В ФИЛЬМЕ Бакинской киностудии
«Подводная лодка Т-9» показан обычный боевой поход подводной лодки в наши дки.
Жизнь подводника — героическая жизнь. На море она, пожалуй, са
мая опасная, требующая предельного самоотречения, большой собранно
сти и твёрдости нервов и духа. На долгие недели подводник уходит в чужие воды, на вражеские караван
ные пути, где на каждом квадрате его стережёт опасность, где ему надо избегнуть сплошных минных по
лей, сетей заграждения, встреч с
мраблями-охотниками, где гибель можно навлечь неосторожным движением, шумом, малейшим промахом и ослаблением июли. Это раскрывается на экране с большой силой.

Фильм

о героях
подводниках
Лодка тихо покидает базу. В ответ на реплику впервые отправля
ющегося, в поход новичка — «Если вернёмся живыми» — вы слышите
трезвые слова пожилого, опытного
боцмана мичмана Минаева (артист В. Шарлахов): «Мёртвыми у Пас не
возвращаются». Это — напутствие фильму. Смотришь и сознаёшь, что
горстка храбрых людей, замкнутая в тесный корпус боевого корабля, либо вернётся с победой, либо погибнет где-нибудь на дне чужого моря, погибнет вся до единого че
ловека в безвестной морской моги
ле. Одно это уже создаёт волнение и напряжённый интерес к дальнейшим событиям.
Только командир корабля — капитан III ранга Костров (артист 0. Жаков), человек сильной воли и большого мужества, грамотный морской офицер — знает задачу, поставленную перед экипажем командованием, знает цель похода. Уже в мо
ре он сообщает об этом остальным офицерам. Этот человек понимает значимость своих действий в масштабе гигантской битвы па фронте
понимает свою роль — не безрас
судного «лихого корсара» морей, не индивидуального охотника за первой попавшейся на пути добычей, а роль солдата на море, чувствующего ло
коть другого там, на земле. Во имя
общей победы он должен победить или погибнуть. В этом незримая
связь между людьми, замкнутыми в тесном пространстве вод, и тем, что на море принято называть «Большой землей».
Лодке надо пройти на позицию, указанную командованием. Враже
ское минное поле на пути. Кажется, оно непроходимо. Командир решает птти вдоль берега, с опасностью наскочить на мель. На залнво появ
ляется финская лайба, она идёт к минному полю. Ей должен быть из
вестен проход в минном поле. На перископной глубине капитан III ранга ведёт лодку за лайбой. Страшные минрепы едва не задевают
корпус корабля. Он вплотную прохо
дит рядом с начинёнными адской силой шарами. Вражеская лайба вы
водит лодку в чистый воды. Экипаж подводного корабля ждёт: сейчас эта лайба пойдёт ко дну, сейчас командир прикажет её торпедиро
вать. Но командир решил иначе — не трогать лайбу.
Молодой офицер минер Чибисов (артист Б. Чипкин), искренний, но малоопытный юноша, порывистая душа, жаждущая боя и подвига, легкомысленно воспринимает отказ ко
мандира от торпедной атаки как медлительность н нерешительность.
«Надо уметь ждать», — произносит позже командир, выражая этим си
лу воли и спокойствия морского офицера, поучая людей в любых ус
ловиях, в любой обстановке владеть собой, управлять своими чувствами п поступками.
События убеждают Чнбисова, насколько прав и прозорлив был ко
мандир. Он отпустил лайбу, чтобы не дать врагу раньше времени знать о проникновении советской лодки на фашистские коммуникация. В заданном квадрате он встре
чает большой конвой противника. Три транспорта с войсками и танками идут в сопровождении миноносцев и охотников. Лодка проникает в гущу конвоя и смело торпе
дирует самый крупный транспорт. Корабли охранения бомбят уходя
щую на глубину лодку. Командир вынужден спасать корабль. Он при
нимает дерзкое решение: уходить не от потопленного корабля, а к нему. Он ныряет под тонущую громаду фашистского транспорта, справедливо решая, что там меньше всего
его будут искать. Обломки корабля наносят лодке повреждения. Сквозь пробоины в отсеки врывается вода. Краснофлотцы закрывают течь соб
ственным телом. Весь коллектив стойко борется за жизнь. Корабль спасён. Минёр Чибисов выражает командиру свое восхищение его блестящим маневром. Командир не при
нимает поздравлений, он недоволен оборотом событий. Задание выпол
нено лишь частично: два транспорта ускользнули, опи пройдут в порт. На фронт попадут войска, которым место на дне моря. Командир ре
шает нтти в пасть врага — птти в порт и в надводном положении торпедировать там транспорты.
Он осуществляет свой замысел, в чужой гавани у стенки торпедирует корабли, а затем благополучно ухо
дит от преследующих самолётов и катеров. Три потопленных транспор
та на его счету. Экипаж празднует победу своего оружия. Но командир —мозг и воля экипажа — опять не
доволен походом. Он понимает, что потопил в гавани пустые коробки: войска уже выгружены и отправлены на фронт. II они не должны дойти до «фронта! Единая цель победы, руководящая всеми его поступками, заставляет его и сейчас снова искать решение.
Железнодорожная линия от порта идёт к фронту вдоль берега. Кост
ров — автор статей в «Морском сборнике» о десантах с лодки. Он не только теоретик, но н смелый практик. Он высаживает десантную группу с задачей подорвать мост на железной дороге.
Есть выход порыву юноши Чибисова. О замполита Дамировым (ар
тист Дагестан,™) и другими товарищами он пробирается к мосту. Чи
бисов укладывает в пролётах моста взрывчатку и зажигает бикфордов шнур. Моряки, принимая бой с охраной, отходят к берегу.
Горит бикфордов шнур. Мчится где-то недалеко эшелон с танками и войсками. Финский снайпер перебивает иудей шнур. Все усилия десантников пошли прахом. Но мост должен быть взорван, надо вернуться. Мийёр Чибисов с гранатами про
бирается к середине моста. В руке зажата коробка спичек. Чнбисова преследуют враги. Его ранят у де
ли — он видит внизу под пролёгом уложенный им аммоаал. Поезд уже близок, сейчас он проскочит через мост. Фашисты бегут к раненому мо
ряку, И тут он совершает поступок, переносящий нас в Севастополь. В сознании воскресает подвиг пяти моряков-черноморцев, подорвавших
себя гранатами вместе с танками немцев. Чибисов бросает гранаты
под мост на взрывчатку. В гигантском взрыве гибнут и он и его преследователи. Воинский эшелон вместе с мостом летит в пропасть. Моряк выполнил свой долг до конца.
В кают-компании лодки — портрет героя, обрамлённый крепом. Лодка мстит за гибель славного офицера. Она топит еще два транспорта. Нет конца её боевым испытаниям. Её бомбят с самолётов, ее ищут мино
носцы. Она отлеживается на грунте, испытывая нужду в свежем воздухе.
Экипаж обессилел от кислородного голода. И тут «надо уметь ждать». Надо быть советским моряком, чтобы обладать такой силой характера, как Костров. Он тоже задыхает
ся, но он — командир корабля. Его
сознание яснее других. Его дух твёрже —- дух старшего офицера. Он находит ту последнюю, решающую минуту, когда надо всплыть. Он всплывает, чтобы вступить в бой со стерегущими лодку фашистами. Но фашистские корабли уже прогнаны нашим флотом. Родной флот встре
чает экипаж Кострова. Пять победных салютов гремят с палубы лод
ки. Такие салюты часто раздаются над базами наших морей. Такие подвига каждодневно вершат наши моряки.
Фильм «Подводная лодка Т-9» — это большой успех советской кине
матографии в период великой отечественной войны. Фильм не только ярко и правдиво рассказывает о боевых делах наших отважных ге
роев-нодводннков, но и показывает какими качествами должен обладать боец, умеющий сражаться и побе
ждать врага. Герои фильма — это подлинно советские люди, мужественные и бесстрашные, дисципли
нированные, твердо верящие в победу и не отступающие ни перед Ка
кими препятствиями. Они всегда стремятся вперед, никогда не оста
навливаются на достигнутом, умеют грудью встретить врага и умеют ждать, когда это нужно, и самое главное умеют всегда довести дело до конца, беззаветно выполнить свой долг перед родиной. Бесспорна за
слуга режиссера и актеров фильма в том, что они сумели воплотить на экране подлинные черты героизма, лучшие качества советского человека.

Портреты героев отечественной

войны

Когда смотришь эту картину, видишь Балтику и Черно
моры, видишь героев-подводников севера и юга, видишь сильные характеры советских моряков. Чувст
вуется, что авторы Александр Штейн и Иоганн Зельцер — писатели-моря
ки, хорошо владеющие материалом, знающие то, о чем они повествуют. Реальность событий, естественность поступков и точность диалога — одно из основных достоинств фильма, интересно и вдумчиво постав
ленного режиссёром Александром Ивановым.
Кое-что в картине режиссёрски не доведено до конца, однако главные роли в фильме — роли командира
корабля и минера Чнбисова—-сделаны актёрами и режиссёром цельно я сильно.
Хочется отметить также и образ боцмана Минаева, горячего патриота, отважного воина и отличною моря
ка, мастерски созданный актером В. Шарлаховым.
И флот и зритель будут благодарны сценаристам, постанов
щикам и актёрам за яркие образы храбрых морских офицеров, за под
купающую простоту и романтику этой картины, за увлекательность н убедительность этого небольшого кинорассказа о доблести наших подводников.
И, в заключение хотелось бы отметать ту культуру и художественный такт, с какими сделана эта полезная картина Бакинской киностудией, руководимой Г. В. Александровым.
Вл. Рудный.
ПРОИЗВЕДЕНИЯ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ И СКУЛЬПТОРОВ
Комитет по делам искусств при Совнаркоме СССР заказал группе московских художников и скульпто
ров живописные и скульптурные портреты героев отечественной вой
ны, прославленных командиров Красной Армии, выдающихся деятелей нашей страны.
На-днях весь советский народ узнал о бессмертном подвиге организаторов и руководителей подполь
ной комсомольской организации «Молодая гвардия» Ульяны Громовой, Ивана Земнухова, Олега Ко
шевого, Сергея Тюленина п Любови Шевцовой. Сейчас заслуженный деятель. искусств Е. Кацман, художники К. Финогенов, Н. Денисов
ский, В. Одинцов II Ф. Антонов приступили к работе над портретами доблестных комсомольцев. Скуль
птурные портреты молодых героев поручено выполнить молодым скульпторам С. Попову, А. Зеленскому, О. Квинихидзе, Н. Нисс-Гольдман и Н. Абакумцеву.
Лауреаты Сталинской премии, заслуженные деятели искусств Кукрыниксы пишут с натуры портрет
матери Героя Советского Союза Олега Кошевого Елены Николаевны Кошевой.
Композиционный портрет Героя Советского Союза Александра Матросова, закрывшего своим тело-м ам
бразуру вражеского ДЗОТ а и тем обеспечившего успех наступавшему подразделению, готовит лауреат
Сталинской премии II. Соколов-Скаля.
Лауреаты Сталинской премии В. Ефанов и П. Шухмин, художни
ки Г. Ряжокий, Н. Струнников, П. Котов пишут портреты дваж
ды Героев Советского Союза капитана Д. Б. Глинка, гвардии капитана В. М. Голубева, гвардии подполковника В. А. Зайцева, гвардии капитана В, С. Ефре
мова, гвардии майор-а П. А. Покрышева, гвардии майора А. И. Покрышкина. Над их скульптурными портретами работают лауреат Сталин
ской премии, заслуженный деятель искусств М. Маннзер. заслуженный деятель искусств БССР 3. Аэгур, заслуженные деятели УССР Л. Му
равит и М. Лысенко, скульпторы Е. Белашева-Алексеева, С. Попов.
Лауреат Сталинской премии, народный художник СССР А. Герасимов пишет портрет генерал-лейте
нанта Н. С. Хрущева. Заслуженный деятель искусств В. Мешков рабо
тает над портретом генерала армии Р. Я. Малиновского.
Центральная база Главканцторга КОГИЗ’а РСФСР отправляет в ос
вобожденные районы письменные принадлежности для школ. На снимке; упаковщицы П. Минина и К. Нодузова укладывают учени
ческие1 тетради для сттправки их в освобожденные районы Орловской
области.
Фото З. НЕВЕРОВОЙ (ТАСС).

Военные действия в Италии

ЛОНДОН, 20. (ТАСС). Штаб войск союзников в Северной Африке со
общает, что американская 5-я армия продолжает расширять овоё предмостное укрепление, преодолевая ослабевающее сопротивление против
ника. Подкрепления продолжают прибывать. 8-я армия поирежвему продвигается яа север. В районе Таранто войска союзников осуществили некоторое продвижение.
В ночь на 19 сентября легкие бомбардировщики, базирующиеся на аэродромы Северо-Западной Африки, атаковали дороги я железнодорожную линию, ведущую к зоне боёв в Салерно. Вчера бомбардировщики наносили удары по тран
спортным колоннам, дорогам и мостам в районе Контурси и Кастельнуово. Уничтожено или повреждено много транспортных средств- противника. В ночь на 20 сентября ноч
ные бомбардировщики союзников сбросили бомбы на подступы к мосту близ Беиевенто.
ЛОНДОН, 20. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, по сообщению алжирского радио, действую
щие на побережье Адриатического моря моторизованные части союзников быстро продвигаются на се
вер по направлению к Фодже. Эти войска снабжаются нз Бриндизи, куда непрерывно прибывают грузы и подкрепления. Многие аэродро
мы, расположенные на итальянской территории, находятся сейчас в руках союзников.
ЛОНДОН, 20. (ТАСС). Штаб союзных войск в Северной Африке со
общает, что сегодня американская 5-я армия заняла на полуострове Сорренто все важнейшие высоты, господствующие над Неаполитанским заливом.
ЛОНДОН, 20. (ТАСС). Агентство Рейтер, ссылаясь на сообщение каирского радио, передаёт, что 8-я ар
мия занимает сейчас позиции непосредственно перед Неаполем, и следует ожидать, что битва за этот город начнётся в любой момент.
ЛОНДОН, 20. (ТАСС). Как передаёт агентство АФИ, алжирское ра
дио сообщило, что сегодня после
поцудня 5-я американская армия
заняла Амальфи.

„БИОГРАФИЧЕСКИЙ

СЛОВАРЬ МГУ“
Кадры из фильма «Подводная лодка
ОБЪЕДИНЕНИЕ
ТЕАТРА РЕВОЛЮЦИИ
И ТЕАТРА ДРАМЫ
Решением исполкома Московского совета объединяются Театр революции и Московский театр драмы. Ху
дожественным руководителем театра назначен лауреат Сталинской пре
мии народный артист РСФСР Н. Охлопков. Текущий репертуар объеди
ненного Театра революции составят лучшие спектакли обоих коллективов. Среди них: «Фронт», «Русские люди», «Питомцы славы» («Давнымдавно»), «Собака на сене» и др.
Т1о возвращении Театра революции и-з Ташкента об’единённый коллектив начнёт репетиции новой пьесы Н. Погодина «Лодочница».
Действие пьесы развёртывается в
дни великой битвы за Сталинград. Спектакль ставит Н. П. Охлопков.
ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
* ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО обслуживания рабочих Подмосковного уголь
ного бассейна выехала артистическая
бригада Управления по делам искусств Мосгорисполкома
ХРОНИКА КИНО
* В КИНОТЕАТРЕ «Метрополь
большим успехом демонстрируется фильм «Богдан Хмельницкий». Рабочие крупнейших предприятий столицы посещают киносеансы большими коллекти
вами. На-днях фильм смотрела группа украинских писателей и артистов.
К 100-летию
СТАРЕЙШЕГО ВУЗА
В 1855 году вышел в свет «Биографический словарь профессоров и препо
давателей Московского университета». В »том словаре была отражена деятельность профессорско-преподавательского состава за 100 лет существования университета. Сейчас, в связи с исполняющимся в 1045 году 190-летием МГУ, решено издать новый словарь с подроб
нейшими биографиями профессоров и преподавателей университета за время с 1855 года до наших дней.
Словарь включит до 1.000 биографий и составит два тома. Ответст
венным редактором словаря утверждён профессор Удальцов. ;
В магазинах Военторга началась продажа орденских лент-планок, предназначенных для ношения на повседневной и половой форме. На снимке:-майор Л. Горегляд по
купает в Центральном универмаге Военторга планки с лентами двух -Орденов Красного «Знамени, ордена Красной Звезды и медали «За обо
рону Сталинграда».
Фото С. ЛАРИЧЕВА.
ЛЕНИНГРАДСКАЯ
КАПЕЛЛА
В ближайшее время в Москву приезжает старейший русский хо
ровой коллектив — Ленинградская академическая капелла. На протя
жении двух с лишним столетий капелла, основанная ещё в 1713 году, являлась крупной профессиональной певческой школой, воспи
тавшей многочисленные поколения русских .певцов. На образцах худоя;ественного исполнения этого коллектива создавались славные тра
диции русского исполнительского искусства.
Безупречность ансамбля, высокий вокальный уровень, огромный репертуар капеллы славились не только в нашей стране, но и за её пределами.
С работой капеллы связаны имена Бор-гнянекого, Глинки, Балакире
ва, Римского-Корсакова, и других выдающихся русских музыкальных деятелей.
В начале войны коллектив капеллы был эвакуирован из Ленингра
да, совершил ряд гастрольных поез
док, побывал в Сродней Азии, в Кирове, Новосибирске и других горолах страны.
В Новосибирске капелла приняла участие в исполнении кантаты С. Прокофьева «Александр Невскийв одном из концертов симфонического оркестра Ленинградской фи
лармонии под управлением Е. Мравинского. Последнее время капелла работала в Горьком.
Коллектив капеллы насчитывает сейчас 53 человека (художественный руководитель — профессор Г. Дмит
риевский). По приезде в Москву будет проведён набор новых певцов по конкурсу.
Открытым выступлениям капеллы будет предшествовать репетиционный период для подготовки к концертам из произведений современных русских композиторов. В частности капелла выступит с исполне
нием новой оратории композитора Ю. Шапорина.

ИСПОЛНЕНИЕ КАНТАТЫ «МОСКВА» В ЛЕНИНГРАДЕ

ЛЕНИНГРАД, 20. (По телефону. Наш корр.). О огромным успехом
симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета впервые испол
нил в Ленинграде патриотическую кантату П. И. Чайковского «Москва», не исполнявшуюся почти полве
ка. Присутствовало много бой
цов и офицеров Ленинградского фронта н Краснознамённой Балти
ки. Трудно передать то воодушевление, которое охватило зал нрн торжественных звуках замечатель
ного произведения Чайковского, проникнутого горячей любовью к роди не и к народу.
Отлично звучал симфонический оркестр под управлением Е. И. Элиасбсрга. О большим успехом про
шли выступления участвовавших в исполнении кантаты солистов — за
служенного артиста РСФСР В. Л-
Легкова, артисток М. И. Мержевской и Н. Н. Чернявской, об’единёвного хора Ленинградского радиокомитета и ансамбля красноармейской песни и пляски Политуправ
ления Ленинградского фронта под управлением хормейстера Анисимова.
Концерт, состоявшийся в Большом зале филармонии, транслировался по радио.

Б. В. Асафьев

С

ИМЕНЕМ Бориса Владимирови
ча Асафьева (Игоря Глебова) связаны яркие страницы нашей музыкальной истории. Это бесспорно один из самых авторитетных музыкантов нашего времени.
Работы Асафьева (Игоря Глебова), посвящённые музыкально-истори
ческим проблемам, его монографиче
ские очерки, рисующие крупнейших представителей русской музыки, уже давно приобрели подлинно классический характер и мировую извест
ность. Его всегда образная, живая и оригинальная мысль, лите
ратурно безупречный и лишенный какой бы то ни было схоластической сухости язык, гуманистическая направленность любого суждения, оцен
ки оказывают огромное воздействие да нашу музыкальную молодёжь, которая учится ио его книгам. А
гармоническое сочетание в одном человеческом облике исследователя,
музыковеда, писателя и историка с высококультурным композитором,
автором очень многих музыкальных произведений, придаёт этому выдающемуся советскому учёному осо
бый авторитет, неотразимо привлекающий к нему людей.
К Асафьеву идут композиторы, чтобы узнать чего мнение об их работе, выслушать его всегда серьёз
ные, проникновенные критические суждения. К Асафьеву идет теоре
тик, историк, музыковед. После встречи с ним каждый его собеседник чувствует себя творчески обогащённым.
Неистощимость творческой энергии, многообразие жанров его лите
ратурной, музыкальной и общественной деятельности поистине уди
вительны. Владея в совершенстве техникой создания самых разнообразных музыкальных форм, он написал примерно 30 опер и балетов, несколько симфоний, многочислен
ные сонатные н вокальные циклы, отдельные камерные инструментальные ансамбли и пьесы. Большой по
пулярностью пользуются его балеты «Пламя Парижа», «Бахчисарайский фонтан», не сходящие со сцены всех крупных оперно-балетных театров.
Трудно перечислить все. даже самые значительные, работы Асафье
ва-Глебова, поставившие его имя в ряду наиболее выдающихся пред
ставителей историко-музыкальной
мысли. Здесь и знаменитые «Симфоническне этюды», содержащие глубокий, интересный разбор целого ряда музыкальных явлений, и моно
графические очерки об отдельных композиторах, о некоторых операх
и балетах, и десятки музыкальнотеоретических и публицистических сочинений, и газетные рецензии, с которыми Асафьев выступал особенно часто, неизменно привлекая чи
тателей глубиной мысли, точностью оценки и. ясностью суждений.
Большинство его работ посвящено русской музыке, её значению в ис
тории мировой культуры. Пожалуй, чаще всего возвращается мысль писателя-музыканта к трём гигантам русской музыки — Глинке, Чайковскому, Мусоргскому.
Блестящие страницы сочинений Асафьева посвящены разбору опер «Руслан и Людмила», «Иван Суса
нин», «Борис Годунов», «Евгений Онегин».
Широкое и разностороннее образование Асафьева, полученное им в Петербургской консерватории и в Петербургском университете на ис
торико-филологическом факультете, было завершено знакомством с куль
турными ценностями Парижа, Рима, Вены п других городов. Традиции музыкальной культуры, воспринятые Асафьевым в молодые годы, шли от его непосредственных учителей и руководителей — Римского-Корсакова, Лядова, Балакирева, Стасова.
Деятельность Асафьева за, первые: полтора года отечественной войны,
проведенные в Ленинграде, —; образец высокого .патриотизма и исключительной творческой производительности. В области литер^турно
мая во внимание многочисленные случаи нападений на представите
лей властей, — говорится в прика
зе, — глава правительства принял решение усилить возможность при
менения репрессий государственной полиции. В частности полицейским
разрешается прибегать к оружию в случаях, какие они сочтут необходимыми, например, в случае попыт
ки бегства при переводе заключён
ных из одного места в другое, & также применять оружие, чтобы останавливать автомашины, пытающиеся скрыться».

Антигерманские выступления датских

патриотов

СТОКГОЛЬМ, 21. (ТАСС). Шведская газета «Свенска дагбладет
сообщает, что в Копенгагене на прошлой неделе каждую ночь бы
ло слышно в среднем около 6 взрывов. Разрушено много пред
приятий, работавших на немцев. В ряде городов немцы в качестве ре
прессии наложили на население контрибуцию. В университетах Копенгагена и Орхуса гитлеровцы
произвели многочисленные аресты. Среди арестованных находятся, в частности, профессора Эрнст Франдсен, Франк Братт, Адольф Петерсен, Андреас Бликенберг и др.
Бургомистр Копенгагена уже уплатил гитлеровским оккупационным властям контрибуцию, нало
женную та население города за убийство немецкого унтер-офицера, хотя было выяснено, что это убийство было совершеяо на почве ревности. Немцами арестовано до последнего времени около 8 тыс. датских офицеров и солдат. Гитлеров
цы заявили датским офицерам, что каждый из них, кто даст подписку
о лойяльностн но отношению к Германии, будет выпущен на свободу. Однако все до одного офицера отказались дать такую подписку.
По сведениям датского пресс-бюро в Стокгольме, население Дании
продолжает укрывать большое количество военных материалов, оружия и боеприпасов, принадлежав
ших датской армии, несмотря на то, что командующий оккупацион
ными войсками в Данни генерал Ганнекен издал приказ о немед
ленной сдаче населением оружия и боеприпасов. Гавнекен вынужден был падать ещё один приказ об отсрочке последнего дня сдачи
оружия до 1 октября. Гитлеровский генерал вновь грозит датчанам, что виновные в нарушении этого при
каза будут наказаны по законам чрезвычайного военного времени, т. е. казнены.
Во всей стране свирепствуют немецкие военно-полевые суды. Дат
чан бросают в тюрьмы по малей
шему поводу. В Ютландии суд приговорил к тюремному заключе
нию датчанина Румфа за оскорбление датского «добровольца», служащего в немецкой армии. Датча
нин Ларсен был заключен в тюрьму за то, что он сорвал об’явленне немецких властей о введении в стране чреэвы чайного положения. Такая же судьба постигла датча
нина Ханстеда «за насмешки над немецкими солдатами». Военно-по
левой суд приговорил к тюремному заключению двух датчан «за оскорблеяяе немецких военных».
Гитлеровский шпионаж
в гетеборгском порту
СТОКГОЛЬМ, 21. (ТАСС). Газета «Гетеборгс тиднинген» опубликовала письмо одного рыбака, который сообщает, что гетеборгский порт кишит лицами, являющимися гитле
ровскими агентами. Эти лица ведут в этом порту разведывательную ра
боту, добывая у рыбаков западного побережья Швеции сведения о ме
стонахождении шведских и других
судов. Они выспрашивают у рыбаксв, не видели ли они в море ино
странные военные суда, самолёты и т. д.
Эвакуация детей
из Будапешта
СТОКГОЛЬМ, 21. (ТАСС). Будапештский корреспондент швед
ской газеты «Дагенс нюхетер» сооб
щает, что 18 сентября в Будапеште были расклеены об’явления об эвакуация из города всех детей в возрасте от 5 до 15 лет.

Бои за Красноград

музыкальной им написано за это время до 20 сочинений. Среди них
такие работы, к^к монументальный «Опыт анализа развития музыкаль
ного композиторского слуха в связи с рассказом о моей жизни, как му
зыканта», очерки для книги «25 лет советской музыки» и т. д. За это же время композитором завершено мно
жество музыкальных произведений, в том числе балетов, многие из ко
торых должны вскоре увидеть свет на сценах Москвы, Свердловска и других городов.
Жизнь и работа Бориса Владимировича Асафьева, его творческая самоотверженность, ясность и неутомимость мысля, непрестанная работа над собой и горячая отзывчи
вость на все явления окружающей действительности — поучительный пример для цашей молодёжи. Его деятельность нашла высокое признание советского народа и правительства нашей страны. Он — лауреат Сталинской премии, орденоносец, удостоен звания народного артиста РСФСР. Сейчас он выдвинут кандидатом в действительные члены Академии наук. Все мы, совет
ские музыканты, выражаем свою радость и гордость по поводу вы
движения кандидатуры этого учено
го, большого музыканта, страстного патриота, но праву заслужившего глубокую любовь и беспредельное уважение своих сограждан.
Лауреат Сталинской премии Д. Шостакович.
ПОЛТАВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 20. (Спец. корр. ТАСС). Прорвав сильно укреплённую оборонитель
ную линию противника в районе рев Мерефа и Мжа, наши части нанесли за последние дня еще ряд ударов по немецким войскам, отступающим в юго-западном и западном направлениях.
Бои протекали главным образом на промежуточных рубежах, которые укреплялись немцами с расчётом
на длительное сопротивление. Эти рубежи изобиловали значительным количеством огневых средств, преимущественно миномётов и пулемётов. Большие надежды немцы воз
лагали на свои опорные пункты, созданные в районе Новой Водолаги, Новоселовки, в заречном районе Валки, Староверовке и других сёлах.
Эта группа населённых пунктов представляла, в силу своего выгод
ного географического расположения и целого ряда фортификационно-ин
женерных сооружений, мощный оборонительный рубеж немцев, при
крывающий с северо-востока крупный узел железных н шоссейных дорог н важный пункт на пути к Днепру — город Нрасноград.
Значение Краснограда стало для немцев ещё более важным после потери Харькова. Через Нрасноград в сторону Долтавы, Днепропетровска н Лозовой шёл основной грузо
поток, снабжавший значительную группировку гитлеровских войск. Немцы дрались за Нрасноград с особым ожесточением. Несколько пехотных, одну кавалерийскую ди
визию и танковые части стянул противник в район боёв, чтобы преградить путь нашим наступающим подразделениям. Немецкие
наземные силы поддерживались большими группами авиация.
Однако под натиском наших дивизий противник был вынужден откатываться в глубину своей обороны, неся повсюду тяжёлые потеря.
Особенно упорный характер носили бои за Новую Водолагу и группу населённых пунктов, растянувшихся цепочкбй на юг. Противник подготовил здесь круговую оборону, насытив её большим количеством огневых средств. Концентрическими уда
рами с разных направлений наше стрелковое соединение во взаимодействии с танкистами и артиллеристами выбило гитлеровцев из Но
вой Водолаги и, по пятам преследуя противника, окружая и уничтожая
его отдельные подразделения и группы, теснило врага в Красногра- ДУ
Вскоре бои перенеслись на подступы к Краснограду. Подвижные группы наших войск сбивали немецкие заслоны, настигали основные си
лы врага и завязывали с ними бон. В районе железной дороги, ведущей на Лозовую, немцы безуспешно пытались контратаками танков и пехоты остановить наших бойцов.
Дожди затрудняли действия наступающих частей. Наши инженерные войска и тут оказались на высоте своего положения! Мосты и переправы наводились быстро.
Продвигаясь вдоль полотна железной дорога, бойцы Н-ской части вскоре достигли высоты, являвшейся последним опорным пунктом вражеской обороны на подступах к го
роду. Высоту взяла штурмом рота старшего лейтенанта Ноздрачевэ. Подвижные группы наших войск ворвались на восточную окраину города. Начались уличные бои, которые происходили тёмной ночью. На
ши бойны проявили много уменья п инициативы, выбивая немцев из разрушенных зданий н укрытий, обходя очаги их сопротивления.
Отступая под ударами наших войск, немцы силой оружия угоня
ют население, разрушают колхозные постройки и дома, забирают скот.
Бои продолжаются. Наши части
идут вперёд, ломая сопротивление врага.
3. Липавский.
I
Перед выборами в Академию наук СССР
ОТОВСЮДУ
* АГЕНТСТВО Рейтер передает из Хайфы, что итальянская флотилия, со
стоящая из канонерки, 3 траулеров, одного буксирного парохода и одного минного тральщика, прибыла сегодня в порт Хайфы.

Телеграммы из-за границы

Лаваль усиленно вооружает свою

полицию

Полицейским дано право по своему усмотрению пускать в ход оружие
против французских патриотов
ЛОНДОН, 21. (ТАСС). «Правительство» Виши всерьёз обеспокоено ро
стом патриотического движения во
Франции и принимает экстренные меры к подавлению этого движения террористическими методами. Лаваль спешно вооружает свою поли
цию современным огнестрельным оружием. По сообщению агентства АФИ, Лаваль издал приказ, предоставляющий полицейским право
ярибегать по евоему усмотрению к оружию против любого француза, уличённого в каких-либо антиправительственных действиях. «Прини

Старейший

русский хор