Народный артист РСФСР Н. К. Яковлев, лауреаты Сталинской премии народная артистка ССОР В. Н. Рыжова и народная артистка РСФСР Е. Д. Турчанинова. Фото К. ВДОВИНОЙ.

Полвека на сцене

Ровно пятьдесят лет назад, 1(14) сентября 1893 г., в труппу Москов
ского Малого театра были приняты молодые артисты В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова и Н. К Яковлев.
Уже четыре поколения семьи В. Н. Рыжовой служат родному искусству. Её бабушка, Варвара Бороздина, была известной актрисой Ма
лого театра. Дарование Бороздиной высоко ценил А. Н. Островский. Она играла почти во всех его пье
сах, бывших тогда театральными новинками. Позднее с репертуаром I Островского тесно связал свое имя отец В. Н. Рыжовой, выдающийся
комический актёр Н. И. Музиль. Он отлично знал быт старой купеческой Москвы, её типы и ма
стерски воплощал их на сцене. Сейчас вместе с В. Н. Рыжовой в Маш театре играет её сын, заслуженный артист РСФСР Н. И.
Рыжов. В 1949 году исполнится столетие работы этой московской театральной оемьи в Малом театре.
Еще в молодости В. И. Рыжова перешла на роли старух и в них, как говорится, «патла» себя. Ос
новная черта творчества В. Н. Ры
, левой — глубокая жизненная правда и простота. Её комедийное Парование с особенным блеском
проявляется в произведениях Островского и других русских класси
ков. В пьесах советских драматургсв ею созданы правдивые образы русских жептцин. Среди них осо
бенно запомнилась роль крестьянки Марьи в «Любови Яровой» и
отарой матери в «Славе». В текущем сезоне В. Н. Рыжова вместе с
В. О. Массалитиновой играет няньку Дамидьевну в «Нашествии».
За 50 лет Е. Д. Турчанинова сыграла на сцене старейшего рус
ского театра свыше 300 ролей. Как и у В. Н. Рылеевой, творчество Е. Д. Турчаниновой теспо связано с драматургией Островского. Больше 70 ро^ей сыграла она в его пье
сах. Несмотря на свой преклонный возраст, Е. Д. Турчанинова выез
жала с бригадой артистов Малого театра в действующую армию, где её выступления нашли горячий прием у зрителей-бойцов.
Вся жизнь Н. К. Яковлева также принадлежит Малому театру.
Еще совсем молодым человеком он увлекался любительскими спектак
лями в родной Рязани (1886— 1890 гг.). Приехав в Москву, Н. К. Яковлев успешно выдержал экза
мен на драматических курсах, окончил их по классу А. О. Правдпна и был принят затем в Малый театр.
Н. К Яковлев — артист большого диапазона. Советский зритель знает и любит его не только в русской классической пьесе, но и в произведениях Бомарше, Молье
ра, Лопе де Вега, Гольдони, Шекспира. Ряд больших творческих удач Н. К. Яковлева связан с современным репертуаром: роли ловкого пройдохи Елисатова в «Любо
ви Яровой» и романтика-актера Медведева в «Славе». За время сво
ей артистической деятельности Н. К. Яковлев участвовал в 9 270 спектаклях.
Воплощая лучшие традиции русского сценического реализма, В. Н. Рыжова, Е. Д. Турчанинова и Н. К. Яковлев продолжают неутомимо работать во славу советского искусства.
С. Богомазов.

Премьера пьесы „Русские люди“

в МХАТ

Вчера Московский Художественный академический театр показал свою новую постановку — пьесу К. Симонова «Русские люди». Театр создал яркий, волнующий спек
такль. На сцене изображены во всей художественной правдивости и иск
ренности простые русские люди — мужественные, стойкие, благородные, беззаветно защищающие родную землю от фашистских варваров.
Проникновенные образы советских патриотов дали артисты Добронравов (Сафонов), Попова (мать), Комолова (Валя), Грибов (Глоба), Елан
ская (Мария Николаевна), Орлов (Васин). Большой успех имели также артисты Яншин (Харитонов), Кторов (Розенберг) и другие.
Ставили пьесу Станицын и Кнебель, художник — Дмитриев. Общее руководство постановкой осуществлял народный артист СССР Н. Хмелев. ,
(ТАСС).

Новые программы

АНСАМБЛЬ ПЕСНИ И ПЛЯСКИ
ЦЕНТРАЛЬНОГО ДОМА КУЛЬТУРЫ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ
Новые программы готовит ансамбль песни и пляски Центрального дома культуры железнодорожников.
— Ближайшая работа нашего коллектива поовящена песенному и танцевальному творчеству народов,
борющихся против гитлеризма, — оказал в беседе с вашим сотрудни
ком художественный руководитель ансамбля, лауреат Сталинской пре
мии композитор И. Дунаевокий. — Вторая^, программа под названием «Русская культура в песнях и пляска?» должна в художественной форме отразить героизм и боевую мощь русского народа в различные эпохи его истории.
Мы предполагаем использовать в этой программе армейские песни времец Дениса Давыдова, флотские песни времен Нахимова, цикл пе
сен о Волге, песни, созданные в дни отечественной войны.
ДНЕВНИК ИСКУССТВ
* КОНЦЕРТОМ из произведений Чайковского закончил летний сезон Го
сударственный симфонический оркестр СССР. Концерт оркестра под управле
нием Н. Рахлина был дан в зале им. Чайковского.
* 20 СЕНТЯБРЯ в Центральном доме Красной Армии будут прослушиваться в исполнении духового оркестра Наркомата Обороны новые марши, написанные советскими композиторами.
* СОЛЬНЫЙ концерт пианиста профессора II. Серебрякова состоится сегодня в зале им. Чайковского. Будут исполнены: «Карнавал» Шумана, пять песен Шуберта в обработке Листа для фортепиано и фантазия на тему онеры «Дон-Жуан» Моцарта—Листа.
Черноморский флот. Краснофлотецводолаз К. Мирошниченко провел под водой за время службы на флоте околб 2.000 часов. Отважный краснофлотец награждён орденом
Красной Звезды.

Фото Е. ХАЛДЕЯ (ТАСС). „Два бойца“

НОВЫЙ ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФИЛЬМ
На-днях в Ташкентской киностудии лауреат Сталинской премии ки
норежиссёр Л. Луков, постановщик картин «Большая ягизнь» и «Пар
хоменко», закончил новый фильм «Два бойца». Сценарий написан Е. Габриловичем по повести Л. Славина «Мои земляки».
«Два бойща» — фильм о боевой дружбе, рождённой в суровой военной обстановке, прошедшей тя
жёлые испытания и превратившей
ся в кровное, фронтовое братство. Герои картину — бойцы пулеметното расчёта одесский сварщик Аркадий Дзюбин и уральский куз
нец Саша Свйлцов, которым выпала высокая честг^ защищать подступы к городу Ленина.
В главных ролях картины снимались артисты’ М. Бернес (Аркадий) и Б. Андреев (Саша).
Снимал фильм оператор А. Гинцбург, художник — В. Кадлувовский. Музыка к картине написана композитором Н. Богословским.
Концерт польской

музыки

Творчество польского композитора Шопена всегда пользовалось попу
лярностью у советского слушателя.
Большой симпатией нашей) аудитории пользуется и музыка композитора Мошошко. чьи камерные во
кальные произведения и особенно онера «Галька» .(в популярных от
рывках) часто пополняются -и по радио и в концертно-эстрадных программах.
Лучшие наши скрипачи охотно, с увлечением пополняют блестящие, намерение пьесы Венявского, зна
ют у нас творчество композиторов Шимановского и Огинского, в осо
бенности его знаменитый полонез, часто исполняющийся в симфонических концертах.
В интересном и разнообразном концерте польской музыки, состояв
шемся 9 сентября в Большом зале консерватории, помимо уже названных авторов и произведений аудитория имела возможность ознакомиться с талантливой симфониче
ски поэмой композитора Нооковского «Степь», с польскими народными песнями и о вокальным ре
пертуаром польской эстрады. Кончерт прошёл с большим успехом.
Успеху концерта значительно способствовал высокий уровень ис
полнения программы. Это прежде всего нужно отнести к Государ
ственному симфоническому оркестру Союза ССР и к его дирижёру, за
служенному артисту УССР Ц. Рахлину, который с большой вырази
тельностью и подлинным блеском провёл симфоническую часть про
граммы. Вполне заслуженным был успех и солистов конверта А. СтавиелавовОД, профессоре Д. Цыганова, Я. Калецкого, М. Кусевицкого, Н. Кульчицкой, И. Михновского.
С. Корев.
Коллектив Малого театра отмечает исполняющееся 14 сентября 50-летие сценической деятельности народной артистки СССР В. Н.
Рыжовой. народных артистов РСФСР Е. Д. Турчаниновой и Н. К. Яковлева, и 50 лет работы в театре столяра мебельно-бутафорских мастерских А. И. Апархова.
В этот день на основной сцене Малого театра в спектакле «Прав
да — хорошо, а счастье лучше
В. Н. Рыжова пополнит роль Филицаты, Е. Д. Турчанинова — Ма
вры Тарасовны и Н. К. Яковлев
исполнит роль Грознова. Перед спектаклем народный артист РСФСР И. Я, Судаков выступит с привет
ствием юбилярам от имени Малого театра.
«Клятва мести» — рисунок художника В. Литвиненко.
АКЫНЫ ПОЮТ ПЕСНИ ПОБЕД
ДЖАМБУЛ, 12. (ТАСС). Победоносное наступление Красной Ар
мии стало источником поэтического вдохновения ка
захских акынов. По степным и горным аулам раз
неслась новая пес
ня Бельагачского акына Беибаева, проолаляющая бессмертные подвиги героев Таганрога и ЕлЬ’НИ, Сум и Оталино.
Сарысу йский акын Базарбеков воспел батыров, освобождающих Украину.
— С высокой вершины Карасау, — поет акын,
— вижу под пеплом сожжённых и разрушенных городов занимающуюся зарю освобождения Украины — родной се
стры Казахстана.
Столкновения между
германскими и итальянскими
войсками
ЛОНДОН, 13. (ТАСС). По сообщению лондонского радио, не только итальянские войска, но и итальян
ское население оказывает упорное сопротивление немецким оккупантам. Командующий германскими вой
сками Кессельринг вынужден был об’явить военное положение во всех итальянских городах, оккупирован
ных германскими войсками. Однако акты саботажа и диверсии не прекращаются
Военные действия в Южной Италии
ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Специальный корреспондент агентства Рей~ тер, находящийся при штабе союзников в Северной Африке, передаёт, что часть контингента войск со
юзников, высадившихся в Таранто, заняла Бриндизи. Порты Таранто и Бриндизи находятся в хорошем состоянии; местные жители оказывают полную поддержку союзникам.
Корреспондент добавляет, что после занятия Таранто высадившиеся гам войска союзников развернулись веером и начали продвигаться в се
верном и восточном направлениях. Колонна, продвигающаяся на север, находится в соприкосновении с первой дивизией немецких парашюти
стов, колонна, продвигающаяся на восток, заняла Бриндизи.
ЛОНДОН, 13. (ТАСС). По сообщению специального корреспондента агентства Рейтер с острова Мальты, вчера туда прибыли ещё три италь
янских эсминца последних моделей, обладающих большой скоростью. Ос
новная часть итальянского флота, вероятно, в ближайшее время покинет Мальту.
ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Алжирское радио передаёт заявление официаль
ного представителя военно-морских сил союзников о том, что ещё 14 итальянских подводных ледок и 8 эсминцев направляются к острову Мальта.
ЛОНДОН, 13. (ТАСС). По сообщению корреспондента агентства Рей
тер из Никозии, на остров Кипр прибыл небольшой итальянский во
енный корабль. Экипаж корабля сдался военным властям.
Действия авиации
союзников
ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Штаб воздушных сил союзников на Ближнем Востоке сообщает, что в ночь на 11 сентября бомбардировщики союзни
ков совершили налёт на железнодорожный узел в Потенца (Южная Италия). Возникло много пожаров. Днём 11 сентября самолёты союзников подвергли бомбардировке аэрод
ром на острове Родос. В ночь на 12 сентября бомбардировщики «Веллингтон» атаковали аэродром Калатго (остров Родос). Отмечены прямые попадания, в результате которых возникло много пожаров. Все само
леты союзников вернулись на свои базы.

Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы Гомель, Нежин, Красноград, Верхнетокмак

В ночь на 11 сентября наша авиация бомбардировала скопления немецких воинских эшелонов и во
енные склады противника на же. лезнодорожяых узлах Гомель, Не
жин, Красноград, Вархнетоюмак. В результате бомбардировки разбито
несколько железнодорожных эшелонов. Возникли многочисленные по
жары, сопровождавшиеся сильными взрывами.
Один наш самолёт не вернулся на
свою базу.

Условия перемирия

с Италией

ЛОНДОН, 12. (ТАСС). Агентство Рейтер передает, что сегодня в Лон
доне .опубликован следующий текст условий перемирия о Италией.
«Передовая база штаба союзников, 11 сентября. 3 сентября представи
телями генерала Эйзенхауэра и представителем маршала Бадольо были подписаны следующие условия военного перемирия:
1. Немедленное прекращение всех военных действий итальянскими вооружёнными силами.
2. Италия приложит все силы к тому, чтобы не предоставить нем
цам возможностей, которые могли бы быть использованы против 06’- единённых наций.
3. Все пленные илд интернированные граждане Об’единённых наций должны быть немедленно переданы главнокомандующему войска
ми союзников, и ни одно из этих лиц не может теперь или в какойлибо другой момент быть эвакуировано в Германию.
4. Немедленная переброска итальянского флота и итальянской авиа
ции в такие пункты, которые будут указаны главнокомандующим союз
ными войсками, который уточнит подробности разоружения.
5. Итальянский торговый флот может быть реквизирован командующим войсками союзников для удо
влетворения требований военной и морской программы.
6. Немедленная капитуляция Корсики и всей территории Италии — островов и материка — и передача их в ведение союзников для использования в качестве операцион
ных баз и в других целях, которые союзники сочтут подходящими.
7. Немедленная гарантия беспрепятственного использования союзниками всех аэродромов и военно-морских портов па итальянской территории, независимо от темпов эвакуации итальянской территории немецкими войсками. Эти порты и аэро
Смертный приговор немецкому студенту
СТОКГОЛЬМ, 13. (ТАСС). Шведская газета «Дагенс нюхетер» сооб
щает о казни в Берлине немецкого студента барона фон Ведекинда, обвинённого в том, что он «в присутствии иностранцев вёл пораженческие разговоры с немецкими гражданами».
Прибытие в СССР
Голландского Посла
г-на барона
К. ван Брюгеля Дугласа
11 сентября в Москву прибыд Чрезвычайный и Полномочный По
сол Голландии в СССР г-н барон К. ван Брюгель Дуглас.
На московском аэродроме г-н барон К. ван Брюгель Дуглас был встрече® Заведующим Протоколь
ным Отделом ККИД тов. Ф. Ф. Молочковым.
дромы должны охраняться итальянскими вооружёнными силами до тех пор, пока эти функции не перейдут к союзникам.
8. Немедленный отвод в Италию всех итальянских вооружённых сил и их отстранение от всякого участия в нынешней войне из любого района, в каком они могут теперь быть заняты.
9. Итальянское правительство должно гарантировать, что в йгучае необходимости оно использует все наличные вооружённые силы для того, чтобы обеспечить быстрое и точ
ное выполнение всех условий этого перемирия.
10. Главнокомандующий вооружёнными силами союзников остав
ляет за собой право предпринять любые Действия, которые он сочтёт необходимыми для охраны и в ин
тересах войск союзников в целях ведения войны. А итальянское пра
вительство обязуется подчиниться таким административным или дру
гим организациям, которые могут понадобиться главнокомандующему;
в частности главнокомандующий создаст военную правительственную администрацию в тех частях италь
янской территории, где он сочтёт такой шаг необходимым в военных интересах союзных наций.
11. Главнокомандующий вооружёнными силами союзников будет иметь полное право продиктовать способы разоружения, демобилизации и демилитаризации.
12. Прочие условия политического, экономического и финансового порядка, которым Италия должна подчиниться, будут переданы позднее;
13. Условия настоящего перемирия не будут обнародованы без предварительного одобрения главно
командующим войсками союзников. Английский текст будет считаться официальным текстом».

„Об уголовной ответственности гитлеровцев“

На лекции доктора юридических наук
профессора А. Н. Трайнина
10 сентября в Колонном зале Дома союзов доктор юридических на
ук профессор А. Н. Трайнин прочёл лекцию «Об уголовной ответствен
ности гитлеровцев». Эта лекция, как и предыдущие, организованные лекционным бюро при Комитете по де
лам высшей школы при СНК СССР, привлекла большое число слушателей.
Лектор начал о изложения фактов нарушения основных принципов
международного права о законах и обычаях войны Германией в прош
лом. Международные конвенции, запрещающие, в частности, убивать военнопленных, грабить и подвер
гать насилию мирное население, были грубо нарушены германскими войсками ещё в период франкопрусской войны 1870—1871 гг. Кро
вавыми зверствами отмечен каждый шаг германской армии во время мировой ВОЙНЫ 1914—1918 ГГ. По окончании войны ооюзные страны
поставили вопрос о привлечении к уголовной ответственности немецких преступников войны. В Версальском договоре Вильгельму было пред’явлено обвинение в уголовном пре. отуплении, в нарушении основ ме
ждународной морали и права. Этот уголовно-правовой пункт Версаль
ского договора не был реализовал из-за отказа Голландии выдать находившегося в ее пределах
ФРАНЦИЯ — самая большая из
оккупированных немцами стран. Использование природных богатств
и людских резервов этой страны для ведения войны занимает существенное место в планах немецко-фаши
стских империалистов. Провал Летнего наступления и следующие одно за другим поражения гитлеров
ской армии на советско-германском фронте толкают оккупантов к усилению нажима на Францию: к до
полнительной выкачке из страны её экономических ресурсов и рабочей силы. Но осуществление раз
бойничьих мероприятий оккупантов встречает всё больший отпор со стороны французского народа, пере
шедшего от пассивного сопротивления к решительной борьбе с захватчиками. Особенно ярко прояв
ляется эта активность французских патриотов в различных мероприя
тиях, направленных к срыву планов захватчиков по мобилизации людей 1га работу в Германию.
Известно, что в этой области оккупанты неизменно терпят серьёзные поражения. Добровольная вербовка французов на работу в Гер
манию провалилась Пресловутый «обмен» рабочих на военнопленных результатов не дал. Отдельные мобилизации обычно срывались, и на
меченные оккупантами планы поставок рабочей силы не выполнялись. «Охота за людьми» привела к мас
совому уходу французов в леса и горы, к росту партизанского движения в стране.
На-днях фактический правитель Франции, командующий немецкими оккупационными войсками, фон Рунштедт Вызвал для «беседы» Петэна и Лаваля. Во время этой встречи гитлеровского сатрапа с его приказчиками, состоявшейся не
далеко от Виши, РуЛптедт передал нм новые, срочные инструкции сво
его хозяина — Гитлера. Они сво
дятся в основном к следующему: значительно увеличить число моби
лизованных французов для работы на фашистскую Германию: усилить репрессии против патриотов и в особенности против растущего пар

Французский народ в борьбе

против оккупантов

тизанского движения; произвести «чистку» административного аппа
рата Виши от людей, недостаточно энергично осуществляющих распоряжения Берлина. В случае невы
полнения данных указаний фон Рунштед* угрожал об’явлением осадного положения во Франции.
Ультиматум командующего оккупационными войсками содержал, кроме того, пункт, в котором говорилось, что германские власти приступят к немедленной превентивной высылке в концентрационные лаге
ри всех мужчин от 14 до 60 лет из тех районов, которые они сочтут «подозрительными». А таковыми
оккупанты могут, конечно, об’являть любой район, когда им вздумается.
Упомянутый ультиматум Рунштедта свидетельствует о том, что во Франции создалось весьма напряжённое положение. Это подтверждают и дальнейшие события.
Меньше чем через 48 часов после ультиматума Лаваль издал декрет О «тотальной» мобилизации всех
французов в возрасте от 17 до 50 лет и незамужних француженок от 21 до 35 лет для выполнения «спе
циальных » работ, иначе говоря, для различных работ на гитлеровскую Германию. Цель этого декрета совершенно ясна: передать французов в полное распоряжение оккупантов, ослабить силы француз
ского народа накануне решающих сражений в Европе.
Неоомненно, осуществление этого декрета натолкнётся на еше более решительное сопротивление фран
цузов, же желающих превращаться в рабов гитлеровской военной машины.
Иностранная печать приводит некоторые цифровые данные, свиде
тельствующие о срыве мобилизаций французов в ряде городов и департаментов. Так, за последнее время в
Марселе было мобилизовано для отправки в Германию 1.200 человек, а явилось на вокзал лишь 78, в Ниме из 450 — только 28 человек, в Балансе из 108—3 человека, в Ту
лоне из 220—4, в Маконе из 100 мобилизованных немцам не удалось отправить ни одного француза.
С помощью разнузданного террора немцам удалось в 1942 и 1943 годах отправить на каторгу в Гер
манию довольно значительное число французов, но оно в несколько раз
меньше того, что требовал Гитлер и обещал Лаваль. Зато число рабочих и крестьян, студентов и служащих, торговцев и интеллигентов, всту
пивших в группы вольных стрелков и отряды партизан, за это время выросло необычайно.
«Армия солдат без мундиров», как называют франктиреров—вольных стрелков, растёт не по дням, а по часам. Всё большее число французов берется за оружие и становится на путь открытой борьбы с оккупантами, на путь активной борьбы за освобождение родины.
Приведём несколько фактов последнего времени.
В департаменте Шер, между Мероид и Тандром, франктиреры, во
оружённые пулемётами, обстреляли выходивший из туннеля поезд с не
мецкими солдатами и офицерами.
Партизанские пули изрешетили все вагоны. Много гитлеровцев было убито и ранено. Франктиреры потерь в» имели, лишь один человек был ранен.
В департаменте Иль-и-Вилен партизаны организовали большое крушение. Между Ренн и Нуайль-Понтиви они сбросили с рельсов немецкий воинский эшелон в момент, ко
гда по встречному пути шёл на большой скорости другой поезд, пе
ревозивший вооружение и военные материалы оккупационных войск. В результате гитлеровцы потеряли 200 человек убитыми и 300 ране
ными. Оба состава были полностью уничтожены. Движение по этой линии прекратились на 60 часов.
На линии Париж — Бордо партизаны сбросили с насыпи, высотою в пять метров, поезд с немецкими грузами. Уничтожено 30 вагонов, паровоз, зенитные орудия и пуле
мёты. Железнодорожные пути были повреждены на протяжении 300 ме
тров. Движение, на этом важном для оккупантов участке дороги было прервано на 4 суток.
Много гитлеровцев за последнее время нашли свою смерть от руки партизан на улицах Парижа и дру
гих городов Франции. Недавно во дворе немецких казарм на бульваре Малезерб, во время вечерней проверки, франктиреры забросали гитлеровцев ручными гранатами. При выходе немецких солдат со станции метро «Жан Жорес» в них полетели бомбы. 25 гитлеровцев было убито и ранено. В Монруже, на площади Соединённых Штатов, патриоты взорвали с помощью мощной адской машины немецкий ресторан вместе со всеми его посетителями.
Более полугода занимают партизаны ряд районов в Верхней Савойе.
Оккупанты не смогли за это время справиться с ними. Ряды франкти
реров продолжают расти. Всё чаще они совершают смелые нападения на захватчиков. Новые столкновения
между партизанами я оккупантами произошли недалеко от Клюза, а также в городе Сан-Жан де Морьеж.
В Севеннах, другом партизанском крае, произошли ожесточённые сражения между французами и германскими войсками, в результате кото
рых насчитывается более 100 убитых с обеих сторон.
По сообщению браззавильского радио, в течение последних шести недель во Франции было зарегистри
ровано 215 актов саботажа, в том
числе 60 на железных дорогах. Французские патриоты за этот период совершили 87 налётов на склады противника, где было уничто
жено большое количество военных материалов. По сообщению корреспондента агентства Рейтер, эа последние 4 недели во Франции патриотами убито более тысячи гитлеровских солдат и офицеров. Коли
чество нападений на оккупантов за истекший месяц утроилось. В один из дней августа на гитлеровцев было произведено более 100 нападений.
Сами гитлеровцы признают, что во Франции действует не менее 200.000 партизан. На самом же деле число их гораздо больше. Партизаны стали большой, грозной для захватчиков силой. Население повсю
ду оказывает поддержку франктирерам, снабжает их продовольствием, одеждой, необходимыми сведе
ниями, помогает им скрываться от преследований и осуществлять их
операции. Именно благодаря этой поддержке партизаны чнесут обычно незначительные потери, нанося в то же время весьма чувствительные
удары захватчикам и их военной технике.
Партизанское движение во Франции вступило в новую, высшую стадию своего развития. Оно имеет единый военный центр, находящийся на территории страны ж пред
ставленный на местах районными и окружными комитетами, руково
дящими боевой деятельностью многочисленных партизанских групп и отрядов.
В борьбе *» свою свободу французский народ всяческими спосо
бами ослабляет силы оккупантов,
приближая день разгрома общего врага всего свободолюбивого челове чества.
Ю. Козловский.
Вильгельма. Фактически безнаказанными остались и другие преступ
ники войны, дело ограничилось лишь известной комедией суда в Лейпциге.
Профессор Трайнин подчеркивает, что зверства германских войск в период первой мировой войны по своим масштабам и изуверству бледнеют перед преступлениями не
мецко-фашистских разбойников, зайивших кровью всю Европу.
— Разбойничий германский империализм, — говорит лектор, — создал целую систему организован
ного «государственного бандитизма». К задачам этого бандитизма приспособлена вся государственная ма
шина Германии — её экономика, идеология, армия, чиновничество. Но гитлеровское государство, как таковое, неся политическую и мате
риальную ответственность за свои действия, не может быть посажено на скамью подсудимых в качестве уголовного преступника. Нельзя также предать уголовному суду весь немецкий народ в качестве многомиллионного коллективного соучастника гитлеровских преступле
ний. Поэтому при разрешении уго. ловно-правовой проблемы ответст
венности гитлеровцев необходимо реально и конкретно определить, какие группы, какие лица должны быть признаны вдохновителями, организаторами, пособниками и исполнителями яитлеровских злодеяний.
Рядовой немецкий солдат, который убивает, грабит мирное насе
ление, безусловно должен нести ответственность за свои преступ
ления. Но главными преступниками
являются организаторы этого разбоя и грабежа в международном мас
штабе — Гитлер и его министры. Им принадлежит центральная роль в подготовке, организации и осуществлении величайшего в истории человечества влодеяния — веролом
ного нападения на Советский Союз, о вопиющим нарушением всех пра
вил и норм международного права. С правительственной группой, продолжает профессор Трайнин, нераз
рывно связана другая группа преступников — различные «фюре
ры» фашистской партии, а также военное командование, организую
щее и руководящее действиями германской армии. К этой же груп
пе непосредственно примыкают многочисленные уполномоченные и представители, наместники и гау
лейтеры, проводящие в жизнь на оккупированных территориях и в самой Германии политику кровавого
террора. Уголовно-ответственными лицами являются также гитлеров
ские чиновники, которые ведают набором, насильственным уводом, перевозкой, содержанием в лагерях, продажей в рабство и бесчеловечной
эксплоатацией мирных советских граждан.
— Говоря о виновниках гитлеровских злодеяний, — замечает лектор, — нельзя обойти молчани
ем и частных лиц, эксплоатиругощих подневольный труд насильно увезённых в фашистское рабство минных граждан или занявшихся скупкой заведомо украденного и награбленного на оккупированных территориях имущества. Процесс в Краснодаре — это только начало свершения правосудия над гитле
ровскими уголовными преступника, ми войны. Победы Красной Армии, пядь за пядью освобождающей нашу Годину от гитлеровской нечи
сти, с каждым днём приближают час расплаты. Фашистским банди. там не уйти от справедливого суда.
(ТАСС).

Вечер русского и украинского

искусства

Происходивший, в зале им. Чайквского вечер русского и украин
ского искусства явился яркой деионстрацией единения культур двух братских народов.
Значительное место в программе вечера заняли выступления бригады ведущих артистов страны, по
бывавших несколько дней назад в Харькове: Литвинешго-Вольгемут, Козловского, Паторжинокого, Шуйского, Масленниковой и Гуденко.
Концерт начался торжественной песней композитора Козицкого на слова Плотникова «Про батька на
родного, про Сталша ргдного», с игаючительным под’емом иопол! мной Государственным симфоническим оркестром под .управлением ^служенного артиста УССР Н. Рах
лина и хором Всесоюзного радиоконптета. Народный артист УССР Ю. Шуйский читал отрывок из поэ
иы Шевченко «Послание» и стихи П. Тычины «Ветер с Украины», Тепло встретила публика народного артиста СССР И. Козловского, ис
полнявшего украинские народные песни.
Большим уапехом сопровождалось выступление народных артистов М. Литвпнеико-Вольгемут, Н. Обухо
вой, И. Паторжинокого и др. Яркое впечатление оставил Государствен
ный ансамбль народного танца СССР.

Положение

в Италии