Олег Кошевой и его друзья

Рассказ матери
героя
В МОСКВЕ находится сейчас мать
Героя Советского Союза Олега Кошевого, бесстрашного комсо
мольца, создавшего в тылу врага подпольную комсомольскую орта нсзарю «Молодая гвардия», — Едена Ншлаевна Кошеная. Она активно помогала комсомольцам-подцолыцямм вести борьбу с немецкимй .тактиками и награждена орденом Отечественной войны 2-й степени.
Елена Николаевна поделилась е ши своими воспоминаниями о бо
евой деятельности комсомольской
организации, которой руководил ос сын.
— О создании подпольной комсомольской организации я вначале
ничего не знала. Выяснилось все случайно. Как-то в нашей квартире у Олега сплели его товарищи и что-то писали. 11а столе было много бумаг. Когда я вошла в комнату,
ребята начали прятать бумаги. Я
попросила Олега рассказать, что
ми делают. Вначале он молчал, но нк как мы были большими друзьями и он от меня ничего не скры
вал, то обо всем рассказал. Олег «оставлял с товарищами листовку,
разоблачавшую каторжные условия труда, и которых находятся совет®ие люди, отправляемые в Германию.
9га листовка была затем раопроеградена по городу,-
Вскоре Олег установил в нашей Нартире радиоприёмник, и ребята «лушали передачи советских радио
станций. Во время радиослушания я выходила во двор дежурить, чтобы случайно не нагрянули гитлеровцы. Сообщения Совинформбюро
тщательно записывались и затем в виде листовок в большом количестве распространялись по городу.
Как-то Олег ушёл рано утром из дому. Через несколько часов пришел один из его друзей с запи
ской . «Мама, не волнуйся, я буду дома завтра».
На следующий день он тюятграшея домой усталый. Рассказал мне, что выполнил важное задание. 2 опросила Олега:
— Кто же вам даёт задания? Он ответил:
— Задания, мама, нам даёт советская власть, а мы выло линем.
Однажды вечером Олег пришел домой особенно возбужденный.
— Мама, у меня большая радость, — сказал он. — Ты меня
должна поздравить. Я принял сейчас большую клятву о том, что бу
ду честным и верным сыном родивы, буду бороться против немецких извергов. Вока в моей пруди бьётся сердце.
Б этот вечер он рас окая ал мне о боевой краснодонской комсомольской орташвации и о том, что он, Олег, является её комиссаром.
— Нельзя оидеть, мама, сложа руки, — заключил Олег. — Ты ведь сама видишь, как эта аве.ри
Награжденная орденом Красной Звезды член подпольной комсомольской организации «Молодая гвардия» Валерия Борц и мать Героя Советского Союза Олега Кошевого, награжденная орденом Отечественной войны второй степени, Клена Николаевна Кошевая.
Фото К. ВДОВИНОЙ.
СИМФОНИЯ
О КОМСОМОЛЕ
Туркенич, Нина и Оля Иванцовы, Валерия Борц. О своих друзьях Олег отзывался так:
— Эти ребята не струсят ни перед какими трудностями, ради об
щего дела оии готовы и в огонь и в воду.
Рассказывая о своем сыне, Елена Николаевна говорит:
— В четыре года он был уже грамотеи, самостоятельно писал. В
школу начал ходить с семи лет. Б- первом классе мальчик учился все
го два дня, его перевели во второй класс. Учился он хорошо, вёл большую общественную работу, все поручения выполнял точно и ак
куратно, пользовался уважением педагогов и товарищей.
Олег много читал. С книгою его можно было встретить всегда и всюду. Помногу раз он перечитывал произведения знаменитых русских и иностранных писателей, украин
ских классиков. Он очень любил шахматы, увлекался спортом. Мальчик хорошо плавал, бегал на конь
ках н лыжах, играл в футбол, был гимнастом, занимался рыбной лов
лей. Олег любил музыку, писал стихи. Много стихотворений написал он, состоя уже в боевой организации «Молодая гвардия». Стро
ки его стихов были полны горячей любви и преданности родине и товарищу Сталину.
Мне рассказывали, как держал себя мой сын, уже будучи схвачен фашистскими бандитами.
— Наше дело победит! — бросил он извергам. Его пытали и мучи
ли, но мальчик ничего не сказал гитлеровцам. В тюрьме он был бодр, поддерживал боевой дух товарищей.
Моё горе, горе матери неописуемо. Но я знаю, что Красная Армия отомстит врагу за гйбедь Олега и его друзей, а их светлый образ бу
дет вечно жить в советском народе, у советской молодёжи.
В ОСВОБОЖДЕННЫХ ГОРОДАХ
Всесоюзный дом народного творчества им. Крупской оказывает большую помощь вновь создаваемым коллективам художественной самодеятельности в освобождённых от оккупантов городах и районах. В Краснодар, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Пятигорск, Курск выехали инструктора-методисты. Туда же пос
ланы репертуарные библиотечки, репертуарные листки и методические пособия.
В Курске восстановлен Дом народного творчества. Начались заня
тия краткосрочного семинара для руководителей художественной самодеятельности.
В Воронеже помощь самодеятельным коллективам оказывают шефы — артисты Воронежского театра эстрады и Государственного хора русской народной песни, организованного в Воронеже в годы отечест
венной войны из лучших хоровых коллективов области. На-днях в Воронеж выехал инструктор — режис
сёр Всесоюзного дома народного творчества.
Бригада в составе 13 человек — учащихся художественных учебных заведений столицы, направлен
ная в Сталинград ЦК комсомола совместно с Всесоюзным домом народного творчества, проделала уже большую работу но возрождению коллективов художественной самодеятельности Сталинграда. Силами созданных здесь самодеятельных коллективов систематически устраиваются вечера-концерты.
В ближайшее время в Харьков выезжает бригада в составе режиссёров, балетмейстеров и хормейстеров. Участникам этой бригады по
ручено помимо оказания помощи коллективам художественной самодеятельности провести запись рас
сказов о представителях народного творчества Украины — кобзарях, принимающих участие в партизанской борьбе украинского народа.
Для художественных коллективов Харькова подготовлен сборник ре
пертуара на украинском языке. Переводятся на украинский язык и две лучших одноактных пьесы из числа поступивших на конкурс, об’явленный Всесоюзным домом народного творчества.
В ближайшие дни в Харьков будут отправлены 25 комплектов ре
пертуарно-методической библиотечки и набор материалов (краски, кисти, холст) для изокружков.
Таганрог сегодня. В порту.
Фото Э. ЕВЗЕРИХИНА (ТАСС).
Фашистский террор в оккупированных немцами
итальянских городах
ЛОНДОН, 16. (ТАСС). Корреспондент газеты «Дейли экспресс» пере
даёт с птало-швейцарокой границы, что фашистские чернорубашечники в* Милане и других городах Север
ной Италии чинят жестокие расправы над антифашистами. Кор
респондент «Дейли телеграф энд Морнинг пост», находящийся «гдето в Европе», пишет, что немцы заставляют итальянских желез
нодорожников, почтово-телеграфных
чиновников и работников других важных отраслей хозяйства выпол
нять приказы командования немщкнх войск, угрожая за ослушание
смертной казнью. В оккупированных немцами городах Северной Италии запрещены все газеты, еа исключением фашистских. По све
дениям того же корреспондента, в районах Турина и Милана до сих пор продолжаются сражения между итальянскими и германскими войсками.
ЛОНДОН, 16. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт с итало-швейцарской границы, что многочисленные
итальянские части продолжают сопротивляться немцам в Венецианских и Доломитовых Альпах.

Песни

шахтеров

НОВАЯ ПРОГРАММА
ПРОФСОЮЗНОГО АНСАМБЛЯ
ПЕСНИ И ПЛЯСКИ
Коллектив профсоюзного ансамбля песни и пляски выступит в бли
жайшее время в Колонном зале Дома союзов с новой программой. Основная ее часть — театрализован
ная композиция на таму об участии шахтеров Подмосковья в борьбе с врагом в период немецко-фашист
ского наступления на Москву в 1941 году.
Композиция включает вокальные и танцевальные произведения, написанные советскими композитора
ми. Между прочим будет использо
ван цикл песен И. Шишова о шахтерах Подмосковья.
Новая программа готовится ансамблем для гастрольной поездки в Кузнецкий угольный бассейн.
Коллекция русского
фарфора
XVIII и XIX веков
ЛЕНИНГРАД, 15. (ТАСС). Возобновившая свою работу Государственная за
купочная комиссия при управлении по делам искусств Ленгориспблкома сдела
ла ценные приобретения. В частности, приобретена коллекция русского фарфо
ра XVIII и начала XIX веков, много картин, ценная коллекция рисунков Фе
дотова, часть из которых не была опубликована, акварельные портреты работы художника Рудакова, акварели и эскизы декораций академика Билибина и др.

Через два года

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 16. (Спец. корр. ТАСС). В 1941 году в густом лесу, раскинувшемся на берегу Десны, одна из наших отступавших частей завела в чащу боль
шую колонну автомашин. С машин сияли некоторые важные части и спрятали их.
В течение двух лет машины охранялись партизанами. На-днях Н-ская часть освободила этот район и обнаружила все оставленные ав
томашины в полной сохранности.
Сразу же начались работы но их восстановлению. В ближайшее вре
мя будет отремонтировано и сдано в эксплоатацию около 100 автомашин и на такое же количество ав
томашин будет собрано запасных частей, сохранённых партизанами.
В. Торбанов.
В Московском архитектурном институте идут приемные испытания. На снимке: испытания по рисунку, на не реднем плане — доцент кафедры рисунка Еь Коллегаев просматривает рабо ту поступающего в шгяотитут участника отечественной войны А, Гончаро ва.
Фото З. НЕВЕРОВОЙ (ТАСС).

Нелегальные типографии в гитлеровской

Германии

ЖЕНЕВА, 16. (ТАСС). Но полученным здесь сведениям, гитлеров
ские власти весьма обеспокоены тем, что в Германии всё шире рас
пространяются нелегальные газеты. Даже по германским сообщениям, в Германии работает около 100 неле
гальных типографий, выпускающих
листовки и газеты, призывающие к борьбе против гитлеризма и войны. В этом году гестапо создала даже специальный отдел, в задачу которого входят выслеживание и уничтожение этих нелегальных типографий. Однако, судя по официальным заявлениям гитлеровских поли
цейских властей, до сих пор гестапо удалось обнаружить только две типографии, работавшие в Лейпциге.

Воздушная тревога

в Лондоне

ЛОНДОН, 16. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, вчера вече ром в Лондоне была об’явлена воздушная тревога. Зенитная артиллерия открыла интенсивный огонь.

Сказка на сцене

Война на Тихом океане

Налет авиации

союзников

на район Парижа

ЛОНДОН, 16. (ТАСС). В Лондоне официально об’явлено, что американские бомбардировщики «Летаю
щая крепость» совершили вчера днём налёт на авиационные заводы вблизи Парижа. Самолеты «Летающая крепость» и «Либерейтор» атаковали аэродромы во Франции.
Активные действия югославских
партизан
ЖЕНЕВА, 16. (ТАСС). По полученным здесь сведениям, югославский партизаны добились в послед
ние дни новых серьёзных успехов. Недавно один партизанский отряд успешно атаковал позиции противника в районе города Бихач. Нем
цы вынуждены были под натиском партизан отступить из деревни Каменске, потеряв 70 солдат и офицеров убитыми и большое число офи
церов и солдат ранеными. Другая часть того же партизанского отряда совершила недалеко от города Бихач нападение на немецкую автомобильную колонну. В бою, длившемся около Ъ Л часов, партизаны уни
чтожили 18 автомашин противника с военным имуществом. Гитлеровский комендант города Бгхач направил на помощь немецкой колон
не, подвергшейся нападению, более 100 автомашин с сотдатамп и бое
припасами, однако подкрепление опоздало, так как до его подхода партизаны уничтожили первую ко
лонну целиком. Партизаны убили 87 гитлеровских солдат и офицеров, захватили много оружия, военного имущества и взяли в плен несколько десятков немцев.
В Словении немецкие оккупанты предприняли наступление на партизанские отряды, совершающие систематические нападения на желез
ную дорогу Любляна — Триест. Немцы пытаются во что бы то ни стало возобновить сообщение по этой Дороге. Германским частям, в течение 10 дней подвергавшим оже
сточённым атакам контролируемые партизанами территории в Дике,
удалось -занять города Грачац и Цазин.

За колючей проволокой

СУМЫ, 16. (Спец. корр. ТАСС). Троицкая улица, дом № 5. Перед нами руины одного из лучших зданий города — пятой средней шко
лы. Огромное многоэтажное здание полностью разрушено. Нет ни кры
ши, ни междуэтажных перекрытий, ни тем более окон и дверей. Здесь при немцах помещался лагерь для советских военнопленных и мирных граждан. Даже сейчас, когда на сумских улицах звучат песня и смех, прохожие смотрят на это страшное место с невольным ужасом.
Во дворе лагеря обнаружены ямы с трупами растерзанных .фашистами пленных красноармейцев и мирных граждан. Но это лишь небольшая часть казнённых в лагере. Сотни трупов были увезены на Луганское кладбище. Жители Троицкой улицы, невольные свидетели происходившего в лагере, помогают восстановить картину жуткой трагедии,
разыгравшейся за колючей проволокой.
В лагере находилось овыше 3.000 заключенных. Кормили их толыдохлой кониной, нехватало даже во
ды. Вокруг зданий были устааовлеиы пулемёты. Фашисты запрещали населению снабжать заключённых продуктами. Они расстреливали всех, кто приближался к проволоке.

Школа русских музыкантов

БРИГАДА
УЗБЕКСКИХ АРТИСТОВ
серватории, возглавят научно-исследовательскую работу в этой обла
сти. Одной из первых избрана тема о значении Глнмки в истории русской музыки. Тема эта найдет от
ражение в творческих и учебных планах всех факультетов и классов.
Одновременно ведётся интенсивная работа над составлением учебника истории русской музыки, начиная от русского народного песен
ного творчества и кончая произведениями современных композиторов. В учебнике будет подробно ос
вещён мало изученный советскими
музыковедами период музыкальной культуры до Глинки. В составле
нии учебника принимают участие профессора К. Кузнецов, И. Бэдза и молодые музыковеды — аспиран
ты консерватории. Параллельно с учебником составляется музыкаль
ная хрестоматия по народному творчеству под руководством профессора В. Шебалина.
С целью возрождения лучших традиций русского хорового искусст
ва -при дирижёрско-хоровом факультете открывается хоровая академическая капелла. Помимо взрослых
певцов в состав капеллы войдут также и воспитанники специально организуемой при консерватории хоровой шкоды-десятилетки, куда будут приниматься дети из школ и дошкольных учреждений; К рабо
те в капелле привлекаются виднейшие профессора-хоровики: П. Че
сноков, Н. Данилин, А. Александров и другие.
Ряд новых профессоров будет приглашён и в оперный класс, существующий при вокальном и оркестровом факультетах. Уже приглашена, например, народная артист
ка СССР А. Неяаданова, чей гро
мадный сценический опыт и высокое вокальное мастерство пользу
ются большим авторитетом среди молодёжи. В оперном классе будут работать также такие педагоги-ди
рижеры, как народный артист РСФСР Н. Головаяов, заслуженный артист РСФСР В. Небольсин и дру
гие. Возобновляются занятия в оперной студии им. Шацкого, явля
ющейся сценической школой для молодых певцов—студентов консерватории.
Композиторский факультет возглавляется одним из крупнейших советских музыкантов — Н. Мяс
ковским. Среди профессоров — Д. Шостакович, В. Шебалин, Д. Ка
балевский, Ан. Александров. Сейчас молодые композиторы-консерватор
цы работают главным образом над темами, связанными с отечествен
ной войной, воплощая эти темы в симфонических и оперных произве
дениях, в хоровом и песенном творчестве.
За последнее врем* из студентов консерватории выдвинулось много одаренных композиторов. Среди них надо отметить студента 4-то курса по классу В. Шебалина Р. Бу
нина, написавшего недавно свою первую симфонию, 3. Сеодати-Гус
сейнова (класс Д. Кабалевского) и других.
Выдающиеся педагоги работают также на фортепианном и оркестровом факультетах. Здесь преподают почти все крупнейшие инструменталисты столицы. В числе но
вых для Московской консерватории профессоров привлечён к система
тической педагогической работе и лауреат Сталинской премии К . Соф
роницкий. который ведёт один из фортепианных классов. На этом же факультете много внимания будет уделено подготовке пианистов-концертмейстбров с целью поднять культуру фортешиамного аккомпа
немента. Концертмейстерский класс включен в кафедру камерного ансамбля.
Большое значение в системе консерватории приобрёл сейчас военнодирижёрский факультет, который готовит высококвалифицированных капельмейстеров для оркестров Красной Армян. Многие из воспитанников факультета в дни войны успешно работают в различных воинских подразделениях.
Московская консерватория примет активное участие в мероприятиях, которыми отмечается 50-летие со дня смерти великого русского композитора П. И. Чайковского. Орга
низуется цикл концертов, студенты консерватории будут участвовать в
конкурсе Московской филармонии на лучшее исполнение вокальных и фортепианных сочинений Чайков
ского. Кроме того предполагается провести научно-исследовательскую сессию, посвящённую проблемам, связанным с изучением творчества композитора.
Силами студентов старших курсов, аспирантов и профессорского состава в Малом и Большом залах консерватории даются концерты, программы которых в основном посвящены творчеству русских компо
зиторов. Показываются также работы оперного класса консерватории.
В концертной жизни принимает активное участие симфюнический оркестр, существующий при оркест
ровом факультете и располагающий прекрасными исполнительскими силами.
Бережно сохраняя и развивая лучшие традиции замечательных деятелей русского музыкального просвещения прошлых лет. коллек
тив консерватории живёт единой жизнью со всем народом нашей страны. Наряду с учебными заня
тиями ведётся большая шефккая работа по художественному обслу
живанию частей Красной Армии. Несколько бригад работают в частях действующей армии.
Начиная новый учебный год, коллектив консерватории твердо намерен выполнить все поставленные перед ним задачи.
Проф. Г. Дмитревский,
заместитель директора Московской консерватории.
Ежедневно в лагере от истощения умирали десятки людей Их тц.гпы не убирали по нескольку дней. Охрана лагеря -за малейшее ослушание избивала пленных резино
выми палками с кусками металла на гонце. Каждую ночь на улицах раздавались выстрелы Это немцы за зданием школы расстрелавали свои жертвы. Подавляющее большинство заключённых погибло го
лодной смертью, сотни других были расстреляны, небольшая часть . ос
тавшихся в живых была перевезена немцами в другой лагерь, помещавшийся на территории рабочего го
родка Краонозвездинского сахарного завода.
В этом лагере, расположенном на окраине города, вдали от посторонних глаз, царил ещё более свирепый режим.
— Жутко вопоминать, как зверски немцы обращались со своими жертвами, — говорит старый ра
бочий сахарного завода Николай Ильич Коваленко. — Люди тут гибли каждый день. Как только узники поступали в лагерь, их тотчас раздевали, забирали всё, даже нижнее белье, а вместо одеж
ды выдавали лохмотья. Зимой заключённые коченели и замерзали. Дохлая конина считалась в лагере лакомством. Расстрелы произ
водились днём и ночью. Однажды
я был свидетелем, как немцы расстреляли шесть военнопленных. Было это возле шестого корпуса. Немцы вывели раненых бойцов во двор и убили их на глазах у всех. Трупы умерших с голода и расстрелянных немцы выбрасывали на берег реки Псел, протекающей возле завода.
Рабочий Тимофей Павлович Нищенко, работавший в лагере истопником, рассказывает о массо
вых расстрелах бойцов и мирных граждан в подвале, находящемся под зданием.
Заключённые жиля в ужасающих антисанитарных условиях. В лагере свирепствовал тиф, окосив
ший сотни людей. Несмотря на то, что люди были до предела истощены и едва держались на ногах. комендант лагеря почти еже
дневно гонял их на непосильные работы — на разгрузку эшелонов с воинскими грузами, строитель
ство дорог, рубку леса. Тех, кто падал от переутомления, фашисты беспощадно пристреливали. По рассказам механика Бориса Павловича Стребленко. согни военнопленных и мирных граждан погибли зимой на строительстве же
лезнодорожного моста через реку Псел. Немцы гоняли сюда’ заключенных в трескучие морозы босы
ми, одетыми в жалкое тряпье, и заставляли работать по 15—18 часов в сутки.
Такова потрясающая правда о немецких лагерях для сове таких граждан в Сумах.
Г. Крылов.
гитлеровцы издеваются над нашими советскими людьми. В сердце со
ветского человека не должно быть
места страху. Наш долг — отдать все силы борьбе за освобождение родин ы.
Я обняла и поцеловала сына. Б тот вечер он как-то вырос в моих глазах, я увидела, что он стал уже серьёзным и зрелым юношей.
Поздней осенью 1942 года у нас на квартире поселился немецкий офицер какого-то большого звания. Часто к нему заходили другие офи
церы. Ребята, зная немного немец
кий язык, подслушивали разговоры. Так они узнали о готовящейся нем
цами ловушке для одной из частей, Красной Армии. Немцы намерева
лись ложными макетами пушек и танков отвлечь внимание нашей части в другую сторону, а тем временем окружить ее.
Ребята быстро передали сообщение об этом по назначению. Скоро
мы узнали, что советские войска окружили немецкую часть и уничтожили много гитлеровцев.
Однажды к Олегу пришёл Сергей Тюленин. Оба собрались уходить и
заявили мне, что направляются за дёрном в поле. Вечером Олег возвратился, но дёрна не ггринбе. Через несколько времени он расска
зал мте, что в тот день вместе с Сергеем порезал у немцев много телефон.но-телеграфкных проводов.
Как-то зимой на одной из улиц Краонодона остановилась грузовая немецкая машина. В ней были ору
жие, обмундирование, а также почта. Комсомольцы решили всё это захватить, и действительно ночью эту операцию они осуществили.
Детям я помогала чем могла. Хранила оружие, прятала людей,
которых они освобождали, помогала советом. Как-то Олег принес автомат. Я завернула его в простыню и спрятала в уголь. Через несколько дней за оружием пришли комсомольцы.
Своим товарищам Олег отрекомендовал меня:
— Это моя мама и наш товарищ. Когда Олега не было дома, ребя
та передавали всё мне. Каждый день у нас в доме бывали Вася
Пирожок, Ваня ЗемнуХов, Сережа Тюленин, Анатолий Попов, Ваня
КНИЖНАЯ

ПОЛКА

* «ИВАН СМОЛЯКОВ» — биографии
екий очерк А. Калинина о секретаре Рошовского (Ростовская область) райко
ма комсомола, возглавившем партизанвсую борьбу с номоцко-фашистокимва.тватчиками в восточных районах Ро
стовской области, — вышел в издатель
стве «Молодая гвардия» в серии «Г^рои
отечественной войны». (Тираж 50.000 •кз., стр. 28, цена 35 коп.).
* «ПЕСНЯ про даря Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого
купца Калашникова* М. К). Лермонтова с рисунками И. Билибина вышла отдельным изданием в Гослитиздате. Макет издания и художественная редак
ция художника Н. Ильина. (Тираж 15.000 экз., стр. 20, цена 16 рублей).
* В СЕРИИ «Великие люди русского народа» в издательстве «Молодая гвардия» вышла книга профессора А. Сидорова «Репин* — о жизни и творче
стве знаменитого русского художника. (Тираж 25.000 экз., стр. 32. Цена 45 Коп.).
* В ЭТОМ ЖЕ издательстве к 25-летию комсомола вышли массовым тиражом две брошюры: «Рождение комсомола» и «Каким должен быть комсомолец
Уже 15 артистических бригад направила в действующую армии* Узбекская! республика. На-днях из Москвы на Центральный фронт выехала при
бывшая из Ташкента шестнадцатая
брйгада узбекских мастеров искусства, состоящая из 15 человек.
В составе брттгадт.т — группа солистов Андижанского оперного театра во главе с заслуженной артисткой Узбек
ской (ХР Фагьмой Ходжаевой, солисты Узбекской государственной филармонии А. Малхясьян, Т. Махмудова и другие. Художественный руководитель бригады — заслуженный деятель искусств, композитор Б Тумяньян.
В репертуаре бригады — узбекские, русские, таджикские, азербайджанские, казахские народные песни и танцы, фронтовые песнп советских композиторов, хореографические номера из уз
бекской музыкальной драмы «Гюльеара.
Бригада пробудет в частях действующей армии около двух месяцев.

М

ОСКОВСКАЯ государственная
консерватория им. П. И. Чайковского по праву считается круп
нейший музыкальным вузом нашей страны. За 77 лет овоего существования она воспитала не одно по
коление выдающихся представителей русской музыкальной культуры. Здесь преподавали Н. Рубин
штейн, II. Чайковский, С. Танеев, М. Ипполитов-Иванов и многие другие музыкальные деятели, являю
щиеся порщоотыо русского и мирового музыкального искусства.
Консерватория выпустила из своих стен таких музыкантов, как С. Рахманинов, А. Скрябин, Р. Глиэр, С. Василенко, А. Хачатурян и другие. Десятки одарённых советских композиторов, выдающихся ис
полнителей, завоевавших признание не только в нашей стране, но и еа её пределами, являются воспитанниками Московской консерватории.
Через две недели консерватория начинает новый учебный год. В своих учебных и научных планах наш коллектив ставит перед собой задачу способствовать развитию русской музыкальной культуры путём тщательного изучения классического наследства н воспитания но
вого поколения высококвалифицированных русских музыкантов.
Особенное значение придаётся деятельности вновь созданной кафед
ры по изучению русской музыки. Эта кафедра и руководимый Б. В.
Асафьевым научно-иоследователь
ский кабинет русской музыкальной культуры, недавно открытый в кон
новые ПОСТАНОВКИ КУКОЛЬНОГО ТЕАТРА
18 сентября спектаклем «Конек- Горбунок» открывается зимний се
зон Московского кукольного театра. Художественный руководитель теат
ра заслуженный артист РСФСР Евг. Дем.мени рассказал нашему сотруднику о новых работах коллектива:
— Искусство кукольного театра мы рассматриваем как самостоятельный жанр, одинаково интересный и для детей и для взрослых.
Вот почешу театр включает в свой репертуар спектакли, рассчитанные на зрителей разных возрастов. Од
ним из таких спектаклей является «Конек-Горбунок
Для выездных спектаклей мы готовим сказку «Митька в Кащеевом царстве» В. Каверина в постановке режиссера Е. Евгеньева.
Марионеточная группа работает над сказкой «Хрустальный башмачок» Т. Габбе по сказке Перро «Золушка» со стихами С. Маршака.
Театр продолжает работать над спектаклями для взрослых зрите
лей. В свое время мы показали произведения Пушкина, Гогэля, Чехова. Сейчас наш коллектив готовит к постановке «Виндзорские про
казницы» Шекспира в переделке М. Туберовского. Спектакль оформ
ляют художники М. Артюхова и М. Оленев.
Новые пьесы для театра пишут Ю. Гауш, Е. Шварц и М. Туберовский.
На-днях вернулась группа нашего театра, показывавшая в колхо
зах Московской области спектакли: «Сказка про козла» С. Маршака, и Е. Васильевой и «Дудочка» М. Тубаровского.
ЛИТЕРАТУРНАЯ
ХРОНИКА
* 18 СЕНТЯБРЯ в клубе писателей состоится вечер азербайджанской поэзии. Доклад на тему «Поэзия Азербайджана в дни войны» сделает Самед Бур
гу н. О чтением стихов выступят Самед Вургун, Мамед Рагим, Расул Рза и поэты-переводчики А. Адалис, М. Пет
ровых, М. Светлов, а также артисты московских театров.
ЛОНДОН, 15. (ТАСС). Штаб соединённого командования вооружёнными силами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что действующие на Новой Гвинее войска союзников производят артиллерийский обстрел японской базы Лае. Разгромленные в С-аламауа японские войска не
большими группами отступают в джунгли, где они окружаются войсками союзников. Севернее Лае вооружён
ные силы союзников уничтожили два японских укреплённых пункта, распо
ложенных на расстоянии двух миль от аэродрома Малаханг. Парашютно-десант
ные части союзников, высадившиеся в долине Маркхэйм, захватили две позиции западнее Лае.
Тяжелые бомбардировщики союзников произвели налёт на район Уэйвейка. Среди находившихся на земле самолётов, а также на складах с горючим возникли многочисленные пожары, сопровождавшиеся взрывами.
ЛОНДОН, 15. (ТАСС). Штаб английского командования в Индии сообщает, что 13 сентября английская авиация
произвела налёт на японские войска восточнее Маунгдау (Бирма). Английская авиация атаковала также япон
ские речные суда. Утром 14 сентября
английская авиация продолжала атаки японских речных судов на реке Ирравади (Бирма). Во всех этих операциях английская авиация потерь не имела.

Телеграммы из-за границы

Положение в Италии

ПЕРВОЕ ИСПОЛНЕНИЕ В МОСКВЕ
К 25-летию ленинско-сталинского шеомола Московская филармония устраивает и концертных залах
столицы л домах культуры литературио-художественньте и музы
кальные вечера. На вечерах будут исполняться нрочывадешяя советских шшшторов, посвященные кюмоошу.
Среди этих произведений -— сифония молодого композитора Владимира Бунина. Две части её были написаны им в качестве дипломной работы при окончании консер
ватории (по классу профессора Ан.
Александрова). Работа эта нолучнла одобрительные отзывы профессуры, отмечавшей в новом произве
дении значительность и серьёзность мысли.
Недавно симфония Бунина закончена автором и впервые будет исполнена Государственным оимфояяческим оркестром Союза ССР.

Дома

народного

творчества