Указ Президиума Верховного Совета СССР
О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ ВОЙСКОВЫХ ЧАСТЕЙ И СОЕДИНЕНИЙ
КРАСНОЙ АРМИИ
За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество наградить:
ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
111 гвардейский гаубичный артиллерийский полк
642 Краснознаменный пушечный артиллерийский полк
ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
4 истребительную бригаду 2-й истребительной дивизии
33 отдельную тяжелую пушечную артиллерийскую бригаду
4 гвардейский истребительный противотанковый артиллерийский полк
19 гвардейский армейский пушечный артиллерийский полк
32 гвардейский артиллерийский полк
35 истребительный противотанковый артиллерийский полк
67 гвардейский артиллерийский полк
136 гвардейский артиллерийский полк
167 гвардейский легкий артиллерийский полк
208 гаубичный артиллерийский полк
293 гаубичный артиллерийский полк
301 истребительный противотанковый артиллерийский полк
576 артиллерийский полк
753 пушечный артиллерийский полк
36 гвардейский минометный полк 84 гвардейский миномётный полк 14 отдельную корректировочную авиационную эскадрилью
135 отдельный батальон противотанковых ружей.

В боях за Чернигов

За образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте
борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство присвоить звание Героя Со
ветского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда»:
1. Старшине Власову Алексею Алексеевичу
2. Сержанту Вострикову Тимофею Ивановичу
3. Капитану Гриб Андрею Андреевичу
4. Старшему сержанту Ерохину Алексею Федоровичу
5. Старшему сержанту Жукову Ивану Федоровичу
6. Сержанту Зайцеву Ивану Федоровичу
7. Лейтенанту Кармацкому Тимофею Федоровичу
8. Старшему сержанту Кондратенко Ивану Васильевичу
9. Старшему сержанту Кинжаеву Хади Исабаевичу
10. Старшему сержанту Колтыге Федору Андреевичу
11. Старшему лейтенанту Лосеву Алексею Пантелеевичу
12. Старшему лейтенанту Морозову Ивану Ивановичу
13. Лейтенанту Нефедову Василию Федоровичу
14. Сержанту Николаеву Михаилу Архиповичу
15. Младшему сержанту Пархоменко Николаю Кирилловичу
16. Старшему сержанту Сидорову Вениамину Андреевичу
17. Сержанту Сотникову Василию Ивановичу
18. Младшему сержанту Старцеву Александру Петровичу
19. Капитану Терезову Евгению Матвеевичу
20. Старшему сержанту Тогузову Каурбеку Тембулатовичу
21. Майору Угловскому Михаилу Николаевичу
22. Младшему лейтенанту Шапарь
Григорию Ивановичу
За умелое и мужественное руководство боевыми операциями и образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борь
бы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество наградить:
ОРДЕНОМ ЛЕНИНА
1. Капитана Афанасьева Владимира Афанасьевича
2. Сержанта Данилина Фадея Ефимовича
3. Лейтенанта Калиновского Ивана Акимовича
4. Старшего лейтенанта Ковалева Николая Иосифовича
5. Лейтенанта Куликова Василия Васильевича.
6. Старшего сержанта Лаптева Виктора Михайловича
7. Старшего лейтенанта Малинина Владимира Андреевича
8. Красноармейца Пермякова Венсамия Михайловича
9. Майора Плысюк Николая Ефимовича
10. Старшего лейтенанта Приступова Алексея Владимировича
11. Старшего сержанта Седухина Ивана Михайловича
12. Старшего лейтенанта Сорокина Игоря Юрьевича
13. Старшего лейтенанта Храмцова Валентина Владимировича
14. Майора Шалимова Алексея Алексеевича
ОРДЕНОМ КРАСНОГО ЗНАМЕНИ
1. Полковника Каменского Ивана Гавриловича
2. Подполковника Клинковского Василия Андреевича
3. Майора Косачева Владимира Павловича
4. Полковника Краснюкутского Даниила Михайловича
5. Полковника Накашидзе Антона Михайловича
6. Полковника Некрасова Тимофея Макаровича
7. Полковника Некрасова Михаила Яковлевича
8. Подполковника Немова Бориса Митрофановича
9. Полковника Рощина Николая Константиновича
10. Полковника Струева Андрея Степановича
По приказу Верховного Главнокомандующего Маршала Советского Союза товарища Сталина вчера. 21 сентября, столица нашей Родины Москва от имени Родины салютовала
доблестным войскам Центрального фронта, успешно форсировавшим реку Десна и освободившим област
ной центр Украины — город Чернигов.
Как и всегда, салют в честь освободителей советской земли превра
тился в яркий и радостный народвый праздник. Ровно в 21 чае гря
нул первый артиллерийский залп из 124 орудий: от вспышек ракет стало, светло, как днём. В течение 4 минут были произведены 12 залпов Им вторили восторженные аплодисменты и приветственные воз
гласы москвичей, заполнивших улицы. площади, бульвары и набережные столицы
Салют в честь бойпов. офицеров и генералов Центрального фронта
транслировался по радио Вместе с москвичами его слушала вся страна.
(ТАСС).
Наши войска проходят через Чернигов... Святой яростью загораются сердца воинов, когда они видят, во что превратил немец этот древний украинский город, с чьим именем связано немало славных дат наФей истории...
Мы помним предвоенный Чернигов. Зелёный, веселый, богатый. Жизнь кипела ключом на его уют
ных улицах, на его предприятиях, в его школах, библиотеках, клубах, научпьгх учреждениях. И вот он пе
ред на.ми два года спустя, после долгих месяцев свирепой немецкой оккупации. Невольно сжимаешь кулаки, и проклятье несется вслед фа
шистам, отступающим под ударами советских воинов.
Город сожжён, разрушен, пуст. Дымятся руины когда-то красивых зданий. То, что немцы не успели уничтожить во время сентябрьских воздушных налётов 1941 года, то,
что они не прикончили за время своего владычества, они прикончили сейчас, когда Красная Армия, фор
сировав Десну, стала гнать их на запад. Некоторые здания они взрывали по два раза, чтобы не оста
лось даже степ. Там. где стоял большой советский областной центр, — сейчас мёртвое место, «зона пустыня», как цинично говорят нем
цы. Словно мор прошёлся по его улицам.
Приказ Верховного Главнокомандующего отметил боевые дела частей Красной Армии, одержавших
победу на Десне, форсировавших её на широком протяжении и овладевших Черниговом. За несколько дней, предшествовавших освобожде
нию Чернигова, врагу был нанесен ряд тяжелых ударов, и его «непри
ступный вал», выстроенный вдоль Десны, оказался взломанным и преодоленным. Пленные немецкие солдаты и офицеры в один голос говорят, что они считали свои укрепле
ния на Десне столь же сильными, как пресловутая линия Зигфрида. Обер-лейтенант Иоахим Штольц,
взятый в плен в первый день боёв за Чернигов, довольно самоуверенно твердил: «Этот орешек не так просто разгрызть. Ведь за нас тут постаралась природа, а наши инжене
ры дополнили то, что сделала она»... И тем не менее в результате трехднбвных упорных боев наши вой
ска, форсировав реку, овладели сильно укрепленным районом, вышибли немцев из их долговременных опорных пунктов, обложили город с разных сторон и начали решительный штурм. Сила нашего на
тиска была исключительно высокой. Дух наступления владел офицерами и бойцами. Были случаи, когда ра
неные отказывались эвакуироваться в госпитали и оставались в строю. «Мы не покинем свой полк до тех пор, пока не будет взят Чернигов»,—говорили они.
Десятки и сотни воинов покрыли себя неувядаемой славой в боях за Чернигов.
Красная Армия не забудет подвига старшего сержанта Василия Еро
феева. Во главе небольшого отряда он на плоте переправлялся через
Десну. Впереди был высокий берег, хорошо^ укрепленный противником. Немцы вели интенсивный огонь. Не
сколько осколков ударили по плоту. Были раненые. Ерофеев продолжал держать курс точно по намеченно
му плану. Пристав к берегу,; бойцы пустили в ход заранее припасенные багры и лестницы, вскарабкались по крутому, скользкому глинистому скату и зацепились на крохотном участке земли. Немцы обстреливали их из миномётов и пуле
мётов. Бойцы умело зарылись в землю. Тогда гитлеровцы пошли в атаку против бойцов Ерофеева. Их было во много раз больше. Ерофеев приказал подпустить их на близкое расстояние, а затем неожиданно открыл огонь из пулемёта. Вра
жеская атака захлебнулась. Через короткое время немцы снова попытались сбросить наших бойцов в реку. Вот они всё ближе и ближе... Ерофеев поднял свой отряд в шты
ки В рукопашной схватке Ерофеев уничтожил четверых немцев. Тяжело раненный он продолжал коман
довать своими людьми. Советские бойцы выдержали и эту, и несколько последующих немецких атак. Десятки убитых немцев валялись во
круг. Истекая кровью, Ерофеев все же нашел в себе силы отдавать приказания. Он выдержал. Выдер
жали наши воины. Они дождались подкрепления. Немцы не только вынуждены были здесь прекратить ата
ки, но и отступили, оставив немало тех пики.
...Чернигов наш. Наступление Красной Армии продолжается. Уже очищена большая часть Чернигов
ской области. Грохот артиллерийской канонады разносится над полями Украины, возвещая измученным немецкой неволей людям скорое освобождение.
Капитан Б. Соловьев. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 21 сентября.

На Полтавском направлении

Перед общим собранием Академии наук

СССР

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 21. (Спец. корр. ТАСС). Освободив Краснопрад и вслед за ним ещё десятки населенных пунктов Харь
ковской и Полтавской областей, наши войска продолжают наступ
ление. Бои, как и прежде, носят исключительно упорный характер. Немцы то и дело предпринимают контратаки Б районе Кочубеевки, превращённой противником в опор
ный пункт, Н-ская часть отбила несколько контратак гитлеровцев, в которых участвовали, танки, мотопехота а авиация. Неприятель понёс большие потери и был отброшен дальше на запад.
Наши войска проходят по опустошённой немцами земле. Силой оружия гитлеровцы заставляют крестьян покидать родные места. Се
годня наши танкисты. преследуя отступающего врага, догнали большую колонну гражданского населе
ния, уводимого немцами в тыл. От фашистского рабства освобождено до 20 тысяч женщин, стариков, де
тей. Кровь стынет в жилах, котла слушаешь, что пришлось пережить этим людям. Под угрозой расстрела немцы выгоняют народ из домов и
под конвоем заставляют следовать за собой Больные и инвалиды пристреливаются на месте. Матери разлучаются со своими детьми.
Имущество личные вещи советских граждан предаются огню и разграблению
Разрушенные города и сёла, через которые проходит путь нашего наступления, ещё больше разжига
ют у бойцов и офицеров Красной Армии ненависть к врагу, удесятеряют силу их ударов.
Ожесточённое сопротивление противник оказывает по течению рек Коломак и Орчик. Немцы сконцентрировали здесь части, пополненные
за счет подошедших резервных подразделений, а также значительное количество огневых средств. Однако ударами с разных направ
лений наши войска пробили брешь и в этой линии немепкой обороны, на неприступность которой рассчитывал враг. Наши части продолжают теснить противника, цепляющегося за каждый бугорок, за каж
дую вьгсотку и населённый пункт. Подвижные отряды преследования, двигаясь в авангарде, опрокидывают неприятельские заслоны и расчищают путь главным силам. Ав
томатчики Н-окой части мелкими группами просачиваются в тыл противника и внезапным огнём пз засад, устраиваемых на перекрё
стках дорог и у мостов, причиняют отступающим немцам большой урон.
З. Липавский.
НА ЗАСЕДАНИЯХ ОТДЕЛЕНИЙ
Вчера на утренних и вечерних заседаниях отделений Академии наук СССР подводились итоги научно-исследовательской деятельности
институтов и других академических учреждений в 1942 году и первом полугодии 1943 года. С докладами на эту тему выступили академики
В. А. Обручев, И. И. Мещанинов и В. Г. Хлопнп.
Говоря о рабоде геолого-географического отделений, академик В. А. Обручев указал, что институты добились немалых успехов и в первую очередь по обеспечению промышленности минеральным сырьём. Большие исследования провели географы н почвоведы. Они, в част
ности, принял® участие в изучении земельных фондов Западной Сибири, Урала н Казахстана. Цель этих работ — расширение сельокого хозяйства этих районов.
На вечернем заседании отделения истории н философии, состоявшемся в Доме учёных, выступил членкорреснондёнт академии А. Д.
Удальцов. Он сделал доклад о происхождении восточных славян (этногенез).
Сегодня днём началось заседание отделения технических наук. В по
вестке дня — доклад заместителя академика-секретаря А. М. Терпигорева о деятельности институтов отделения за истекшие полтора года.
Три научных доклада заслушают сегодня ученые, входящие в состав
химического отделения. Выступают члены-корреспонденты академии И. А. Казарновский и А. Ф. Капустннский, а также доктор химиче
ских наук Н. В. Агеев. В повестке отделения геолого-географических наук — доклад академика Л. Н. Прасолова об очередных теоретических вопросах почвоведения.
Большой интерес у учёных, входящих в состав отделения истории п философии, вызывает назначенный па 6 часов вечера доклад ака
демика Б. Д. Грекова «Первый труд по истории Роосии». На этом яге за
седании с докладом «Русь, и, Во
сток» выступит профессор С. П. Толстов.

В ПОИСКАХ „ВЕЧНОГО“

КАЛИБРА

В ЛАБОРАТОРИИ идут опыты.
Небольшая стеклянная ванна наполнена прозрачным раствором, хорошо пропускающим электриче
ский ток. Доцент Пётр Павлович Шишков осторожно вынимает из ванны измерительный инструмент, сверкающий так. словно его только-что посеребрили.
Это—резьбовый калибр. Под действием гальванического тока сталь
в растворе оделась в защитную «броню», твёрдую и прочную. «Вы
садившийся» из раствора металл покрыл инструмент и резьбу ровным толстым слоем.
Для испытаний калибр передадут оборонному заводу.
Научные сотрудники Вечернего металлургического института в этой небольшой ванне подготовили
столько калибров, что ими можно оснастить целый цех. Заведующий кафедрой металловедения кандидат
технических наук доцент П. П. Шишков, заведующий кафедрой химии профессор С. А, Ануров, инженеры Ф Ф Соколов и И Я. Коз
лов ведут интереснейшие опыты — поиски «вечного» калибра.
Калибр—самый распространенный измерительный инструмент. Представьте, что для вашей работы не
обходим инструмент жизнь которого продолжается всего 30—40 суток. Инструментом вы пользуетесь сотни раз в день. И чем чаще вы его употребляете, тем скорее он уменьшается.
Токарь-стахановец Н-ского завода столицы В. Гущенко, выполняющий производственные задания на 300 процентов, измеряет калибром корпус обработанного снаряда. Фото Л. СМИРНОВА.
Без калибра немыслимо производство вооружения, боеприпасов, немыслимы машиностроеине, станкостроение.
Почти все детали самолёта отлиты и отделаны в разных цехах, а иног
да и на разных заводах. Но вот они поданы на сборку. Все детали так хорошо подходят одна к другой, словно они сделаны одними и
теми же руками, сошли с одногб станка
К пушкам, сделанным оружейниками Урала, снаряды готовят москвичи К автоматам, сделанным в столице, всегда подойдут- патро
ны. выпущенные любым заводом любого города нашего необ’ятного Союза, потому что при обработке каждой детали выдержана величайшая точность, доведенная до. сотых; даже тысячных долей милли
метра. Правильность размеров тщательно выварена калибрами.
Малейшее, незаметное для глаза, отступление в размере самого ка
либра может привести к губительным результатам, к браку^ множе
ства деталей целых узлов й даже всей машины.
В конце смены специальный кон
тролёр проверяет в цехах правильность всех калибров, которыми
пользуются рабочие. Контрольный калибр он передаёт для испытания
в заводскую лабораторию. Комната, где измеряют калибры,—своего рода «святая святых» завода, куда допускаются лишь немногие.
Для большей прочности калибры хромируют Но хром осаждается неравномерно. В оборонной про
мышленности применяются сложные резьбовые калибры. Это уже не просто измерительный инструмент, а сложнейшее приспособление Резь
бовые н фигурные калибры трудно поддаются хромированию.
Стальная резьба скоро изнашивается. Калибр уменьшается в об’- ёме. Тогда его передают в инстру
ментальный цех для переделки. Самые опытные токари, фрезеровщики. шлифовщики заново обраба
тывают сносившийся инструмент, чтобы приспособить его для измерения деталей других размеров.
Чтобы сделать совсем новый калибр, цехи вынуждены готовить много сложнейших приспособлений. Для измерений калибров нужны особые оптические приборы.

Завод выполнил годовой

план

На-днях завод, где директором тов. Талыпин, закончил выполнение годового плана по выпуску продукции для Красной Армии.
В борьбе за досрочное выполнение годового плана на заводе вы
росло много стахановцев — двухсстников и трёхсотников. Комплек
товщица тов. Богданов^ вырабатывает ежедневно больше трёх норм за смену; фрезеровщик тов. Кирса
нов даёт три нормы, навесчица тов. Клейменова — 2 Л нормы. На заводе созданы фронтовые молодёжнокомсомольские бригады. Бригада навесчиц тов. Коломенской ежедневно выполняет больше двух норм.
Многие мастера завода за высокие показатели в работе награждены грамотами райкома ВКП(б). Сре
ди них—тт. Крутова, Алексеева, Киселёва, Шорников, Креслин. Они имеют по 2—3 грамоты.
За досрочное выполнение годового плана по выпуску фронтовой продукции завод получил благодарность командования.
В ЧЕСТЬ 25-ЛЕТИЯ
ВЛКСМ
На предприятиях Коминтерновского района проходят сейчас молодёжные собрания. Молодые рабочие включают
ся в социалистическое соревнование в
честь 25-летия ВЛКСМ, привимают на себя новые обязательства.
Комсомольско-молодёжная фронтовая бригада имени Героя Советского Сою
за Наташи Ковшовой на фабрике «Красная оборона» решила добиться увеличения выработки каждым членом бригады на 15 процентов. Ко дню юбилея работницы повысят свою про
изводственную квалификацию не менее чем на 1 разряд, помогут благоустройству фабричного общежития.
На предприятиях района еоздатотая сейчас десятки новых комсомольскомолодежных бригад.
ТРЕСТ ОТРЕМОНТИРОВАЛ
87 ЗДАНИЙ
Строительный трест «Мосжилстройзаканчивает программу ремонта жилых домов. За истекшую пятидневку было сдано точно по графику 8 отремонти
рованных зданий, а всего за сезон — 86 домов. Сегодня заканчиваются ре
монтные работы на 87-м об’екте — в доме № 8Д1спо Петровке.
По плану строители должны привести в полный порядок 1в2 вдания.
ЖЕНЫ ФРОНТОВИКОВ
НА ПРОИЗВОДСТВЕ
В дни отечественной войны на предприятия Кировского района приняты тысячи новых работниц. Они заменили У станков своих мужей, ушедших ва фронт. Многие из них стахановки. Жена фронтовика тов. Инюшкина работает мастером на клее-мыловаренном заводе.
За отличную работу она награждена почётной грамотой Наркомата местной промышленности. Значительных успе
хов добилась стахановка фабрики «Дев. ская игрушка» тов Чирикова, также награждённая почётной грамотой нар. комата. Сейчас тов. Чирикова выдвинута на должность начальника цеха.

Троллейбус должен курсировать

по расписанию

КОНТРОЛЬНЫЕ ПУНКТЫ НА ЛИНИИ
Троллейбус все еще работает неудовлетворительно. Особенно плохо обслуживает он москвичей в часы «пик».
Что делается сейчас для того, чтобы улучшить работу этого вида городского транспорта?
В службе движения треста «Мостроллейбус» нам сообщили, что в ближайшие дни на линиях трол
лейбуса появится 40 — 50 машин, работающих с перерывом, который будет падать на часы наименьшей загрувки городского транспорта. Это позволит усилить движение в часы «пик».
Чтобы более правильно регулировать движение машин по городу, с 22 сентября на некоторых маршрутах в середине линии устанавливаются контрольные пункты.
Контролерам поручено проверять прохождение машин, не допуская больших интервалов и скопления троллейбусов на конечных стан
циях. Водители, нарушившие рас
писание, будут лишаться рейсовой премии за регулярность движения, а систематически нарушающие расписание — привлекаться к ответственности как бракоделы.
За движением троллейбусов в пусти будут наблюдать также и
раз’ездиые контролеры движения. Их задача — с хронометром в ру
ках корректировать существующее
расписание. Эта работа закончится к 1 октября, после чего на всех ли
ниях решено ввести исправленные расписания.
Значительно расширяются права и увеличивается ответственность начальников конечных станций.
Чтобы обеспечить большую безопасность движения машин, особен
но в вечерние часы, на многих участках устанавливаются светящиеся трафареты, предупреждающие водителя об опасности.
Как продлить жизнь резьбового калибра? Поисками этого решения заняты учёные США, Англии и других стран мира.
Научные сотрудники Вечернего металлургического института ведут опыты несколько месяцев. Они уже добились хороших результатов.
Вместо раствора, содержащего хром, здесь применён особый электролитный состав с другим металлом. В отличие от хрома этот металл осаждается равномерно. Защитная «броня» получается большой толщины.
Обычно при хромировании инструментов пользуются очень слож
ным приспособлением — так называемым экраном. Новый состав ровно покрывает инструмент и без экранирования.
Учёные много экспериментировали о составом раствора. Из
меняли режим. Определяли время, необходимое для того, чтобы ка
либр. покрытый прочной «броней», не нуждался в дальнейшей механической обработке. Надо было до
биться, чтобы толщина слоя наращиваемого металла строго соответ
ствовала установленным размерам. Этого удалось достигнуть.
Опытные образцы калибров применены на за.воде им. Кагановича п на других предприятиях столицы. Они уже прослужили два срока по сравнению с обычным резьбовым-ка
либром. а некоторые — пять идаже десять.
Но защитная «броня», в которую заключают инструмент,- наконец, снашивается. Тогда её восстанавли
вают. Так калибр сможет жить очень долто
Ещё рано говорить, что «вечныйкалибр найден. Но опыты института пенны. Они имеют большое практическое значение.
О. Русанова.
ПРИ УЧАСТИИ
РАБОЧИХ
Полезную инициативу проявили рабочие предприятий Красногвардейского райпромтреста. В свободное от работы время они занялись подготовкой производственных помещений к зиме: ре
монтом крыта, остеклением, утепление* цехов и т. д. На жестяно-штамтюбоч
ком заводе каждый рабочий в той ил* иной мере участвовал в ремонте своего . цеха.
Капитальный ремонт на фабрике «Ширпотреб* также произведен при участии рабочих. Для помощи ремонтникам была создана специальная бри
гада. Необходимый ремонт помещений произвели своими силами рабочие фабрики головных уборов.
Семь предприятий райпвомтреста заканчивают сейчас все работы, связан
ные с подготовкой к зиме. В начале октября будет завершен капитальный ремонт на последнем предприятии — швейной фабрике.
ПОМОЩЬ ОСВОБОЖДЕННОМУ
ТАГАНРОГУ
Сегодня Наркомхоз РСФСР получил телеграмму из Таганрога с просьбой выслать детали трансформатора для восстанавливаемой городской электростанции. Сегодня же детали отправ
ляются в Таганрог. Ранее в Таганрог уже были высланы материалы для ремонта генераторов. Работы по восста
новлению разрушенного ^ фашистскими оккупантами энергохоззщ&тва быстро подвигаются вперед.
ОТДЕЛЫ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО
МУЗЕЯ
Политехнический музей возобновил работу с одиночными посетителями. Открыты отделы: энергетики, топливной промышленности, металлургии, машиностроения, химии, легкой промыш
ленности и автомобильный кабинет. В воскресные дни в музее читаются лек
ции для посетителей. Сейчас работники Политехнического музея готовятся к встрече экскурсантов — учащихся средней школы.
КУРСЫ
ПАРИКМАХЕРОВ
Коммунальная контора Киевского района организовала курсы повыше
ния квалификации парикмахеров. Программа рассчитана на 40 учебных часов.
ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ
МОСКВЫ
Школьники столицы с интересом изучают историю родного города. В шко
лах работают десятки исторических кружков. Сейчас городской институт усовершенствования учителей органи
зовал семинар для педагогов—руковЬдителей кружков по изучению истории Москвы.
Завтра в институте созывается учительская конференция по изучению истории Москвы. Вступительное слово скажет генерал-лейтенант Игнатьев. Педагоги расскажут о работе лучших кружков.
ПРИЕМ В ДЕТСКУЮ МУЗЫКАЛЬНУЮ
ШКОЛУ
В новом учебном году возобновляются занятия в детской музыкальной школе Октябрьского района.
В школу подано около 200 заявлений. Оейчас идут приёмные испытания. Уже отобрано 140 наиболее одарённых детей, получивших на испытаниях от
личные и хорошие оценки. 75 из них зачислены по классу фортепиано, остальные — по классам скрипки, альта, виолончели и народных инструментов.
Занятия начнутся 1 октября.
ЛЕКЦИОННОЕ БЮРО
при Комитете по делам высшей школы при СНК СССР
24 сентября в Колонном зале Дома союзов состоится публичная лекция члена-кор
респондента Академии наук СССР П. Ф. Юдина
на тему
«ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ гитлеровская
ПАРТИЯ
План лекции:
1. Возникновение гитлеровской партпи. ее полицейско-шпионский характер. 2. Связь гитлеровской партии с магнатами германского империализма. 3. Соци
альная база немепкого фашизма. 4. Программа, идеология, поли
тика немецких Фашистов. 5. Захват фашистами власти в Гер
мании. 6. Социальная демагогия гитлеровцев, террор, подкупы и подачки. 7. Фашистские методы воспитания молодежи 8. Подготовка немецкими фашистами второй мировой войны. 9. Гитлеров
ская партия — партия рабовДадельпев и крепостников. 10. Гла
вари немецких Фашистов -— Гитлер. ГерЦнг. Геббельс я дру
гие. 11. Современное военное и политическое положение Герма
нии и нарастание кризиса в гитлеровской партии
Начало лекпии в 7 час. 30 мин. вечера. Цена билетов от 2 до 5 рублей. Билеты продаются в кассе Колонного зала Дома сою
зов (Пушкинская ул., дом № 1, под езд -N5 3).
Председатель Президиума Верховного Совета СССР М. КАЛИНИН.
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Москва, Кремль. 21 сентября 1943 года. А. ГОРКИН.
О ПРИСВОЕНИИ ЗВАНИЯ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА СЕРЖАНТСКОМУ И ОФИЦЕРСКОМУ СОСТАВУ АРТИЛЛЕРИИ КРАСНОЙ АРМИИ
О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ СУВОРОВА ГЕНЕРАЛОВ
И ОФИЦЕРСКОГО СОСТАВА КРАСНОЙ АРМИИ
За умелое и мужественное руководство боевыми операциями по форсированию реки Десны, захвату города Трубчевск и за достигнутые в результате этих операций успехи в боях с немецко-фашистскими захватчиками наградить:
ОРДЕНОМ СУВОРОВА
ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ
Генерал-лейтенанта Колпакчи Владимира Яковлевича
ОРДЕНОМ СУВОРОВА
ВТОРОЙ СТЕПЕНИ
1. Полковника Андоньева Николая Федоровича
2. Генерал-майора Григорьевского Ивана Федоровича
3. Генерал-майора Жолудева Виктора Григорьевича
4. Генерал-майора Кузнецова Владимира Степановича
5. Полковника Мохина Ивана Васильевича
6. Генерал-майора Панчук Ивана
Владимировича
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Москва,Кремль. 21 сентября 1943 г. А. ГОРКИН.
О НАГРАЖДЕНИИ ОРДЕНАМИ ГЕНЕРАЛОВ, ОФИЦЕРСКОГО,
СЕРЖАНТСКОГО И РЯДОВОГО СОСТАВА АРТИЛЛЕРИИ
КРАСНОЙ АРМИИ
11. Полковника Холина Вениамина Александровича
12. Полковника Штейн Ивана Львовича
ОРДЕНОМ КУТУЗОВА
ВТОРОЙ СТЕПЕНИ
1. Подполковника Зубачевского Бориса Ивановича
2. Полковника Михайлова Николая Федоровича
ОРДЕНОМ КУТУЗОВА
ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ
1. Майора Букирева Александра Ильича.
2. Полковника Парфенова Михаила Тимофеевича
ОРДЕНОМ АЛЕКСАНДРА
НЕВСКОГО
Полковника Флоренко Алексея Ефимовича
ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ
1. Подполковника Бобок Дмитрия Кузьмича
2. Подполковника Бразголь Николая Израилевича
3. Полковника Гусева Ивана Федоровича
4. Полковника Коншина Николая Ивановича
5. Полковника Москаленко Тихона Марковича
6. Полковника Найденова Тимофея Антоновича
7. Подполковника Никопина Аркадия Васильевича
8. Генерал-майора артиллерии Полосухина Леонида Николаевича
9. Полковника Потанина Виктора Кузьмпча
10. Генерал-майора артиллерии Рожкова Павла Лаврентьевича
11. Полковника Рощицкого Николая Александровича
12. Полковника Селезнева Федора Гавриловича
13. Полковника Струкова Григория Петровича
ОРДЕНОМ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ
ВОЙНЫ ВТОРОЙ СТЕПЕНИ
Подполковника Вялова Михаила Аполлоновича
ОРДЕНОМ КРАСНОЙ ЗВЕЗДЫ
Полковника Матвеева Николая
Александровича
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР Москва, Кремль. 21 сентября 1943 г. А. ГОРКИН.
Москва от имени Родины салютует доблестным войскам, освободившим город Чернигов
Всесоюзное социалистическое соревнование. На фабрике, где директором тов. Петров. Активные участники социалистического соревнования тока
ри Е. Шельпин и Н. Гловацкий, систематически выполняющие нормы иа 200 процентов. Фото А. ГАРАНИНА.