Действующая армия. Пикирующие бомбардировщики в полёте.

Фото О. КАФАФЬЯНА. Три боевых операции

партизан ОТРЯД немецких карателей вор

вался в деревню Гч Орловской области. Гитлеровцы начали поваль
ный грабеж. Они разгромили хаты, «вяли у жителей имущество, заб
рали скот, домашнюю птицу, ареяовали и жестоко избили многих крестьян. На ночь каратели располагались в деревне. Нод ножом грабителей завизжали поросята, забились куры. Немцы торопились награбленным добром набить брюхо.
В полночь все Это стало известно партизанам отряда тов. С. Командир отряда принял решение упичтожить ненецких бандитов, не дать им увезти награбленное.
Через два часа партизаны двумя Труппами выступили в поход. Пер
вая группа под командованием юв. К. направилась к северной части деревни, чтобы о утра обстре
лять карателей, вытолкнуть их на Шую дорогу в трех километрах от деревни, по обеим сторонам ко
торой тянулся удобный для засады ров.
В этом рву комапдир тов. С. расположил основные силы отряда, станковые и ручные пулемёты. Паруизапы искусно замаскировались.
Рано утром группа партизан, деййвующая против карателей с севе
ра, обстреляла деревню. Трусливые ненецкие грабители выскочили из домов, подняли беспорядочную стрельбу и, прикрывая подводы о шваченпым народным добром, напали отходить по южной дороге.
Партизаны, расположившиеся во рву, скоро заметили до 50 подвод.
Командир отряда, оцепив обстанов
ку приказал подпустить гитлеровлев ближе и затем ударить одно
временно по голове обоза и по посту.
Как только обоз подошёл на расстояние пяти метров, по сигналу юшщвра заработали пулеметы.
Немцы в панике заметались, не пая куда скрыться от губительиов огня. Всюду их настигали метане партизанские пули.
Отряд немецких карателей был юлностью истреблен. 70 немцевтрабителей нашли бесславную смерть Ю русской земле.
Все награбленное немцами добро партизаны вернули жителям дерев-ни.
В городе немцы чувствовали себя В безопасности. И хотя партизаны умствовали невдалеке, гитлеровцы стали, что они не осмелятся
Впасть на многочисленный гарнивон.
Но фашисты просчитались.
Несколько партизанских отрядов, разработав совместный план операци, неожиданно напали на гитлеровцев и наголову разгромили немецкий гарнизон.
Вот как была проведена эта Утерзкая и смелая операция.
По заданию командира отряда Партизанский разведчик тов. Алексей проник в город. Смелый парта
ми пробыл здесь целые сутки и «еаредимым вернулся в отряд, лэиавив командиру нужные сведения о сюал врага, его огневых точках и
расположении.
Командиры отрядов тт. С., П. и С. Успользовали данные разведки, окончательно уточпшш план опера
и решили действовать четырьмя ударными группами. Первые три Политы должны были действовать в ироде, в задачу четвертой входило отрезать возможные пути отхода немцев.
В 8 часов вечера группы заняли «сходное положение у пункта С., Выставили охраненпе, перехватили все дороги, идущие к городу. В 8 часа ночи, после короткого марша, мотаны ворвались в город.
Группа, которой комапдовал Тов. М., быстро достигла центра города В окна большого дома, занято
го гитлеровцами, полетели гранаты. Немцы, не ожидавшие партизан, вметались. Они в панике выскакивали из дома, вели беспоря
дочную стрельбу и тут же падали, скошенные партизанскими пулями. Успешно действовали и другие группы.
Основные силы врага были истреблены. Остатки разгромленного гарнизона разбежались по городу, пытаясь укрыться от партизан в подвалах. Но народные мстители всюду находили немцев и предателей и уничтожали их.
К 4 часам дня город был в руках партизан. Партизаны захватили пленных, много пулемётов, автома
тов, винтовок, боеприпасов, весь хлеб, имущество и скот, награблен
ные фашистами в соседних деревнях. Были освобождены 70 советских граждан, не желавших работать на немце® и за это брошенных в тюрьму.

НЕОПУБЛИКОВАННАЯ РУКОПИСЬ

РАДИЩЕВА

Большой интерес представляет Обнаруженная неопубликованная рукопись великого русского просве
тлели XVIII века А Н. Радищева *0 народной силе». Рукопись пяйаена в одном из ленинградских архивов научным сотрудником тов. Бабкиным.
В этой статье Радищев пишет б Силе и могуществе народа, о том, что вся власть в стране должна принадлежать народу. Он выступает против высказываний Руссо, утвер
ждавшего, что счастливыми могут быть только небольшие республики (Руссо имел в виду Швейцарию). Радищев заявляет, что счастливыми могут быть народы, которые на
селяют большую территорию и которые достаточно сильны, чтобы защишать свою родину.
Рукопись будет опубликована в подготовленной к печати книге нового литературного альманаха «Ленинградский сборник».
ЛЕНИНГРАД, 16. (Наш корр.).
Группа партизан отряда тов. С. несла охрану деревни. Немцы повели наступление на партизан. Народ
ные мстители встретили немецко-фашистски х _ м ерз ав цев дружным огнём из пулемётов и винтовок и заставили их залечь. Тем временем связные группы отправились с донесением к командиру отряда.
Главные силы партизан, имея па вооружении пулемёты, автоматы, винтовки и одно орудие, поспешили на выручку товарищам и неожиданно обрушили на немцев всю си
лу огня. Фашисты не выдержали натиска подошедшего подкрепления и начали отходить.
Отходя, немцы вели огонь из орудий и миномётов, стремясь поджечь село. Это им удалось, деревея запылала. Думая, что пожар вызовет за
мешательство в рядах партизан, фашисты с воем снова бросились в атаку. Народные мстители не отсту
пили и не дрогнули. Пулемётчики
тт. Михаил, Николай, Григорий, Яков и другие в упор расстреливали немцев.
Когда группе фашистов в одном месте удалось прорваться к окраине деревнп, восьмерка отважных парти
зан преградила ей путь. Насмерть стояли партизаны тт. Борисов, Дон
ченко, Пушкин, Хрестнн и другие. Смертью храбрых пали герои, но пе дали врагу зайти в тыл сражавшимся товарищам.
Десятки раз немецкие солдаты, подгоняемые офицерами, ходили в атаку, но успеха так и не добились.
Поле боя осталось за партизанами. Победа была полная,. Партизаны убили и ранили более 250 немецких солдат и офицеров, захватили 200 винтовок, 11 пулемё
тов, много другого вооружения, взяли в плен 12 немцев.
Славные народные мстители героически борются с немецко-фашистскими захватчиками. Они беспо
щадно мстят гитлеровцам за кровь и слезы, за все страдания советских
людей, временно подпавших под немецкое иго.
Майор В. Дугин. ДЕЙСТВУЮЩАЯ армия.
УЧЕБНЫЙ ГОД В ГОСУДАРСТВЕННОМ ИНСТИТУТЕ ТЕАТРАЛЬНОГО
ИСКУССТВА
В Государственном институте театрального искусства им. Луначар
ского идет подготовка к човому учебному году.
Институт готовит актеров, режиссеров, театроведов. Здесь пре
подают видные мастера советской сцены, крупные искусствоведы. Сре
ди пих — художественный руководитель института народный артист Союза ССР М. М. Тарханов н директор ГИТЦС а С. С. Мокульский.
Много мероприятий осуществляется в текущем году для дальнейшего улучшения подготовки театральных кадров. Студенты режиссерского факультета наряду с теоретическими занятиями будут отво
дить значительно больше времени практическому изучению мастерства актера н режиссера, методам ра
боты над спектаклем и т. д. На актерских курсах увеличивается количество часов для производственной практики.
Впервые создается учебпый театр, где будущие актеры и режиссеры под руководством своих пе
дагогов смогут готовить спектакли. Москвичи увидят эти учебные постановки в одном из клубов столицы.
Открываются кафедра русского театра и научно-исследовательский кабинет. Большое внимание уде
ляется подготовке национальных кадров. В настоящее время при ГИТИС’е существуют украинское отделение и чувашская национальная студия. Студенты чувашской студии по окончании занятий со
ставят труппу чувашского театра, который будет сформирован для работы на периферии. На украинском отделении занимаются студенты Киевского театрального институ
та. В предстоящем учебном году при институте организуются три новые национальные студии—латышская, казахская и мордовская.
Занятия в институте начнутся 1 октября.

ПОЕЗДКА АРТИСТОВ В ХАРЬКОВ

БРИГАДА ТЕАТРА
им. ШЕВЧЕНКО
В Харьков для художественного обслуживания населения и частей Красной Армии выехала из Москвы артистическая бригада Харьковского госу
дарственного украинского театра им. Шевченко во главе с народными артис
тами УССР М. Крутпельницким, А. Сер
дюком и В. Василько. В репертуаре бригады театрализованная программа, составленная из произведений украинских писателей и композиторов, народных песен и танцев.
СОВЕЩАНИЕ В КОМИТЕТЕ ПО ДЕЛАМ
ИСКУССТВ
Комитет по делам искусств при СНК СССР осуществляет мероприя
тия по восстановлению театральных зданий в городах, освобождённых от фашистских захватчиков. Прово
дится художественное обслуживание населения освобожденных районов.
Отдельные театры, эвакуированные в свое время, возвращаются в родные места.
Дальнейшему развитию искусства в освобожденных городах п районах будет посвящено специальное сове
щание, созываемое Комитетом по делам искусств 22 сентября. В совещании примут участие начальни
ки отделов и управлений по делам искусств Краснодарского н Ставропольского краев, Воронежской, Курской, Орловской, Ростовской, Ста
линградской областей, Кабардино- Балкарской, Северо-Осетинской АССР ц др. Участники совещания заслушают доклад начальника Уп
равления по делам искусств при СНК РСФСР Н. Беспалова.

ПАМЯТНИК

П. В. ВОЛОХУ

По постановлению Совета Народных Комиссаров Союза ССР в горо
де Изюме будет сооружён памятник генерал-лейтенанту танковых войск П. В, Волоху. Проектирование па
мятника П. В. Волоху Комитет по делам искусств при СНК СССР по
ручил народному художнику СССР С. Меркурову, скульптору Г. Мото
вилову, академику архитектуры Г. Гольцу.

Положение в Италии

ЖЕНЕВА, 17. (ТАСС). Как передает находящееся под контролом немцев итальянское агентство Сте
фани, гитлеровский комендант Рима генерал Штахель специальным при
казом предупредил население о том, что запрещаются всякого рода ма
нифестации и что «спокойствие и
порядок в Риме будут поддержаны любой ценой». В Риме ощущается исключительно острый недостаток продовольствия. Немецкие власти обратились к крестьянам с призы
вом — увеличить подвоз в город продуктов сельского хозяйства, обе
щая крестьянам, откликнувшимся на этот призыв, не подвергать их никаким преследованиям.
Римское радио, находящееся под германским контролем, терроризи
рует население предупреждением о том, что все итальянцы, виновные в нанесении ущерба германским ча
Действующая армия. Конный связист восстанавливает линию связи.
Фото Л. ВЕЛИКЖАНИНА (ТАСС).

ДНЕВНИК ИСКУССТВ

* В ОКТЯБРЬСКОМ зале Дома союзов 18 сентября состоится вечер мастера художественного слова Николая Перши
на. Исполняются лирические стихи Блока, Есенина и К. Симонова.
* 24 СЕНТЯБРЯ лауреат Всесоюзного конкурса пианистов А. Каплан высту
пит в Малом зале консерватории с концертом из произведений Рахманино
ва, Скрябина, Равеля, Дебюсси, Баха и Шумана.
* ДЛЯ УЧАСТИЯ в концертах к 50- летию со дня смерти П. И. Чайковско
го лауреат международного конкурса пианистов Юрий Брюшков готовит сольную программу из произведений композитора. В программе—соната Чайковского, редко исполняемая в концертах, и «Времена года».
* НОВУЮ программу подготовил для сольного выступления в Малом вале консерватории участник квартета им.
Бетховена виолончелист С. Ширинский. Будут исполнены сочинения Бородина,
вариации Чайковского на тему «Рококов первой редакпии композитора. Второе отделение концерта посвящено произведениям современных русских композиторов: Шостаковича, Прокофьева, Ракова, Асафьева.
Приобретенная Государственным литературным музеем Новая картина художника С. Чехова — «Разгром гитлеровцами чеховского музея в Таганроге».

Н

ОВОРОССИЙСК, этот прекрас
ный, солнечный город советского Юга, освобождён от немецких за
хватчиков. Битва за этот город — ещё одно наглядное свидетельство возросшей боевой выучки Красной Армии. Сложная и смелая операция по взятию Новороссийска, в которой участвовали морской флот, пехота, авиация, артиллерия п танки, была прекрасно разработана на
шим командованием н образцово осуществлена всеми участвовавшими в ней родами войск. «С наступлени
ем темноты, — пишет «Правда»,— взяв курс на Новороссийск, вышло свыше ста судов с морской пехо
той. В десанте принимал также участие стрелковый полк 318-й ди
визии... Под покровом темноты флот ворвался прямо в Новороссийский порт. Завязались жестокие, кровопролитные уличные бои... Отвоевывая квартал за кварталом, десант
ные группы соединились с нашими частями, наступавшими из района цементных заводов. На протяжении пяти суток днём и ночью советская пехота во взаимодействии с азиацней, артиллерией и танками уничтожала немецкие гарнизоны, засевшие на заводах «Октябрь», «Крас
ный двигатель» и в жилых домах.. Потеряв в боях за город тысячи солдат и офицеров, остатки фашист
ских войск спешно отступали по дороге на Анапу...».
„ИЗВЕСТИЯ» печатают подробно
сти прорыва немецкой обороны на Десне. «...В дело вступили специально тренированные, тща
тельно обучепные отряды, предназ
наченные для форсирования реки. На воду было с огромной быстротой спущено большое количество лодок, баркасов, плотов. Переправа происходила не в одном месте, а в нескольких. Немцы не могли опреде
лить, где переправляются главные наши силы, а где вспомогательные. Наши войска навели ряд мостов.
Мелкие группы советских воинов, переправившиеся на западный бе
рег, быстро соединялись и скоро образовали несколько внушительных
кулаков. Эти кулаки обрушились на немцев с большой силой... Славный путь прошли паши войска, форси ровавШие Десну».
„НАМЕСТНИК Гитлера Эрих Кох
запретил немцам и немкам, не состоящим на военной службе, в’езд на Украину. Вряд ли есть нужда в таком приказе: теперь нем
цев в Киев пе заманишь, — пишет в «Красной Звезде» Илья Эренбург. — Направление переменилось: шведские газеты сообщают, что за пос
ледние дни 43.000 немцев и немок покинули Украину... Но они не спасутся. 43.000 получили только от
срочку. Крысы, которые в чёрное для нас время накинулись на Ук
раину, будут найдены и опознаны. Они погуляли. Скоро им придётся поработать».

Передвижения

итальянских

военных кораблей

НЬЮ-ЙОРК 16. (ТАСС). Корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс сообщает из Пальмы (Балеарские острова) о том, что один италь
янский крейсер и четыре истребите
ля подводных лодок ещё остаются в порту Маон на Балеарских остро
вах, а два истребителя подводных лодок вышли оттуда в неизвестном направлении.
стям и в повреждении или расхищении их военного имущества, будут казнены. Итальянским солдатам, в том числе из состава уже распущен
ных частей, приказано немедленно явиться в военной форме на бли
жайшие сборные пункты. Населению предписано немедленно сдатй имеющееся у них оружие и разлпчиые военные материалы.
НЬЮ-ЙОРК 17. (ТАСС). Коррео. пондент агентства Юнайтед Преев сообщает с итало-швейцарской гра1шцы, что итальянские части про* должают вести бои против немцев в большей части Пьемонта и в неко
торых районах вокруг Вепеции. В Милане 14 сентября ещё продолжа
лись уличные бои, однако силы итальянцев, участвующих в втих боях, начинают иссякать из-за недо статка боеприпасов.

Выставка в Дели,

посвященная

Советскому Союзу

ДЕЛИ, 17. (ТАСС). Общество друзей Советского Союза в Дели устроило выставку, на которой выставле
ны экспонаты, иллюстрирующие оборону Красной Армией Москвы. Ряд экспонатов на выставке пока
зывает также искусство Советского Союза. Выставка была открыта председателем Общества друзей Советского Союза профессором индус
ского колледжа Гангули. На выставке побывали тысячи посетителей. Многие из них выразили благодарность организаторам выставки.

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 16. (ТАСС). Штаб соединённого командования вооружёнными си
лами союзников в юго-западной части Тихого океана сообщает, что на Новой Гвинее войска союзников, наступающие на Лае с запада, заняли главные узлы сопротивления японских войск. Северовосточная группировка войск союзни
ков продолжала продвижение вперёд и в настоящее время находится на расстоянии двух миль от центра города.
ЛОНДОН, 16. (ТАСС). Штаб английского командования в Индии сообщает, что вчера английская авиация, несмот
ря ка плохую погоду, произвела ряд налётов на речные и железнодорожные коммуйикапин Бирмы. На реках Ирравади и Чиндвин сильной атаке под
верглись нефтехранилище в Енаньгиуанг и пристань Монива. Повреждено большое количество мелких судов. В этих операциях английская авиация потерь не имела.

Антигерманские диверсии

в Дании

ЛОНДОН, 17. (ТАСС). Агентстве Рейтер передает сообщение контро* лируемого немцами датского радив о том, что германские оккупацией* ныв власти в Дании будут держатй в заключении арестованных датских солдат до тех пор, пока граждан
ское население Дании не прекратит; саботажа военных мероприятий тер
манских оккупационных властей; Власти обвиняют датчан в покровительстве и помощи участникам ак
тов саботажа. В качестве примере датское радио приводит случай, когда одни датчанин бросил из трам
вая в занятое немцами здание в Копенгагене бомбу, причем никто из находившихся в трамвае не пытался задержать это лицо.

Реорганизация

канадской армии

ОТТАВА, 17. (ТАСС). Министр национальной обороны Канады об’ явил о решении правительства реор
гапизовать канадскую армию, нахо
дящуюся в самой Канаде. Соглаоно этому решению 7 и 8 дивизии, в на
стоящее время несущие службу в Канаде, будут расформированы, ча
стично будет расформирована также 6 дивизия. Вместо этих трёх диви
зий предположено создать новые более мелкие формирования. Министр указал, что это решение стало возможным благодаря значительному улучшению общего стратегического положения Канады в резуль
тате занятая войсками союзников островов Атту и Кыска (Алеутские острова), успехов советских войск, создающих все возрастающую угро
зу для Гитлера, и побед союзников в Средиземном море.
В результате реорганизации, численность армии, находящейся в Канаде, сократится с 80 до 60 тыс. человек.

„Великий русский полководец Суворов“

На лекции писателя К. Осипова

14 сентября в Колонном зале Дома союзов Лекционным бюро при Комитете высшей школы при СНК СССР была проведена очередная публичная лекция на тему: «Вели
кий русский полководец Суворовписателя К. Осипова. Лекция была прослушана с большим интересом.
— В дни, когда солдаты, офицеры и полководцы Красной Армпп
наносят сокрушительные удары по врагу, изгоняя его с родной зем
ли. — говорит лектор, — наши взоры все чаще обращаются к тем, кто в прежние времена завоевывал в боях славу русского народа, учил его науке побеждать. Среди этих
незабываемых патриотов Родины сияет имя великого русского пол
ководца Александра Васильевича Суворова. Целый ряд лет он вел суровую солдатскую жизнь. Черты русского воина, его беззаветная храбрость, выносливость в преодо

Русские писатели

о пруссачестве ГОСУДАРСТВЕННОЕ издательст

во художественной литературы выпустило чрезвычайно интересную книгу — сборник высказываний русских писателей о реакционном пруссачестве*), показывающий путь Германии — от Фридриха II до Гитлера. «Каким образом Гитлеру и его банде удалось всего за десять лет господства превратить немцев в кровожадных разбойников, грабителей и насильников, в людей, поте
рявших человеческий облик, павших до уровня диких зверей? — гово
рится в редакционном предисловии к книге. — ...Не было ли в истории Германии таких особенностей, а у немецкого народа таких отврати
тельных черт, которые облегчили главарям гитлеровской банды их чёрное дело?
Правдивый и суровый ответ на этот вопрос даёт русская литература».
Высказывания, приведенные в ктшге, разоблачают омерзительный облик пруссачества как источник нравственного растления немецко
го парода, клеймят взлелеянные
пруссачеством отвратительные черты немецкого бюргерства и немецкой военщины — жестокость и наглость, высокомерие и чванливость, тупость и презрение к человечеству. Эти черты всегда вызывали гнев и воз
мущение лучших представителей великой русской литературы, самой
•) «Русские писатели о пруссачестве» Сборник высказываний под редакцией А. Еголина, А. Мясникова и Н. Рубинштейна. ОГИЗ. Государственное изда
тельство художественной литературы. Москва, 1943 г. Стр. 104.
прогрессивной н передовой из всех литератур в мире.
Русская литература издавна бичевала отвратительные явления пруссачества, основной чертой которого всегда была ненависть к русскому народу. Недаром М. Е. Сал
тыков-Щедрин устами своего героя, «мальчика без штанов», говорит, что немец в Россию приходил только пакостничать: «Кто самый бессердечный притеснитель русского рабочего человека? — немец! кто са
мый безжалостный педагог?—немец! кто вдохновляет произвол, кто слу
жит для него самым неумолимым и всегда готовым орудием? — немец!»
Уже в XVIII веке русские писатели искренпо возмущались кровожадностью и агрессивностью нем
цев. «Пролитию толь многой крови человеческой, — писал А. Т. Боло
тов, — был наиболее и едва ли не первою и наиглавнейшею причи
ною... король прусский Фридрех II...» И для Ломоносова Фридрих II олицетворял стремление немцев утвер
дить господство прусского сапога над Европой. Победу русских над Фридрихом Ломоносов воспевал как избавление всей Европы от пруссачества:
Европа ныне восхитценна
Внимая смотрит на восток, II ожидает изумленна
Какой определить ей рок...
Русские писатели XIX века питали такое же отвращение к реакционному пруссачеству. М. Ю. Лермонтов, отмечая тупую самоуверенность и реакционную роль немца в России, говорит:
Всех давит сам, а бьют его — не
тужит! Вот племя: всякий чарт у них
барон! И уж профессор — каждый их
сапожник!
И смело здесь я вслух глаголет он, Как Пифия, воссев на свой
треножник!
Эти строки Лермонтова могут служить эпиграфом ко всем высказываниям о пруссачестве, принадлежащим русским писателям.
Неспособность воспринимать культуру чужих стран, уменье применять к другим народам только пал
ку и кнут отмечает у немцев А. И. Герцен.
Высмеивая притязания Германии на всемирно-историческое первенст
во, Герцен указывал на «их (нем
цев) ревнивую ненависть старой
женщины к Рооеив и злопамятную зависть к Франции». «Я не верю, чтоб судьбы мира оставались на
долго в руках немцев... — писал он. — Эго невозможно, это против
но человеческому смыслу, противно исторической эстетике. Я скажу, как Кент Лиру, только обратно: «В тебе, Пруссия, нет ничего, что бы я мог назвать царём».
С ненавистью вспоминал Герцен палаческое отношение немцев к славянству, особенно к чехам и полякам, и призывал Славянские на
роды сплотиться вокруг России. «Вне России, — писал он, — нет будущности для славянского мира, без России он не разовьётся, он расплывётся и будет поглощен германским элементом»...
Поэт Ф И. Тютчев также предостерегал славянские пароды от аг
рессии немцев, заявлявших, что «славян нужно прижать к стене».
Они кричат, они грозятся:
«Вот к стенке мы славян
прижмем!» Ну, как бы им не оборваться В задорном натиске своём!..
Русские писатели побывавшие во второй половине XIX века в Гер
мании, вынесли единодушное впечатление, что реакционное прусса
чество стало там господствующей стихией. Это превосходно выразили и М. Е. Салтыков-Щедрин и Г. И. Успенский в своих зарисовках Бер
лина и немецкой военщины. «Од
ним словом, — писал Щедрин, — ...вся суть современного Берлина, всё мировое значение его сосредоточены в настоящую минуту в здании, возвышающемся в виду Королевской площади и носящем название Главный штаб...» О прус
ской военщине как основном узоре Берлина 70-х годов писал и Глеб Успенский:
«Я увидел их в Берлине в 1871 году, после разгрома Франции... Все эти Фрицы, Михели, Карлуши-колбасники разбухли от сознания солдатского величия: ходят самодо
вольные, грудь колесом, морда кверху, усы, словно бычьи рога... К толпе презрение, в глазах что-то
зверское... А дальше что будет, когда все пять миллиардов они
ухлопают на новые пушки, ружья, палаши, ведь только и думают, как бы, стальной щетиною сверкая, нагнать на всех страх».
Л. Н. Толстой возмущался рабской покорностью немцев, встречаю
щих восторженным «ура» всякую гадость и глупость, зарождающуюся в голов какого-нибудь Вильгельма или тупого юнкера, д готовых пойти па самое свирепое убийство и насилие. Л. Н. Толстой уве
ковечил тупость и филистёрскую еамодовольность немецкой военщи
ны в образе Ифуля в «Войне и мире». «Немец, — писал по этому поводу Толстой, — самоуверен хуже
всех, и твёрже всех и противнее всех, потому что он воображает, что знает истину, науку, которую он сам выдумал, но которая для него есть абсолютная истина». Таких немцев мы встречаем и у В. Г. Короленко в «Истории моего современника» и у Н, А. Некрасова.
О немецкой тупости, о немецком филистёрстве, о презрении немцев к русскому народу писали и И. С. Тургепев, и Д. И. Писарев, и Ф. М. Достоевский В одной из своих статей Достоевский писал: «...явное или тайное, но во всяком случае беспредельное высокомерие перед русскими — вот характеристика почти всякого немецкого человека во взгляде на Россию».
Таковы высказывания русских писателей XIX века. Высказывания
A. М. Горького. В. Я- Брюсова, B. В. Маяковского охватывают пер
вые три десятилетия XX века. В сборнике представлены отрывок из четвертого тома «Жизни Клима Сангина», воспроизводящий Берлин кануна мировой войны с его прусской чопорностью и о сумасбродными разговорами о мировом гос
подстве, а также статьи Алексея Максимовича о фашизме, пригвождающие к позорному столбу после
дышей реакционного пруссачества — гитлеровских кровавых выродков. Сборник заканчивается словами Маяковского:
разговаривай
с фашистами
языком пожаров, словами пуль,
остротами штыков.
Высказывания русских писателей о пруссачестве раскрывают перед нами омерзительпую природу того самого «истинного немца», который сейчас с автоматом в руках опусто
шает цветущие советские города и сёла, наглядно демонстрируя «вы
сокомерную ненависть немцев ко всему русскому». Сборник, выпу
щенный Гослитиздатом, не только показывает нам, как докатался немецкий народ до звериной мерзости гитлеризма, но и учит нас ненавидеть немецко-фашистскпх выродков и убийц священной, неугасимой ненавистью.
Борис Вальбе.
лении любых трудностей оказала большое влияние на формирование личности Суворова, который последовательно прошел путь от рядо
вого солдата до генералиссимуса.
Руководство боем начиналось Я Суворова не с момента соприкосновения с противником, а с предварительной подготовки, с тщательной выучки своих солдат и офице
ров. В Семилетней войне 1756 —• 1763 гг., во время которой русские войска взяли Берлин и нанесла немцам ряд круппых поражений, Суворов проявил себя как талантливый боевой командир. Результатом опыта, почерпнутого в Семи
летней войне, явилась знаменитая суворовская «наука побеждать» —» сборник коротких, ясных, предель
но точных п легко запоминающихся наставлений воину—о его обя
занностях, о высоком долге перед Родиной и искусстве побеждать.
Главным на войне Суворов считал уничтожение живой силы врага.
На всем протяжении своей многолетпей военной деятельности Суворов не знал поражений. Характеризуя различные кампашги. победно проведенные Суворовым, лек
тор наиболее подробно остановился на описании необыкновенного по героизму и военному мастерству, штурма Измаила — одной из сильнейших крепостей мира, и на италь
янской кампании Суворова, В 1799! году Суворов возглавил беспримерный переход из Италии в Швейца
рию через Сен-Готардский перевал Альп для соедипення с действовав
шими там русскими войсками. Под беспрерывным обстрелом французов суворовскпе «чудо-богатыри» пересекли непроходимые горы, опро
кинули противника и с честью выполнилн поставленную задачу.
Лектор подчеркивает, что Суворов был пламенным русским пат
риотом. Он был врагом немецких порядков, заводимых в русской ар
мии Павлом I. «Русские прусских всегда бивали, — говорил Суворов, —что ж тут нерепять?».
Заканчивая лекцию, тов. Осипов остановился на основных особенностях полководческого искусства Су
ворова. Огромное значение для улучшения мапеврепиости русской армии имел введенный им строй колоннами. Его тактика стремитель
ных наступлений, непрерывного преследования я уничтожения про
тивника полностью сохранила свое значение и в наши дни.
— Мы преклопяемся, — говорит лектор, — перед Суворовьтм-патриотом. вся жизнь которого была посвящена отечеству. Лучшие совет
ские полководцы носят на грудя орден Суворова. В суворовском духе воспитываются бойцы и офице
ры Красной Армии. Мужественный образ Суворова, как а образы других великих предков нашего наро
да, вдохновляет Красную Армпго в нынешней всенародной отечественной войне против немецких захватчиков.
(ТАСС).

Школа

сценического искусства

Театры

в освобожденных районах

Телеграммы из-за границы