В освобожденном Брянске. Жители города радостно встречают бойцов Красной Армии.

Фото Л. ВЕЛИКЖАНИНА и А. ГРИБОВСКОГО (ТАСС). Герои-патриоты

Вперед, на запад! НОВЫЕ «ОКНА

ТАСС
Вперёд, па запад — указывает путь воину Красной Армии пожилая женщина:
Иди вперёд, сытое, иди не
уставая!
За близких отомсти, освободи
сирот.
Иди, сынок, иди — земля
родная ждёт,
И я своей рукой тебя благословляю.
Таково содержание нового «Окна ТАСС» работы художников В. Со
колова и П. Судакова. Стихи В. Лебедева-Кумача.
Другое «Окно ТАСС» называется «Суворов — внукам» (художник П. Алякринский, текст Б. Осипова). Художник изобразил Суворова, который вводит мальчика по лестнице в военное училище. Под рисунком текст:
ОДНАЖДЫ во время немецкой
оккупации на приём к хирургу Славянской городской больницы хрншля две женщины. Закрыв за собой дверь и убедившись, адо по
сторонних нет, посетительницы окаила доктору Есипову:
— Доктор, необходимо укрыть в больнице трёх человек, которых идут немцы. Берётесь?
На другой день в больницу были доставлены три человека: поднолмвник Гришин, летчик Амшеев и боец Зимин. Эти люди были осво
бождены советскими патриотами из
именного лагеря в городе Сталино, с теперь их надо было подлечить и переправить на советскую сторону.
В течение месяца доктор Еоипов укрывал их.
Доктор превратил городскую больницу в убежище для советских лю
дей. Пленные красноармейцы и юхаидиры и уклонявшиеся от на
сильственной отправки в Германию граждане Славянска находили убемще в стенах больницы. Врач ри
совал овоей жизнью ради опасения наши людей.
За два года немецкой оккупация Ботов спас 75 пленных. Среди них были люди, которым грозила неминуемая и страшная смерть. Однаж
ды гестаповцы доставили в боль
ницу человека в тяжелом состоянии. Он был бее сознали я. Немцы пре
дупредили Есипова, что за этим больным нужно особенно тщатель
ное наблюдение. Оказалось, что это Сит командир партизанского отряда Дмитрий Сазонов. Есипов решил во
что бы то ни стало вырвать его из рук гестапо. Обычный приём — зачнолить Сазонова в списки умерших - мог оказаться недействительным.
Гестаповцы потребовали бы труп. Врач решился на исключительно рискованный приём. Еслгаов сказал гестаповцам, когда они приехали на Сазоновым, что он уже сдай канлармам вместе с другими выедоровевшпми. В доказательство бы
та представлена фиктивная оправка том, что Сазонов увезен. Тем вре
ненем партизан находился среди гражданских больных. Три месяца Едагов лечил его, а затем два с половиной месяца его укрывала на воей квартире сестра-хозяйка
Бурляева. Последние йолмесяца до освобождения города Есипов прятал юотазаиа. в яме под больницей.
Большинству тех, кого Есипову удалось спасти, он помог переправиться за линию фронта.
Нередко в больницу приводили п гестапо избитых, изуродованных
людей с нагноившимися опухолями от побоев, с переломами костей. Эти жертвы еще были нужны палачам, и потому они привозили их в боль
пицу для подлечивая и я. Много и таких жертв вырвал Есипов из рук гестапо.
Немало людей спаю Есипов от угона в немецкое рабство. В этих случаях хирург Есипов оперировал здоровых людей. Такая операция позволяла держать человека в боль
нице свыше месяца. Перед уходом из города, когда немцы пытались угнать в Германию всё мужское на
селение, Есипов расширил инфекци
онное отделение, куда клал здоровых мужчин. Так были спасены около 200 граждан Славянска. Всё готовы
были перенести люди — и боль от операции и опасность заражения тифом — только бы не попасть в немецкое рабство.
Большую помощь Есипову оказывала его жена — хирург той же больницы Галина Александровна Шаталова. Два года она рука об руку с мужем, ежечасно рискуя жизнью, спасала советских людей
Когда в последние дни пребывания немцев в городе опасность для её мужа угрожающе возросла и он был вынужден скрыться, Шаталова
взяла всё дело на себя. Она не только отстояла больницу от под
жога и взрыва, но сумела спасти больных, которые находились в ,тяжёлом состоянии.
Много теплых писем оставили мужественным врачам и сеетре-хозяй
ке спасённые ими люди. Группа бойцов и командиров написала Бурляевой: «Мы чувствовали материн
скую заботу и уход. Вы всячески старались облегчить наши переживания в оккупированном городе.
Многих из нас вы содержали иа овои личные средства, укрывали в
подвалах. Спасибо, дорогая Татьяна Ивановна».
Владимир Сергеевич Есипов и его жена Галина Александровна Шаталова — молодые врачи. В год, кот
да началась война, они вышли из стен Харьковского мединститута. Эти беспартийные советские интел
лигенты в мрачнее время .немецкой оккупации города Сланяиска пока
зали непоколебимую преданность своей Родине. Славу о них далеко разнесут по стране опасённые имя советские люди.
А. Стекольников,
спец. корр. ТАСС. СЛАВЯНСК, 22.
Ну, внучок, тебе под стать Жизнь военную, начать.
Кончишь школу воем в пример,
Будешь бравый офицер. Коль учен ты и удал,
Ан глядишь — и генерал!
«Окно ТАСС» художника М. Соловьёва посвящено молодежи, за
менившей на производстве своих отцо.в, мужей и братьев, ушедших на фронт. На четырёх рисунках
изображены юноши, стоящие у станка, и девушки в лаборатории и паровозном депо. Под рисунками стихотворный текст А. Машистова:
Несите стойко вахту боевую.
Баш юный труд захватчиков
разит,
И родила за доблесть трудовую Вас, как бойцов, достойно
наградит!

Романсы

Чайковского

БЕСЕДА
С И. С. КОЗЛОВСКИМ
Недавно в Мосгву возвратился из поездки с концертной бригадой в действующую армию народный артист ССОР И. С. Козловский. За время поездки он выступал в частях Воронежского фронта и в освобождённом Харькове.
— Впечатления от виденного и пережитого, — сказал в беседе с нашим сотрудником И. Козловский, — никогда не изгладятся из памяти. Для нас, артистов, это огромный стимул для дальнейшей творческой работы.
В ближайшее время я собираюсь выступить в цикле концертов, орга
низуемых к 50-летию со дня омерти П. И. Чайковского. Буду исполнять сравнительно мало известные романсы композитора, причем некото
рые в сопровождении квартета им.
Бетховена. Среди них романсы: «Усни», «Если розы тихо осыпа
ются» и «Разочарование». Буду петь также партию Ромео в дуэте Чайковского «Ромео и Джульетта».
Работаю также и над программой из произведений современных композиторов. Недавно получил от одного из фронтовиков вокальное сочинение, обаятельное по искренно
сти и безыскусственности музыки. Есть у меня также некоторые про
изведения молодых композиторов, студентов консерватории. Всё это я хочу использовать для своей новой программы.
Надеюсь в скором времени возобновить свои совместные выступления с профессором К. Игумновым. Первый наш совместный концерт будет посвящён замечательному вокально
му циклу Шумана на слова Гейне «Любовь поэта».

ТВОРЧЕСТВО АКТЕРА И РЕЖИССЕРА

ДОКЛАДЫ И БЕСЕДЫ
в ВТО.
Специальная комиссия Всероссийского театрального общества зани
мается изучением творчества актера и режиссёра. Уже были заслушаны доклады: народного артиста РСФСР В. Сахновского — «Наблюдения режиосёра над процессом актерского творчества», заслуженного артиста РСФСР Ф. Каверина — «Пути твор
чества режиссёра», С. Дурылина — «В творческой лаборатории народного артиста СССР Л. М. Леонидова», проф. Б. Теплова — «Вокальный и сценический образ в творчестве оперного актера» и т. д.
Завтра С. Дуры.тии выступает е докладом о творчестве народной артистки РСФСР М. П. Лилиной. Состоятся также доклады заслужен
ных деятелей искусств Б. Захавы и Н. Горчакова.
В октябре комиссия созывает заседание, посвященное высказывани
ям К. С. Станиславского о творчестве актера и режиссёра. С докладами выступят профессора С. Ру
бинштейн, Б. Теплое, В. Артемов и доцент П. Якобсон.

Военные действия в Италии

НА ЭСТРАДЕ

ТВОРЧЕСКИЙ ВЕЧЕР
Н. МИРЗОЯНЦ и В. РЕЗЦОВА
Посетители московских концертов хорошо знают балетную пару Н. Мирзоянц и В. Резцова, лауреатов Всесоюзного конкурса мастеров эстрады. Надиях в Доме ученых состоялся творческий вечер артистов, посвящённый 10-летию их совместной артистической деятельности.
Эта балетная пара стремится к созданию сюжетного, насыщенного дейст
вием танца — своеобразного хореогра
фического скэтча. Отчетный вечер подводит некоторые итоги их работы. Наряду с безусловно хорошими танца
ми — «Интересная книга» (постановка П. Кретова, 1933 г.) и «Две семьи(постановка Г. Шаховской, 1938 г.) — есть и неудачные. Например, танец «Встреча» (постановка П. Кретова, 1941 г.) трудно даже назвать танцем.
Номер явно плохой, совершенно невыразительный в танцовальном отношении.
В плане эксцентриады сделана хореографическая испанская сценка, в которой артисты демонстрируют свои не
заурядные акробатические способности. Интересен по замыслу танец «Послед
нее танго* (постановка Н. Надеждиной) — хореографическая _картинка, построенная на использовании сложных под
держек, которые артисты исполняют с большой легкостью.
К сожалению, для своего отчетного вечера артисты выбрали немного — всего пять старых номеров и один но
вый. Но в этом немногом есть вкус7 сценическая слаженность дуэта, стремление к поискам нового в танцовальном жанре.
Выступление Н. Мирзоянц ж В. Резцова прошло с большим успехом у зрителей.
Мих. Долгополов.

СОВЕТСКАЯ ПАТРИОТКА

ОЛЬГА ПИСКАРЕВА

Мужественная патриотка колхозница Ольга Филипповна Писка
рёва в течение полутора лет хранила знамя одного из совет
ских артиллерийских полков, с опасностью для жизни скрывая его от немецких захватчиков, хозяйничавших в деревне. Правительство высоко оценило подвиг Ольги Филипповны и на
градило ее орденом Красного Знамени. На снимке: О. Ф. Пис
карёва.
Фото М. СМИРНОВА.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ СУВОРОВСКОГО
МУЗЕЯ
ЛЕНИНГРАД, 22. (По телефону. Наш корр.). 12 ноября 1904 года на средства, собранные по подписке, был открыт замечательный музей, посвящённый жизни, и деятельности великого русского полководца А. В. Суворова. Фронтон
здания, построенного в русском стиле, украшали два огромных мо
заичных панно. На одном был изображён эпизод прощания Суво
рова с односельчанами перед от’ез
дом ш села Кончанекое в Италийский поход, на другом — переход русских войск иод водительством Суворова через Альпы. В музее бы
ли собраны все реликвии, связанные с жизнью и деятельностью великого полководца.
Сейчас разработан проект реставрации здания, предусматривающий восстановление суворовского музея в его первоначальном виде.

Успехи югославских партизан

На Киевском направлении

Слово о возмездии ПЕРЕД рассветом батальон свер
нул к местечку, за которым гремел бой. Широкий овраг постепенно взбирался к дремучим, пер
вобытным дубам, меж которых иелькала багровая калина. На опу
шке навстречу батальону вьшахнуи всадники с обнаженными клин
ками. Кто-то в первой шеренге кинул уже автомат, но тут же все увидели, что встречные — парпзаны. На их фуражках и пачаш сверкали кумачевые ленты.
Семеро всадников были очень моюды. Но лица их, безусые и об«ецгеиные, были строги и не повношески озабочены какой-то глувокой и волнующей думой. Они повдоровались с батальоном, и край
ня из семи, круглолицый паренек, шатнул клинком и, указав на дубняк, неровным голосом прокрякал:
— Встретится вам тут немец, такой лобастый, шрам еще у пего на лбу, так вы его захватите, обязательно. это ©рих Суккау, на
шьяяк карателей. Он тут где-то прячется, но не сбежит, гадюка.
И о этими словами парень дал шенкеля коню, и все семеро поскакал куда-то бережком оврага в сторону, до батальона донесся только их дружный, гневный крик:
— Не сбежит, не сбежит, гадюка! Сквозь просветы рощи мелькали (гая боя. Утреннее солнце разшо по дубам сверкающее золото,
старая, уже отцветшая трава аехшась и переливалась всеми красками восхода. Бойцы молча прошли дубняк и перед тем, как «тралиться на передний край, «шли в село напиться воды.
На селе возле площади полыхал пожар. Горели брошенные склады. Кудря лихого огня метало из стороны в сторону. Издали пожар каемся чудовищным зверем, в безум
ном неистовстве бросающемся куда попало, но люди не спешили к ог
ню: у крайней хаты стояла толпа кеящнн и стариков, кто-то, надры
ваясь, плакал, слышались бранные проклятия, ругань и глухие сдавленные стоны.
Старший лейтенант Матвей Бондарь приказал, чтобы люди не рас
ходились, и, когда все напилась воды у колодца, батальон тронулся в путь. В конце улички, где шумела толпа, батальон задержался.
Толпа расступилась, брань умолкла, и тогда батальон увидел кучу
стонущих ребятишек, беспомощно валяющихся на старом току между двух хат. Это были дети, мальчики и девочки, из тех, что еще не хо
дят в школу, и самому старшему из них было всего лишь восемь лет. Они лежали друг возле друга, шестнадцать малышей, и тела их в разодранных и страшных одеждах были покрыты сгустками за
пекшейся крови, а лица, животы, руки и логи изуродованы страшными ранами.
Возле малышей стояли на коленях две медицинские сестры, они не давали трогать истерзанных, ожидая вызванного санитарного автомо
биля. Они об’яснили Бондарю и его бойцам, что немцы, поймав этих
малышей вместе с их матерями, не желавшими уходить в плен, всех взрослых угнали с собой, а миленьких затравили собаками.
Малыши неумолкаемо стонали, они лежали с закрытыми глазами, и не было силы смотреть на них, Бойцы остановились, содрогнув
шись. На короткий миг в толпе воцарилось гробовое молчание, по
хожее на клятву, потом к бойцам вышла маленькая худенькая жен
щина с костлявым синим лицом и пылающими главами. Она встала на колени перед детьми и, не сдеожав рыданий, вскинув руки, крикнула:
— Смерть им. иродам, всем, всем смерть! Солдатики, родные паши, бейте фашистских зверей, бейте их, каждого давите насмерть, давите!
И толпа вновь разразилась рыданиями и проклятиями, и такой гнев, такая ярость, такая ненависть охватили человеческие сердца в этот миг бесхитростной клятвы о возмездии, что весь батальон то
ропливо поспешил вперед, к линии боя. Дума о возмездии аанимала все помыслы людей, спешивших в бой, поклявшихся отомстить бесчеловечным извергам.
Алексей Глебов. КИЕВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. Сентябрь, 22.

Дневник

искусств

* В ТЕАТРАЛЬНОЕ училище им. Щепкина при Малом театре на 30 мест подано свыше 350 заявлений. Сейчас производится предварительный от
бор желающих получить сценическое образование. 25 сентября в училище начнутся конкурсные испытания. В приемной комиссии — крупнейшие мастера Малого театра.
* В БОЛЬШОМ драматическом театре им. Горького в Ленинграде начаты репетиции спектакля «Горе от ума», ко
торый будет показан 25 февраля 1944 г», в день 25-летия со дпя основания те
атра, созданного по инициативе А. М. Горького.
* КОНЦЕРТ с участием латвийских солистов состоится 9 октября в Боль
шом зало консерватории. Выступают заел уженная артистка Латвийской ОСР Эльфрида Па куль, Г. Браун и А. Дашков. В программе концерта — произведения Чайковского, Рахманинова, Хачатуряна, Верди, Моцарта и латвийские народные песни.
* МОСКОВСКИЙ фронтовой драматический театр Всероссийского театрального общества (художественный руководитель — лауреат Сталинской премии Е. Дзиган) показал в До
ме актёра новую концертную программу. В ближайшее время театр выезжает в действующую армию.
ЛОНДОН, 23. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт, что, по полученным сведениям, югославские партизаны заняли несколько островов
у далматского побережья, в том
числе острова Раб и Корчула, а также полуостров Пелешац. Почти всё далматское побережье с несколькими важными городами находится в руках партизан. Главная желез
нодорожная линия Белград—-Загреб разрушена около города Шид. В сообщении указывается. что на острове Раб освобождено около 5 тысяч политических заключенных, которые тотчас же присоединились к партизанам.
ЛОНДОН, 23. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт из Цюриха, что югославские партизаны прервали в нескольких местах железнодорож
ную линию около города Ниш. Эта линия связывающая Вену, Буда
пешт, Белград, Софию и Салоники, использовывалась немцами для пе
реброски войск в Грецию После
ожесточённой схватки югосла ских партизан с немецкими войсками, подкреплёнными павеличевскими частями, партизаны заняли город Копаоница, Партизанские отряды
ведут бои с немцами вдоль воего побережья Черногории; Тяжёлые.бои происходят у Каттаро.
ЛОНДОН, 23. (ТАСС). Цюрихский корреспондент агентства Рейтер сообщает, что югославские и албан
ские партизаны приблизились к важному порту Леш, приблизитель
но в 70 километрах севернее Дураццо. Ожидается, что этот порт будет взят партизанами.

Военно-морское строительство в США

ПРИОБРЕТЕНИЯ НАУЧНОЙ
БИБЛИОТЕКИ
Научная библиотека им. Горького при МГУ приобрела за последнее время много ценных и редких из
даний. Среди них — первая в России «Литературная газета», изда
вавшаяся другом А. С. Пушкина Дельвигом. Великий русский поэт часто помещал в газете свои стихи. Библиотекой приобретен комплект «Литературной газеты» за 1830 год.
Большой интерес представляет также первое издание «Арифмети
ки» Магницкого, изданной в начале XVIII столетия. Очень редкой кни
гой является и альманах «Русская Талия» издания 1825 года. В альманахе были впервые помещены от
рывки из комедии «Горе от ума» Грибоедова.
Среди приобретенных книг заслуживают внимания «Студенческие песни» Огнивцева, «Сборник сол
датских песен» издания 1915 года и др.
ВАШИНГТОН, 22. (ТАСС). Морское министерство США опубликовало отчет о росте военно-морского флота США за трёхлетний пе
риод, закончившийся 1 июля этого года. В отчёте указывается, что в настоящее время американский флот насчитывает 14.072 судна во
доизмещением около 5 млн. тонн, в том числе 613 военных кораблей, против 1.076 судов общим водоиз
мещением 1.875 тыс. тонн, в том числе 383 военных корабля, входив
ших в состав американского флота 1 ИЮЛЯ 1940 Г. С 1 июля 1940 г. было построено 333 военных ко
рабля общим водоизмещением 1.117 тыс. тонч, 1.274 минных тральщика и патрульных судна, 12.964 десантных баржи.
Общий тоннаж боевых судов, построенных в течение первых 6 ме
сяцев этого года, больше чем в 20 раз превысил тоннаж судов, построенных в первое полугодие реа
лизации программы вооружений. Бремя, затрачиваемое на постройку судов, резко сократилось. Например, крейсер «Билокс» был по
строен меньше чем за 26 месяцев, а линкор «Нью-Джерси» водоизмещением з 45 тьге. тонн — за 33 ме
сяца, в то время как раньше на постройку лёгкого крейсера «Эленапотребовалось 36 месяцев, а на постройку линкора «Вашингтон» во
доизмещением в 35 тьтс. тонн — 45 месяцев. Время, затрачиваемое на постройку подводной лодки, сократилось иа 48 проц. Осуществле
ние программы военно-морского строительства приближается к наивысшей точке, как и было намечено планом.
В отчёте указывается, что за 3
Кадр из фильма «Два бойца». Наша подразделение атакует вражеский укрепленный рубеж.
года флот США потерял 1 линкор, 4 . авианосца, 9 крейсеров, 32 эсминца, 12 подводных лодок и передал другим странам или выделил для
удовлетворения гражданских нужд 129 военных кораблей.
В июле 1940 года военно-воздушные силы морского флота США насчитывали 1.744 самолёта, а в ав
густе 1943 года их было 18.269. С 1940 года флот США потерял или
снял с вооружения как устаревшие 6.800 самолётов и передал 2.100 самолётов на обслуживание других нужд. За период в 18 месяцев, за
кончившийся в июле этого года, количество самолетов во флоте США увеличилось в 4 раза. В прошлом году выпуск боевых самолётов удвоился, а за первую половину этого года вновь почти удвоил
ся. В последнее время уделяется особое внимание постройке бомбар
дировщиков для флота. В первой половине этого года было построено больше бомбардировщиков-торпедо
носцев, чем за предыдущие 30 месяцев. Огневая мощь новых морских самолётов-истребителей увели
чилась в 5 раз по сравнению с 1940 годом. Огневая мощь зенитной артиллерии современных линкоров по сравнению с тем же периодом увеличилась в 100 раз.
За период с июля 1940 года выпуск морских орудий, боеприпасов, торпед, мин, глубинных бомб и приборов для корректировки огня
возрос в 24 раза. С момента начала реализации программы вооружений было произведено свыше 66 тыс. зенитных орудий. В августе этого года было произведено примерно столько же торпед, сколько за весь период первой мировой войны

ОТОВСЮДУ

* АНГЛИЙСКОЕ министерство авиации сообщило, что английские истребители во время разведывательных по
лётов сбили три вражеских самолета: два — над Северным морем и один— над Бискайским заливом. Английская авиация потерь не понесла.
* КАК ПЕРЕДАЕТ агентство Рейтер, германская авиация проявляла в ночь на 22 сентября незначительную актив
ность над Англией. Небольшое число вражеских самолётов появилось над по
бережьем, перелетев через Ла Манш на большой высоте. Английская зенит
ная артиллерия дважды вступала в действие в одном из береговых райо
нов Юго-Восточной Англии, а также в восточной части страны. Сбито два германских самолёта.
* АРГЕНТИНСКАЯ полиция разогнала антифашистскую демонстрацию. Демонстрация проходила под лозунга
ми «Да здравствует демократия! Долой фашизм!». Арестовано 12 демонстрантов.
* МОРСКОЕ министерство США объявило, что 11 сентября в итальянских водах был потоплен американский эс
минец «Доун» водоизмещением в 1.500 тонн.
* ПО СООБЩЕНИЮ корреспондента газеты «Нью-Йорк тайме» из Коломбо, на Цейлон прибыли части восточноафриканских войск. На Цейлон поступает большое количество военных материалов. Расширяются старые и сооружаются новые аэродромы.
* КАК ПЕРЕДАЕТ лиссабонский корреспондент агентства Ассошиэйтед Пресс, в юго-западной части Португа
лии совершил вынужденную посадку американский бомбардировщик. Экипаж самолета интернирован.

Что происходит в Греции

В ГРЕЦИИ, как и в других окку
пированных странах Европы, немецкие захватчики планомерно
осуществляют гитлеровскую программу физического истребления мирного населения. С начала оккупации от голода и болезней в Гре
ции умерло или навсегда утратило работоспособность 500.000 человек. Только в Афинах погибло от голода свыше 100 тысяч греков. Необычай
но выросла детская смертность. К сентябрю 1942 г. число детей, умер
ших от голода .и болезней, достигло ПО тысяч. За последний год цифры детской смертности в стране выро
сли еще более. «В Афинах бегают дети бледные и грязные, в рваной одежде и без обуви, — пишет кор
респондент шведской газеты «Свенска дагбладет». — Они производят впечатление живых скелетов». Так вымирает молодое поколение греческого народа.
За последнее время, в связи с поражениями немцев на советско-гер
манском фронте и неблагоприятно развертывающимися для них событиями в Италии, бандитский нажим гитлеровской клики на оккупиро
ванные страны, в частности и на Грецию, значительно усилился. -Ок
купанты конфискуют у крестьян почти всё продовольствие, у рыбаков — улов рыбы. Вывезены все за
пасы оливкового масла и всё оборудование маслоочистительных заводов. Поспешно вывозятся в Герма
нию и последние остатки ценнейших произведений греческой архи
тектуры, скульптуры и живописи— то, что ещё уцелело от дикого немецкого грабежа в первые месяцы
оккупации. «Народ бессмертной Греции, где впервые расцвело дерево
европейской культуры, — пишет по этому поводу турецкая газета «Ватан», — переживает ужасы немецкой оккупации и вымирает от голода, а в берлинских музеях красуются украденные произведения греческого гения».
Зверский террор, издевательства и произвол гитлеровских оккупантов не сломили духа мужественного гре
ческого народа, лучшие сыны которого ушли в партизанские отряды.
Греческие партизаны наносят ощутительные удары оккупантам, особенно активно действуя на транс
портных коммуникациях. Систематически прерывается, например, же
лезнодорожное сообщение между Афинами и Салониками. Несколько месяцев назад партизаны провели крупную комбинированную операцию, захватив десять железнодорожных станций на протяжении не
скольких десятков километров пути. Восемь поездов партизаны столкнули друг с другом. Вагоны и паровозы были разбиты, движение прервано на три недели.
Другая крупная операция была проведена в районе Олимпа, где партизаны напали на немецкую мо
торизованную колонну, направлявшуюся из Софий в Афины. Обнаружив, что дорога впереди разрушена, колонна в количестве 63 грузо
виков пыталась повернуть назад, но оказалось, что и здесь дорога уже разрушена. Гитлеровцы были отрезаны. А затем партизаны атаковали колонну и разгромили охра
ну. Было убито 37 немецких солдат и офицеров, 78 гитлеровцев взято в плен, захвачено много автоматического оружия.
На острове Хиос недавно были подожжены три крупных военных склада. В Несении партизаны отбили у оккупантов склады с сухи
ми фруктами, предназначенными для отправки в Германию. Близ Агрвниона наголову разгромлен немецкий карательный отряд, потеряв
ший только убитыми 50 человек. Таких фактов можно привести очень много.
Греция — морская страна. Греческие моряки и рыбаки с давних пор славились своей храбростью и выно
сливостью. Многие из них ещё в начале оккупации страны создали отряды партизан, активно действующие на море. На быстроходных ка
терах и рыбачьих лодках они смело нападают, особенно в ночное время,
на суда оккупантов, перевозящих продовольствие и вооружение по Эгейскому морю. Греческие парти
заны-моряки отбили у оккупантов около 30 судов с ценными гру
зами, которые были использованы для снабжения партизанских отрядов, а часть продовольствия роздана голодающему населению.
В связи с поражением немцев на советско-германском фронте усилилась деятельность партизанских отрядов в Западной Македонии, Фес
салии и в южных районах страны. Подпольные греческие газеты уде
ляют много внимания партизанам, освещают их боевые дела и призывают население к беспощадной борьбе против ненавистных палачей.
Крестьяне всеми силами стараются помогать партизанам. Издающиеся в Греции, контролируемые гитлеровцами газеты отмечают, что с
каждым днем всё труднее становится бороться с «поджигателями
урожая». Греческое население, как пишет турецкая газета «Ля Тюрки», «согласно голодать, лишь бы урожай не достался немцам».
Греческая интеллигенция, а также многие государственные чиновники сочувственно относятся к ос
вободительной борьбе греческого народа, оказывая возможную поддерж
ку борющимся патриотам. В связи с этим марионеточное «правитель
ство» Раллиса под нажимом оккупантов издало ряд законов, преду
сматривающих суровые репрессии за помощь партизанам. А гитлеровские захватчики, вообще не стесняя себя никаким законодательством, то и дело прибегают к массовым арестам и казням лучших представителей греческой интеллигенции.
Среди активно борющихся патриотов Греции немало священников. Епископ города Козани (Северная Греция) выступал в районах, захваченных партизанами, с проповедя
ми, призывая население к активной борьбе против оккупантов. Его примеру следуют и другие деятели гре
ческой православной церкви. Недавно за убийство одного немца окку
панты расстреляли 50 греков-заложников, в том числе одного архиепископа.
Оккупанты, озлобленные непрекращающейря деятельностью греческих партизан, усиливают репрессии против мирного населения. В районе Аталанди недавно сожжены дотла деревни Калапади, Проскима, Мар
тино, Слатна, Константинов, Кснурио и Молос. Сожжён город Сервия в Северной Греции. Без крова остались многие тысячи жителей.
Но политика зверских репрессий не даёт оккупантам желательных ре
зультатов. В городах не прекращаются акты саботажа, диверсии и массовые демонстрации протеста против террора гитлеровских пала
чей. За последние два месяца в Афинах, Салониках и других горо
дах вспыхнули массовые забастовки.
В Пирее бастовали рабочие заводов «Элефоис», завода боеприпасов. Несколько химических складов подожжено бастующими.
В дни недавней массовой забастовки в Афинах гестапо арестовало в качестве заложников 500 человек. В Саломине после крупного акта саботажа немцы расстреляли 60 заложников. В Афинах оккупанты открыли огонь по безоружным демонстрантам, убили и ранили 430 чело
век. Но и эти зверства не сломили патриотического под ёма населения. Судя но сообщениям газет нейтраль
ных стран, в большинстве городов Греции далеко не спокойно. Наулинах Афин и Салоник, пишет швед
ская газета «Нюа даглигт аллехан
да». .установлены пулеметы. Число арестов растет.
Греческий народ с огромным вниманием и надеждой следит за побе
доносным наступлением Красной Армии, наносящей тяжелые удары по гитлеровским полчищам. Одна из подпольных газет в Греции пишет: «Великое советское наступление про
должается в неослабевающем темпе. Красная Армия освобождает советскую землю от гитлеровской тира
нии, уничтожает врагов человечества и делает величайший в истории вклад в общее справедливое дело. Человечество никогда не будет в состояния выплатить свой долг благодарности героической русской армии».
С. Герасимов.

«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГАЗЕТА» ВРЕМЕН ПУШКИНА

Занятие французскими войсками западной

части Корсики

ЛОНДОН, 23. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт сообщение алжирского радио о том, что в настоящее
время вся западная часть острова Корсика находится в руках французов.

Телеграммы из-за границы

ЛОНДОН, 22. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, алжирское радио сообщает, что английские и американские войска не дают нем
цам возможности перегруппировать свои силы. Немцы отчаянно пытаются концентрировать войска к северу от Салерно с тем, чтобы блокировать путь на Неаполь.
ЛОНДОН, 22. (ТАСС). Штаб войск союзников в Северной Африке со
общает, что американская 5-я армия
продолжает производить перегруп
пировку своих сил и продвигаться вперёд- Заняты города Сая-Чиприа
но, Пичентино, Монтекорвино-Ровелла и Кампанья.
Английская 8-я армия заняла город Поленца.
В ночь на 21 сентября лёгкие бомбардировщики, входящие в состав военновоздушных сил Северо-За
падной Африки атаковали дороги и вражеский транспорт в районе бо
ёв. 21 сентября днем тяжелые и средние бомбардировщики соверши
ли налёты на железнодорожные и другие мосты в Беневенто, Капуа и Канчелло.
24 бомбардировщика «Либерейтор» совершили налёты на Ливорно и Бастия (северная часть Корсики). Средние бомбардировщики и истре
бители-бомбардировщики атаковали скопления войск и артиллерийские
позиции противника в районе боев. Активность авиации противника была незначительной. Авиация союзников ‘потеряла два самолета.