О

Н ОСТОРОЖНО сдвинул на
грудь раненую руку, приподнялся и, улыбаясь, точно изви
нялся за свои связанные движения, здоровой рукой достал из-под по
душки тоненький свёрток в плотном конверте.
— Вот, — сказал он, протягивая кне конверт, — разверните, пожалуйста...
В конверте оказались три небольших листка, исписанные красным и синим карандашом, со следами за
сохшего хлебного мякиша на углах, ш-йудто они были прежде при
клеены к стене. На одном листке
остались следы чего-то жирного — в этих местах бумага сделалась провранной.
— Масло попало,—об’яснил краснофлотец, заметив мой взгляд,—эта листовка висела в пятом отсеке. Упала на пол, испачкалась...
Он ласково провёл рукой по листву бумаги — так гладят ребёнка — I добавил:
— Ничего, она свое сделала. Если ютите, я расскажу вам...
— Имя мое вам ни к чему — в этом случае вам придётся переписать имена и фамилии всего личного состава нашей «щуки», — не управитесь... Ну, скажем, Иван Ивано
вич Иванов, русский, советский моряк-подводник, — таких много.
Как всё это было? Охотилась наша лодка ва караваном вражеских кораблей. Два дня стерегли его и, наконец, обнаружили. Немцы все лились к берегам, к мелководью, где лодке трудно маневрировать. Они были уже совсем недалеко от своего порта, когда нам удалось подой
ти к ним. Шли два их транспорта под охраной сторожевых катеров. Командир выбрал тот, что был побольше, и пошёл в атаку. Высчитал курс, ушёл под воду и выныр
нул как-раз нанерсрез транспорту — в одном кабельтове от него. Дали торпедный залп и сейчас же опять ушли под воду. Катера бросились обходить нас, зашли мористее, чтобы во выпустить, и командир ре
шил отлежаться на грунте. Кругом противник расставил минные ноля, уходить надо было по узкому коридору, и немцы свободно разбомби
ли бы нас. Оставался грунт, и мы затихли там, используя свой единственный шанс на спасение.
— Ну, теперь фрицам раздолье,— проворчал командир. — Сейчас нач
нется музыка. Слушать вниматель- Е0... Ч
Мы приготовились. Конечно, нельзя сказать, что нам было весело. Хорошо понимали, в какой опасности находился корабль. Но мы подготовились к борьбе и были уверены в своем командире.
Н&отупила тишина. Все механизмы были выключены. Говорили вполголоса. Каждый звук, хотя бы
лёгкий удар молотка о металл, мог быть подслушан противником и погубить нас. Командир быстро про
шёл по отсекам. В такие минуты человек виден весь, как на рентге
новском снимке. Командир ровным голосом сказал:
— Приготовиться, товарищи. Каждый на свой пост,
Все мы смотрели на пого. Вся наша жизнь, вся сила нашего корабля и возможность спасения сосредоточились в командире. Мы верили ему, верили себе и своим то
варищам. 7)н. уходя на свой пункт з центральный отсек, обернулся и кивнул нам, И сейчас же был передай приказ:
— Задраить отсеки!
Теперь каждый отсек превратился * изолированное убежище. Мы ждали
Первая немецкая глубинная бомба разорвалась по правому борту.
Мощная волна рванула лодку, и кы слышали, как она царапалась днищем о гальку на дне, корабль дополз влево «Метров на пять пе
редвинулась». — задумчиво сказал старшина, находившийся в нашем
У ХУДОЖНИКОВ
ОСВОБОЖДЕННОГО
ХАРЬКОВА
ХАРЬКОВ. 17. (ТАСС). В здании картинной галлереи разместилась художественная мастерская, где работают 35 художников и скульпторов. Сейчас мастерская занята выпуском плакатов, лозунгов, портретов. Возле памятника Шевченко открывается выставка, показываю
щая Харьков до прихода немецких захватчиков и после их двухгодичяого разбойничьего хозяйничанья в городе.
На-днях скульпторы Мелькуиова и Матвиенко выехали в Н-скую
гвардейскую часть, где работают над бюстами героев освобождения Харькова. С 1 сентября художники шали выпускать агигокна.
ХАРЬКОВ, 17. (ТАСС). В кинотеатрах Харькова демонстрируются лучшие фильмы о великой отечественной вой
не. На экраны вышли «Сталинград*, «Секретарь райкома», «Она защищает родину». В Купянском, Двуречанском, Волчанском и других районах регулярно работают кинопередвижки. Для школьников устраиваются утренние сеансы.

КНИЖНАЯ ПОЛКА

* «СКВОЗЬ ПОСВИСТ ПУЛЬ›› — так называется сборник стихов литовской
доатессы Соломен Неряс в переводе М. Петровых, выпущенный Гоелитнядатом. В сборник вошли стихи, напи
санные в дни войны. (Тираж 10.008 яки., етр. 28, пена 1 р. 25 коп.)
★ В ВТОМ же издательстве вышла книга Вл. Афанасьева «Максим Горь
кий», (Тисаж 25.000 экз., стр. 78, цена 1 р. 25 кеш.).
* СБОРНИК полых стихотворений К. Благининой «Стихи» выпущен Детгиэом для детей дошкольного и млад
шего школьного вояраета. Иллюстрации художника И. Кузнецова. (Тираж 10.000 •кз., стр. 48, пена б рублей).
ЛИТЕРАТУРНАЯ

ХРОНИКА

* НА ОЧЕРЕДНОМ лнтературном «понедельнике» военной комиссии союза, гпвекжих писателей 30 сентября В Шкловский прочтет своп новые рассдос-а» иивв «Второе дыхморв».
отсеке. Взрывы следовали один за другим — то ближе, то дальше. Не
вольно хотелось втиснуть голову в плечи, как тогда, когда ждёшь удара, от которого ие можешь защи
титься. Одно, понимаете, дело, когда
ты в бою, сам атакуешь и можешь видеть врага, маневрировать, нано
сить удары. И другое дело лежать иа грунте вслепую, как связанный бык, и ждать, пока вражеская бомба разнесёт корабль.
Всё внутри отсека гудело и гремело, а после одного сильного взры
ва погасло электричество. Перешли на аварийное освещение. Что-то грохнуло, и весь корабль тряхнуло так, точно он разламывался на куски. Потом несколько секунд была тишина, и мы услышали голос штурманского электрика — ои но телефону докладывал командиру об аварии в пашем отсеке.
Началась борьба эа живучесть корабля, а в борьбе всегда легче, чем в бездействии. Ваня Шибанов, мой
товарищ, завозился возле переборки. Согнувшись, он что-то делал. Я подошёл к нему. Он оглянулся на ме
ня и продолжал свою работу. От
взрыва появилась течь, и Шибанов спокойно, никого не тревожа, заде
лывал её. Сердце у меня забилось сальнее. Только тот, кто видел, как рвётся вода внутрь корабля, — ко
рабля, лежащего на дне моря, — может понять эту оообую напряжённость момента. Я ч посмотрел на уз
кие, тугие струйки, скользящие по стальным переборкам, и почувствовал, как близка опасность...
Бомбёжка становилась всё сильнее. Было ясно, что вражеские катера по квадратам покрывают глу
бинными бомбами всё пространство, где по предположениям немцев мог
ла находиться наша лодка. И как ни страшно было оставаться неподвижиыми, — в этой неподвижности заключалась единственная возможность спасения.
Еще трудное нам было оттого, что отсеки были намертво задраены, и мы вначале не знали, что делается в других частях корабля. Может быть там уже всё разворочено (взрывы грохотали непрерывно, корабль рас
качивало и бросало от них, как на поверхности в сильнейшую качку, и гулкие, металлические удары доно
сились к нам и с кормы и с носа), может быть наши товарищи лежат убитые и забортная вода хлещет потоками в их отсеке. Тут дорого слово ободрения, и невольно огляды
ваешься на товарищей — как они себя держат, что с ними» Напряже
ние возрастало с каждой минутой, и я видел, что у одного молодого краснофлотца подергивались губы. В эту минуту от нового взрыва корабль опять потащило по дну, и он накренился, почти лёг на бок. Мы стояли на своих местах, молча переглядывались. Кругом грохотало.
— Передают что-то иа центрального отсека, — послышался хрип
лый голос. Старшина приложил к уху трубку. Мы, не отрываясь, смотрели на него — может быть нам сообщают об аварии, о прибли
зившейся гибели? И вдруг лицо его дрогнуло, улыбка пробежала по его губам, он быстро шагнул на середину отсека.
— Товарищи, — сказал он, — всё в порядке. Указание командора.
Слушайте...
«В случае повреждений в вашем отсеке действуйте спокойно, быстро и уверенно...»
Огаршнна оглядел нас, остановил взгляд на молодом краснофлотце н повторил:
— Всё ясно. Действуйте спокойно, быстро и уверенно.
Лица просветлели. Вот оно, дорогое слово ободрения и помощи в трудную минуту. Старшина карандашом — это был карандаш крас
яый о одного конца и синий с другого — записал слова командира
и бережно приклеивал листок к переборке. Он сделал это, подчиняясь какому-то внутреннему им
пульсу. Ему должно быть хотелось крепче запечатлеть эти слова — слова, вдохнувшие в наши сердца бодрость и силу.
Нас точно подменили. Словно стало свободней дышать. Значит, в эти минуты во всех отсеках идёт боевая работа- Так будем работать и мы!
Немецкие катера не уходили. Они методично продолжали забрасывать нас бомбами. Здесь, внизу, нам ка
залось, что вокруг ревёт небывалый шторм: лодка гудела и стонала, тугие струйки воды просачивались в наш отсек. Долго ли это будет про
должаться? При одном особенно сильном взрыве я не выдержал, стал что-то быстро хватать, куда-то сунулся к переборке. И увидел пря
мо перед собой слова, написанные карандашом:
...действуйте спокойно, быстро к уверенно.
Было так, точно большой, сильный друг сказал мне это. Я с не
вольным удивлением поглядел на измятый листок. И, знаете, старался держаться вблизи него. Когда ста
новилось очень трудно, нет, нет, да и брошу взгляд на этот листок.
Ну, вот. Бомбы ложились совсем близко, появилась новая течь. Мы держались, но было ясно, что каж
дую минуту нам мог прнтти конец.
И вдруг нас вызывают. Старшина берёт трубку, слушает и опять чтото пишет на другом листке. Мы
бросились к нему. Ои прочёл звуч-. ным голосом:
«Проверьте аварийный инструмент. Положите его так, чтобы в случае необходимости он был под руками».
И второй листок занял место рядом с первым. Его тоже приклеила
к стейке хлебным мякишем. Два простых листка с простыми словами — а сколько они дали нам!.. Об этом не расскажешь! Мы наизусть знали их содержание, но каждую минуту подходили и снова пе
речитывали их. И каждый раз в этих немногих переданных нам сло
вах командира мы находили новый смысл и новую силу.
Наша лодка долго оставалась на грунте. Бомбёжка прекратилась, и вот, когда мы уже считали, что ка
тера ушли, вдруг опять обрушились на нао глубинные бомбы. Враг стерёг нас. ,
Наступили самые тяжёлые минуты И тогда нам передали по те
лефону третий призыв командира. Вот этот листок, что запачкан маслом.
И мой собеседник тихо прочитал, осторожно взяв листок здоровой рукой.
«Опасность не страшна, когда сохранилось мужество. Докажем это, товарищи...»
...Три листка лежали перед ним на одеяле, и он рассматривал их сосредоточенно и немного удивлённо, точно они снова привлекли его внимание чем-то новым.
— Да, никакая опасность не страшна, когда сохранилось муже
ство, — задумчиво произнёс он. — Такие нужные, такие верные слова!..
И он бережно, как прячут в футляр драгоценную скрипку, уложил листовки в синий плотный конверт.
— Во* собственно всё, что я хотел вам рассказать об этих листочках, — закончил он. — Многое думается мне, когда смотрю на них.
...Вспоминается командир, вспоминаются товарищи — крепкие, сме
лые ребята. Вспоминаются наши боевые дела.
...Дорогая память.

Великий мастер русского театра

СЕССИЯ ПАМЯТИ
К. С. СТАНИСЛАВСКОГО
Вчера в Большом зале Дома актёра закончилась сессия, посвящённая памяти К. С. Станиславского. Сессия была созвана Всероссийским теат
ральным обществом, МХАТ СССР им. Горького и Музыкальным теат
ром им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко в связи с пятилетием со дня смерти великого мастера русского театра.
В президиуме — народные артисты СССР А. А. Яблочкина, 0. Л. Книппер-Чехова, И. М. Москвин, народные артисты РСФСР М. С. Голь
дина, Р. Н. Симонов, В. Г. Сахновский, Н. С. Голованов, В. 0. Топорков.
Председатель Комитета по делам искусств при Совнаркоме СССР М. Б. Хранченко в своём вступительном слове говорил о К С. Ста
ниславском как о великом художнике-творце. всю свою жизнь посвя
тившем любимому искусству. Тов. Храпченко указал, что принципы, творческие установки К. С. Станиславского и Вд. II. Немировича-Данченко обусловили блестящее разви
тие Московского Художественного театра. Станиславский был гениальным реформатором русской сцены, вписавшим в-историю русского и мирового театрального искусства блестящие страницы.
В своей речи тов. Храпченко подчеркнул роль I системы Станиславского как источника совершенствования актёрского мастерства.
— В своих высказываниях, — заявил в заключение тов. Храпчен
ко, — Станиславский неоднократно говорил о радости творчества для народа, о замечательных условиях работы в нашей стране. Жизнь и
творчество Станиславского навсегда останутся для нас образцом великого служения искусству.
С докладом «Станиславский и его система» выстудил В. Г. Сахновский, говоривший об, основах науки, соз
данной Станиславским, — науке об актёрском н режиссёрском искусстве. . . .
С большим интересом были прослушаны воспоминания О. Л. Книппер-Чеховой. Оца рассказала о по
становках пьес А. П. Чехова я о созданных Станиславским чеховских образах Астрова, Вершинина, Гаева, Шабельского.
Заслуженный артист РСФСР В. А. Орлов прочёл неопубликованную речь К. С. Станиславского.
Теме «К. С. Станиславский — художник» посвятил овой доклад Б. В. Аллерс. Об обра-зах, созданных Станиславским в русской классике, говорил Н. Д. Волков. Заслуженный артист РСФСР П. И. Румянце® рассказал о работе Ста
ниславского в оперном театре, его борьбе с рутиной, воспитании актера-певца. В. 0. Топорков поделился воспоминаниями о репетициях спектакля «Мертвые души» под руководством великого мастера русского театра.
В работах сессии приняли участие артисты и режиссёры московских театров, критики, искусствоведы, студенты театральных учебных заведений.

Кантата об Украине

НОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
УКРАИНСКИХ КОМПОЗИТОРОВ
Украинские композиторы работают сейчао над новыми произведениями, в большинстве посвящёнными те
мам отечественной войны. Среди оркестрово-хоровых сочинений боль
шой - интерес представляет недавно законченная А. Штогаренко симфония-кантата «Моя Украина» на тек
сты поэтов лауреатов Сталинской премии М. Рыльского и В. Лебедева- Кумача Фрагменты из этого произведения уже исполнялись Государст
венным симфоническим оркестром СССР и хором Всесоюзного радноксмитета в одном из последних конпертов.
Из других произведений украинских композиторов можно отметить работы Б. Лятошицского: фортепианный квинтет, второе фортепиан
ное трио и четвёртый струнный квартет на украинские народные темы Украинским народным темам посвящён и новый струнный квартет композитора М. Гозенпуда.
В Государственном украинском издательстве вышли из печати но
вые песни и хоровые произведения, написанные за последнее время Л Ревуцким. Ф. Козицким, А. Што
гаренко, М. Вериковским, К Данькевичем и другими украинскими композиторами. Вышли из печати также романсы Б. Лятошинского и Ю. Мейтуса на слова украинских поэтов М Рыльского и В Сосюры.
Издательство переиздаёт хоровые и сольные классические произведения украинской музыки — сочине
ния Н. Лысенко, Н. Леонтовича и других композиторов.

ЛЕКЦИИ

И БЕСЕДЫ
О ЧАЙКОВСКОМ В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ
АРМИИ
Дом-музей П. И. Чайковского в Клину организовал передвижную выставку, показывающую основные этапы жизни и творчества замечательного русского композитора. Демонстрацией этой выставки науч
ные сотрудники сопровождают свои лекции и беседы о Чайковском, с которыми выступают перед командирами и бойцами в воинских частях.
Научный сотрудник музея В. Рукавишников выступал в течение месяца в действующей армии с беседами и лекциями, сопровождая свои сообщения демонстрацией фотоснимков, рисунков, писем и других материалов.
Выступления лектора проходили в полевых госпиталях, землянках, в редакциях фронтовых газет. Выставка пользовалась огромным ус
пехом. Ее осмотрело свыше 5.000 человек.

Сюита из балета

пГаянэ“ на тонфильме

НА ФАБРИКЕ
ЗВУКОЗАПИСИ
Многие произведения советских композиторов записывает на тонфильмы фабрика звукозаписи Все
союзного радиокомитета. Только-что записана 7-я симфония Шостаковича в исполнении оркестра под уп
равлением Е. Мравинокого. Запись эта скоро будет транслироваться по радио.
Началась запись сюиты из балета «Гаянэ» А. Хачатуряна. Сюита, состоящая из 13 номеров, записывается в исполнении Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета под управлением народного артиста РСФСР Н. Голованова.
Воспроизводятся на тонфильмах и русские народные песни в исполне
нии выдающихся певцов и хоровых коллективов. Будет записан, напри
мер, репертуар Государственного русского хора под управлением проф. А. Свешникова, в том числе песни, пользующиеся наибольшим успехом на концертах хора.
Выпускаются также тонфильмы с записью произведений, исполняемых мастерами художественного чтения. На-днях записана в псполнении на
родного артиста Союза ССР В. И. Качалова сказка М. Горького «Девушка и омерть».
Рис. художник» Долгорукова

Положение в Италии

ЛОНДОН, 17. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт коммюнике штаба войск союзников в Северной Афри
ке, в котором говорится, что на фронте 5-й американской а.рмии по. еле недели ожесточённых боёв предмостное укрепление. установленное 5-й армией, твёроо закреп
лено. Произведенные противником попытки сломить предмостное ук
репление стали значительно слабее, и войска союзников захватили ини
циативу в свои руки. Вчера были отбиты 3 контратаки противника.
Войсками 5-й американской армии захвачены пленные. Территория, занятая противником в результате его атак, частично отвое
вана. Частями 5-й армия вновь занята Албанелла (в 12 милях от Агрополи). Войска союзников про
должают получать поддержку с моря и с вовдуха.
Части 8-й армии, продвигающиеся
от Сапри, достигли новых успехов и находятся сейчас .у Вадло делла Луканиа (в 20 милях к югу от Агрополи). Части 8-й армии, продвигающиеся вдоль восточного по
бережья. соединились с войсками, двигающимися из района Таранто.
ЛОНДОН. 17. (ТАСС). Штаб войск союзников в Северной Афри
ке сообщает о соединении патрулей 5-й американской и 8-й английской армий.
ЛОНДОН, 17 (ТАСС). Как пере, даёт агентство Рейтер, америкаяокий радиокомментатор в сообще
нии, переданном через алжирское радио, заявил, что 5-я американская п 8-я английская армии уста
новили контакт в нескольких километрах к югу от предмостного укрепления Салерно.
По сообщению этого же радиокомментатора. войска союзников заняли Монтекорвино.

Подавленные настроения в Германии

СТОКГОЛЬМ, 18. (ТАСС). Шведская газета «Гетеборге постен» поместила рассказ одного шведа, недавно прибывшего из Германии, о положения в стране.
«Шастроения у немцев, — заявил этот пгвед, — подавленные. Б одной семье, где я останавливался, аре
стовали двух сыновей за какие-то неизвестные им самим ггроступки. Одного из них заключили в тюрьму в Дюссельдорфе. Камеры этой тюрь
мы были переяолнены. На многих заключённых были заметны следы истязаний, у многих были выбиты эубы. Особенно часто истязали ино
странцев, однако и немцев, которых обвиняли в несочувственном отно
шении к режиму, также подвергали пыткам. Ещё более тяжёлый режим
царит в другой большой тюрьме в Берлине, где сидел второй сын. Не
мецкое население теперь ясно видит,
что гитлеровский режим опирается на СС в гестапо. Для настроений немцев показательно, что многие те
перь уже не здороваются по-гитлеровски; многие гитлеровцы пере
стали носить на одежде партийные значки. В западных германских го
родах, пострадавших от бомбарди
ровок, население нередко срывало гитлеровские значки о людей, которые решались носить их».
Гитлеровская газета «Берлинер берзенцейтунг» опубликовала сооб
щение о том. что 7 сентября были казнены немцы Эрих Пербаядт, Рихард Бухвальд и Эрих Бухин. Первые двое немцев обвинялись «в по
пытке подрыва боевого духа тыла путАм крайне разлагающих высказываний».
Газета «Килер цейтуят» сообщает, что особый суд в Леслау пригово
рил к смертной казни одного поляка за то. что он во время работы
на предприятии военного значения разрезал на части кожаный привод. Подобными сообщениями о казнях пестрят за последнее время страницы многих гитлеровских газет.

Действия авиации союзников

ЛОНДОН, 18. (ТАСС). Английское министерство авиации сообщает, что в ночь на 17 сентября самолёты английской бомбардировочной авиация совершили налёт на железно
дорожные коммуникации противника между Францией и Италией.

Большое

сердце

Э

ТО было в середине марта, когда
эсэсовские части дивизии «Адольф Гитлер», ворвавшись в Харьков, сеяли в городе страх и смерть. Вламываясь в квартиры, они убивали мужчин и женщин, случай
но оставшихся в городе раненых красноармейцев. В подвале в Госпи
тальном переулке немцы обнаружили группу раненых советских команди
ров. Одного из них они распяли на двери сарая, остальных досмерти забили палками я шшкладами.
На стенах домов появился приказ коменданта города Я.Гтаудннгера,
в котором населению предлагалось
немедленно сдать всякое оружие и выдать скрывающихся русских солдат и офицеров. «В противном случае, — угрожал приказ, — виновные будут расстреляны».
Елена Дмитриевна Пучковская, мать двух командиров Красной Ар
мии, и дочь её Галя сидели дома,
не смея выглянуть в окно. Кругом день и ночь стреляли. Слышались вопли женщип, крики детей. Однажды глубокой ночью Елена Дмитри
евна решилась выйти из квартиры
набрать воды. Она опустилась па первый этаж и, услышав под лестницей стон, остановилась и спро
сила дрогнувшим голосом: «Кто здесь?»
— Я раненый красноармеец. Где наши? Куда мне итти?
Елена Дмнтриевяа кинулась к бойцу. В этот момент она забыла
всякий страх.
— Сынок, родной кой, налги да
леко. Идём к нам, — шептала она сквозь слёзы.
Боец не мог итти. У него было перебито бедро, нога безжизненно висела. Женщина в-зяла его на ру
ки и, как ребёнка, подняла на четвёртый этаж.
Раненый оказался пулемётчиком Егором Хацкевичем, родом из Ир
кутска. Он прикрывал отход своего подразделения и попал в окружение. Пулемёт разбило, его контузи
ло. Он побежал по улице, но тут по нему открыли стрельбу из автома
тов и ранили. Двое суток Хацкевич лежал в канаве, заросшей бурьяном. Немцы проходили мимо, думая, что он убит. Наконец, он решился ползти к своим
Едва только Елена Дмитриевна перевязала бойца и уложила в постель, как в дверь постучали. От
крыть вышла Галя, и это спасло всех трёх. На пороге стоял эсэсовец, эа ним с автоматом другой.
-г- В вашей квартире русских солдат нот? — опросил эсэсовец.
— Нет, — ответила Галя.
— Но если мы найдём, вы будете повешены.
— Ищите. К нам сюда никто не мог зайти, весь дом разрушен. В нём очень мало жильцов.
Эсэсовцы ушли.
Две недели лежал Егор в квартире № 35 в доме № 3 по Файнннскому переулку на Шатпловке. Мать и дочь Нучковскпе самоотверженно оберегали его покой, летали, корми
ли. Молодой боец называл Елену Дмитрирвну матерью, Галю — сестренкой.
Несколько раз в квартиру заходили немцы Егор прятался в шкафу. Галя отвлекала немцев разговорами. Елена Дмитриевна молчала, сдерживая волнение Егора вскоре перео
дели в штатское, соседи помогли добыть документы, и он ушел к сво
им. А у Елены Дмитриевны ещё задолго до Прощанья е Егором появились новые ззСботы.
Кто-то сказал е , что и яме между развалинами больфюго дома по Ба
рачному перфглку есть раненые. Рискуя наткнуться на немецкие патрули и быть немедленно застреленной, женщина пошла туда. Сердце патриотки не могло быть спо
койным. Спотккаясь, падая, то я дело прислушиваясь, искала она убежище раненых, В руинах огром
ного каменного дома стояла мёртвая тишина. Вот и яма. Кто-то тихо
стонет. Женщина приблизилась к фанерной доске, за которой слышался стон.
— Товарищи, не бойтесь меня. Скажите, чем вам помочь.
Фанерка отодвинулась, и слабый голос больного поавал Елену Дмитриевну вниз Там, несмотря на мо
роз, было смрадно. Уже четыре дня
и четыре ночи сидели здесь семь раненых бойпов. Один из них умирал. Елена Дмитриевна предложи
ла им перебраться в квартиры. Они отказались: «Сами погибнем и вас погубим».
— Тогда сидите здесь, я принесу вам кушать.
Прибежав домой, женщина наварила бураков, кашицы, напекла просяных лепешек и, закутав все это в шаль, понесла раненым. Впер
вые за четверо суток те поели тёплого. Елена Дмитриевна сидела воз
ле них и плакала. Они были ей сейчас дороже детей.
Так продолжалось несколько суток. Елена Дмитриевна продавала на базаре последние вещи, чтобы купить что-нибудь покушать.
Ночные отлучки Елены Дмитриевны не могли остаться незамеченны
ми. Мало-по-малу соседки узнали о тайне квартиры Пулковских. Стоило
кому-нибудь проболтаться — и все погибло бы. Но жители дома № 3 по Файнинекому переулку молчали.
В семье Белоусенко нашлось вдруг «лишнее» пшено. Семья Осадчук принесла для раненых свеклы и картофеля. Когда поправившиеся бойцы попросили раздобыть им
гражданскую одежду, почти весь дом принял участие в сборе мужского платья. Евдокия Сменяна при
несла пальто мужа, в семье Гаеиннж нашлось два костюма. Одного красноармейца пришлось все-таки одеть женщиной. По-двое в ночь ушли раненые из своего убежища.
— Как звать вас, мамаша? — спросили однажды раненые. — Живы останемся, кого весь век вспоминать нам ласковым еловом?
— Как звать меня, вы забудете, сыночки, а вспомнить захочется, так и вспоминайте; была, мол, в Харькове мать двух советских командиров, как могла, помогала.
— Большое сердце у вас, мамаша, — произнес один из бойцов и поцеловал руку Елены Дмитриевны.
Матрена Григорьевна Левицкая, или просто «Григорьевна», живёт в центре города, на Сумской улице, в доме № 28. Она — мать трёх сыновей-фронтовнков и двух дочерей, работающих в полевых госпиталях.
12 марта вечером Григорьевна вышла во двор и увидела у порога раненого красноармейца. За воротами проходил немецкий патруль. Ра
неный (как он дополз сюда, он сам после не мог об’яонить, помнит только, что убежал из-под расстрела) просил пить. Григорьевна позвала соседей и с их помощью внесла бойца в свою комнату. Оскол
ками или пулями сержанту Егорову перебило руку, повредило бедро, разорвана была щека. Пулевая рана зияла на шее. Он истекал кровью.
Левицкая обмыла, перевязала раны, и две недели, не поднимаясь с постели, сержант лечился у старой женщины. Она ухаживала эа боль
ным, как за малым ребёнком. С рук поила, кормила, аккуратно перевязывала раны. Только эта неутоми
мая материнская забота спасла Александра Егорова от смерти.
Во двор часто заезжали немецкие машины, у соседей останавливались ночевать солдаты. «Туда не ходите,— говорили жильцы, когда немцы на
правлялись к двери Григорьевны. — там живёт бедная старушка, её нет. Она семечками торгует на углу». Александру на всякий случай достали паспорт умершего бра
та одной соседки, одели его в гражданское платье.
Наши выбили немцев из Харькова, и сержант Егоров ушёл искать свою часть.
В Харькове было страшно. В поисках красноармейцев и партизан немцы хватали десятки заложников и расстреливали их. Достаточно бы
ло малейшего подозрения, чтобы в дом нагрянули полицейские или эсэсовцы, и не жди тогда пощады ни старый, ни малый. Тем не ме
нее десятки красноармейцев и
командиров, не успевших своевре-. менно уйти со своими частями, ук
рывались в городе. Рискуя своей жизнью, сами голодая, харьковчане прятали их от врага, выхаживали раненых.
Это были люди поистине о большим сердпем патриоты своей родины, которых не мог испугать никакой террор немецко-фашистских бандитов.
А. Малибашев,
спец. корр ТАСС. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 17.
Ожесточённый и концентрированный налёт был совершён на сортировочную станцию во француз
ском городе Модан. близ туннеля Мон-Сени. Бомбардировщики «Ланкастер» атаковали о небольшой вы
соты виадук близ Сен-Рафаэля на пути к Французской Ривьере. Пред
варительные отчеты свидетельству
ют о том, что оба налёта были проведены успешно.
Бомбардировщики «Москито» атаковали различные об екты в Берлине. Четыре бомбардировщика ив вернулись на базы.
Самолёты истребительной авиации, один из которых не вернулся на базу, совершили налёты на аэроаромы и другие транспортные об екты во Франции и Голландии.
1 6 сентября самолёты береговой авиации «Хэмпдвн» поразили тор
педой близ побережья Норвегии тортовое судно средних размеров.
ЛОНДОН, 18. (ТАСС). В Лондоне опубликовано совместное англоамериканское коммюнике, в котором говорится, что 16 сентября са
молёты «Летающая крепость» ата
ковали портовые сооружения, суда
и аэродром в Нанте, базу подводных лодок и доки в Ла Паллисе и
аэродромы в Коньяке и Ла Рошели (Франция).
Прием тов. В. М. Молотовым Посла Нидерландов
г-на барона
К. ван Брюгеля Дугласа
17 сентября Народный Комиссар Иностранных Дел тов. В М Молотов принял Чрезвычайного и Полно
мочного Посла Нидерландов в СССР г-на барона К ван Брюгеля Дугласа, в связи с предстоящим вручени
ем им своих верительных грамот Председателю Президиума Верховного Совета СССР.
На несколько минут прерывается сеанс — и зрителям, сидящим в за
ле кинотеатра «Первый», сообщается радостная веот^: ёоветские войска за
няли Брянск- й Бежипу.
Фото М. ОЛЕХНОВИЧ.

Ход военных действий

Телеграммы из-за границы