Речь тов. Шверника на 75-м конгрессе британских тред-юнионов в Саутпорте

ЛОНДОН, 9 сентября. (ТАСС). Тов. Шверник выступил 8 сентября на 75-я ««гроссе британских тред-юнионе® со следующей речью:
«Товарищи! Передаю вам, а в вашем лида всему рабочему классу Великобритании пламенный братский привет от рабочих, работящ, инженеров, техников и служащих Советского Союза. (Бурные аплодис
менты). Делегаты советских профсоюзов приехали в вашу страну, чтобы принять участие в работе конгресса британских тред-юнионов, чтобы рассказать вам и британским рабочим о героической борьбе советского народа, которую он третий год ведет против гитлеровской Германии и ее со
общит™, поделиться с вами сведениями и соображениями о работе советских проф
союзов, которую они проводили во время всады, и познакомиться с производствен
ными усилиями британских рабочих и брийяского народ А Такая взаимная информа
ция и общение принесут только пользу делу дальнейшего укрепления связей меж
ду профсоюзами и рабочим шдассоя наших стран, делу дальнейшего об’едгепения усилй для достижения скорейшего разгрома и безоговорочной капитуляции фашистsoro агрессора.. (Продолжительные аплодисменты).
Прошло 4 года с тех пор, как гитлеро®- еш Германия ввергла народы всего мира в пучину кровавой войны. Целый ряд государств перестал существовать, целые на
роды Европы порабощены гитлеровской тиранией, лишены свободы и независимости в живут на положении рабов, тысячами умирая от нечеловеческих страданий. 22 нюня 1941 г. гитлеровская Германия зло
дейски напала на Советский Союз. Этот день является переломным во второй мировой войне. (Возгласы: Правильно!). Именно с момента нападения па Советский Союз раскрывается со всей остротой нависшая фашистская опасность над свободолю
бивыми народами. Гитлер бросил на СССР вооруженные до зубов многочисленные раз
бойничьи орды, рассчитывая в кратчайший срок раздавить его п превратить его в ко
лонию германских империалистических разбойников. Эго были дни серьезных ис
пьгший для всего советского народа. Это были дни, когда от бо^рьбьь» со<вет с кого народа и его доблестной Красной Армии зави
села судьба всех народов. (Возгласы: Пра
вильно!). Не подлежит сомнению тот факт, то если бы гитлеровской Германии уда
юсь одержать победу над СССР, то это ©з- вачало бы торжество германскою фашиз
I за во всей Европе, кошеп свобод© и иеза- I вяспмости европейских стран, завоевание
плацдарма для мирового господства гптлеской тирании. (Возгласы: Правильно!).
но смело утверждать, что если бы Гитюр одержал победу над советским народом,
ш не заседали бы сегодня па конгрессе британских тред-юнионов. (Возгласы: Правильно!).
Однако того, о чем мечтали гит леров - к» империалисты, во случилось. Гитлер я его сообщники переоценили свои собст
венные силы и недооценили могуществе^- яые силы СССР, величайший дух советского народа (продолжительные аплодисменты)
в борьбе против иноземных захватчиков, его стойкость и мужество, его непокодебнкую рсшшость защищать свою землю, свою советскую родину, ее честь, свободу
ншвИ МшетЬ. (Аплодисменты). Гитлер совершил свое злодейское нападение при вшчга огромных преимуществ в военном отношении К моменту нападения на СССР, который был занят мирной созидательной рвМ, фашистская Германия бросила всю твою полностью отмобилизованную армию, кюружотиуго тысячами танков и самоле
тов. Тысячи танков, тысячи самолетов, около 200 отборных немецко-фашистских
дивизий преступно вторглись на советскую таю, подвергая с земли и с воздуха уничтожению города, села, фабрики и завиы, беспощадно убивая беззащитно© мирное население — детей, женщин и стари
ков Нагла страна, весь советский народ и Врасная Армия мужественно встретили
икйсков нападение врага и вступили в даокую схватку с ним и с беспримерным героизмом и отвагой стали защищать каж
дую пядь советской земли. (Аплодисменты). Однако Советский Союз в первый период м мог полностью использовать для отпора врагу вое своя могущественны© силы. Ну
дно было известное время, чтобы мобизизовать силы и двнпугь их против нсшо-фапгисгскпх захватчиков. Наши сошники — Англия и США — в этот мо
мент могли и оказали нам лишь мораль
ную поддержку. Заявление па весь мир премьера Великобритании г-на Черчилля о том, что английский народ и его прави
тельство будут вместе с русским народом м Советским правительством бороться прогав общего врага — гитлеровской Германн, имеет исто р и четкие значении© и бу
дет всегда высоко цениться советским народом. (Аплодисменты). Выступление прези
дента США Рузвельта, с полной ясностью оггределившего позицию этой великой стра
ды в развернувшейся борьбе, показывало, ТО советский народ в борьбе против фашистского агрессора не.одинок. (Аплодисменты), Но оказать быстро и в значитель
ных размерах материальную помощь в тот мошт паши союзники не могли, ибо они сами только что приступили,?,к массовому производству вооружения. Такова была об
становка в первые дни войны Советского Союза против гитлеровской Германии и ее сообщников. В первую летнюю кампанию 1941 г. Красная Армия потерпела серьез
вые неудачи. Но эти неудачи отнюдь не были поражением Красной Армии (продол
жительные аплодисменты) и победой невдм-фашистсклх войск, о чем вещал ми
ру Геббельс и все его министерство лжи. Красная Армия, выполняя планы Верховного Главнокомандования, выдержала ог
ромный натиск врага и в упорных оборони
тельных боях измотала и уничтожила крупные вражеские силы. К зиме 1941—-
42 г., когда нсмеико-фашистски© войска значительно продвинулись вперед на Во
сток, когда ©ии угрожали нашей столице Москве, — к этому времени Красная Армия, отмобилизовав свои основные силы и имея уже необходимый опыт ведения современной войны, взяла инициативу в своя ру
ки и нанесла врагу жестокие поражения. Немецко-фашистские войска были разгром
лены над Ростовом-на-Дону, под Тихвином, в Крыму и, дакотец, под Москвой. Разгром немецко-фашистских войск под Москвой явился решающим военным событием псо
вого года войны и первым крупным пораженном немцев во второй мировой войне.
(Аплодисменты). Поражение немцев под Москвой развеяло в прах самими же гитлеровцами созданную легенду о непобедимости гитлеровской армии. (Аплодисменты). Это поражение показывало, что гит
леровскую армию не только можно громить, но и разгромить окончательно. (Воз
гласы: Правильно). Оно целиком и полно
стью подтвердило слова вождя советского народа Сталина (бурные, продолжительные аплодисменты), сказанные ни 3 июля 1941 г., о том, ’по «гитлеровская фашист
ская армия тан же может быть разбита и будет разбита, как были разбиты армии Даполеона я Вильгельма».. (Аплодисмен
ты). В зимнюю камшыигю 1941—42 г. Красная Армия отбросила пемцев на запад. местами более чем па 400 клм.
( Аплодисменты). Однако советский народ ни в какой мере не делал из этих успехов такого вывода, что с гитлеровской армией покончено и что победа будет завоевана легко. Советский народ реально оценивал силы врага и знал, что враг еще силен и что, ведя войну только на Востоке, не беспокоясь за свою судьбу на Западе, враг мо
жет еще собрать достаточно сил для того, чтобы пуститься в новые авантюры. Это и случилось .летом 1942 г. Немцы, восполь
зовавшись отсутствием второго фронта в Европе, перебросили десятки отборных ди
визий с Запада, на советско-термаигшй ыронт и создали таким путем большой пе
сне© сил ва юго-западном направленип. Атагодаря этому немцам удалось летом 1942 г. достигнуть значительных тактиче
ских успехов. Немецко-фашистские войска достигли предгорья Кавказа и находились
на подступах к Сталинграду. Германские фашисты, как и летом 1941 г., вновь ста
ли наполнять мир победными реляциями,
вновь врали о полном разгроме Красной Армии и создали легенду о том, что совет
ские войска могут добиваться некоторых успехов лить зимой, а лето является временем для победоносного наступления немцев, временем для отступлений и поражений Красней Армии. Красная Армия в си
лу создавшегося большого перевеса ©ил в пользу немцев вынуждена была отступать. Но, как и летом 1941 г., Красная Армия, выполняя мудрые планы Верховного Главнокомандования, в оборонительных боях перемалывала живую силу и технику про
тивника. в нужный момент остановила его и са-ма перешла в наступление. Весь мир с напряжением следил за величайшим в истории войн сражением под Сталинградом.
( Продолжительные аплодисменты). Вблизи берегов великой русской реки Волги, па подступах к волжской твердыне городу
Сталинграду Красная Армия нанесла немецко-фашистским войскам поражение, ка
кого немецкая армия не испытала за всю свою историю. (Продолжительные аплодисменты). Иод Сталинградом были уничтоже
ны две отборные фашистские армян, раз
биты н пленены румынская, итальянская я венгерская армии. Сталинградская эпопея будег вечно блистать на страницах исто
рии, как беспримерный o6pai3ea героизма и стойкости советского народа, как торжеств© гениальной стратегии Верховного
’л а вно ко мал дующего Маршала Советского Союза тов. Опалина. (Бурные, продолжительные аплодисменты, крики «ура»).
Зимой 1942—43 г. Красная Армия своими мощными ударами свези па-нет летние тактические успехи немцев и от
бросила немецко-фашистские войска от Волги и Терека на 600—700 клм. на за
пад. Путь, по которому немцы прошли летом с запада на восток и по которому со
ветские войска гнали их на запад, усеян сотнями тысяч: трупов немецких солдат и офицеров, тысячами разбитьпх танков, са
молётов и орудий. Таким образом, второй год войны принес гитлеровской Германии новые огромные потери в людях и технике и не дал никакого выигрыша территории. Кроме поражения, нанес спи ого нем
цам на юге, советские войска зимой 1942—43 г. выбили врага из очень важных в военном отношении районов Кур
ска, Ржева, Вязьмы, Гжатска, Великйх Лук и Демянска. В ходе зимней кампании в результате ударов Красной Армии гит
леровская военная машина затрещала и зашаталась. Гитлеру пришлось предпринять отчаянные усилия, чтобы предотвра
тить катастрофу своей армии. Пользуясь отсутствием второго фронта на континенте Европы, Гитлер перебросил из Запад
ной Европы свыше 30 дивизий в район
Харькова на поддержку своим потрепанным войскам и тем самым спас себя от катастрофы. Гитлер хотел стами свежих ди
визий окружить и уничтожить советские войска, под Харьковом, взять реванш за Сталинград и повернуть развитие событий в свою пользу. Эти попытки германского командования были сорваны прозор
ливостью Верховного Главнокомандования и героизмом бойцов и офицеров Красной Армии. (Аплодисменты). Зимняя кампания 1942—43 г. благодаря блестящим успе
хам Красной Армии явилась поворотным пунктом во всем ходе войны. Она на
глядно показала изменение соотношения сил на советско-германском фронте. И что бы ни делал Гитлер, какие бы «тоталь
ные» мобилизации он ни проводил, ош не восполнит потерь, по-нетенных ©го раз
бойничьей армией на советско-германском фронте. (Аплодисменты). За два года войны гитлеровская Германия и ее сообщни
ки потеряли на советско-германском фрон
те убитыми и пленными 6.400 тысяч солдат н офицеров, 56.500 орудий всех калибров, 42.400 танков и 43 тыс. само
лётов. (Продолжительные аплодисменты). Провалилось и летнее наступление немцев в этом году, па которое они возлагали та« много надежд.
Накануне этого наступления Гитлер з своем приказе писал, что «германская ар
мия переходит к генеральному наступлению иа Восточном фронте», что удар, ко
торый нанесут немецкие войска, «должен иметь решающее значение и послужить поворотным пунктом в ходе войны» и что «это последнее сражение за победу Герма
нии». 5 июля немецко-фашистские войска крупными силами танков и пехоты при поддержке многочисленной авиации пере
шли в наступление на орловско-курском и белгородско-курском направлениях. Немцы бросили в наступление против юветсвих войеж 38 дивизий отборных войск, ш них 17 танковых, 3 моторизованных и
18 пехотных. Эти силы были сосредоточены на узких участках фронта. Немецкое командование рассчитывало концентриче
скими ударами прорвать нашу оборону и окружить и уничтожить наши войска, сосредоточенные в районе Курска. Новое не
мецкое наступление не застало советские войска врасплох. (Возгласы одобрения). Они были готовы не только к отражению наступления немцев, но и к нанесению мощных контрударов. Немцы за время
этого наступления не добились какихлибо серьезных успехов. Ценой огромных потерь ям удалось лишь вклиниться в на
шу оборону. Советские войска, измотав и обескровев отборные дивизии немцев, своими последующими решительными контрударами отбродили врага и до 23 июля окончательно ликвидировали июльское пас-рушение немцев. Советские войска ведут сейчас наступление, очшпая от фашистской нечисти советские города и села, освобождая от фашистской тира
нии изможденных голодом и каторжным
трудом, обобранных до последней нитки советских граждан. 5 августа, т. е. через месяц после наступления немцев, советские войска очистили от немецко-фаши
стских оккупантов Орел и Белгород. 23 августа, т. е. через месяц после ликвидации пеменкого летнего наступления, доблестные советские войска . освободили вторую столицу Украины г. Харьков. Осво
бождены от немецких оккупантов Таганрог, Сумы, Мерефа, Горловка, Артемовен я ряд других городов. Красная Армия ус
пешно дерется сегодня на улицах го года Сталине, в столице нашего родного Дон
басса. (Продолжительные аплодисменты). Недалек тот день, когда могучая кочегар
ка— Донбасс, очищенная от фашистских разбойников, вновь станет советской и будет питать наши фабрики и заводы уг
лем. Гром канонады советской артиллерии
уже слышит берега седого Днепра, этот
гром слышат стены израненного, но непокоренного древнего Киева. Этот гром — радостный вестник освобождения миллионов советских людей, два года страдаю
щих под гнетом гитлеровской тирании. День за днем Советская Украина очищает
ся от немецко-фашистских оккупантов л возвращается к свободной человеческой жизни.
За два месяца летнего наступления, т. е. с 5 июля па 5 сентября, советские войска во всех секторах фронта уничто
жили 5.729 самолетов, 8.400 танков, 5.192 орудия и более 28 ты. автомашин. Свыше 420 тыс. солдат и офицеров наш
ли себе могилу па советской земле, на полях Советской Украины. (Аплодисмен
ты). Общие потери немце® за время с 5 июля по 5 сентября убитыми и ране
ными составляют по меньшей мере 1.500 тыс. солдат и офицеров. 38.600 нечестии солдат и офицеров взяты в плен. Провал летнего наступления в текущем году ра
зоблачил легенду о том, что немцы летом в наступлении всегда одерживают успехи, а советские войска вынуждены, будто бы,
находиться в отступлении. (Продолжительныз аплодисменты). Успехи Красной Армии и провал наступления немце® имеют значение не только для советско-гер
манского фронта, они имеют огромное влияние на весь ход войны. (Возгласы: Правильно). Они ещё раз показывают, в чью пользу произошло изменение соотно
шения сил в ходе войны. Таковы итоги 26 месяцев борьбы и побед советского народа и его доблестной Красной Армии пад гитлеровской разбойничьей армией. Продолжительные аплодисменты).
Но успехи советского народа на обширном советско-германском фронте — это только лишь одна часть его беспримерной героической борьбы. Кроме фрон
та есть тыл, крепость которого решает успехи фронта. Тыл кует победу для фронта. Только опираясь на самоотвер
женную работу и всемерную поддержку тыла, Красная Армия смогла добиться ус
пехов, известных всему миру. Перед ты
лом в первые же дни войны тов. от алии Поедав ад задачу отрешиться от мирных
настроений и перестроить свою работу па военный лад. Он раскрыл всю глубину смертельной опасности, нависшей над
нашей советской родиной, пад её свободой и независимостью. Тов. Сталин раскрыл перед всем миром грабительский характер войны со стороны гитлеровской Герма
нии, показав, что советский народ ведёт великую отечественную справедливую войну, защищая честь, свободу и независимость своей родины. Таким образом, задача состояла в том, чтобы вся промыш
ленность и весь народ перестроили работу на военный лад и подчинили бы все интересы защите редины, делу разгрома ненавистного врага. Выполнению этой за
дачи подчинили свою деятельность и советские профсоюзы.
Советские профсоюзы перестроили всю свою работу на военный лад с тем, что
бы советский тыл всемерно помогзл фронту всем, что необходимо ему для победы над гитлеровской Германией. Советские профсоюзы, прежде всего, взя
лись за организацию рабочих, работниц, инженеров и техников на борьбу за неп
рерывный рост производительности труха, как основы увеличения выпуска танков, самолётов, пушек, пулемётов, миномётов, автоматов, снарядов и т. д. Они подхвати
ли инициативу рабочих, инженеров и техников об организации всесоюзного социалистического соревнования и возглавили это всенародное движение. В обла
сти роста производительности труда и увеличения выпуска продукции наша промышленность добилась замечательных ус
пехов. Достаточно указать хотя бы на
то, что советские заводы выпускают сей
час самолётов, танков, орудий, пулемётов, миномётов и боеприпасов намного больше, чем когда-либо раньше. Производи
тельность труда только за последний год выросла но авиационной промышленности на 30 проц.; но заводам промышлен
ности вооружения — на 15 проц.; по заводам тяжёлого машиностроения — на 11 проц.; по заводам танковой промыш
ленности — на 38 ирод.; по заводам электропромышленности — на 27 проц.; по предприятиям, производящим одежду, белье, обувь и т. х„ производительность труда поднялась до 50 проц. Наряду с заботой о том, чтобы промышленность работала. лучше и давала больше вооружения и боеприпасов, вам пришлось, глав
ным образом, в первый год войны проделать колоссальную работу по эвакуации предприятий из прифронтовых районов в глубь страны. Надо было обеспечить, что
бы врагу не досталось ни одного станка, ни одной машины, ни одного килограмма металла, поскольку Красная Армия оказа
лась вынужденной находиться в обороне и уступать врагу территорию. Чтобы полностью представить и по достоинству оценить всю гигантскую работу по эвакуа
ции предприятий и организации их работ на .новом месте, надо быть самому .уча
стником этого дела. Товарищи Ситрин, Гаррисон и Конли видели немножко, что такое эвакуация, когда они были в Со
ветском Союзе в 1941 г. При последнем посещении Советского Союза они же ви
дели и то, как работают эвакуированные заводы. Этому большому и крайне важ
ному делу советские профсоюзы отдали также немало см. Перед нашей стра
ной стояла и такая трудная проблема, как обеспечение промышленности рабочей
силой, обученще вновь пришедших на предприятия рабочих и работник. На смену рабочим, ушедшим на фронт, на заво
ды и фабрики аришли миллионы-их fжен, сестер, дочерей и сыновей. Она были полны чувств советского патриотизма, преисполнены готовности отдать всю си
лу для фронта на помощь своим отцам, мужьям, братьям и сыновьям. Но эго были неквалифицированные люди, мнегие из них впервые видевшие машину, станок. Надо было в кратчайший сро-к обу
чить этих людей той или иной производственной профессии и добиться того, что
бы они давали высокую производитель
ность труда. Профсоюзные организации приняли активное участие в разрешении этой проблемы, организуя товарищескую помощь вновь пришедшим па производство
со стороны квалифицированных рабочих и работниц. Благодаря этой помощи, новые рабочие и работницы за непродолжительное время не только осваивали профессии, но и стали давать высокую производительность труда. Например, на од
ном нз авиационных заводов часть новых рабочих несколько месяце® пе выполняла норм выработки. Заводской комитет, гонав об этом, организовал квалифицированных рабочих для оказания нм помощи,
4 результате рабочие, не выполнявшие нормы, через коротко© время начали выполнять норму выработки на 110—140 проц. На станкостроительном заводе имени Орджоникидзе профсоюзный организатор группы — квалифицированный то
карь Зайцев помог 8 новым рабочим повысить нх квалификацию. Его ученики полировщища Никитина, строгальщнца Юдина и другие теперь систематически выполняют норму выработки на 150— 160 проц. Работница московского хлебо
завода № 5 Звеэдина не выполняла норм выработки. В ноябре 1942 г. завком при
крепил к ней для помощи работницуетахановку. Вот как росла производительность труда У Звездиной: в ноябре 1942 г. Звездина выполняла норму на 98 проц., в декабре 1942 г. — выполнила, на 99 проц., в январе 1943 г. — на 1.25 проц., в феврале — на 230 проц. (Аплодисменты).
Фактов товарищеской помощи рабочим и работницам, которую оказывают проф
союзные организации, можно было бы привести очень много по заводам п фабрикам самых различных отраслей промышленности. Но,,,все они свидетельствовали бы об одном и том же, что органи
зуемая профсоюзами товарищеская .«помощь со стороны квалифицированных рабочих и работниц менее квалифицированным рабочим и работницам имеет большое значе
ние для повышения производительности труда, а, следовательно, и для повышения заработной платы.
В 1942 г. и в особенности в текущем 1943 г. советские профсоюзы проделали значительную работу по развитию индивидуального и коллективного огородниче
ства рабочих и служащих. В 1943 г. в нашей стране занимаются огородничест
вом около 10 млн. рабочих и .служащих. При ВЦСПС создай комитет содействия развитию индивидуального и коллективно
го огородничества, который оказывает цоцощь в выделении земельной площади, в приобретении семян и сельскохозяйствен
ного инвентаря, организует лекции и доклады по агрономии и т. д. Советское правительство всемерно поощряет разви
тие огородничества рабочих и служащих. В частости, огородники освобождаются от каких бы то ни было налогов за поль
зование землей, от налога на полученный от огородничества доход. Огород у рабочего и служащего — это дополнитель
ный источник продовольственного снабжения к тому, что отпускает государство.
Советские профсоюзы проводят также большую непосредственную работу по усилению боевой мощи Красной Армии. Например, в принадлежащих им санаториях и домах отдыха профсоюзы организовали широкую сеть госпиталей для ты
сяч бойцов и офицеров Красной Армии, которые лечились после ранений в этих госпиталях. В одном из таких госпиталей
под Москвой были товарищи Гаррисон и Федер. В связи с этим я хочу воспользоваться трибуной конгресса и принести искреннюю благодарность британскому рабочему классу и британским тред-юнионам за медикаменты, медицински© и хирургические инструменты и другие преа
меты, которые посылаются в Советский Союз в адрес Всесоюзного Центрального Совета Профсоюзов. (Продолжительные аплодисменты). Тов. Гаррисон и Федер при посещении госпиталя видели, как используются посылаемые предметы. Им была предоставлена полная возможность осмотреть все, что они хотели, и побесе
довать как с медицинским персоналом, так н с ранеными бойцами. Работа госпиталей и профсоюзов лучше всего хар ак
теризуется следующей цифрой: 86 проц. бойцов и офицеров после лечения в гос
питалях возвращаются обратно в строй в качестве полноценных воинов. (Возгласы одобрения).
Профсоюзы осуществляют шефство над отдельными частями Красной Армии и Военно-Морским Флотом. Путем выезда представителей профсоюзных организаций в подшефные части и представителей под
шефных воинских частей на предприятия поддерживается постоянная связь между
теми, кто кует грозное оружие в тылу, и теми, кто этим оружием беспощадно громит и истребляет врага на фронтах Отече
ственной войны. Советские профсоюзы построили на свои средства целые авиационные соединения и танковые колонны.
Только в этом году они внесли на строительство самолетов и танков 125 млн. руб. Большое значение имеет работа проф
союзов по физической подготовке будущих бойцов Красной Армии. Кроме повседневной работы по физическому воспитанию ра
бочих и служащих на предприятиях и в учреждениях, профсоюзы проводят также массовые спортивные соревнования, в ко
торых участвуют миллионы молодежи. Так. например, в летнем кроссе этого года уча
ствовало около 9 млн. чел. Программа со
ревнования включала элементы военной подготовки, как бег по пересеченной местности, переползание и метание гра наты.
Только за зиму 1942—43 г. спортивные общества профсоюзов подготовили по спе
циальной программе 1 млн. лыжников. .Будущие советские воины не только хорошо овладели техникой лыжного спорта, но
также и приемами боевых действий на лыжах.
Я не буду подробно останавливаться на такой работе советских профсоюзов, как развитие среди рабочих изобретательства н рационализации в области производства, на деятельности производственных совеща
ний. па управлении профсоюзами делом государственного социального страхования,
об охране труда рабочих и служащих, о детской озаоровительной работе, где проф
союзы обслуживают сотни тысяч детей,
направляя их в загородные лагери, на детские площадки и т. д.. на большой культурно-воспитательной работе, прово
димой профсоюзами через клубы, красные уголки, радиовешание, печать и т. д.
Работа профсоюзов в этой области, как и вся их работа в делом, направлена к основной единой цели — скорейшему разгрому гитлеровской Германии и ее сообщников. Когда мы оглядываемся на прой
денный путь борьбы, когда мы подводим итоги достигнутых успехов, мы обязаны отметить, что замечательная работа совет
ского тыла, который обеспечивает фронт во все возрастающих размерах первокласс
ной военной техникой, стала возможна благодаря высокой сознательности советских рабочих, благодаря их самоотвержен
ности и героизму. Безграничная любовь к своей советской родине, к своему родному советскому строю, к своему вождю и учите
лю товарищу Сталину и глубокая вера в правоту своей борьбы с врагом — вот неиссякаемый источник героизма и самоотвер
женности советских рабочих, работниц, инженеров и техников, всего советского народа, которые они проявляли и проявляют в повседневном труде, на фабриках, за
водах, шахтах, рудниках и полях совхозов и колхозов. П когда тов. СиТрин говорит, что «русские очень стойкие и мужественные люди, они могут выдержать ус
ловия, которые были бы невыносимы для рядового человека западного мира», .то он говорит правду.
Советские люди действительно стойки и мужественны. Эта стойкость и мужествен
ность проявляется советскими людьми как на фронте, так и в тылу, ежедневно и ежечасно.. Она в одинаковой мере прояв
ляется каК мужчинами, так и женщинами, как стариками, так и юношами.
Советские люди выдержали и выдержат любые трудности, любые испытания и бу
дут драться в любых условиях, поскольку этого требуют интересы родины, поскольку это необходимо для победы над врагом. (Продолжительные аплодисменты). Советские люди, находящиеся в рядах доблест
ной Красной Армии и в Военно-Морском Флоте, с оружием в руках выдержали такой натиск врага, который не смогли вы
держать целые народы западного мира. Вот почему героизму советских людей, их стойкости и мужеству рукоплещут все честные люди мира.
Вот почему мы с гордостью заявляем: Слава советским людям. Слава Советской республике, воспитавшей таких людей.
Слава Сталину, сплотившему советских людей в единый боевой лагерь (продолжи
тельные аплодисменты), который он ведет от победы к победе на разгром немецко-фа
шистских оккупантов. (Бурные, продолжительные аплодисменты).
Какие же выводы следуют из итогов 26-месячной борьбы Советского Союза против гитлеровской Германии и ев сообщ
ников? В результате боев на советскогерманском фронте полностью провалились авантюристические планы германских империалистов, рассчитанные на порабоще
ние народов Советского Союза. Насколько
серьезно ослаблены вооруженные силы гитлеровской Германии, видно из того, что за последний год немецко-фашистская армия не достигла каких-либо военных успехов, а, наоборот, пережила крупные воен
ные неудачи и терпела одно поражение за другим как на советско-германском фрон
те, так и в Египте, Ливни, Триполитанпи,
Тунисе, Спцилпи, а теперь и в Италии. Больше того, провал летнего наступления немцев на советско-германском фронте в текущем году является прямым следствием поражений немецко-фашистских войск зи
мой 1941—42 г., а также 1942—43 г., свидетельством того, что военная мощь гитлеровской Германии основательно по
дорвана, а немецко-фашистская армия переживает серьезный кризис. Резко ухуд
шилось политическое положение фашистской Германии, значительно ослаб и ока
зался подорванным гитлеровский тыл. Уже пе те песни чоют ныне в Германки, какие пели в 1941 г., не ва той ноте гово
рит и обер-лгун Геббельс. (Смех, аплодисменты).
Внутри самой Германии немцы перестают верить гитлеровским басням, а в оккупированных немцами странах Европы с каждым днем все ярче разгорается пла
мя всенародной борьбы против фашистских поработителей. За время борьбы возросла изоляция фашистской Германии на меж
дународной арене, провалились расчеты немцев на разлад внутри антигитлеровской коалиции, а союз фашистских государств стоит на грани развала.
В ходе войны росли и крепли сила и мощь Советского Союза, боевая мощь деб
етной Красной Армии. Советский тыл сейчас прочен и непоколебим, как никогда.
В ходе войны сложилась могучая антигитлеровская коалиция трех великих го
сударств мира — СССР. Англии и США. В результате того, что Советский Союз бо
лее двух лет отвлекает на себя главнысилы гитлеровской Геимании сковывая яа Востоке свыше 200 немепких дивизий и
30 дивизий ее союзников. Великобритания и США имели возможность развернуть производство вооружения, мобилизовать миллионы людей и создать мощные армии. Та
ким образом, за истекшие два с лишним года войны произошли коренные измене
ния в современной военной, политической и международной обстановке.
Соотношение сил в ходе войны изменилось в пользу англо-советско-американ
ской коалиции Немецко - фашистская армия
переживает сейчас серьезный кризис, а от нас, от народов и правительств англосоветско-американской коалиции зависит, чтобы превратить этот кризис в катастрофу. (Аплодисменты).
Успешные боевые действия Красной Армии, проводимые ею сейчас, приковали к советско-германскому фронту все основные силы гитлеровской армии Тем самым соз
дались еще более благоприятные условия для развертывания активных наступательных военных действий для -наших союзников на континенте Европы в сравне
нии даже с весной текущего года. (Аплодисменты).
Теперь вопрос стоит так: от того, когда будут развернуты наступательные действия союзников на континенте Европы, бу
дет зависеть победа нал Гитлером и сроки
окончания войны. (Аплодисменты). Иначе говоря, чем скорее будет открыт второй фронт на континенте Европы, тем скорее будет закончена воина и тем больше сок
ратится число жертв яа стороне антигит
леровской коалиции. (Аплодисменты). Ведь никто не может доказать обратного, только отсутствие второго фронта в Европе спасло гитлеровскую Германию от поражения в 1942 г. Только благодаря отсутствию вто
рого фронта на Западе Гитлер весной 1942 г получил возможность перебросить десятки дивизий с Запада и создать большой перевес сил на юго-западном направ
лении советско-германского фронта. Только благодаря тому, что Гитлер был спокоен за свой тыл на Западе, он смог перебросить зимой, в начале 1943 г. 30 отборных дивизий под Харьков на помошь своим потрепанным войскам и тем самым спасти себя от катастрофы.
Если второй фронт на континенте Европы не будет создан в 1943 г., это будет затяжкой войны и отсрочкой гибели гит
леровской Германии. (Возгласы: Правильно).
Может быть, есть люди, которые недоумевают. почему столь настоятельны требо
вания в советском народе открытая второ
го фронта на континенте Европы в теку
щем году? Требования вполне об’я сними и обоснованы. Советский народ горячо при
ветствовал образование ангдо-советско-америкаиской коалиции. Он рассматривал и рассматривает создание могучей антигитлеровской коалиции трех великих госу
дарств мира — СССР. Англии и США, как создание боевого союза, под совмест
ными ударами которого с Востока и Запада сломается хребет фашистского зверя.
Советский народ, который боле© двух лет выносит на своих плечах всю тяжесть борьбы против главных сил фашистской
Германии, который принес на алтарь борьбы с врагом во имя победы англо-советско-американской коалиции и освобожде
ния угнетённых народов Европы не один миллион жизней своих лучших сынов, не может к вопросу создания второго фроита на континенте Европы относиться равнодушно. Надо иметь в виду и другое.
Десятки миллионов советских людей в оккупированных областях уже два года находятся под невыносимым гнётом немецких захватчиков, высасывающих все со
ки из Украины и других оккупированных территорий для продолжения войны против всей англо-советско-американской коалиции. Вот почему, между прочим, когда то
варищи Ситрин, Гаррисон и Конли были в
Советском Союзе, то с вопросом о втором фронте к ним обращались буквально по
всюду. Вопрос об открытии второго фронта в текущем году обсуждался и на третьей сессии Англо-советского профсоюзного комитета, которая недавно состоялась в Москве.
Когда советская делегация поставила этот вопрос на рассмотрение третьей сессии Англо-советского профсоюзного комите
та как неотложный вопрос, она исходила из того, что для создания второго фронта на континенте Европы в текущем году имеются самые благоприятны© условия и что создание второго фронта отвечает не только интересам советского народа, но также и интересам миллиона? людей Европы, стонущих под игом гитлеровской ти
рании в оккупированных немцами странах. (Аплодисменты).
Второй фронт имеет первостепенное значение ещё и потому, что без второго фрон
та на континенте Европы невозможна победа над гитлеровской Германией. (Возгласы: Правильно). Советский народ высоко ценит наступательные операции со
юзников, которые они проводили в Северной Африке и Сишлии, и проводимые сейчас операции на юге Италии. Он с большим вниманием сладит за действиями доблестной авиации союзников, которая своими бомбёжками наносит немалый вред промышленным районам Германии. Он с искренней признательностью принимает помощь. которую союзники оказывают Совет
скому Союзу вооружением, материалами я продовольствием.
Но советский народ не может рассматривать отдельные наступательные операции или бомбёжки промышленных районов Гер
мании как второй фронт Создание второго фронта в понимании советского народа означает — нанесение совместных ударов
(Окончание см. на 4-й стр.)