одного из разделов большой ж плодотворной работы ученого.
Нельзя не отметить и выдающуюся деятельность профессора Смирно
ва как воспитателя молодых кадров советских геологов. В Ленинградском горном институте он читал курс ме
таллических полезных ископаемых. Профессор с большим умением пе
редавал свои знания молодежи, готовил ее к самостоятельной деятельности на научном поприще.
Сергей Сергеевич Смирнов находится сейчас в расцвете сил и громадного своего таланта. Можно не сомневаться, что этот достойный кандидат в академики еще скажет не одно веское слово в геологической науке н принесет немало пользы своей стране.
Академик П. Степанов.

СУВОРОВСКИЕ ВОЕННЫЕ

УЧИЛИЩА

ДИСЛОКАЦИЯ УЧИЛИЩ ПРИЕМ НЫНЕШНЕГО ГОДА
ГОРОДСКАЯ КОМИССИЯ В МОСК ВЕ КАКИЕ ПРЕДСТАВЛЯТЬ ДОКУМЕНТЫ. ГДЕ БУДУТ УЧИТЬСЯ МОСКВИЧИ ПРО
ГРАММА УЧИЛИЩ РОТЫ
И ОТДЕЛЕНИЯ—ВО ГЛАВЕ ИХ ОФИЦЕРЫ ФОРМА ОДЕЖДЫ.
Историческое постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) «О не
отложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации» содержит пункт о создании суворовских училищ. Организуемые по ти
пу кадетских корпусов суворовские училища предназначены для устройства, обучения и воспитания детей воинов Красной Армии, парти
зан отечественной войны и сирот, родители которых погибли от рук гитлеровских палачей. Дислокация училищ: Майкоп, Новочеркасск, Ас
трахань, Воронеж, Чугуев, Курск, Елец, Калинин, Ставрополь. Всего будет открыто 9 училищ. В каждое кз них принимается 500 человек.
Суворовское военное училище состоит из семи основных классов н двух приготовительных — младшего
и старшего. В нынешнем году будет приём в приготовительные и в 1—4 классы.
— В младший приготовительный класс, — сообщил я беседе с на
шим сотрудником начальник отдела суворовских училищ Главного уп
равления военно-учебных заведений Красной Армии полковник тов. Вла
димиров, — будут приниматься мальчики в возрасте 8—9 лет, не начинавшие учиться или учившиеся в первом классе средней школы Наркомпроса. В старший приготови
тельный класс смогут поступить мальчики 9—10 лет, окончившие
первый класс или учившиеся во втором классе; в первый класс
— мальчики 10—11 лет, окончившие два класса средней школы; во второй класс — окончившие три класса средней школы; в третий класс
— окончившие четыре класса и в четвёртый класс — мальчики не старше 13 лет, окончившие пять классов средней школы.
Заявления от поступающих будут приниматься с 15 сентября по 5 ок
тября. Подается заявление на имя председателя областной, краевой или городской приемной комиссии. Го
родская приёмная комиссия будет в Москве. К заявлению необходимо приложить: свидетельство о рождении, свидетельство школы Нарком
проса об образовании с оценками успеваемости по всем предметам; справку врачебной комиссии о состоянии здоровья и физическом раз
Уопешно выступал хор клуба «Культурный путь» (руководитель М. Новиков), исполнивший народ
ные песни в обработке композитора Захарова и старинную «игровуюрусскую народную песню «Долина
долннушка». С большим успехом хор клуба «Красный богатырь» (хормейстер А. Тихомиров) исполнил «Песню о танкисте Лукине» композито
ра Алексеева. Хор клуба «Серп и молот» (руководитель тов. Чумакова) подготовил обширный репертуар, включив в него и редко исполняе
мые на эстраде русские народные песни, как, например, старинная народная песня «Чао да по часу».
Программы, с которыми выступили хоровые коллективы, составлены довольно разнообразно. Однако не все участники концерта достаточно поработали над отделкой исполняе
мых произведений. Мало внимания уделено также и постановке хореографической части программы.

Вечер

писателей

Украины

Вчера в Московском клубе писателей состоялся торжественный вечор, посвященный освобождению Харькова. Вернувшиеся из поездки
в Харьков писатели М. Бажан, А. Довженко, Н. Рыбак, М. Рыльекий, Ю. Яновский, академик Л. Булаховокий поделились впечатления
ми о своем пребывании в Харькове и прочли новые произведения.
Тепло встретила аудитория ноэта-боЮца, участника освобождения Донбасса Миколу Шаповал.
В концертной части вечера приняли участие народная артистка СССР М. И. Литви.ненжо-Вольгемут, народные артисты УСОР И. С. Паторжинский, Ю. В. Шуйский, за
служенный артист УОСР К. Н. Лаптер.
(ТАСС).
витии; справку о принятии оспы; выписку из служебного списка или справку районного иди городского совета о роде занятий родителей; справку о смерти или получении инвалидности родителями во время отечественной войны. К каждому суворовскому училищу прикреп
ляется ряд областей. Москва получит места в трёх училищах: Кали
нинском, Курском и Орловском (г. Ельце).
1 декабря во всех суворовских училищах начнутся занятия.
Воспитанники суворовских училищ поступают на полное государ
ственное содержание. Даже расходы по приезду в училище, питанию в пути и во время прохождения комиссии государство берёт на себя.
Новые учебные заведения имеют своей целью подготовить мальчиков к службе в офицерском звании и дать им общее среднее образование. Окончившие училище будут без экзамена приниматься в воен
ные училища Красной Армии. По сравнению с школами Наркомпроса общеобразовательная программа су
воровских училищ расширена. Более основательно ставится преподавание русского языка и математики. Изу
чение иностранного языка начнётся с приготовительного класса.
Каждое училище сформирует духовой оркестр из 32 музыкантов. Ежедневно учащиеся будут ходить на прогулку со своим оркестром.
Все воспитанники распределяются по ротам. Рота в свою очередь де
Ленинград сегодня. Жители городагероя слушают транслирующийся из Москвы по радио артиллерийский салют в честь доблестных воинов
Красной Армии.
Фото Г. КОНОВАЛОВА (ТАСС).

В городе Ленина

ГЕОЛОГИ—РОДНОМУ ГОРОДУ И ФРОНТУ
ЛЕНИНГРАД, 9. (ТАСС). Ленинградские геологи о самого начала войны оказывают большую помощь родному городу и фронту. В трудные дни блокады начальник Ленин
градского геологического управления тов. Пожидаев работал над докторской диссертацией «Топливная проб
лема Ленинграда». Когда город остро нуждался в воде, геологи помогли обеспечить водоснабжение госпиталей, хлебозаводов и оборонных предприятий. В тяжелую зиму
1941—1942 г. научные .работники пробивали пласты мерзлой земли, строили артезианские колодцы. Гео
логи Бубнов, Серебрян, Зиновьев и другие рационализировали методы бурения и пустили десятки артезианских колодцев.
Под руководством инженера тов. Нумеровой в одном из пригородов Ленинграда были выявлены неис
черпаемые залежи песка для -.нужд стекольной промышленности. Геоло
ги составили, карту четвертичных отложений в Ленинградской области, разработали новые методы водоснабжения и сушки об’ектов в условиях заболоченной местности, конструировали аппараты и приборы, необхо
димые для армии. Проверка новых аппаратов часто велась непосредст
венно на фронте. Один из геологов, тов. Гольбеков, при испытании свое
го прибора был тяжело ранен, но и в госпитале он продолжал твор
ческую работу и сконструировал еще один ценный аппарат.
КВАРТИРА
ОТАПЛИВАЕТСЯ ТОРФОМ
В нескольких домах Московского района, имеющих центральное отопление, вместо угля зимой будет использован торф. В одном из зданий в виде опы
та оборудуются специальные топки, а в другом — газогенераторная установка. Опыт сжигания торфа в котлах с переоборудованными колосниковыми решётками, проведенный Научно-исследовательским институтом коммунального хозяйства и Ленжилуправлением, дал положительные результаты.
Для сжигания торфа в обычных комнатных печах инженер Лужанскнй сконструировал специальную колосни
ковую решетку, которая легко может быть установлена самими жильцами. Леижилуправление приступает к массовому изготовлению таких решёток.
ГОРОДСКАЯ
СПАРТАКИАДА
Молодёжь активно участвует в городской спартакиаде в честь предстоящего 25-летия ленинско-сталинского комсомола. Свыше 20 тысяч молодых ленинградцев сдали нормы ГТО по плаванию и преодолению водных препятст
вий. Вдвое большее число молодёжи обучается приёмам рукопашного боя. Сейчас спартакиада вступила в решающий период. Разыграно первенство го
рода по штыковому бою и маршевой подготовке. На-днях начинается соревнование по стрельбе.
ЛЕНИНГРАД, 9. (По телефону. Наш корр.).

КНИЖНАЯ

ПОЛКА
* В ПОМОЩЬ комсомольцу. активисту издательство «Молодая гвардия» выпу
стило массовым тиражом брошюру «Культурно-массовая работа на заводе». Большое место в брошюре отведено во
просам художественной самодеятельности на заводе и работе заводских биб
лиотек е читателями. (Тираж 50.000 экз., стр. 30, цена 30 коп.).
лится иа четыре отделения. Во главе каждой роты стоит ротный
командир в звании майора или подполковника. Во главе отделения — офицер-воспитатель в звании капитана или майора. Воспитатель будет вместе со своим отделением переходить из класса в класс — до выпуска его воспитанников из училища.
В штат училища включаются, между прочим, 5 портных, в сапожников, 6 поваров и т. д.
Установленная для воспитанников новых учебных заведений форма делится на парадную и повседневную. Образцы одежды сейчас ут
верждаются. Форма для учащихся всех классов устанавливается одина
ковая. Вице-сержанты и вице-старшины (из числа учащихся) будут иметь особые знаки на погонах.
Воспитанники суворовских училищ найдут в своих учебных заведениях родной кров. Здесь они будут овладевать знаниями, готовясь к офицерской службе, Любовь к от
чизне, к родной Красной Армии, к военному делу, дисциплинирован
ность, сознательность должны с детства прививаться воспитанникам суворовских училищ.
Воспитанник суворовского училища должен быть культурным, подтянутым, физически закалённым, не бояться лишений н трудностей, яв
лять собой образец патриотизма, сознательного служения своей родине, настойчивого и энергичного выполнения порученного ему дела.

Капитуляция Италии Прибытие итальянских самолетов

на английские аэродромы

ЛОНДОН, 10. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт из Каира, ссыла
ясь на данные штаба союзных сил на Ближнем Востоке, что некото
рое число итальянских самолёте прибыло сегодня о Балкан на авиационные базы на Кипре, в Тобруке и Дерне.

Налет авиации союзников на штаб

германских сил в Италии

ЛОНДОН, 10. (ТАСС). Как сообщает специальный корреспондент агентства Рейтер при штабе союз
ных сил в Северной Африке, за шесть часов до об’явления о безо
говорочной капитуляции Италии самолеты «Летающая крепостьсовершили налёт на Фраскати (в 25 милях от Рима), где помещается главный штаб германских войск
в Италии. На этот пункт было сброшено несколько сот тонн бомб. Город разрушен. Были отмечены прямые попадания в внллу, в ко
торой жили и работали германские
офицеры. «Летающие крепостиуничтожили 28 истребителей из общего числа 50, пытавшихся отразить налёт.

Напряженная атмосфера в Берлине

ЛОНДОН, 10. (ТАСС). Корреспондент агентства Рейтер, ссылаясь на берлинского корреспондента газеты «Нюа даглигг аллеханда», сообщает, что в Берлине после капитуляции Италии создалась напряжённая атмосфера. На улицах города
патрулируют отряды СС’овцев. В Мюнхене близ так называемого
«коричневого дома» (здание, где помещается руководящая организа
ция гитлеровской партии) имели место стычки.

Налет английской авиации на Булонь

ЛОНДОН, 9. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, вечером 8 сентя
бря американские и английские средние и лёгкие бомбардировщики атаковали об’екты в районе Булони. Английские истребители, а также истребители доминионов и союзни
ков сопровождали бомбардировщики и прикрывали их операции. Ночью самолёты английской бомбардиро
вочной авиации продолжали операцни.
Днём 9 сентября американские тяжёлые бомбардировщики и английские истребители-бомбардировщики атаковали аэродромы и дру
гие об’екты в Северной Франции. Активность авиации противника бы
ла незначительной, и произошло лишь немного столкновений.

Ширится сопротивление французского

народа оккупантам

ЛОНДОН, 10. (ТАСС). По сообщению агентства Рейтор, вновь назначенный комиссар юстиции Французского Комитета Национального Осво
бождения Франсуа Ментон, месяц тому назад бежавший из Франции, привёл в своём выступлении ряд данных, характеризующих активизацию и расширение масштабов деятельности нелегальных патриотических организаций во Франции.
По словам Ментона, от 150 до 200 тыс. французов являются активными членами подпольных организаций сопротивления немцам. Патриотические организации поставлены
на военную ногу и имеют свою службу разведк*. Ментон отметил, что генерал де Год ль пользуется среди борющихся французских патриотов большим авторитетом.
В связи с ростом сопротивления
французского населения оккупантам последним становится всё труднее отправлять французов на принудительные работы в Германию. Довольно часто на улицах французских городов можно видеть аресто
ванных с кандалами на руках. Это — французы, которых ведут на вокзалы, где сажают в поезда, на
правляющиеся в Германию. 200 тыс. французов укрываются в различных местах Франции, чтобы уклониться от мобилизации. Часто даже семьи этих людей не знают об их местопребывании.
Ментон отметил в заключение, что продовольственное положение во Франции стало еще хуже, чем было год тому назад. На почве система
тического недоедания во Франции свирепствует, особенно среди подростков, туберкулез.
Внутриполитическое положение

в Германии

СТОКГОЛЬМ, 9 (ТАСС). Гитлеровская газета «Дас шварце корещё раз обращается к теме о «распространителях слухов». Газета называет их «отъявленными преступниками и неполноценным в расовом отношении элементом». Пытаясь утешить себя, гитлеровский орган пишет, будто «распространителей слухов» уже «не столь мно
го», однако тут же опровергает это признанием, что одно государство со всем его полицейским аппара
том не в состоящий справиться с этими «опасными элементами» и нуждается в поддержке всего насе
ления. Однако подобной поддержки гитлеровцы не получают. Газета возмущается тем, что многие гитлеровцы предпочитают сейчас по
являться в общественных местах без партийных значков. «Было вре
мя, — говорится в статье, — когда люди называли себя не только немцами, но и национал-социалистами, а сейчас они об этом време
ни вспоминают неохотно. Тогда они носили партийный значок открыто,
как некий вызов, а разве сейчас это не требуется в ещё большей мере?» Но, о сокрушением кои
стаянрует газета, сейчас многие
гитлеровцы не только не носят обоих значков, но и позволяют в своём присутствии распространять слухи, продиктованные будто «злостными побуждениями».
Признав таким образом, что настроения пан шеи и страха перед грядущим возмездием проникли в сроду членов гитлеровской шайки, газета заявляет, что у гитлеровских главарей остаётся в руках одно единственное оружие — террор

Бомбардировка

французского побережья

Ла-Манша

ЛОНДОН, 9. (ТАСС). Как передает агентство Рейтер, английские бомбардировщики совершили вече
ром 8 сентября ожесточённый налет на французское побережье Ла-Ман
ша, невидимому, на район вблизи Булони. Старт английских самолетов продолжался примерно полчаса. По мере того, как одни соединения бомбардировщиков возвращались обратно, другие стартовали в направле
нии к цели. Наблюдатели считают, что впервые за такой короткий про
межуток времени нм приходилось видеть столь большое число бомбар
дировщиков, пересекавших Ла- Манш. С французского побережья доносились звуки частых сильных взрывов.

ОТОВСЮДУ

* МОРСКОЕ министерство США сообщило о том, что неприятельские под
водные лодки потопили в середине июля в Южной Атлантике американское торговое судно.
* АЛЖИРСКИЙ корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс сообщает, что
Французский Комитет Национального Освобождения решил предоставить во временной французской совещательной ассамблее 40 мест представителям под
польных организаций сопротивления, действующих во Франции.
* АНКАРСКИЙ корреспондент агентства АФИ передает, что вечером 6 сен
тября в Турции ощущались подземные толчки. Жертв нет, отмечены незначительные повреждения в городе Измире.
* КАК ПЕРЕДАЕТ корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс из Найроби (Кения, Восточная Африка), в Ин
дию и на Цейлон направлены части восточно-африканских войск.
★ АГЕНТСТВО Рейтер передает, что о момента смерти царя Бориса в Болгарии было произведено 2-300 политических арестов.

Упадок духа немецких солдат

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 9. (Спец. корр. ТАСС). Поражения, которые потерпела германская армия в последнее время, угнетающе по
действовали на настроение немецких солдат.
Пленный ефрейтор мотополка «Германия» танковой дивизии ОС «Викинг» Курт Вайншяиль на допросе показал:
— События последних дней складываются явно не в пользу Герма
нии. Гитлер приказал удержать Харьков, .но город нал. Чего я н мои то
варищи не ожидали — это прорыва Таганрогских укреплений. Я был в этом городе и видал, что он из себя представляет в смысле обороны. На
ше командование около двух лет возводило укрепления на подступах к Таганрогу, окружило его несколькими поясами мощных огневых заслонов, фортификационных сооруже
ний. Если говорить о чудесах, то надо признать, что русские совершили чудо.
Это заявление дополняют показания других пленных солдат.
Ефрейтор запасного батальона 282 пехотной дивизии Генрих Майнер говорит:
— Взятие советскими дивизиями Таганрога, Ельни, Глухова, Гыльска произвело угнетающее впечатление не только на солдат, но и на- офи
церов. Что будет дальше? Этот вопрос висит над каждым. Германия не бездонная бочка, её людские резервы истощены до предела, а конца войны не видать. Многие солдаты непрочь сдаться в плен, од
нако боязнь репрессий со стороны офицеров, которые по приказу Гит
лера усилили надзор за солдатами, заставляет их ещё воевать.
— Наши потерн, — говорит рядовой 850 пехотного полка 282 дивизии Бирке Дутле, — катастрофически растут. В ротах осталось не больше чем по 20—25 солдат. Почти весь младший офицерский состав перебит. Красная Армия показала себя самой сильной наступательной армией, умеющей маневри
ровать и наносить удары там, где мы меньше всего ожидали их получить.
О силе и эффективности ударов Красной Армии говорят и выдерж
ки из дневника убитого немецкого обер-лейтенанта Вилли Хеяна (106 пехотная дивизия):
«...12 августа. Снова откатились, заняли оборону на следующем рубеже. Приказал солдатам окопать
ся. Гуоские ведут сильный артиннометный огонь. Спрятаться от него невозможно. Авиация не уходит с небо. Где они взяли столько самолетов?
14 августа. Это немыслимо, мы не спим третьи сутки. Враг не прекращает своп дьявольские атаки. В роте осталось 70 человек. Если про
тянется дальше, то мне придется воевать одному.
19 августа. Вчера русские усилили огонь и атаки. Они хотят взять Харьков. Сколько уже жизней стоит нам этот проклятый город!
25 августа. Мы отступаем к Мерефе. Командир полка говорит, что мы скоро возвратимся, что идут резервные части. Боюсь, что это очередная ложь. Надоело всё, и если хотите, то и жизнь».
На этом дневник обрывается

В Центральном театре Красной Армии

Русская песня

Перед выборами новых академиков
Приближаются выборы новых академиков. В конце сентября списки действительных членов Академии вух СССР пополнятся Зв именами советских ученых.
Выборы в академию, промоходядве в условиях великой отечест
маной войны, характеризуют нода большие достижения ооветсий науки. Десятки научных оршзаций, наркоматов и отдель
ны! лиц выдвинули кандидатов в шитики, и каждый из них, неза
внепмо ох ограниченного количества мшеий, достоян высокого звания действительного члена Академии н&- ук СССР.
Среди кандидатов, выдвинутых по «делению геолого-географических пук, есть десятки ученых, зареко«вдовавших себя серьезными тру
дна и принесших своей научнопрактической деятельностью громад
ную пользу родине. Мне хочется остшовиться здесь на кандидатуре вы
дающегося советского геолога Сергея
Сергеевича Смирнова. Члем-корреснонденг Академии наук СССР, док
юр гемого-минералошчеакпх наук I профессор Ленинградского горного института, С. С. Смирнов не случай
но выдвинут такими организациями, их Комитет по делам геологин при СНК СССР и Наркомат цветной мемлургии СССР. Уже один этот факт говорит о том, что тов. Смирнов проявил себя не только как уче
ный-теоретик, но и как человек, не- Еосредственно, практически участву
ющий в работе по развитии нроиз- ШИльных сил страны.
Сергей Сергеевич Смирнов выдвинут в академики по группе общей геология. Между тем, его специаль
ность, казалось бы, укладывается в более узкие рамки — он является штоком месторождений редких ме
тилов. Чем же об’яснить, что трудит С. С. Смирнова придается столь
большое и широкое значение, что этого ученого выдвигают по группе общей геологии?
При решении проблем металлонооности, при изучении скоплений в венной коре редких металлов про
фессор Смирнов подходит к этим важнейшим вопросам с точки зрела широкой региональной геологии. Он не ограничивается минералогиче
ски или петрографическими х&-
рактеристиками, а стремится разрешать стоящие перед ним задачи во
всей нх глубине. Отыскивая месторождение полезных ископаемых, уче
ный пользуется всем комплексом мучных знаний. Это помогает ему

Старейший русский

дирижер

12 сентября исполняется 70 лет со дня рождения одного ив старойвл русских дирижёров — Александра Ивановича Орлова.
Большой знаток оперной и симфоннческой литературы, А. Орлов Обладает огромным концертным ре
пертуаром, включающим почти все крупные произведения симфонической музыки. Наряду с интенсив
ней концертной деятельностью, А. Орлов много работал в оперных мирах, где им были осуществлены
постановки большого количества опер, редко появляющихся на сце
не: «Орестеи» Танеева, «Фиделио» Бетховена, «Принцессы Турандот» Дутагни и др. Многие наши вы
дающиеся певцы начинали свою деятельность под руководством А. Орлова. Среди них народный артист СССР А. Пирогов, заслуженные артисты РСФСР Г. Жу
ковская, С. Стрельцов, В. Олявин
СИЙ.
Значительна работа А. Орлова н к Центральном радиовещании с симфоническим оркестром Всесоюзного радиокомитета, дирижёром ко
торого он является с 1929 г. Среди крупнейших произведений, испол
ненных им у микрофона, — все сЕгфояип Чайковского, Бетховена, концертные постановки 27 онер, наконец симфонические сочинения советских композиторов и многие другие произведения.
Выступления А. И. Орлова у миирс^сна на концертной эстраде, в рабочих клубах столицы и га
строльные поездки по различным городам Советского Союза завоева
ли ему симпатии слушателей. Два гада назад советская обществен
ность тепло отметила 50 лет его творческой деятельности.
В День 70-летия дирижёра Все- Ююаяый радио-комитет организует
радиопередачу-концерт под уп
равлением А. Орлова, для которой он подготовил новую программу иа редко исполняющихся симфонических произведений.