Бои за Ярцево

СМОЛЕНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 10. (Спец. корр. ТАСС). После упор
до боёв войска Заданного фронта младели городом Ярцево. О значе
нии. какое немцы придавали Ярцев), кап своему важнейшему «игорнму пункту перед Смоленском, шпо судить по характеру обороны противника.
На дальних подступах к городу шцы создали три мощных оборо
нительных линии с разветвлённой сетью траншей полного профиля, многочисленными ДЗОТ ами, протинотанковыми рвами, минными поля
ми, проволочным^ заграждениями. Особенно сильно враг укрепил гос
подствующие высоты. Ближние под
ступы с востека представляли собой своеобразную крепость, выступами которой были три сильна укреплён
ны! опорных пункта. Между ними (городом проходили три линии проплочяых заграждений, прикрытых многочисленными пулемётными
ийдами. Вся лежащая впереди местность была пристреляна.
Не довольствуясь этим, противню; позаботился и об укреплении самого города. В цехах фабрики «Ярцевская мануфактура» были по
строены долговременные огневые ночи. Большое_ количество ДОТ’ов н Д-ЗОТ’ов, огнём которых контропровались все восточные окраины ирода, было построено также на вы
сям по западному берегу реки Воль. Вдоль же автострады и же
лезной дороги Минск — Москва противник сконцентрировал огром
ное количество полевой артиллерии, самоходных орудий.
В прорыве вражеской обороны большую роль сыграли штурмовые отряды под командованием капита
на Овчареяко, майора Подчерезцева н капитана Семиренко. Наше наступление застигло гитлеровцев врасплох. В течение двух часов штурмовые отряды стремительным нашим овладели первой линией обо
роны противница и погнали фашистов х югу. На месте прорыва не
мецкие солдаты бросили до 500 винтовок нового образца, миномёты, зенитные пулемёты, секретные ухументы, карты минных полей,
вшсы продовольствия. В блиндаш осталось даже верхнее платье убежавших немцев. Траншеи были навалены трупами вражеских сол
дат. В образовавшийся прорыв немедленно втянулись ваши основные силы.
Взятые в плен солдаты показали, что за несколько дней до начала нашего наступления на Ярцево яа этот участок фронта была переброшена свежая немецкая пехотная дивизия, сформированная в марте этого года. Ей присвоили роковой но
мер небезызвестной дивизии генерал-лейтенанта Зикст фои Арнима,
разгромленной Красной Армией под Сталинградом. Днвизлю оснастили
новейшим вооружением. До 20 июля новобранцы несли караульную
службу в окрестностях Бреста (Франция), потом их спешно погрузили в вагоны и отправили на Во
сточный фронт. Едва они успели занять оборону на «спокойном уча
стке» Смоленского направления, как оказались битыми.
Пытаясь спасти положение, немцы бросили с марша для ликвидации прорыва в своей обороне гре
надерские части. Их поддерживали два дивизиона штурмовых самоходных орудий. Помимо того, в качестве стрелков в бой были брошены солдаты трёх сапёрных батальонов. Все эти части сосредото
чились на узком участке фронта. Развернулись ожесточённые бои. Наши войска ежедневно отбивали по 15 — 20 контратак гитлеровцев.
Советские воины, стойко удерживая захваченные- у неприятеля ру
бежи, успешно перемалывали его живую силу и технику. Отбивая вражеские контратаки, только подразделения Шульги за три дня непрерывных боёв уничтожили 12 не
мецких орудий разного калибра, три самоходных пушки, 18 миномётов,
13 танков, истребили свыше 1.400 гитлеровцев и, кроме того, захвати
ли трофеи: 21 орудие, 31 миномёт, 23 пулемёта, много винтовок, 185 тысяч патронов, 3.800 мин и снарядов и много другого различного вооружения.
Отбив большое количество вражеских контратак и перемолов в боях брошенные гитлеровским командованием резервы, советские войска сно
ва продвинулись вперёд и создали угрозу окружения немецкой пехот
ной дивизии. Испугавшись этого, противник стал быстро оттягивать
свой правый фланг. Преследуя гитлеровцев, налги части быстро продвинулись вдоль автострады Москва — Минск н прижали врага к реке Вонь.
Особенно упорный характер приняли бои на ближних подступах к Ярцево. Пытаясь задержать наши части, врат вновь н вновь предпри
нимал контратаки. Но все попытки противника остановить наши насту
пающие части оказались тщетными. Рядовые и офицеры Красной Армии ещё раз продемонстрировали свою высокую воинскую выучку, стойкость, исключительный героизм.
Выбив немцев с укреплённых позиций, одно наше подразделение быстро закрепилось на новом рубе
же. Гитлеровцы, пытаясь втону-гь утерянные познпни, предпринимали одну контратаку за другой. Восемь часов сражались пулемётчики иод командованием сержанта Поручико
на. Все они были ранены, но никто не покинул поле боя. При отраже
нии последней _контратаки был убит командир расчёта. Ето заменил сер
жант Лопатин Напрягая последние силы.! пулемётчики выдвинулись вперёд и фланкирующим огнём от
секли вражескуй пехоту от танков. Потеряв около 100 солдат, немцы прекратили контратаку.
Такую же стойкость проявила группа бойцов, возглавляемая старшим лейтенантом Сучковым. Отре
занные от своей части вдесятеро сильнейшим по численности врагом, советские воины тем не менее отби
ли три вражеских контратаки и удержали захваченный рубеж до подхода подкрепления.
Ожесточённые бои на ближних подступах к городу измотали противника. Наши части усилили ата
ки, нанося удары одновременно с востока и с северо-востока. Сломив сопротивление врага, они форсировали реку.
К исходу дня противник был выбит из ряда опорных пунктов, прикрывавших город. Затем наши войска ринулись на штурм и овладе
ли городом и железнодорожной станцией Ярцево.
Овладев Ярпево, части Красной Армии продолжают наступление.
К. Пухов, С. Нортман.
В общежития фабрики «Красная Роза». Работницы слушают по радио Приказ Верховного Главнокомандую щего.

Фото М. ОЛЕХНОВИЧ. Ликование на Смоленщине

Беседа с секретарем Смоленского обкома ВКП(б) тов. Богдановым
Ещё над двумя русскими городами взвился алый советский флаг.
В результате ожесточённых боев войска Калининского и Западного фронтов овладели важнейшими опор
ными пунктами обороны немцев на путях к Смоленску — городами Дуввщина и Ярцево.
Сегодня утром редакция «Вечерней Москвы» связалась по телефону ю Смоленским обкомом ВКП(б). К аппарату подошёл секретарь обкома тов. Богданов.
— С непередаваемым восторгом, — рассказывает тов. Богданов, — слушали вчера освобождённые юрода и сёла нашей области приказ Верховного Главнокомандую
щего. Бои идут на подступах к Смоленску — эта весть особенно радует сердце каждого советского
патриота и вдвойне радостна смокнч&нам.
«Город Ярцево — символ русской обороны — пал!» — трубили немцы
осенью 1941 года. Духовщину они называли «ключом от крепостных ворот Смоленска». Что скажут не
нецкие захватчики сейчас, когда Ярпево и Духовщина стали снова со
ветскими, а части Красной Армии ведут бои на подступах к Смоленску, когда оккупанты полностью
изгнаны уже с территории многих районов Смоленщины.
Редакция: Что делается сегодня в освобождённых городах?
Богданов: Я только-что вернулся из поездки по области, побывал, в частности, и в Ярцево. Части Красной Армии, вступившие в этот го
род, нашли его мёртвым. Когда-то оживлённые улицы теперь неузна
ваемы. В момент вступления наших войск город был об’ят пламенем.
Немецкие разбойники уничтожили знаменитую текстильную фабрику— Ярцевскую мануфактуру, механический завод, железнодорожную станцию. Взорваны и сожжены все крупные государственные и обществен
ные здания, уцелели лишь небольшие деревянные строения на окраи
нах. Примерно такая же картина в в Духовщине.
Вслед за частями Красной Армии в оба города прибыли руководите
ля местных партийных и советских организаций, сражавшиеся в партизанских отрядах. Уже начали рабо
тать районные комитеты ВКП(б) и исполкомы районных советов. В первый день учитывалось населе
ние. В Ярцеве было насчитано лишь 40 человек, а в Духовщине — 100. Сотни и тысячи советских людей замучены и убиты немцами, угнаны на фашистскую каторгу. Некоторые ещё скрываются в лесах и землянках и не успели притти в города.
Уже развернулась деятельность партийных п советских организаций. В города доставляется продовольствие для удовлетворения первоочередных нужд населения.
Редакция: Как выглядит сегодня недавно освобождённая Ельня?
Богданов: Я был в Ельне несколько дней назад. Жизнь здесь налаживается. В городе пущена па
ровая мельница, начали работать сапожная и швейная артели, вступает в эксплоатацию пилорама, ко
торая будет давать древесину для строительства. Работают хлебопекарня, магазин, столовая, парикмахер
ская, заканчивается восстановление бани.
Забота о советских людях, освобождённых от гитлеровского рабства, чувствуется в каждом городе я селе Смоленщины. До постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) «О неот
ложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобождённых от немецкой оккупации» в нашей области было построено и восстановлено 14.500 жилых домов. За время после опубликования постановления сооружено ещё более 2.000 до
мов, в которые переселены семьи, ютившиеся в землянках и лачугах. К 1 ноября в нашей области будут построены и восстановлены дополнительно 22.000 домов для колхозников и 10.000 квартир — для рабочих и служащих.
СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ, 19 (ТАСС). В городах и сёлах Смоленщины необычайное ликование — Духовщина и Ярцево освобождены от гитлеровских захватчиков, прорва
на оборона немцев на подступах к Смоленску. Новые тысячи советских граждан вырваны на фашистской неволи, спасены от гибели.
Трудящиеся Спас-Деменска,-Ельни и Дорогобужа, освобождённые всего несколько недель назад из-под немецкого гнёта, слушая сегодня при
каз товарища Сталина, подводили первые итоги своего свободного со
знательного труда за это время. В Спас-Деменске открылись школы, начинают работать предприятия мест
ной промышленности, культурные учреждения. Колхозники активно
развернули массовый сев озимых. Идёт подготовка к приёму реэвакуируемого скота.
Окружённые заботой партии я правительства, всего советского народа, трудящиеся Смоленщины энергич
но восстанавливают разрушенное немцами хозяйство. Колхозники Вяземского района завершили государственный план озимого сева, перекрыв задание на 600 гектаров. Кол
хозы Андреевского района, получив семенную ссуду от государства, за
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 20. (Спец. корр. ТАСС). На самолёте молодого лётчика лейтенанта Михаила Михайловича Зеленкина на
рисовано 18 звёзд. 14 вражеских машин обил отважный истребитель лично и 4 в шрупповых воздушных схватках.
В первом же своём боевом вылете Зеленкин сбйл с одной очереди «Мессефшмптт-109». В совершенстве владея прекрасной мадпиной «Ла
вочкин-5», Зелейкия в каждом бою обивает один — два фашистских самолёта.
— Е> воздушном бою побеждает тот, кто выше, — говорит лётчик.
Поэтому Зеленкин всегда старается обеспечить за собой и за своими ведомыми преимущество перед вра

Стахановские вахты в честь освободителей Ярцева и Духовщины

Весть об освобождении русских городов Ярцева и Духовщины на
полнила радостным оживлением це1и комбината «Трехгорная мануфакгура» им. Дзержинского.
Особенно горячо трудились молонежные бригады в ватерном цехе. Фронтовая бригада тов. Диковой место 400 килограммов пряжи вы
работала за смену 510. Фронтовая бригада тов. Ильинской дала около 80 килограммов сверхплановой пряжи, комсомольско-молодёжная бригада тов. Ульяновой сверх плана выработала 62 килограмма пряжи.

Коллектив 1-го Государственного шарикоподшипникового завода, став
ВОЕННЫЕ корреспонденты «Прав
ды» подробно описывают бои за Духовщину, Ярцево и Красноград. Немцы назвали Духовщину «ключом от крепостных ворот Смоленем». Исторические судьбы проложили через этот узел, дорого оце
нённый стратегическими расчётами многих полководцев, военную дорогу к древнему русскому городу-бо
гатырю. Полукольцом охватывает подступы к Смоленску многоводный
Днепр. Дремучие леса и болота расинулись с другой стороны. А прямо — Духовщина, открывающая не только дороги, но и выгодные по
ящий для действий наземных войск. По дорогам Духовщины шли полчища Наполеона в 1812 году. Эти же дороги, завязанные узлом Дуювщины, избрали в 1941 году гит
леровские захватчики, вероломно вторгшиеся в пределы советской вемли. — Здесь шли гренадеры им
ператора Наполеона. Здесь идём мы! — подбадривал своих солдаг Гитлер в барабанную пору «блиц
крига». Сейчас немецкие генералы, «знатоки российских дорог», читают в глазах солдат немой вопрос: — А как гренадеры Наполеона выбира *ись из этих мест?
...Наше наступление, описывает корреспондент «Правды», началось сокрушительной артиллерийской подготовкой. На протяжении двадцати двух километров бушевал огнен
ный смерч. В клубах чёрного дыма взлетали на воздух инженерные сооружения немецкой обороны, проти
вотанковые заставы, блиндажи, ДЗОТ’ы, рвались минные поля. Гремела советская артиллерия всех ка
либров. и в её победно-торжественный гул вплеталось могучее «уранаступающих вслед за огневым валом цепей нашей пехоты»-

Я

РЦЕВО. Вчера в честь освобожде
ния этого города салютовала Москва. «Теперь для нас ясно,—подчеркивает «Правда» в корреспонденции, описывающей бои за Ярце
во, — что это не только еще один освобождённый русский город, не только новое проявление доблести и мужества советской армии, но и захват крупного узла немецкой обо
роны на Смоленском направлении В дни своего наступления на Москву — в октябре 1941 года — нем
цы вырвались на шоссе Смоленск —
Москва и завопили: «Город Ярцево — символ русской обороны—пал!». Что скажут они теперь, когда наши войска ворвались в Ярцево, отбро
сили врага за реку Вопь и теснят его на запад?».
В НЕМЕЦКОЙ обороне Красноград
имел огромное значение. Последний месяц, указывает «Правда», немцы бешено укрепляли этот город, имевший первостепенное зна
чение для всего немецкого фронта на Украине. Он был солнечным сплетением основных железнодорожных и грунтовых коммуникаций Отсюда расходились железные дороги на Харьков, Лозовую, Полтаву и Днепропетровск. Между этими железнодорожными путями и параллельно им шло семь благоустроен
ных грунтовых дорог. Лишиться их
— значило лишиться возможности быстро маневрировать на этом участке фронта. Быстрое овладение
этим городом нашими частями — новое свидетельство наступательной мощи Красной Армии, новый пока
затель торжества сталинской такгики гибкого Ж быстрого маневра.
на стахановскую вахту, выпускает много сверхплановой продукции.
Резчик тов. Львов раньше давал не более двух норм за смену. Это считалось успехом. Действительно,
работа у тов. Львова — тяжёлая, трудоёмкая. В честь новых слав
ных побед наших войск тов. Львов выработал три нормы. А его сменщик тов. Кузьмин — две с половиной нормы.
Фронтовая комсомольско-молодёжная бригада тов. Барышниковой держит переходящее красное знамя заводского комитета ВЛКСМ. В честь
победоносного наступления Красной Армии на Смоленщине эта бригада
выработала за смену более трёх с половиной норм. Комсомольско-моло
дёжная бригада тов. Алехиной дала свыше двух норм за смену.
У многостаночницы тов. Климовой на фронте дочь и сын.
— Мои дети, — сказала она товарищам по работе, — отвоевывают пядь за пядью нашу, родную землю Я обещала им и еще раз обещаю, что не отстану от них в труде.
За вчерашнюю смену тов. Климова выработала четыре нормы.
На фабрике им. Калинина стахановская вахта в честь освобожден
ных городов Ярцева и Духовшины прошла с большим под‘емок. Тек
стильщики как бы салютовали трудом своим братьям с Ярцевской мануфактуры.
В цехе тов. Бусеева смена тов. Паршина дала 104,5 процента задания. Рабочие тт. Козырев, Третья
ков и Твячевская выполнили по полторы—две с половиной нормы.
В тростильном цехе работница тов. Пугачёва дала наибольшую выработку — 195 процентов нормы.
В банкаброшном цехе бригады тт. Николаевой и Канаевой выдали значительно^ количество пряжи сверх плана.
В ватерном цехе работница тов. Выборнова, одна обслуживающая. 400 веретён, выполнила норму на 166 процентов.
Отлично работали стахановцы шпульного цеха и всех других цехов и отделов фабрики. В эту ночь фаб
рика им. Калинина перевыполнила сменное задание.
сеяли уже сверх плана 300 гектаров.
— Успехи наших войск, победно двигающихся на запад, — говорит,
узнав об изгнании немцев из Ярцево и Духовщины, начальник смены Троицкой бумажной фабрики т. Бороздинов, — вливают в нас новые силы, укрепляют нашу веру в еко- Р)Ю победу над врагом. Трудящиеся ответят Красной Армии быстрым восстановлением разрушенного немецкими варварами хозяйства области.
— Фашисты разгромили наше хозяйство, — заявляет председатель колхоза «Новый путь», Медынского района, т- Травкина, — о помощью государства мы многое уже восстановили. На этой неделе колхоз за
кончил сев озимых. Скошены все зерновые. 11 тонн лучшего зерна и 1 тонну льпосемян мы уже отвезли на государственные склады. В ответ на победы Красной Армии в ближайшие дни рассчитаемся полностью по поставкам всех сельскохозяйственных продуктов.

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 20. (ТАСС). Специальный корреспондент агентства Рей
тер передаёт из штаба союзных войск в Северной Африке, что части американской 5-й армии теснят нем
цев в районе к югу от Салерно. Бои происходят восточнее реки Калоре.
В этом районе войска союзников заняли возвышенность, имеющую большое тактическое значение. Германские позиции в горах подавля
ются артиллерией союзников, либ крупными орудиями военных кораб
лей, оперирующих в заливе. На побережье 5-я американская армия взяла инициативу в свои руки и продолжает получать подкрепления.
Корреспондент указывает, что войска союзников, занявшие остров Искиа (вблизи Неаполя), обеспечили себе тем самым выгодные позиции в Неаполитанском заливе.

Гитлеровцы вводят в занятых районах

Италии оккупационный режим

СТОКГОЛЬМ, 20. (ТАСС). Бернский корреспондент шведской газеты «Свенска дагбладет» пишет, что ме
роприятия, проводимые гитлеровца
ми в занятых ими районах Италии, ничем не отличаются от мероприя
тий, обычно практикуемых немцами в оккупированных странах. С 16 сентября гражданские власти Север
ной Италии подчинены германскому генеральному консулу в Милане. Ему предоставлены полномочия не меньшие, чем те, какими пользует
ся гитлеровский наместник в Норвегии.
В миланской газете «Коррьере делла сера» опубликован приказ германского командования о том, что вся Северная Италия об’является яа
осадном положении. Запрещены стачки. На предприятиях вводится такой же режим, как в оккупированных странах. Все владельцы автомобилей обязаны немедленно зарегистрировать их в немецких военных органах.

Столкновения между немцами и населением

итальянских городов

ЛОНДОН, 20. (ТАСС). Мадридский корреспондент газеты «Дейли мейАсообщает, что в Риме продолжают
ся столкновения между населением и немецкими войсками. Немцы открыли огонь из винтовок по боль
шой толпе итальянцев, собравшейся у одного из продовольственных складов. Неизвестными лицами из окон домов были брошены в немцев ручные гранаты. Убиты один
немецкий офицер и несколько «золдат.
Газета «Дейли телеграф энд Морнинг пост» сообщает, что итальянцы продолжают ещё удерживать в сво
их руках города Болонья, Комо, Верона и Венеция и всю провинцию Тоскана. В Турине итальянцы взя
ли в плен сотни немцев. В Тренто итальянцы дерутся против немцев в районе железной дороги, ведущей к Бреннеру.

Восемнадцать побед молодого летчика Зеленкина

том в высоте. И как бы ни старались немецкие лётчики, это преи
мущество он -никогда не выпускает из своих рук. Последний бой Зе
лещгсин провёл на высоте около 6.500 метров. Действовал он в паре со своим неизменным ведомым младшим лейтенантом Владимиром Тготеревым. Это была упорная и трудная схватка, в которой Зеленкин обил двух немецких истребите
лей и одного подбил. Одного «Фокке Вульфа», защищая своего командира, сбил Тютерев.
На.-днях Зеленкину вручён орден Краон-ого Знамени, заслуженный им в боях с немецкими оккупантами.
Б. Котельников. На лекции доктора исторических наук
профессора Р. Ю. Виппера

Угрозы гитлеровцев по адресу итальянцев

ЛОНДОН, 20. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер с итало
швейцарской границы, командование немецкими вооружёнными силами в Италии об’явило вечером 18 сентяб
ря, что военные суды будут беспощадны по отношению «к нарушителям общественного порядка».
Агентство Рейтер передает, что по полученным сведениям, Гитлер издал приказ, в котором инструк
тирует немецкие оккупационные власти в Италии о том, как нужно обращаться с итальянцами. В при
казе указывается, что итальянцев нужно рассматривать как «предате
лей дела держав оси». Поэтому
германские солдаты имеют право на жизнь и смерть итальянцев. В Италии должны проводиться реквизиции продовольствия, чтобы улуч
шить снабжение германской армии. Здоровые итальянцы — мужчины
и женщины — должны насильственно привлекаться к принудительному тр.УДУ в Германии.
Специальный корреспондент агентства Рейтер передаёт из Луга
но (Швейцария), что гитлеровцыведут себя в Италии, как настоящие грабители. Одно лицо, приехав
шее из Генуи, рассказывает, что ему пришлось лично наблюдать,
как немецкие солдаты грабили на улицах прохожих. «Поведение нем
цев можяо сравнить с налётом са
ранчи, которая пожирает всё на своем пути»,—так заявил представи
тель одной нейтральной страны, приехавший из Италии. Он сообща
ет, что многие итальянцы бегут из своих городов, стремясь спасти хоть часть своего имущества. Можно думать, что в короткое время италь
янское население занятых немцами провинций будет ограблено до нитки.

Пребывание Михоэлса и Фефера

в США

НЬЮ-ЙОРК, 18. (ТАСС). Члены Антифашистского еврейского ко
митета в СССР Махоэлс и Фефер присутствовали на собрании нескольких сот писателей и художни
ков гор. Нью-Йорка, организованном советом американо-советской дружбы.
На завтраде, который недавно организовали в Сан-Франциско руководители местных организаций
Американской федерации труда, Конгресса производственных проф
союзов (КПП) и независимых проф
союзов железнодорожников в честь Михоэлса и Фефера, председатель местного отделения КПП Вильсон в своей речи заявил, что КПП глубоко ценит эффективную борьбу Советского Союза против общего вра
га и надеется на открытие второго фронта в Европе.
17 сентября лекционное бюро при Комитете по делам высшей школы при СНК СССР провело в Колонном зале Дома союзов очередную публи
чную лекцию. Она была посвящена одному из выдающихся деятелей русской истории — Ивану IV и его эпохе. Лекция, которую прочел, док
тор исторических наук профессор Р. Ю. Виппер, прошла с большим успехом.
Лектор дал подробную характеристику обстановки, сложившейся в Московском государстве и в Запад
ной Европе в середине и во второй
половине XVI века. Это был период бурного расцвета и централизации Московского государства, ускоренно
го, как указывал товарищ Сталин, «потребностями самообороны».
Идея укрепления международных связей русского государства, его экономического и военного могуще
ства, которой руководствовался в своей политике Петр Первый, опре
деляла и действия ето великого предшественника — Ивана Грозного.
Иван Грозный создал могущественное Московское государство, в котором великорусский народ был призван сыграть роль собирателя русских земель. Это государство на
несло ряд сокрушительных ударов по последним очагам монголо-татарского ига, завоевало Казань, Астрахань, Сибирь. Потребностями русско
го государства в выходе к морю для торговых, политических и культур
ных сношений с Западной Европой
была вызвана долголетняя война за обладание Ливонией,- война,- кото
рую Грозный считал делом своей жизни. Эта война с Ливонией, подчеркивает лектор, не была; захват
нической, она ставила целью лишь восстановление исконного права Рос
сии, возвращение старинной русской «отчины и дедины». Выявившийся в период этой войны в полном блеске военный, политический, адми
нистративный и дипломатический гений Грозного, который опирался на патриотизм и военную одаренность русского народа, вызвал изумление в Западной Европе. Проф. Виппер приводит многочисленные
свидетельства западно-европейских историков :— современников Грозного, отмечавших невиданные для того времени масштабы и быстроту мобилизацйи русского войска, иск
лючительную стройность и четкость созданной Грозным административной системы.
Во второй части своей лекции проф. Виппер ярким и образным языком излагает материалы, разоблачающие и опровергающие созданное некоторыми историками пред
ставление о Грозном как о бессмысленно жестоком тиране. Анализ подлинных фактов из истории царствования Ивана Грозного свидетельствует о невероятных трудностях, ко
торые приходилось преодолевать на своем пути этому великому государ
ственному деятелю. За его спиной боярство, являвшееся сторонником феодальной раздробленности Руси и яростным противником сильного централизованного государства, плело предательские заговоры, опиравшиеся на тайную договоренность с внешними врагами России. Один из крупнейших заговоров возник в 1567 году. Он ставил своей целью убийство Грозного и возведение на престол его слабоумного двоюродно
го брата Владимира Старинного. За
говорщики встали на путь прямого предательства русских националь
ных интересов. Ведя переговоры с польским королем Сигизмундом II, они обещали компенсировать его за содействие их изменническим планам значительной частью террито
рии русского государства. С такими изменниками родины великий русский патриот Иван Грозный действительно боролся жестоко, неумолимо, страстно. Эта борьба с изме
ной была тесно связана с обороной своей державы, своей страны, с за
щитой национальных интересов русского народа.
С особым интересом восприняла аудитория данный лектором обстоя
тельный анализ записок немецкого авантюриста. Генриха Штадена, слу
жившего в свое время в опричине и бежавшего затем из России.
— Нам, ведущим борьбу о озверелым немецким фашизмом, — говорит проф. Виппер. — небезынтересно знать, что ещё в XVI веке немецкие авантюристы создали кле
ветнический миф о «неспособностирусского народа к обороне. Именно об этом пишет Генрих Штаден в своём «плане обращения Московии в Германскую имперскую провинцию», который он подал императору Рудольфу П. Этот клеветнический миф русский народ на протя
жении многих веков неоднократно опровергал своим победоносным оружием, давая тем самым заслуженно жестокий урок тупым немец
ким авантюристам. Сейчас этот миф ра-збит вдребезги о несокруши
мую мощь советского государства, героической борьбой народов СССР, в первых рядах которых сражается воспитанный веками освободитель
ной борьбы, военно одаренный и преисполненный чувством глубокого патриотизма великий русский народ.
(ТАСС).

Действия

американской

авиации

ЛОНДОН, 19. (ТАСС). По сообщению штаба воздушных сил союзников на Ближнем Востоке, вчера аме
риканские бомбардировщики, входя
щие в состав 9-ой американской воздушной армии, подвергли бом
бардировке сортировочную станцию Пескара в Восточной Италии. Возникли пожары. Английские самолё
ты бомбардировали в ночь на 18 сентября Фоджа в Восточной Ита
лии и уничтожили склады в районе вокзала. В ночь на 19 сентября самолёты союзников совершили налёг на аэродром Маритца на острове Родос. Отмечены прямые попадания в военные об’екты. В восточной части Средиземного моря анг
лийские истребители уничтожили 7 германских самолётов. Союзники потеряли 3 самолёта.

Война на Тихом

океане

ЛОНДОН, 19. (ТАСС. Штаб соединенного командования вооруженными силами союзников в юго-западной ча
сти Тихого океана сообщает, что в районе Лае (на Новой Гвинее) войска союзников вели операпии по ликвида
ции остатков японских войск. Около Кавиенга (остров Новая Ирландия) разведывательные самолеты союзников повредили японское торговое судно водоизмещением в 1 тыс. тонн. Авиа
ция союзников произвела налет на японские аэродромы на острове Бу
генвиль (Соломоновы острова). На земле уничтожено не менее 6 японских самолетов. Из 50 японских истребителей, пытавшихся оказать сопро
тивление, сбито 14. В этой операции союзники потеряли % самолета.
ЛОНДОН, 19. (ТАСС). Командование американским флотом в водах Тихого океана сообщает, что крупное соеди
нение американского флота нанесло мощный удар по японским базам на острове Тарава (острова Гилберта) п острове Науру (к западу от островов Гилберта). Операции производились в течение ночи и первой половины дня 18 сентября.
ЛОНДОН, 19. (ТАСС). Командование американских воздушных сил в Чунцине сообщает, что 10 н 11 сентября американские бомбардировщики произвели налет на Ханькоу и Учан. Отмечено большое количество попаданий в доки и военные мастерские. Сбито 10 японских самолетов и возможно сбито 6. Американская авиация потеряла один самолет.
ЛОНДОН, 19. (ТАСС). Командование английской авиации в Индии сообща
ет, что английские самолеты произяели вчера налет на японские коммуникации и военные об’екты в Бирме.

Полицейские

облавы

в Норвегии

СТОКГОЛЬМ, 19. (ТАСС). Шведское телеграфное агентство передаёт. что в ночь на 16 сентября не
мецкие полицейские части вместе с квислинговской полицией произвели большую облаву в юго-восточной части Осло. Районы города, в кото
рых производилась облава, были изолированы. Облава продолжалась до 17 часов. Жителям изолированных во время облавы районов было запрещено выходить на улицу.
По сведениям из того же источника, за последнее время произведено много арестов среди норвеж
ских полицейских по обвинению в «нелойяльности к немцам». В западной части Норвегии немцы аресто
вывают норвежских полицейских в качестве заложников. Немцы угрожают, что аресты будут продолжаться. В Бергене арестованы 13 полицейских за «антифашистские настроения».

Неурожай в Испании

НЬЮ-ЙОРК, 19. (ТАСС). Как сообщает мадридский корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс, согла
сно опубликованным в Мадриде статистическим данным, урожай пшеницы в Испании в этом году яв
ляется самым низким за последние несколько лет. Собрано на 3410 тыс. центнеров зерна меньше, чем в прошлом году. Даже при существую
щих в Испании мизерных нормах снабжения потребности страны при нынешнем урожае зерновых могут быть удовлетворены только на 75 процентов. Урожай риса и картофеля также значительно ниже прошлогоднего.
ОТОВСЮДУ

Сегодня в освобожденных городах

«Иван Грозный

На предприятиях столицы

* АГЕНТСТВО Рейтер передает, что генерал д’Астье де ла Вижери, на-, правляющийся в Алжир, не будет больше командовать французскими силами в Великобритании. Отныне фран
цузские силы в- Великобритании не будут иметь отдельного командования.
* КАК СООБЩАЕТ агентство Рейтер, управляющий) английской фирмой Тиква Маннинг Корпорейшен Семюэлъ Голдмэн открыл, что песок в районе Джорджтауна (Британская Гвиана) богат золотом.
* В ЛОНДОНЕ официально объявлено о назначении вице-маршала азИапии Роберта Пиля Уиллока командующим английской авиацией в Ираке Иране.

Телеграммы из-за границы