Организаторы и руководители подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия», которым присвоено звание Героя Советского Союза (слева направо): Ульяна Громова, Иван Земнухов, Олег Кошевой, Сергей Тюленин, Любовь Шевцова.

Бессмертный подвиг комсомольцев-подполыциков

20 июля 1942 года город Краснодон, Ворошиловградской области,
был оккупирован немецко-фашист
скими войсками. С первого же дня оккупации гитлеровские мерзавцы качали вводить в городе свой «но
вый порядок». С холодной немец
кой жестокостью они истязали и убивали невинных советских лю
дей, угоняли на каторжные работы молодежь, грабили население.
В первых числах августа немцы согнали в городской парк населе
ние и устроили публичную казнь 30 шахтеров, отказавшихся явиться на регистрацию. Оккупанты живьем вдапывали горняков в зимлю и с наслаждением смотрели на предсмертные муки невинных жертв.
Так погибали ежедневно десятки дюдей. Тюрьма гестапо но вмещала уже всех узников. Немцы спешно сооружали новые застенки, концентрационные лагери.
В эти тяжелые дни оккупации в Краонодоне возникла подпольная
комсомольская организация. Сыны и дочери прославленных донецких шахтеров, взращенные великой ро
диной, воспитанные партией большевиков, поднялись на смертель
ную борьбу против лютого врага. Организаторами и руководителями
подпольной ячейки были комсопольцы Олег Кошевой, Иван Земнухов, Сергей Тюленин, Ульяна Громова, Люба Шевцова, Иван Тур
ин и ч. Самому старшему из них (два минуло 19 лот.
В начале сентября на квартире Олега Кошевого состоялось первое собрание молодых подпольщиков. По предложению Сергея Тюленина (Организацию решили именовать «Мо
нголия гвардия». На собрании был создан штаб в составе Олега Коше
ного, Ивана Зейнухова, Ивана Туркенича и Сергея Тюленина (вполедствии в штаб были введены
[Ульяна Громова и Любовь Шевцош, на который возлагалось все руководство боевой и политической дальностью подпольщиков. Сек
ретарем комсомольской организации выбрали Олега Кошевого. Он же был
комиссаром «Молодой гвардии».
Молодые подпольщики Враснодош выработали программу действий: укреплять в народе уверенность в вензбежшом разгроме немецко-фашюжжих захватчиков и торжестве нашего правого дела; поднимать молодежь и все население Краоно- ДОЩены на активггую борьбу с ммещпгаш оккупантами; обеспе
чить себя оружием и в удобный моют перейти к открытой вооруженной борьбе.
Прошло немного времени, и «Молодая гвардия» установила контакт с молодежью окрестных поселков: Изварино, Першомайка, Семейкино. По поручению штаба члены орга
низации Анатолий Попов, Николай Сумской, Ульяна Громова создали
отдельные подпольные группы, установили связь о хуторами Гундоровка, Герасимовка, Таловое. Ta
rn образом, «Молодая гвардияраспространила свое влияние на весь Краснодонский район. Несмот
ря на жестокий кровавый террор, руководители и активисты «Молодой гвардии» создали разветвлен
ную сеть боевых групп и ячеек,
об’едннявших свыше 100 молодых ооветских патриотов.
Каждый вступивший в члены «Молодой гвардии» принимал клят*у на верность Родине.
Оставшийся в яшвьтх член «Молодой гвардии» Радий Юркин так вопоминает об этом торжественном номенте: «Под вечер мы собрались
на квартире Виктора. Кроме него, дома никого не было—отец и мать уехали в деревню в поисках хлеба.
Олег Кошевой выстроил всех собравшихся и обратился к ним с небольшой речью. Он говорил о боевых традициях Донбасса, о ге
роических подвигах донбассовских
полков, руководимых Климентом Ворошиловым и Александром Пархоменко, о долге и чести комсо
мольца. Слова его звучали негромко, но твердо:
— С молоком матери мы впитали любовь к свободе. И никогда немцу не поставить нас на колени, — заканчивая, говорил Кошевой. — Мы будем драться, как дрались на
ши отцы и деды — до последней кайли крови, до последнего вздоха. Мы пойдем на муки и смерть, но о честью выполним свой долг перед отечеством.
Потом он вызывал нас из строя, по одному, для принятия клятвы. Когда Олег назвал мою фамилию, меня охватило волнение. Я сделал два шага вперед, повернулся лицом к товарищам. Кошевой вполголоса, но очень отчетливо стал читать текст клятвы. Я за ним повторял:
«Я, Юркин Радий Петрович, встуная в ряды членов «Молодой гвардии», перед лицом своих дру
зей по оружию, перед лицом род
ной многострадальной земли, перед лицом всего народа торжественно клянусь:
Беспрекословно выполнять любые задапия, данные мне старшим товарищем.
Хранить в глубочайшей тайне все, что касается моей работы в «Молодой гвардии».
Я клянусь мстить беспощадно за сожженные, разоренные города и села, за кровь наших людей, за мученическую смерть 30 шахтеров. И если для этой мести потребуется
моя жизнь, я отдам ее без минуты колебаний.
Если же я нарушу эту священную клятву иод пытками или из-за трусости, то пусть мое имя, мои родные будут навеки прокляты, а меня самого покарает суровая рука моих товарищей.
Кровь за кровь, смерть за смерть!».
Олег подошел ко мне, поздравил от имени штаба о принятием клят
вы и сказал: «Отныне твоя жизнь, Радий, принадлежит «Молодой гвардии».
В нещадной борьбе против немецких оккупантов росли и зака
лялись ряды «Молодой гвардии». Каждый молодогвардеец считал для себя за честь вступить в комсомол и носить у сердца маленькую книжечку, отпечатанную в подпольной типографии и заменявшую комсомольский билет на время отечест
венной войны. В своих заявлениях юноши и девушки писали: «Про
шу принять в члены ВЛКСМ. Буду
честно выполнять любые задания организации, а если потребуется, то
отдам и жизнь за дело народа, за дело великой партии Ленина — Сталина».
С первого дня своего существования «Молодая гвардия» проводила огромную политическую работу среди молодея:п и всего населения, разоблачала лживую немецкую пропаганду, вселяя в народе уверенность в победу Красной Армии,

Салюты родины—

на кинопленке

Кинооператоры Центральной студии кинохроники производят съёмки столицы в торжественные моменты салютов по случаю побед Красной Армии.
Первая с емче а была произведена 6 августа в 12 часов ночи, когда Москва салютовала доблестным войскам, освободившим Орел и Белгород. Кинооб ектив запечатлел несколько эпизодов этой исторической ночи: тысячи москвичей, аплодировавших на улицах, на кры
шах и балконах, огни ракет, залпы орудий.
Заснятый в эту ночь материал? вошел в документальный фильм «Орловская битва» н в кинолетопись великой отечественной войны.
Семь операторов снимали салют 23 августа в знак торжества по случаю победы под Харьковом. От
дельные кадры войдут в очередной киножурнал. Основной материал Судет использован в документаль
ном полнометражном фильме об Украине, который готовит режис
сер Ю. Солнцева под художественным руководством А. Довженко.
В 56-й номер «Союзкиножурналавошли кадры, заснятые при салюте но случаю освобоя:депия Ельни и Донбасса.
(ТАСС).
поднимая его на борьбу о немцами, на срыв и саботаж мероприятий фашистских властей.
Молодогвардейцы, установив тайные радиоприемники, изо дня в день информировали население го
рода и района о всех событиях на фронте, в советском тылу и за границей.
С началом наступления советских
войся: в районе Сталинграда агитационная работа «Молодой гвардииеще более усилилась. Почти еже
дневно на заборах, домах, столбах появлялись листовки, рассказывав
шие о наступлении советских войск, призывавшие население к активной помощи нАшим наступающим полкам.
За 6 месяцев «Молодая гвардиятолько в одном Краснодоне выпу
стила болЬе 30 листовок, тиражом свыше 5.000 экземпляров.
В распространении листовок принимали участие все члены подполь
ной организации. При этом молодо
гвардейцы проявили очень много самодеятельности, хитрости и ловкости.
Из дома в дом, из рук в руки переходили пламенные большевистские прокламации, они зачитыва
лись до дыр. Их содеря:ание в тот же день становилось достоянием всего города. Многие из листовок уходили за пределы Краснодона — в Свердловский, Ровеньковский, 11 опоеветловокий районы.
В ночь с 0 на 7 ноября молодогвардейцы водрузили красные зна
мена на шахте 1-бис, на здании бывшего райпотребсоюза, больнице и на самом высоком дереве город
ского парка. Повсюду были рас
клеены лозунги: «Поздравляем с XXV годовщиной Октября, товарищи!», «Смерть немецким оккупантам!».
Хмурым ноябрьским утром жители города увидели на самых высоких зданиях родные сердцу красные полотнища. Казалось, яс
ное солнце взошло среди ночи — такой величавой и волнующей была эта картина.
Весть о флагах передавалась из уст в уста, из поселка в поселок, из хутора в хутор, поднимая дух
населения, разжигая ненависть к немецким захватчикам.
Полицейские жандармы, сыщики гестапо метались по улицам. Но бы
ло поздно. Знамена можно было сорвать, спрятать, но никакая сила не могла убить радостното волнения, надежды на близкое освобождение.
Доклад товарища Сталина о XXV годовщине Октябрьской Социалисти
ческой революции и его приказ от 7 ноября 1942 года вдохновили молодых подпольщиков на новые подвиги, на усиление борьбы против гитлеровцев.
К началу декабря 1942 года молодогвардейцы имели в своем распоряжении 15 автоматов, 80 винтовок, 300 гранат, около 15.000 патронов, Ю пистолетов, 65 кг взрывча
тых веществ, несколько сот неТров бикфордова шнура.
Когда гитлеровцы начали усиленную подготовку к вывозке хлеба в Германию, штаб принял смелое решение — не дать немцам зерна. Молодогвардейцы сжигали отромные хлебные скирды, а намолоченное зерно заражали клещом.
Через несколько дней после этой операции группа Тюленина совер
шила на дороге Краснодон—Ровеньки вооруженное нападение на не
мецкую охрану, которая гнала 500 голов скота, отобранного у жителей. В короткой схватке молодые ^натриоты уничтожили охрану, а скот угнали в степь.
Члены «Молодой гвардии», устроившиеся по заданию штаба в немецкие учреждения и предприя
тия, всячески срывали их планы. Сергей Левашов, работая шофером в гараже, вывел из строя 3 маши
ны; Юрий Вяценбвокйй совершил на шахте несколько аварий.
В ночь с 5-го на 0 декабря 1942 года трое молодогвардейцев— Люба Шевцова, Сергей Тюленин и Виктор Лукьянченко подожгли немецкую биржу труда. Уничтожив биржу со всеми документами, подпольщики спасли несколько тысяч советских людей от угона на немецкую каторгу. В это же время молодогвардей
цы оовободили 75 бойцов и коман
диров из Волчанского лагеря для военнопленных и организовали побег 20 военнопленных из первомайской больницы.
Красная Армия продвигалась к Донбассу,
«Молодая гвардия» готовилась к осуществлению своей заветной меч
ты — решительному вооруженному нападению на. Краснодонский гарнизон немце®.
Подлое предательство прервало боевую деятельность молодежи.
Как только начались аресты молодогвардейцев, штаб отдал приказвсем членам «Молодой гвардииуходить и пробираться к частям Красной Армии. Но, к несчастью, уже было поздно. Только 7 человекам удалось уйти и остаться в жи
вых — Ивану Туркеничу, Георгию Арутюнянцу, Валерии Борц, Радию Юркину, Оле Иванцовой, Нине Иванцовой и Михаилу Шищенко. Ос
Действующая армия. Советский пикирующий бомбардировщик «Петляков-2» готовится к очередному бое
вому вылету. Старший сержант И. Седунов и сержант А. Беляков
снаряжают самолет боеприпасами.
Фото Э. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС).
тальные члены «Молодой гвардиибыли схвачены гитлеровцами и посажены в тюрьму.
Страшным пыткам подвергались молодые подпольщики, но нпкто из них не отступил от своей клятвы. Немецкие палачи доходили до бешенства, по 3, по 4 часа подряд из
бивали и мучили молодогвардейцев. Но палачи не смогли сломить дух и железную волю молодых патриотов.
Сергея Тюленина гестаповцы по нескольку раз в день избивали плетьми, сделанными из электрических проводов, ломали пальцы, загоняли в рану раскаленный шомпол. Когда это не помогло, палачи привели мать — 58-летнюю старушку. На глазах Сергея ее раздели и начали истязать.
Палачи требовали, чтобы он рассказал о своих связях в Каменске и Изварино. Сергей молчал. Тогда гестаповцы в присутствии матери гри раза подвешивали Сергея в пе
тле к потолку, а потом раскаленной иголкой выкололи глаз.
Молодогвардейцы зналп, что наступает время казни. В свой послед
ний час они также были сильны духом. Член штаба «Молодой гвардии» Ульяна Громова передала азбукой «Морзе» во все камеры:
— Последний прика-з штаба... Последний приказ... нас поведут на казнь. Нас поведут по улицам города. Мы будем петь любимую песню Ильича...
Измученные, изуродованные выходили из тюрьмы в свой послед
ний путь молодые герои. Ульяна Громова шла с вырезанной на спине звездой, Шура Бондарева — с
отрезанными грудями. У Володи Осьмухина была отрублена кисть правой руки.
Молодогвардейцы шли в последний свой путь с высоко поднятыми головами. Торжественно и печально неслась их песня:
«Замучен тяжелой неволей, Ты славною смертью почил, В борьбе за рабочее дело
Ты голову честно сложил...»
Палачи сбросили их живыми в пятидесятимчтровый шурф шахты.
В феврале 1943 года в Краснодон вошли наши войска. Над городом взвился красный флаг. И, глядя, как он полощется на ветру, жители снова вспомнили молодогвардейцев. Сотни людей направились к зданию тюрьмы. Они увидели в камерах окровавленную одежду, следы не«лвгханных пыток. Стены были ис
пещрены надписями. На одной из стен высечено сердце, пронзенное стрелой. В сердце — четыре фамилии: «Шура Бондарева, Нина Ми
наева, Уля Громова, Ангела Самошина». И над всеми надписями во всю ширину окровавленной стены подпись: «Смерть немецким оккупантам!»
Так жили, боролись и умерли за свое отечество славные воспитан
ники комсомола, юные герои, чей подвиг переживет века.
Пройдут годы. Наша великая страна залечит тяжелые раны. Вы
растет новое поколение людей. Но никогда не забудутся имена юных бесстрашных подпольщиков из шахтерского города Краснодон, отдавших свои юные жизни во славу Родины.
(ТАСС).

НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

По телеграммам
спец. корр. ТАСС
из действующей армии.

Боевые будни

советских летчиков
ВОЗДУШНЫЙ стрелок гвардии
сержант Г. Байкин совершал с группой штурмовиков тридцать пя
тый полёт в тыл немцам. Ещё до цели самолеты были встречены сильным зенитным огнём. Снаряды ложились всё ближе. Вдруг един из них разорвался совсем рядом. Осколками ранило в ногу воздушного стрелка.
В этот момент машина пошла на штурмовку немецких войск. Перетянув жгутом раненую ногу, Байкин взялся за пулемёт и, превозмогая жгучую боль, осыпал врага свинцовым ливнем. Гвардии сержант всег
да отличался меткостью стрельбы. На его счету уже не один десяток истреблённых гитлеровцев. Но на этот раз огонь его пулемёта был особенно грозным для врага. Было видно, как падали подкошенные пулемётными очередями гитлеровцы.
Когда самолёт пришёл на аэродром, кабина стрелка была залита кровью. Но гвардии сержант не по
давал и вида, что он ранен. Боец был счастлив сознанием, что он до конца выполнил свой солдатский долг. Командование наградило гвар
дии сержанта Г. Байкина орденом Отечественной войны I степени.
...«Мессершмитт» заходил в хвост нашему штурмовику. Чтобы не дать врагу возможности атаковать самолёт снизу, командир экипажа круто перешёл на бреющий полет. Немецкий истребитель, отойдя в сто
рону, сделал вид, что потерял штурмовика. Но схитрить врагу не уда
лось. Когда гитлеровец, думая, что он обманул бдительность советских
лётчиков, пошёл сверху в атаку, экипаж штурмовика был на-чеку.
Подпустив поближе немца, воздушный стрелок гвардии младший сержант Л. Коврижных дал две длинных очереди. Пули прошили вражеский самолёт, и, воспламенив
шись, он упал на землю, похоронив под обломками «хитрого» фашистского лётчика.
43 раза ходил Коврижных штурмовать немецкие войска и ни разу не подвёл в бою лётчика. Грудь от
важного .воздушного бойца-гвардейца украшает орден Красного Знамени.
...Капитан Олейник во главе восьмерки истребителей прикрывал на
земные войска. По радио сообщили: «В воздухе спокойно». Но через ми
нуту передали: «Идут вражеские бомбардировщики».
Шли «Хейнкели». Капитан Олейник и его ведомые Зюрин и Семенцев молниеносно врезались в строй
бомбардировщиков и в мгновение окОодин за другим сбили трёх немецких ХИЩНИКОВ.
На обратном пути в просветах облаков показались два «Мессершмит
та». Заметив восьмёрку Олейника, они стали уходить вверх. Но поздно! Лётчик Зюрин уничтоясил одного истребителя, а минуту спустя ка
питан Олейник сбил второго «Мессершмитта».
Очередное сообщение с земли говорило: «В воздухе спокойно».
А. Гришин.

Мастер

ночного боя Н

ОЧЬ союзница смелых. Отважный, находчивый командир всегда использует ночь в своих ин
тересах. Лучшим мастером ночных действий в Н-ском подразделении
считается сержант Чунров — командир отделения автоматчиков. У этого воина необыкновенно
развито чувство ориентировки в ночное время. По еле замет
ным теням и едва различимым в ночной тишине звукам он безоши
бочно определяет местонахождение врага и почти всегда успешно производит нападение.
Не раз Чупров со своими автоматчиками проникал в тыл неприятеля и внезапными налётами производил там переполох. Много раз приводил он пленных, приносил ценные документы. За последние 10 дней отделение Чупрова истребило около 300 гитлеровцев, в том числе не
скольких офицеров. Характерно, что отделение, несмотря на частые ночные вылазки, почти не имело потерь.
Вот как была произведена Чупровым одна из последних ночных вылазок.
Противник закрепился на склонах высоты, откуда днём и ночью об
стреливал боевые порядки нашей части из пулемётов и миномётов. Взять высоту обходом с флангов было трудно, так как, слева и справа расположились другие опорные пункты врага. Командир подразделения решил овладеть высотой пу
тём дезорганизации её гарнизона внезапным ночным налётом с тыла Главную роль в этом бою предстоя ло сыграть отделению Чупрова.
Сержант тщательно изучил систему огня противника. Каждому своему автоматчику он наметил конкрет
ную задачу. Когда стемнело, Чупров повёл отделение в расположение врага. Путь был выбран опасный — между двух вражеских ДЗОТ’ов. Но сержант рассчитывал на опытность своих людей, а, кроме того, он заранее условится со старшим командиром, что тот будет отвлекать внимание немцев в сторону.
На одном из флангов командир демонстрировал наступление. Немцы осветили это место ракетами, сосре
доточили на нём весь свой огонь. Чупров тем временем провёл своих автоматчиков к намеченному пункту: это была вершина высоты, на которой днём можно было видеть копны хлеба. Автоматчики напали Ия один из наблюдательных- пунк
тов врага, где Чупров застрелпл двух офицеров, затем на расчёты пулемётов и миномётов. Почувство
вав. что в тьтлу действуют паши бойцы, фашисты растерялись. Некоторые из них открыли беснорядоч

Положение в Италии

Ход военных действий

ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Как передаёт специальный корреспондент агентства Рейтер из Северной Африки, 11 сентября английская 8-я армия продвинулась на 48 кило
метров и 13 сентября находилась в 120 км. от своего места высадки у Реджо-ди-Калабриа. Немцы поспешно отступают на север. Английские и канадские войска продол
жают встречать на своем пути много минных полей.
Линия фронта английской 8-й армии начинается от Сант-Эвфемпи, расположенной на западном побережье, проходит через Катандзаро и заканчивается в Гидо на восточном побережье.
В районе Неаполя военные действия развиваются благоприятно для союзников, которые создали прочное предмостное укрепление и постоянно получают подкрепления и материалы.
ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Алжирское радио сообщает, что в районе холмов севернее и южнее Неаполя ведутся бои между немцами и италь
янцами. Передают также, что в районе Турина между немцами и
итальянцами происходит сильной сражение. Войска союзников в рай
оне Салерно усилили давление на противника и продвинулись внутрь неприятельской территории. Части союзников находятся в соприкосно
вении с противником вдоль всего побережья Салернского залива. Продолжается ожесточённое сраже
ние вдоль главной дороги, которая идет нз Салерно к Неаполю и другим крупным городам Сопро
тивление итальянцев немецким войскам повсюду становится всё сильнее. Итальянцы- еще удерживают Варезе.
ЛОНДОН, 14. (ТАСС). По сообщению специального корреспонден
та агентства Рейтер нз Каира, на Ближнем Востоке приземлились два итальянских трехмоторных самолёта, экипажи которых вырва
лись из рук немцев. Один из этих самолётов прилетел в Египет, а другой на остров Кипр.
ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Каирское радио передает, что английские войска заняли важный узел ком
муникаций Альтамура, к северозападу от Таранто.

Яростные угрозы гитлеровских газет

по адресу „недовольных“

СТОКГОЛЬМ, 14. (ТАСС). Гитлеровские газеты продолжают ожесточённую кампанию против «распространителей слухов», «недовольныхи «пораженцев».
Газета «Мюнхнер нейесте нахрихтен» констатирует, что «нервозность в стране усилилась», и признаёт, что это при нынешнем полоя:ении Германии является «вполне понят
ным явлением». «Нервозность, — пишет газета, — довольно заразительное зло. Не всегда легко успо
коить разбушевавшиеся нервы. Все виды такой нервозности свидетель
ствуют о неправильном восприятии нашей действительности». Так газе
та аттестует растущее в населении Германии сознание неизбежности надвигающейся на гитлеровскую Германию катастрофы.
Газете «Мюнхнер нейесте нахрпхтен» вторит другой гитлеровский орган — «Вестдейчер беобахтер». Га
зета с тревогой отмечает, что «вся
ческие слухи» распространяются всё шире и что всё большее число людей в Германии «предсказывает для
нее страшные, поистине ужасные времена». Газета признаёт, что большинство населения не верит официальным заявлениям гитлеровских властей о числе жертв бомбардировок и считает пх преуменьшен
ными по крайней мере в Ю раз. «Находятся, — пишет газета, — такие наглецы, которые в 10 раз увеличивают официально установленные цифры». Газета предупрежда
ет, что «было бы опасной ошибкой, если бы мы полагали, что подобные слухи не затрагивают морали нации», и призывает сурово и беспо
щадно карать «распространителей слухов».
С яростными угрозами по адресу «недовольных» выступил также один из гитлеровских главарей в Страсбур
ге Шалл. В речи, опубликованной в
газете «Штрасбургер цейтунг», он заявляет, что «необходимо заставить замолчать людей равнодушных и слабых». «Мы, — угрожающе сказал Шалл, — покажем этим людям, что мы ещё существуем».

Бесчинства гитлеровцев

в Дании

СТОКГОЛЬМ, 13. (ТАСС). По полученным здесь сведениям, командующий германскими оккупацион
ными войсками в Дацин генерал Ганнекен наложил на город Копен
гаген контрибуцию в сумме 1 млн. крон в наказание за убийство не
мецкого унтер-офнцера, имевшее место 8 сентября.
В связи с бёгством из концентрационного лагеря в Хорсерёде 400 заключённых гитлеровские власти об’явшщ, что семьи бежавших будут арестованы в качестве заложников.
Шведские газеты сообщают, что арестованные немцами датские офи
церы действительной службы и запаса отправляются на один из небольших датских островов, находящихся под усиленной немецкой ох
раной. Отсюда немцы перевозят офицеров в Германию в концентрационные лагери. Гитлеровцы рас
стреляли несколько арестованных офицеров, в том числе двух слу
живших в штабе военно-морских сил Дании.

Развал в „партии“

Квислинга
СТОКГОЛЬМ, 13. (ТАСС). Продолжается выход квислинговцев из их партии. Многие квислинговцы скрывают свою принадлежность к партии Шведская газета «Афтон
бладет» сообщает, что из квислинговской партии ушли два норвеж
ских священника и теперь среди квислинговцев не осталось ни одно
го служителя норвежской церкви. В ряде провинциальных городов квислинговские организации фактически
перестали существовать. Так, в квислинговс-кой организации в гор. Эйдсвольд, насчитывавшей 200 членов, осталось три человека.

Военные мероприятия швейцарского правительства

ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Агентство Рейтер сообщает, что швейцарское правительство тотчас же после заключения перемирия между Италией и союзниками мобилизовало пограничные войска. Швейцарское правительство решило призвать на действительную службу личный со
став ряда армейских частей и гар. пи-зонов, в том числе крепостных гарнизонов Сен-Морис, Сен-Готард и Саргане. Войска заняли Альпийские проходы н все подступы к ним.

Действия авиации

союзников

ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Бюро информации английского министерст
ва авиации сообщило, что утром 13 сентября английские бомбардировщики «Тайфун» потопили у побережья Голландии два каботажных судна и одну баржу противника. Причинены повреждения де
сяти буксирам, трём баржам, од
ному грузовому пароходу, одному тральщику и одному торпедному катеру. Два английских самолёта не вернулись на свои базы.

Французские летчики бегут из Франции

в Северную Африку

ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт из штаба войск союзников в Северной Африке, что туда почти ежедневно прибывают бегущие из Франции французские лётчики, которые из’явдяют желалние участвовать в борьбе за ос вобождение Франции от оккупантов.

Норвежские корабли потопили немецкое

судно

ЛОНДОН, 14. (ТАСС). Норвежское правительство опубликовало сооб
щение о том, что 11 сентября лёг. кие корабли норвежского военноморского флота вступили в районе Кристианоуниа в бой с германскими патрульными и конвойными суда
ми. Норвежские корабли потопили одно немецкое торговое судно водоизмещением в 4 тыс. тонн.

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 13. (ТАСС). Штаб объединённого командования вооруженными силами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что авиа
ция союзников атаковала японский аэродром на острове Селару (близ острова Тенимбер). Авиация союзников
произвела также налёт на аэродром уа мысе Глоустер (Новая Британия). Нападению авиации союзников подверг
лись японские суда у Уэйвейка и у Гавани Финша (Новая Гвинея), Япон
ская береговая артиллерия и авиация безуспешно бомбардировали военные корабли союзников.
В секторе Соломоновых островов авиация союзников успешно атаковала японские суда в районе острова Бука, в заливе Велла (у острова Новая Ге
оргия), а также у берегов острова Коломбангара.
ЛОНДОН. 13. (ТАСС). Штаб американского командования в Индии сообщает, что 10 сентября американская авиация совершила налёт на нефтяные со
оружения в Чауке (Бирма). Отмечено много прямых попаданий в Нефтехрани
лища и другие сооружения. Отмечены сильные взрывы.
Крупное соединение средних бомбардировщиков произвело налёт на желез
нодорожный узел Наба, где железнодорожная ветка, идущая от речного порта Ката, соединяется с главной магистралью, ведущей к крупному городу Северной Бирмы — Мьиткьина.

Они сражались за родину

ную стрельбу вверх, другие палили по своим же пулемётам, третьи про
сто бросали оружие и разбегались по полю.
Паника в немецком гарнизоне позволила командиру части атаковать позиции немцев. Высота вскоре была очищена от неприятеля. На скло
нах н вершине её осталось свыше 100 убитых немцев, несколько исправных пулемётов и миномётов.
Ни отделение Чупрова, ни часть в целом потерь не имели.
А. Малибашев. Разгром вражеского

опорного пункта Н

А РАССВЕТЕ гвардейское под
разделение, которым, командует гвардии капитан Толочко, соверши
ло успешный налёт на опорный пункт немцев.
Ночная темнота позволила советским воинам скрытно приблизиться к позициям противника. Застигнутые врасплох, немцы не могли оказать организованного сопротивления Наши бойцы умело использовали внезапность нападения и в первые же минуты схватки истребили несколько десятков гитлеровцев.
В ходе боя подразделение гвардии капитана Толочко уничтожило до 150 солдат и офицеров и, овладев опорным пунктом, разрушило там все оборонительные сооружения. На
ши бойцы взорвали 7 ДЗОТ’ов, 6 землянок, один наблюдательный пункт противника, уничтожили 2 станковых и 4 ручных пулемёта. Захвачены пленные и трофеи.

Телеграммы из-за границы