Двухсотый вылет

Рано утром из боевого полёта в глубокий тыл врага вернулся на аэродром гвардии майор Андрей Ткаченко. Летчик совзертил в эту водь свой двухсотый ночной вылет.
Андрей Ткаченко —- один из лучших лётчиков части, которой командует гвардии полковник А. Щербаков. Мастер бомбовых ударов храбро сражался с немецкофаш и стеки ми захватчиками под Сталингра
дом и Белгородом, на Орловско- Курском направлении и под Ельней, громя скопления живой силы и техники врага, его аэродромы, склады с горючим и боеприпасами.
На родном аэродроме Андрея Ткаченко встретил его друг гвардия майор Алексей Назаров, котор ый па-днях также отпраздновал свой двухсотый боевой вылет.
— Ты хороню поработал, АплреЙ! — сказал Назаров своему другу, крепко пожимая его руку. — Поздравляю н от всей души желаю дальнейших боевых успехов.
Фото и текст Ал. ЛЕСС.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 21. (Спец. корр. ТАСС). На краю взлёт
ной площадки выстроились лётчики Н-ского истребительного полка. Под аутами показавшегося из-за туч полуденного солнца ярко, заблестели и груди многих лётчнков-истребимей ордена и медали. Раздалась юмавда: «Полк, под знамя—омирю!>. Строй лётчиков замер.
Представитель командования огласи Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении звания Героя Советского Союза лётчикам »того полка: майору Алексею Ряза
нову, майору Илье Шмелёву, стариему лейтенанту Вячеславу Лещен
ко я старшему лейтенанту Алексею Флейшману. Под возгласы «ура» им Выли вручены грамоты, ордена Ле ина п медали «Золотая Звезда».
Майор Рязанов лично сбил 19 и «групповых боях 16 вражеских саполётов, майор Шмелев лично — 18 8 в группе — 15 самолётов. На фюмяже старшего лейтенанта Лещени — 24 звёздочки. Такое количест
во самолётов Лещенко сбил лично
кроме того, 12 в групповых бон. Старший лейтенант Флейшман IгЛнл 26 немецких самолётов, из них ИЗ лично. За время войны эти четы
ре лётчика произйелп в общей сложности 1.300 боевых вылетов.
Вот несколько эпизодов из лйтюй жизни Героя Советского Союза чаяора Рязанова. С группой истрепеней «Яковлев» он встретил од
нажды 20 «Хейнкелей-111», которых сопровождали 8 «Мессерпгмитйт Завязался ожесточённый воздушный бой, во время которого Ря
занов сбил вражеского истребителя. Советские лётчики разорвали строй бомбардировщиков. Не достигнув цели, гитлеровцы повернули обратно.
Заправившись горючим, Рязанов вылетел с шестеркой истребителей охранять боевые порядки наземных войск. В воздухе появились немецкие самолёты. Увлёкшись преследованием «Мессершмиттов», лётчик до
стиг вражеского аэродрома, откуда поднимались, собираясь лететь на бомбёжку наших войск, 6 «Дорнье217». Рязанов спикировал и сбил одного из бомбардировщиков. Но тут па него набросился «Мессершмитт». Советский лётчик в лобовой атаке сбил и вражеского истребителя. Несколько «Мессершмиттов-Ю9», окружив Рязанова, огнём из пушек от
били крыло его машины. Но это уже случилось над нашей территорией. Рязанов выбросился на парашюте из падающего самолёта п раненый бла
гополучно приземлился на переднем крае нашей обороны.
Популярностью неустрашимого пользуется в часта майор Шмелёв. Шесть «Яковлевых» вылетели при
крывать наши войска. На высоте 4.000 метров они встретили 14 «Мессершмитгов-109». В завязавшем
ся бою Шмелёв сбил двух немецких истребителей: одного на ви
раже, а второго — на пикировании. На следующий день шестёрка «Яков
левых» встретилась с 60 немецкими бомбардировщиками и, не медля, ри
нулась в атаку. В этом неравном бою Шмелёв сбил 4 «Юнкерса-87».
К. Пухов.

Квартеты

Чайковского и Глазунова

В МАЛОМ ЗАЛЕ КОНСЕРВАТОРИИ
Циклом концертов в Малом зале консерватории отмечается недавно исполнившийся двадцатилетний юбилей творческой деятельности одного из лучших советских камерных ансамблей—квартета им. Бетховена. --
Большой интерео представляют ближайшие два концерта этого цикла. Первый из них посвящён рус
ской классике. Наряду с широко известными произведениями — сек
стетом Глинки п замечательным вторым квартетом Чайковского — участники ансамбля исполнят впер
вые для советского слушателя 7-й квартет Глазунова — одно из последних сочинений композитора.
— Это творение Глазунова, — сказал в беседе с нашим сотрудником профессор Д. Цыганов, — привлекает лирическим русским колоритом. Первая часть квартета по
священа как бы воспоминаниям о далёком прошлом; вторая часть на
звана автором «Дыхание весны», третья — «В таинственном лесу». Заканчивается квартет «Русским праздником» — величественно-на
певным финалом. Всё произведение носит печать зрелого мастерства, радует прекрасными звучаниями.
Программа следующего нашего концерта целиком состоит из новых произведений, написанных со
ветскими авторами специально к нашему двадцатнлетнему юбилею. Это 9-й квартет Мясковского, 3-й квартет Ан. Александрова и 4-й
концерт Р. Глиэра. Над ними мы сейчас о увлечением работаем.
К 50-летию со дня смерти П. И. Чайковского мы готовим программу из его сочинений. Интересной но
винкой для слушателей явится юношеский квартет Чайковского, примечательный тем, что в нём впер
вые в истории русской квартетной музыки использованы композитором темы народной песни, записанной им на .Украине.
В дальнейшем собираемся исполнить также ряд произведений английской и американской квартетной музыки.

Фронтовые

бригады МХАТ и Малого театра

ВЫСТУПЛЕНИЯ
В ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ
МХАТ СССР им. Горького направляет в действующую армию артистическую бригаду во главе с народной артисткой РСФСР-А. Зуевой и лауреатом Сталинской пре
мии, заслуженным артистом РСФСР Н. Дорохиным. В репертуаре бригады — сцены из пьес Чехова, Ост
ровского. произведения ноэтов и композиторов па темы отечественной врйны.
В ближайшие дни выезжает в действующую армию группа ар
тистов фронтового филиала Малого театра, которая покажет фронтовикам спектакль «Без вины виноватые».

Вечер

азербайджанской

поэзии

ВОСЬМАЯ
СИМФОНИЯ
Д. ШОСТАКОВИЧА
В БЛЕСТЯЩЕЙ цепи побед, одер
жанных войсками Центрального фронта, бои за Чернигов занимают особое место. Прежде всего, подчёр
кивает «Правда» в корреспонденции «Бой за Чернигов», сам город имеет очень крупное значение. Через него проходят железные дороги на Гомель I дальше па Могилев, Минск, на Ов
руч. Развитая сеть шоссейных и грунтовы? дорог соединяет Чернигов
Киевом, с Гомелем, Чернобылью, Июбечем и другими пунктами дисювдии германских дивизий. Немцы изо всех сил защищали подсту
пы к Чернигову. Они сосредоточили здесь всё, что только смогли. На промежуточных рубежах южнее и юсгочнее города наступающие согетские войска встретились не только с регулярными частями германкой армии, но и с венгерскими колками, и с батальонами железнопорожной охраны, и со сводными ишдами. Противник судорожно опивался в землю, огрызался огнём
I штыком, стремясь во что бы то ни (мо остановить или хотя бы аа:;;жать наше наступление.

ИЗ БОЕВОГО рапорта орловских
партизан товарищу Сталину, опубликованного в газетах, страна узнает о замечательных делах нашяых мстителей, об итогах двухетей борьбы советских патриотов (немецкими захватчиками. «За два года, указано в рапорте, мы истре
пли свыше 70 тысяч гитлеровских солдат и офицеров и их пособников. Более двух тысяч вражеских солдат
офицеров взято нами в плен». Орговские партизаны пустили под откос сотни воинских эшелонов, уничижили и повредили более 400 паромов и много тысяч вагонов, плат
форм и цистерн с боеприпасами, продовольствием, горючим. Взорвано К моста на железнодорожных путях и 218 на грунтовых и шоссей
ных дорогах. Подорвано и сожжено 320 танков и танкеток, 7 бронепоез
да, 1.517 автомашин, 68 самолётов, 164 мотоцикла и велосипеда. Унич
ижено 153 пушки, 49 миномётов, 196 пулемётов. Вырезано 350 килопетров телефонного кабеля. Сожжен 471 склад с горючим, боеприпасами, обмундированием и продо
вольствием. В рапорте перечислены огромные трофеи орловских парти
ей. Нанося удары по вражеским шлам, указывается в рапорте, мы оказывали помощь советским граж
данам оккупированных районов. Совместно с частями Красной Ар
хив орловские партизаны отбили до 30 тысяч мирных жителей, которых
отступающие немецкие части гнали в свой тыл на каторжную работу, на неминуемую гибель.

В

ГАЗЕТАХ опубликовано письмо
трудящихся города Орла товарищу Сталину, принятое на митинге 19 сентября 1943 года.
КОМСОМОЛЬСКАЯ правда» печа
тает сообщение о том, что Центральный Комитет ВЛКСМ постановят отметить исполняющееся 29 октября 1943 года 25-летие со дня ос
нования Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молоде
жи. 25-я годовщина ВЛКСМ должна пройти под знаком дальнейшего сплочения комсомольцев и молодё
жи вокруг большевистской партии,
мобилизации всех сил молодёжи на борьбу против, немецких захватчи
ков, всемерного оказания помощи фронту, дальнейшего организационно-политического укрепления комсомольских организаций, усиления их связи с широкими массами молодёжи.
„КРАСНАЯ Звезда» сообщает, что
на одном из участков советско-германского фронта чехословац
кая воинская часть, мужественно сражаясь с немецкими захватчиками, покрыла свое боевое знамя неувядаемой славой. На-днях под это боевое знамя стали новые формирования, образовавшие вместе с су
ществующей частью соединение. В связи с передачей знамени соединению состоялся торжественный митинг солдат и офицеров — чехословаков.
АКАДЕМИК И. Бардин выступает я» в газете «Красная Звезда» оо статьей «Генералы — кандидаты в члены ’ Академии наук».
ПРОСЛУШИВАНИЕ В КОМИТЕТЕ
ПО ДЕЛАМ ИСКУССТВ
Вчера в Комитете по делам искусств при СНК СССР в присутст
вии руководителей комитета лауреат Сталинской премии Д. Шостако
вич исполнил только что законченную им восьмую симфонию.
На прослушивании новой симфонии Шостаковича присутствовали также московские композиторы, му
зыковеды, дирижеры. Среди -них — Н. Мясковский, Б. Асафьев, Е. Мравинский, И. Соллертинский и многие другие.
Новое произведение Д. Шостаковича состоит из пяти частей. После медленного вступления следуют три
маршеобразных части. Последний марш, носящий характер реквиема, переходит в светлый, пасторальный финал.
Восьмая симфония будет исполнена впервые в текущем сезоне в одном из концертов цикла советской музыки оркестром под управлением Е. Мравинского.
СПЕКТАКЛИ И КОНЦЕРТЫ В КУРСКЕ

налеты нашей авиации на железнодорожные узлы

Витебск, Гомель, Джанкой

В ночь на 21 сентября наша авиация произвела налёты и бомбарди
ровала скопления немецких воинских эшелонов на железнодорожных узлах Витебск, Гомель. Джанкой. В результате бомбардировки возникло
ЛОНДОН, 22. (ТАСС). Штаб войск союзников в Северной Африке сооб
щает, что английская 8-я армия продолжает продвигаться, встречая сла
«Командир подводной лодки Герой Советского Союза И. Фноанович».
Работа лауреата Сталинской премии,
заслуженного деятеля искусств
скульптора М. Манизера.
В связи с приездом в Москву поэтов Азербайджана Самеда Вург.уна, Мамеда Рагима, Расула Рза в клубе писателей состоялся вечер азербайджанской поэзии. С привет
ствием азербайджанским поэтам от имени московских писателей выступил тов. Фадеев.
Доклад на тему «Азербайджанская поэзия в дни войны» сделал Сам ел Вургун, рассказавший о до
стижениях азербайджанских поэтов, в творчестве которых оживают лучшие ..традиции классиков Азербайджана: Низами, Физули, Сабира. Много ярких произведений на
писано поэтами Азербайджана на темы отечественной войны о геро
изме и мужестве азербайджанских бойцов Красной Армии, самоотверженно сражающихся с немецкофашистскими захватчиками.
После доклада поэты Са.мед Вургун. Мамед Рагим и Расул Рза читали новые стихи на родном языке. Затем выступили поэты-пере
водчики М. Петровых, М. Замаховская и П. Антокольский, а также артисты Костромин. и Деповская, читавшие стихи Самеда Вуртуна,
Расула Рзы и азербайджанских классиков Физули, Закира и Са
бира в переводах В. Луговокого, В. Державина и П. Панченко.
В заключение вечера фронтовая бригада азербайджанских артистов под руководством народного артиста СССР Бюль-Бгодь показала программу, с которой выступала в частях действующей армии.
много пожаров, горели железнодорожные составы с техникой и воен
ными грузами противника. Прямыми попаданиями бомб взорвано несколько эшелонов с боеприпасами.
Все наши самолёты вернулись
на свои базы.

Военные действия в Италии

бое сопротивление противника. В районе Салерно—Агрополи американская 5-я армия вновь продвинулась вперёд.

Население Милана и Турина продолжает

борьбу против немцев

ЖЕНЕВА, 22. (ТАСС). Выходящая в Лугано (Швейцария) итальянская газета «Либера стампа» сообщает не
которые подробности о положении в Милане. Когда немецкие войска подходили к Милану, начальник яталь
янского гарнизона генерал Руджери разрешил группе миланцев органи
зовать партизанскую «Национальную гвардию» с целью не допустить нем
цев в город. Он обещал выдать «Национальной гвардии» 5.000 винто
вок, боеприпасы и 3 танка. Когда же немцы подошли к Милану, Руджери настоял на том, чтобы солдаты «Национальной гвардии» отправились в Комо и организовали там
сопротивление врагу. Вслед за тем Руджери сдал Милан немцам и со
общил им имена командиров «Национальной гвардии». Немецкие вла
сти немедленно помогли генералу Руджери уехать в Инсбрук (Австрия), чтобы спасти его от места итальянцев.
Несмотря на предательское поведение генерала Руджери, борьба населения Милана против немцев не
прекратилась Миланцы продолжают вести борьбу против гитлеровцев и итальянских фашистов, которые отличаются особенной жестокостью, зверски расправляясь с насе
лением, выступающим против гитлеровцев. На улицах Милана непре
рывно патрулируют германские тан
ки и броневики, а также отряды войск, вооружённые автоматами и
ручными гранатами Германские патрули пускают в ?ол оружие про
тив населения города по всякому, даже незначительному поводу.
По сообщению той же газеты, в одном из районов города Турина продолжается организованное вооружённое сопротивление немцам. Гит
леровцы не разрешают хоронить уби
тых итальянцев, тела которых «для устрашения» населения валяются на улицах по нескольку дней. Гитлеровцы открывают огонь из автома
тов по всем, кто пытается унести трупы. Хотя население Турина поч
ти не имеет оружия, нападения на гитлеровцев не прекращаются, особенно в ночное время.

Разрушение немецких коммуникаций

между Италией и Францией

ЖЕНЕВА, 22. (ТАСС). Швейцарская газета «Трибюн де Женев» со
общает, что итальянцы взорвали проходящий по итальянской терри
тории участок туннеля Мон-Сени в Альпах. Взрыв был произведен в тот момент, когда в туннель вошёл поезд с немецкими солдатами. В результате крушения погибло 30 немце® и 150 получило ранения. Туннель Мон-Сени поврежден настолько, что на его восстановление
потребуется по крайней мере 6—7 месяцев Близ станции Шиньеи в
6 милях от Шамбери (департамент Савойя) сошёл с рельсов немецкий бронепоезд, вследствие чего движе
ние на этой линии прекратилось. На узловой станции Сант-Амур (де
партамент Юры) в результате железнодорожной катастрофы прекратилось движение по линиям, ведущим от Дижона и Безансона в Женеву.
ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
* ЗАКОНЧИЛСЯ летний сезон в филиал© Московского театра оперетты. Зимний сезон откроется 25 сентября.
* СПЕКТАКЛИ оперно-драматической студии им. Станиславского начнутся сегодня в Зеркальном театре сада «Эрмитаж».
В ТЕАТРЕ САТИРЫ

Пребывание в Англии советской

профсоюзной делегации

В Доме звукозаписи. У микрофона — лауреаты Сталинской премии народные артисты СССР И. С. Козловский и В. В. Барсова.
ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА В ОКТЯБРЕ
Спектаклем «Новые похождения бравого солдата Швейка» М. Слободского закончились в Свердловске гастроли Московского театра сатиры. Гастроли прошли с большим успехом.
— В течение последнего года, — сообщил нашему сотруднику заме
ститель директора театра Я. Матусис, — Театр сатиры работал в Че
лябинске, Магнитогорске и Свердловске. Теперь коллектив возвращается в столицу в полном составе во главе с заслуженными артистами РСФСР Вл. Хенкиным, П. Полем, Е. Милютиной, Н. Слоновой, Д. Кара-Дмитриевьгм и другими.
Сейчас заканчивается капитальный ремонт здания театра. Заново отделываются зрительный зал, фойе, артистические комнаты. В Москве театр возобновит свои преж
ние постановки и покажет новые спектакли, подготовленные на Урале. Зимний сезон откроется в середине октября.

ЛИТЕРАТУРНАЯ

ХРОНИКА
* НА ОЧЕРЕДНОМ литературном
«понедельнике» военной комиссии союза советских писателей В. Шкловский рассказал о своей работе над книгой «Второе дыхание», написанной им в дни войны. В обсуждении книги приняли участие И. Груздев, Н. Асеев Б. Леонидов, И. Рахтанов и др.
* ЗАВТРА в клубе писателей состоится чтение новой пьесы Жана Ришара Блока «Тулон» в переводе П. Антокольского и Б. Песиса.
ЛОНДОН, 22. (ТАСС). 19 сентября в Лондоне состоялся митинг представителей лондонских профсоюз
ных организаций, на котором присутствовали члены советской профсоюзной делегации на Конгрессе британских тред-юнионов. Ми
тинг был организован лондонским
советом профсоюзов, который об’е- диняет 300 тыс. членов. Присутствовало около 400 делегатов. Появле
ние на митинге тов. Шверника и других членов советской профсоюзной делегации было встречено собравшимися стоя, бурными аплодис
ментами. Председательствовавший на митинге представил собравшимся всех членов советской делегации. Тт. Шверник н Жукова выступили на митинге с речами, которые были заслушаны с большим внимани
ем. Когда тов. Шверник заявил, что он передаёт братский привет от ра
бочего класса Советского Союза, в зале раздались аплодисменты. Участники митинга горячо аплодировали упоминанию т. Шверником имена товарища Сталина.
На митинге выступил также с речью генеральный секретарь Конгресса тред-юнионов Ситрин.
Действия авиации
союзников
ЛОНДОН, 22 (ТАСС). По сообщению штаба воздушных сил союзни
ков на Ближнем Востоке, англий
ские истребители обосновались на одном из аэродромов острова Кос (Додеканезские острова) и начали операции, базируясь на этот остров. Несколько воздушных атак, пред
принятых немцами, были отбиты. 20 сентября авиация союзников совершила налёт на Венецию и Пескару. Возникли многочисленные по
жары. Три самолёта союзников не вернулись на свои базы. В течение 19 сентября и в ночь на 20 сентября английские самолёты совер
шили налёт на военные об’екты в бассейне Эгейского моря и на тер
ритории Греции. Самолёты «Бофайтер» атаковали в ночь на 20 сентября аэродром Малеми На ост
рове Крит. 20 сентября самолёты союзников совершили налёт на су
да противника у острова Скарпанто.

Советская граммофонная

пластинка

П

УТЬ, пройденный советской граммофонной пластинкой ва истекшее десятилетие, очень значителен.
Начало развития советской пластинки положено в сентябре 1933 г. специальным постановлением Со
нета Народных Комиссаров Союза ССР. С те!х пор произведено около 11.000 записей. Ежегодный выпуск пластинок достигал в последний предвоенный период почти 90 миллионов экземпляров.
Колоссально вначение советской звукозаписи в области историко
документальной. Здесь мы прежде всего помним о таких запечатленных для истории ценностях, которые будут жить в веках и представлять нашу эпоху в будущем. Воспроизведенный на пластинке голос В. И. Ленина, речи И. В. Сталина и его ближайших соратников — эти осуществлённые записи самое значительное достиже
ние в развитии советской граммзапиеи.
Основное, что отличает советскую граммофонную пластинку, — это идейное содержание звукозаписей, репертуар. Можно положительно ут
верждать, что за истекшие 10 лет ни
одно крупнейшее общественное л художественное явление в нашей стране не осталось неотмеченным в звукозаписи. Золотой фонд соа*г-
ских пластинок — прекрасное зеркало нашей многонациональной культуры, её небывалого роста, сё творческого расцвета.
На первом месте здесь, конечно, звукозапись ценностей русской ху
дожественной культуры, русской оперы, симфонической музыки, камерных (вокальных и инструмен
тальных) произведений, русской народной песни, выступлений лучших мастеров-исполнителей.
Значительным художественным событием явился выпуск комплектов пластинок, воспроизводящих такие оперы, как «Евгений Онегини «Пиковая дама» Чайковского (записанных полностью), «Иван Суса
нин» и «Руслан и Людмила» Глинки, «Князь Игорь» Бородина (записаны в сценах и отрывках), «Бо
рис Годунов», «Хованщина» и «Со
рочинская ярмарка» Мусоргского, «Русалка» и «Каменный гость
Даргомыжского. Записаны также оперы Римского-Корсакова, Танеева,
Рубинштейна, Серова и советских композиторов — Дзержинского. Кабалевского, Хренникова. Культурная значимость этих записей подчёркивается тем, что в большинстве перечисленных комплектов пла
стинок достигнут такой высокий уровень исполнения, какого мы не встретим ни в оперном спектакле, ни на концертной эстраде. Таковы
возможности звукозаписи, при которой каждое выступление, каждая деталь и нюанс отделываются и
переписываются до тех пор, пока исполнение не становится безуп
речным. Вот почему участники названных комплектных записей,
лучшие оперные мастера страны, певцы и дирижёры — Пирогов, Михайлов, Рейзен, Барсова, Держинская, Обухова, Козловский, Ле
мешев, Самосуд, Голованов, Мелик- Пашаев и многие другие — так тщательно и серьёзно работают над каждой записью.
Огромную ценность представляет и запись симфонических произведений русской музыки. Назо
вём хотя бы такие вершины русского искусства, как 4-я, 5-я, 6-я симфонии Чайковского,
его’ фортепианный и скрипичный концерты, увертюра-фантазия «Ро
мео и Джульетта», «Франчеока-да- Ринини», трио, квартеты, «Богатырская симфония» Бородина и скрипичный концерт Глазунова, оркестровые произведения Балакирева
Глинки, Мусоргского, Римского
Корсакова, а также симфонии и оркестровые произведения Шостаковича, Мясковского, Хачатуряна, Прокофьева и многих других.
Записана почти вся русская ромянсовая литература, камерно-вокальное творчество Чайковского,
Римского-Корсакова, Глинки, Аренского, Рахманинова и других твор
цов русского романса в исполнении самых выдающихся вокалистов страны.
Значительно ограниченнее представлена русская хоровая класси
ка, что является безусловно серьёзным пробелам советской фонотеки. Над восполнением его предстоит ещё большая и трудная работа.
Зато исключительно богато воспроизведена на граммофонных пла
стинках русская народная песня. В этих записях, насчитывающих много сотен названий, неизменно при
нимали участие лучшие коллективы и ансамбли (в их числе Краснознамённый ансамбль красноармейской песни и пляски, Государствен
ный хор Союза ССР, хор русской песни под управлением Свешникова, хор имени Пятницкого, хор северной народной песни, хор воро
нежских крестьяя, русский хор Бурят-Монголии и др.) и наиболее яркие представители рус
ского и советского вокального мастерства. Многие забытые жемчу
жины русского фольклора благода
ря этим записям снова приобрели широкую популярность в нашей стране.
Не забыты и лучшие произведения русской поэзии, художественной прозы, драматургии, сотни названий которых представлены в нашей звукозаписи.
Несколько тысяч записей разносторонне освещают и расцветающую художественно-музыкальную куль
туру других национальностей СССР. Особенно широко представлено в звукозаписи искусство Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана, республик Средней Азии. Здесь — и оперная классика, и симфоническая музыка, и камерные произведения, и речевые
записи, и народная песня. Не менее богато отражена музыкально-исполнительская культура этих нацио
нальностей как в области прбфессионального искусства, так и в об
ласти народного исполнительства (сказители, ашуги, акыны и др.).
Отечественная война не приостановила развития нашей граммпластиночной промышленности. Всё лучшее из созданного за период войны советскими композиторами нашло свое отражение в звукозаписи.
В последние дни записано немало произведений украинского ис
кусства, в том числе симфонические сочинения (2-я симфония Ревуцкого) и народные песни. Специальная экспедиция, направленная в
Ташкент, заканчивает большую серию узбекских записей. Идёт тща
тельная техническая подготовка к оркестровой записи Седьмой симфонии Шостаковича.
Задачи, стоящие перед советской звукозаписью, очень велики. Как ни возрос количественно выпуск граммофонных пластинок, он ещё, конечно, не покрывает потребности. Как ни значительны качест
венные успехи, они ещё не являются предельными.
Опыт истекшего десятилетия, выросшие кадры звукозаписи, внима
ние и помощь правительственных научно-технических и художественно-творческих организаций обеспе
чат и в дальнейшем значительные достижения в этой важной области советского искусства и культуры.
С. Корев.
Антигерманские
диверсии в Бельгии
ЛОНДОН, 22. (ТАСС). По сведениям, полученным Бельгийским независимым агентством в Лондоне,
бельгийские патриоты пустили под откос в районе Лувена немецкий воинский поезд. Погибло 30 и по
лучило ранения 100 немцев В Клабеке (провинция Брабант) бельгийские патриоты подорвали водопроводную трубу, проходящую под ка
налом Шарлеруа. Вследствие этого в течение нескольких часов уровень воды в канале понизился на
столько, что навигация по нему стала невозможной. Почти полностью прекратила работу электростанция в Клабеке, которая снаб
жала электроэнергией весь этот промышленный район. Работа на ряде заводов в Клабеке и в Тубизе значительно замедлилась.
Потери канадской

авиации

ОТТАВА, 22. (ТАСС). Как объявил штаб канадских военно-воздушных сил, с начала войны по 3 сентября этого года канадская авиация поте
ряла 5.629 человек убитыми. В это число входят убитые в боях за пределами Канады, погибшие при несчастных случаях во время обучения, умершие от болезней и погиб
шие в результате катастроф. Кроме того, без вести пропало 2.312 челочек, захвачено в плен и интернировано в нейтральных странах 888 человек.
Пулеметы на улицах Осло
СТОКГОЛЬМ, 22. (ТАСС). Как передают из Осло, на-днях гестапов
цы организовали в центральных и восточных районах города огромную облаву. Гестаповцы и квислинговцы обыскивали квартиру за квартирой. Во время облавы на всех улицах были установлены пулемёты.
В последнее время гестаповцы организовали несколько таких полицейских облав в различных норвежских городах.

Успех военного

займа в США
НЬЮ-ЙОРК, 22. (ТАСС). Министр финансов США Моргентау об’явнл о том, что третий военный заём реализован за первые 9 дней на сумму в 10 млрд. 239 млн. долла
ров. Моргентау выразил уверенность в том, что удастся разместить во
ем на сумму в 15 млрд, долларов как было намечено.

Наши ассы

НОВЫЕ ИЗДАНИЯ

МУЗГИЗА

Новый цикл фортепианных произведений лауреата Сталинской премии С. Прокофьева вышел из печа
ти в Государственном музыкальном издательстве. В этот цикл включе
ны переложенные для фортепиано фрагменты из недавно законченной Прокофьевым оперы «Война и мири музыки к кинофильму «Лермонтов».
Вышел из печати также большой сборник русских, украинских и бе
лорусских песен для двухголосного хора в сопровождении баяна. В сборник вошли популярные народ
ные песни: «Меж крутых бережков», «Ермак», «Распрягайте, хлопцы, кони», «Лявониха» и другие.
Среди новых изданий советской инструментальной музыки вышла соната для виолончели и фортепиано композитора Н. Ракова.
ГАСТРОЛИ НОВОГО
ТЕАТРА
Вернулся из Курска коллектив Московского нового театра. После освобождения города от немецких оккупантов это был первый художе
ственный коллектив, приехавший
для обслуживания населения Курока. Артисты показали спектакли «Отелло». «Коварство и любовь» и пьесу И. Пекина «Евдокия Иванов
на», а также большую концертную программу. За месяц коллектив дал 48 спектаклей и концертов.
Курский областной отдел искусств об’явил благодарность коллективу театра.
В ближайшие дни спектакли театра возобновятся в Москве. Кол
лектив работает над инсценировкой «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова в постановке художественного руководителя театра В. Фотпева.

Телеграммы из-за границы