«Дмитрий Шостакович». Скульптура лауреата Сталинской премии, заслу
женного деятеля искусств М. Манизера.

Выступления дирижера

Иванова

В Ленинграде в Государственном издательстве политической литера
туры вышла в свет серия книг — «Гениальные люди великой русской нации».
Брошюра С. Кудрявцева-Скайф «А. С. Попов» рассказывает об ученом, который дал миру могучее
средство связи — радио. Один из эпизодов, приведенных в книге, го
ворит о том, как мешали великому
русскому изобретателю немецкие бароны Арелан и Роммерт — каз
нокрады, орудовавшие в морском министерстве в начале XX века. Они отстранили Попова от руко
водства радиофикацией русского флота, растрачивали и присваивали средства, ассигнованные на установку радиомачт.
Великому писателю-борцу посвящена книга К. Муратовой «Максам Горький». Точно сказанные сейчас, в наши дни, звучат приведенные в книге слова Горького: «Фашизм, практикуя террор, организует в массах ненависть к нему. Враг осузаден и погибнет тем скорей, чем более безумна и подла будет его неистовая жажда крови»... «Нужно истреблять врага безжалостно и беспощадно».
Среди других книг, только-что вышедших в этой серди: Б. Пан
ковский «Н. Г. Чернышевский»; С. Мусаэлян — «И. М. Сеченов» и
«И. П. Павлов»; Б. Асафьев — «М. И. Глинка»; В. Богданов-Беревовский «П. И. Чайковский»; Л. Пумпянский «И- Е. Репин». Тираж каждой книги—10 тысяч экземпляров.

Советские

графики

полиграфисты

В СЕКЦИИ КНИГОВЕДЕНИЯ СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ
Работа советских художников в области оформления книги ладно уже получила высокую оценку. Не
однократно на зарубежных выставках и конкурсах нашим графикамполиграфистам присуждались награды и почетные отзывы. Такие вы
дающиеся мастера, как Е. Лансере, Кукры-никсы, Д. Шмаринов, И. Павлов, работающие в области оформ
ления и иллюстрирования книги, удостоены Сталинской премии.
Государственное издательство художественной литературы уделяет много цнимания внешности книги. В работе над изделиями принима
ют участие как признанные мастера графики, так и молодые рисовальщики. Их графическим композициям и было посвящено недавнее за
седание секции книговедения союза советских писателей.
Повесть Голубова «Багратион», недавно выпущенная Детиздатой в сокращенном виде с рисунками Н. Кузьмина, сейчас иллюстрирует
ся художником Б. Дегтяревым. Для тома рассказов М. Пришвина ряд гравюр на дереве исполнил Ф. Кон
стантинов. Ему же принадлежит сюита из 22 гравюр для книги английского поэта эпохи Возрожде
ния Джефри Чосера. Поэму Веры Инбер «Пулковский меридиан» иллюстрировал -интересными композициями, исполненными ксилографией, А. Журов.
Ленинградскому графику С. Пожарскому предложено оформление и иллюстрирование повести А. Новикова-Прибоя «Капитан 1-го ран
га», а «Малахитовую шкатулку» Бажова, ранее выпущенную изда
тельством «Советский писатель», для нового издания иллюстрирует молодой график Баюсик.
Широко известны рисунки Кукрыникоов к рассказам А. П. Чехова, экспонированные на персональ
ной выставке художников в залах Третьяковской галлереи. Многочисленные изящные заставки, винь
етки и иллюстрации для сборника избранных стихов М. Ю. Лермонто
ва сделал Н. Ильин в силуэтной манере, освоенной художником о большим мастерством. Для сборника
баллад я песен английского народа «Вересковый мед» в известных переводах С. Маршака (сборник получил свое название по одноимен
ной балладе Гоберта Стивенсона) ряд острых рисунков сделал В. Ле
бедев, а для книги избранных дра
матических произведений Б. Шоу серию гравюр на дереве выполнил М. Пихов.
В ближайшее время Гослитиздат предполагает открыть опециальную
выставку работ мастеров книги.

В доме, где родился Чайковский

КОНЦЕРТЫ ПО РАДИО
Одному из молодых советских дирижеров Константину Иванову наднях присвоено звание заслуженного деятеля искусств.
К. Иванов сравнительно недавно окончил Московскую консерваторию и вскоре завоевал одну из первых премий на Всесоюзном конкурсе ди
рижеров. Приглашенный дирижером
8 оперный театр им. Отанислаааксмго, К Иванов неоднократно выступал и на концертах. В течение последних лет молодой дирижер работает на радио с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радиокомигста
За это время км исполнены перед микрофоном многие крупные симфонические произведения, в том числе вторая я частично третья симфонии Бетховена третья и четвер
тая скмфоиии Чайковского, его же увертюра-фантазия «Гамлет» и «Ро
мео и Джульетта», произведения Глазунова и других композиторов.
К Иванов первым исполнил в концертах по радио ряд новых со
чинений советских авторов, в частности сюиту для оркестра и хора Д. Кабалевского «Народные мет итога». Им же далюлаялась «Героическая увертюра» молодого композитора В. Юровского и др.
В плане ближайших работ К Иванова оркестровые сочинения Мусоргского: «Рассвет на Москва-реке
(из. оперы «Хованщина»), «Интермеццо», «Скерцо» и «Марш». Ак
тивное участие молодой дирижер прянет в концертах, организуемых филармонией к 50-летию со дня смерти П. И. Чайковского.
Дом-музей им. П. И. Чайковского в Воткните, где находится сейчас большая часть бытовых я документальных материалов о жизни и творчестве Чайковского, заново экспонировал материалы во всех залах.
Бытовая часть завмает две комнаты. Первая — кабинет-гостиная. Здесь находятся рояль компо
зитора, его письменный стол, нот
ная и книжная библиотеки. Во втором зале — спальня Петра Иль
ича п стол у окна, за которым
Чайковский писал свои сочинения, в частности свою знаменитую шестую симфонию.
Выставка «Жизнь и творчество П. И. Чайковского», расположенная в четырёх комнатах, освещает ос
новные этапы жизли и творческой деятельности композитора. Один из разделов выставки характеризует национальные черты творческого
облика Чайковского, его любовь к родине и народу. Как известно, композитор занимался серьёзным изучением русской истории, читал научные, военные и мемуарные работы ло этому (вопросу.
Кроме текстов в этом разделе помещены портрет великого полководца А. Суворова, биографию ко
торого с большим волнением читал Чайковский, изображения излюбленных Чайковским русских пей
зажей, репродукции с картин Шишкина и т. д.
В отделах «25 лет Октябрьской революции» и «Дни отечественной
войны» помещены материалы о постановках произведений Чайковского на советской сцене.
Снимки с Дома-музея Чайковского в Клину напоминают о гнусных злодеяниях фашистских варваров,
о разрушениях, произведенных ими в Клинскюм музее. Здесь же приводится отрывок из присланного в музей стихотворения красноармейца
В. Диденко «Я буду мстить за рустую культуру». В витрине — газетные материалы о событиях в Клину.
В Боткинском музее, располагающем квалифицированными сотруд
никами, ведётся большая научная работа. Издаётся ежемесячник, по
свящённый вопросам, связанным с изучением материалов музея.
Научный сотрудник музея Ю. Давыдов, родной племянник компози
тора, написал интересный очерк о последних днях жизни Чайковско
го. В очерке рассказано о первом исполнении, незадолго до смерти Чайковского, его шестой симфонии иод управлением автола.
Руководитель научного отдела В. Яковлев подготовил сборник работ музея за 1942 год.
Сотрудники музея примут активное участие в мероприятиях, ко
торыми отмечается 50-летие со дня смерти П. И. Чайковского.
В ДОМЕ АКТЕРА
В Большом зале Дома актёра 27 сентября состоится вечер, посвященный 50-летию сценической деятельности старейших мастеров Ма
лого театра — народной артистки ОХР В. Н. Рыжовой и народных лртиотов РСФСР Е. Д. Турчаниновой и Н. К. Яковлева.
Юбиляры выступят в отрывках в пьес Островского и Гоголя. Сце
ну Тугиной и Глафиры Фирсовны п «Последней жертвы» исполнят К Д. Турчанинова и В. Н. Рыжо
ва Н. К. Яковлев и народный ар
ист РСФСР М. Ф. Ленин сыграют иену из второго акта комедии (Лес». Заключительный монолог го
родничего из «Ревизора» прочтёт Н. К Яковлев. Старейшие артисты
Иалого театра покажут также ,сцелу из спектакля «Правда — хорою, а счастье лучше».
В детских
музыкальных школах
Свыше 400 наиболее одарённых детей страны учится в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консервато
рии. Здесь воспитываются будущие композиторы, пианисты, скрипачи, виолончелисты. Дети имеют свой оркестр, хор, различные ансамбли. В начале октября, после двухлетнего пребывания в Пензе, возвра
щается в Москву основная группа одарённых детей.
Кроме того около 8.000 мальчиков и девочек обучается в Москве в 8 детских музыкальных школах. Количество детских музыкальных школ за последний год значительно возросло. В 1942 году в РСФСР их
было 87, в нынешнем году будет 146.

Положение в Италии

На фабрике баянов Кировского района. Мастер И. Антонов проверяет настройку гармоний.
Фото М. БАЧУРИНА.
НЬЮ-ЙОРК, 22. (ТАСС). Бернский корреспондент агентства Юнайтед Пресс передаёт полученные из Ита
лии оведения о том, что в районах Италии, занятых немцами, действуют отряды итальянской армии, ру
ководимые офицерами. Эти отряды сражаются против немцев и совер
шают диверсионные акты. Особенно упорная борьба ведётся в районе Кунео, где против немцев оперирует итальянская армейская группа, вер
нувшаяся из Франции и получившая подкрепления в лице офицеров, црямкнувших к борьбе против немцев. По полученным сведениям, в Тури
не продолжаются ожесточённые уличные бои.
ЛОНДОН, 24. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт сообщение алжир
ского радио, в котором говорится, что в городах Турин. Аоста и Алес
сандрия между немцами и итальянцами происходят ожесточённые бои.

Московский цирк

зимой

Калининский фронт. Орудие крупного калибра ведет огонь по противнику.Фото Н. МАКСИМОВА.
ОТКРЫТИЕ СЕЗОНА —
В ОКТЯБРЕ
В первой половине октября откроется зимний сезон в капитально отремонтированном здании Мо
сковского государственного цирка.
В помещении цирка широко развернулись ремонтные работы, приводятся в порядок вестибюль, фойе, места для зрителей. Артисты репетируют новые аттракционы л отдельные номера. Заслуженных артисток РСФСР сестёр Кох москви
чи хорошо знают по их номеру на проволоке. Сейчас они готовят воздушный аттракцион на сложной механической аппаратуре. Гонщи
ки-рекордсмены (под руководством А. Смирнова репетируют аттрак
цион — автогонки по вертикальной стене.
Художественный руководитель Московского цирка, заслуженный артист РСФСР Ю. Юрский в беседе с нашим сотрудником рассказал о предстоящем зимнем сезоне:
— В течение зимы в цирке будут показаны три-четыре новые программы. На арене советского цирка с большим успехом выступают постоянно действующие творческие коллективы (цирковые труппы) во главе с ведущими мастера
ми циркового искусства. Один из этих коллективов, руководимый заслужеяйым артистом РСФСР А. Буслаевым, выступит в первой проградЕме. Москвичи увидят экви
либристов Сим а до, клоунов Демаш и Мозель, воздушных гимнастов Зементавых, дреооировщипу с со
баками Рудини. Центральное место в программе займёт аттракцион И. и А. Буслаевых «Львы-мотоцикли
сты». Текст пролога и клоунады написали В. Лебедев-Кумач, Н. Эрдман, В. Левшин. :
В конце декабря на манеже Московского цирка Главное управле
ние цирков Комитета по делам искусств организует смотр цирково
го искусства. Будут показаны новые номера и аттракционы, подготовленные за последнее время. В программе — аттракцион «Слоны и танцовщицы» (руководи
тель — артист А Корнилов), проставляющий оригинальное сочетание работы трёх дрессирован
ных индийских слонов-великанов и группы танцовщиц-эквилибристок, смешанный иллюзионно-эквилибри
стический аттракцион «Загадочные шары» в пополнении заслуженного артиста РСФСР П. Маяцкого, воз
душный номер Селивановых, новая конная групповая дрессировка (ру
ководитель — старейший русский цирковой артист И. Лерри), силовой номер в исполнении артистов Вер
ден л Мартон, ансамблевый номер «Гигантские шары» (труппа Павло
вых) и другие. Лучшие номера и аттракционы, показанные на смот
ре, войдут в одну из программ зимнего сезона.
В паузах попрежнему будет выступать заслуженный артист РСФСР Каран д’Аш.
ЛОНДОН, 24. (ТАСС). Как сообщает специальный корреспондент агентства Рейтер щря штабе войск союзников в Северной Африке, вчера французские войска, действую
щие на Корсике, усилили нажим яа противника, отступающего в северовосточную часть острова. В результате атак, произведенных в районе

Бои на Корсике

Соленсера, противнику нанесены тяжёлые потери. Флот и авиация союзников осуществляют эффектив
ную блокаду восточного побережья острова, мешая таким образом про* тившику эвакуировать морем и по воздуху солдат и материальную часть.

Потопление флотом союзников каравана

судов противника в Эгейском море

ЛОНДОН, 23. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт из Каира сообщение командования морских сил со
юзников, в котором говорится, что лёгкие морские соединения союзников потопили недавно два каравана судов противника в Эгейском море. Был потоплен один военный корабль из числа эскортировавших один из
караванов. Один корабль противника получил повреждения. Флот со
юзников потерь не имел. Операция против караванов судов противника была проведена флотом в тесном взаимодействии о силами английской авиации, действовавшей в районе Додеканезских островов.

Гитлеровские оккупанты живут

в Югославии, как на вулкане

На Черниговщине

ПЫЛАЮЩИЕ завесы жестоких бо
ев продвигаются всё дальше и тыле на запад. Грохот непрестан
ной канонады несется над необъятили просторами Украины, как моуий н вольный хор освобождения. Ва Черниговщине шумит золотое цветение бабьего лета, и придорожкые вязы, дубы, тополя приветливо клонятся навстречу идущим.
Я проехал по дорогам фронта боже двухсот километров. Несметный поток обозов, автоколонн, инженер
на частей, строителей мостов, рековшиков и возвращающихся беженцев — поток величественного насту
мекия — влбк меня по Северной Украине до передовых рубежей.
Где-то за Глуховом оказия стоякаула меня с лётчиками. Был час вечерней зари, за рекой полыхал багровый закат, две стаи уток опу
стились к воде. Неожиданно полил цовць — косые полосы вечернего гоня обмывали степь, и темные вотяки воды зашумели вдоль дороги.
Мне было по пути с летчиками, павшими устраиваться на новом
юродроме, и они пригласили мепя в «вой автобус. Дождь лил, как из ведра, густые сумерки ложились местом. Капитан Отародуб клял юпогоду, помешавшую его планам, и восхищался успехами наших войск.
Лётчики нетерпеливо понукали шофера сержанта Бублля, старательно проверявшего карбюрацию.
— Ну, чего ты возишься так долге? — ворчал на шофера самый мо
лодой из пилотов, безусый лейтеюят Каплун.
А шофёр между тем, словно не вамечая упреков, продолжал чи
стить карбюратор, и, ленда машина бая готова я мотор запущен, Буб
лий взволнованно отпросил капитана: — У вас на Украине родные?
— У меня по всей стране родные, — ответил, улыбаясь, Отародуб.
— А у меня все мои в Белоруссии, — чуть слышно оказал шофер.
— Ничего, товарищ сержант, — сказал я шофёру, — придет время, будем очищать и Белоруссию, время теперь наше.
Бублнй взглянул на меня, и я прочёл в его ясных глазах огромное чувство веры и радости.
Над линией фронта взлетали ракеты. Последние звёзды мерцали в далеком небе. Я нагнал полк, иду
щий к переднему краю. Возле села, за которым уже гремело наступление, нас встретили ясенщины. Впереди шли старухи — они были одеты во всё украинское. Старухи не
сли отри хлеба и деревянную чащу с солью. Плача, не в силах выгово
рить ни одного слова, встречающие обнимали и целовали красноармейцев.
С востока уже наступал сверкающий рассвет.
Ефросинья Власенко, высокая и дородная старуха в солдатских сапогах, об’ясняла командиру:
— Второй день встречаем наши войска, и всё, как праздник. С улицы никто не уходит. Совсем пропадал народ при немце. Не дыша жили.
Старики и старухи благословляют уходящих красноармейцев.
Бойцы ушли к переднему краю, где надрывались горластые миномё
ты. В этот день наши части на этом участке фронта освободили больше ста сёл и деревень.
В штабе у огромной карты я пересчитывал отмеченные пункты. Сёла и деревушки бете густо очерчены
красным. Линия фронта стремительно продвигалась на запад.
Грохочет по дороге советская артиллерия, ломающая узлы неприятельской обороны. Пушки не отста
ют от пехоты. Возле молодой рощи остановились на обед. Местный партизан рассказал пушкарям о повешенных здесь немцами девушках.
Батарейцы отказались от обеда, поднялись н к вечеру вступили в бой.
Я видел рядового Никиту Кривошапова. Раненный в обе руки, не в
силах держать оружие, сн всё же не ушёл с переднего края до кон
ца боя. И когда санитары понесли его в медсанбат, сн поднялся и сказал товарищам:
— Братцы, в гордое время живёте. Немца навсегда гоните, бейте его, кровососа, нещадно бейте, не
жалея рилы! Бейте до последнего и скорее освобождайте родную Украину!
Солнечные, сверкающие дни украинского сентября полны неповторимого блеска, вдохновения и порыва.
Алексей Глебов,
спец. корр. ТАСС. КИЕВСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 24.

Возвращение

ШЛЯХ— по-украински дорога, путь.
Много шляхов-дорог протянулось с востока на запад, в Днеп
ру, к сердцу Украины — Киеву. Эти дороги многое видели, многое помнят.
Вспомним сентябрь 1941 года. Немцы занимают Киев, переправ
ляются на восточный берег Днепра. С наглым видом они бродят но
улицам Кременчуга и Чернигова, по утопающим; в зелени Ромнам,
Лубнам, по Миргороду, Пкрятину, Ромодану, как саранча, уничтожая вое на своем нуги. Города и села охвачены аюах.
Наши войска с боями отходили, устилая вражескими трупами укра
инскую землю. Селяне спрашивали наших бойцов:
— Что же будет?
Бойды и командиры отвечала: — Мы верн#йся, мы .придем!
И это звучало, как клятва.
Сентябрь 1943 года. Идем дорогой-шляхом, по которому, стиснув зубы, отступали два года назад. Вот Миргород и Сорочинцы, воспе
тые Гоголем. Вот Ромны—город, которому принадлежит большое бу
дущее, как центру украинской нефтяной промышленности. Вот Ромодан, Лубны, Ппрятвн, Хоро-.т.
Они освобождены в .результате стремительного натиска советских войск.
Полтавщина, Черниговщина, Киевщина, вся Украина встречает своих освободителей — окрепших, возмужавших, настоящих мастеров своего дела. В боях за освобождение Украины они показывают чу
деса военного искусства, храбрости и отваги. Если некоторые города и села уцелели, то это исключительно благодаря советским воинам, наносящим внезапные, ошеломляющие удары по фашистским оккупантам.
Пример искусного маневрирования показали советские танкисты в бою за город Пирятин, за который немцы особенно цепко держались. Форсировав одну из многочисленных в этих местах речек, танкисту
нанесли сперва удар по одной контратакующей с фланга группи
ровке немцев и смяли её, а затем, совершив быстрый марш, обрушились на вторую вражескую группи
ровку. Активность противника была парализована. Советская пехота хлынула в брешь, пробитую танкистами, и безостановочно преследова
ла фашистов до самого Пирятина. После короткого боя пехотинцы и
танкисты овладели этим: городом и крупным железнодорожным узлом Гребенка.
В наступлении на Украине действия каждого нашего бойца про
никнуты стремлением поставить врага в невыгодное положение, навязать ему свою волю. Рядовой пу
лемётчик Литвнн один отбил две вражеских контратаки, истребив до 30 гитлеровцев.
Великая боевая дружба сплачивает бойцов. Случай, о котором сейчас будет итти речь, в Н-ском полку называют просто: пример взаим
ной выручки. Его показал на поле боя гвардии старший сержант Усов. Случилось это так.
Во время одной ожесточённой контратаки навстречу немецкому танку полз гвардии красноармеец Мотюгов. Он держал в руке бутыл
ку с горючей жидкостью, готовый каждую секунду бросить её в танк. Вот он уже привстал и замахнулся. Но в этот момент пуля разбила бу
тылку, и жидкость, соединившись с кислородом, мгновенно вспыхнула, я красноармейца Мотюгова охватило пламя. Немецкий танкист открыл пулемётный огонь по горящему бой
цу. На помощь Мотюгову бросился гвардеи старший сержант Усов. Он накрыл собственным телом своего товарища, а затем обгоревшими ру
ками забросал Мотюгова землей. Огонь был потушен, товарищ спа
сён. Гвардии старший сержант Усов встал, но тут же сражённый пулей упал возле спасённого красноармейца Мотюгова.
Ради боевой дружбы, ради жизни своего товарища не щадить ни сво
ей крови, ни самой жизни — так воюют советские люди.
Н. Марковский,
спец. корр. ТАСС. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 23.
СТАМБУЛ, 24. (ТАСС). Оккупанты проявляют панический страх перед возможностью выступлений югославских патриотов, особенно во время воздушных тревог. По сообщению недичевокой газеты «Ново г,реме», в городе Панчево власти преду
предили население о том, что «лица, появляющиеся во время воздушной тревоги на улицах, будут расстрели
ваться на месте». Аналогичные об’- явления опубликованы и в других крупных городах страны. Газета «Хрватски народ» сообщает, что за нарушение правил светомаскировки в Загребе ежедневно власти штрафу
ют либо арестовывают по неокольку десятков человек.
Ненависть иссгпр аяаявса ося под фашистским игом югославского народа к оккупантам становится все бо
лее жгучей. 16 сентября в Белград прибыли 949 югославов, находивших
ся в немецком плешу. По призванию гитлеровского агентства Трансконти
нент Пресс, «все возвратившиеся больны». Гитлеровцы вернули из Германии уже не одну тысячу юго
славских пленных после того, как последние от непосильного труда и систематической голодовки потеряли
трудоспособность и стали немцам лишь в тягость. Как передают, по
явление в Белграде новой группы искалеченных в немецком плену солдат вызвало антигерманские демон
страции. Родственники пленных, со
бравшиеся на вокзальной площади, кричали: «Верните нам мужей я братьев!», «Довольно издевательств над нами!». Среди демонстрантов были произведены аресты.
Недичевским лакеям Гитлера становится всё труднее выполнять своя административные функция. Как пе
редаёт газета «Ново време», один из недичевских «градоначальников», не
кий Вичетич, признал, что недичевокие чиновники «никогда ещё не были в более тяжёлом положении, чем сейчас». Недичевский чиновник Алексин из города Баяьево заявил: «Ясно, что мы находимся на острив ножа». Югославские патриоты продолжают приводить в исполнение на
родные приговоры над изменниками родины. Газета «Ново време» офици
ально сообщает, что за время окку* нации в одном только Валье вс ком
округе были убиты 93 ставленника немцев.

Летчики-ярцевцы

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 23 (Спец. корр. ТАСС). Шёл бой за се
ло, которое немцы превратили в свой сильно укрешлёпный опорный пункт. Чтобы удержать его, враг подтянул сюда несколько артилле
рийских батарей и начал готовиться
в контратаке. Пехота противника накапливалась в овраге близ села.
На помощь советским пехотинцам вылетели штурмовики. Группа «Ильюшин-2»,, ведомая дважды ор
деноносцем капитаном Александром Зыряновым, обрушилась с воздуха на артиллерийские позиции и на живую силу противника. Лётчики за
ставили замолчать три вражеских батареи, взорвали оклад боеприпасов и истребили много гитлеровцев.
Не успели штурмовики отойти от цели, как увидели целую армаду «Юнкероов-87». Пикирующие бомбар
дировщики немцев летели к линии фронта под прикрытием восьмёрки «Мессершмиттов», намереваясь, видимо, поддержать с воздуха готовившуюся на земле контратаку.
Капитан Зырянов принял смелое решение.
— Атакую «Юнкерсы», — передал он по радио своим ведомым. Те бы
стро развернулись за командиром и дружно напали на немецкие самолёты, которые уже заходили бомбить боевые порядки наших наземных войск.
Фашисты были ошеломлены действиями советских штурмовиков. Они растерялись ещё больше после то
го, как лейтенант Василенко сбил «Юнкерс-87» в момент его пикирования.
Чувствуя отличную поддержку с воздуха, наши пехотинцы пошли в атаку и штурмом заняли село.
Это только один эпизод из действий лётчиков 233-й Ярцевской штурмовой авиационной дивизии.
Славен боевой путь этой дивизии, В её радах воюет дважды Герой Советского Союза майор Михаил Бон
даренко. Успешно громит врата один из лучших и любимых в подразделении офицере® — Герой Советского Союза майор Василий Ка
рякин, прошедший с дивизией весь путь отечественной войны. Среди ярцевцев мы видим воспитанника комсомола и растущего лётчяка-ордеионоеща лейтенанта Юрия Ивлиева. В дивизию он пришёл из ашнационной школы в декабре 1942 года и сразу же отлично проявил себя в боевых вылетах. Здесь Юрий Ивлиев из рядового пилота вырос до помощ
ника командное эскадрильи. Оп имеет свыше 50 боевых вылетов и теперь самостоятельно водит в бой группы грозных «йлыоппга-2».
Много ещё замечательных воинов в дружной семье штурмовиков-ярцевцев. Весть о высокой оценке, ко
торая дана в приказе Верховного Главнокомандующего Маршала Со
ветского Союза товарища Сталина, воодушевила личный состав диви
зии на новые подвиги. Лётчики, воздушные стрелки, авиаспециали
сты клянутся ещё сильнее громить врага.
Б. Котельников.

В 50 метрах от позиции немцев

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 24. (Спец. корр. ТАСС). В разгар боя советские танки остановились в 50 метрах от немецких траншей. Путь преградили надолбы, врытые на дороге, которая проходила через болото. Требовалось немедленно проде
лать проход в надолбах — иначе могла сорваться атака. Немцы начали обстреливать машины.
Нагрузившись взрывчаткой, тон сапёра Федоров, Патявнн и Огажиев поползли вперёд — не песчаной дорогой, а стороной, по болоту. Мокрые, усталые сапёры быстро добрались до цели. Передохнув пару
минут, они принялись за работу, вырыли небольшие ямкн. Федоров заложил в них взрывчатку. Всё го
тово! Патяшин н Отажие® отползли в сторону. Федоров вытер штурмовую спичку и, подпалив шнур, бы
стро скрылся среди кочек. Раздался взрыв, дорога была расчищена, танки прорвали немецкую линию свопов.
За умелое выполнение боевого задания сапёр Анатолий Федоров, ра
нее награжденный двумя медалями «-За отвагу», ныне награждён орденом Красной Звезды.

„Гениальные люди великой русской нации“

Нарушение шведской границы немецким самолетом

СТОКГОЛЬМ, 24. (ТАСС). Штаб обороны Швеции сообщает, что 21 сентября на побережье провин
ции Сконе залетел немецкий самолёт. После обстрела зенитной артиллерией в нескольких пунктах самолёт покинул территорию Швеции.

Прекращение железнодорожной и почтовой

связи между Швейцарией и Италией

ЛОНДОН, 28. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт сообщение швей
царского радио о том, что всякое почтовое сообщение между Швейцарией и Италией, а также Ватика
ном прервано. Прекращены также всякая телефонная связь и железно
дорожное пассажирское движение на линиях, идущих через Симплонский и Сен-Готардский туннели,

Приказ молодым итальянцам в Риме явиться

к военным властям

ЛОНДОН, 24. (ТАСС). По сообщению агентства Рейтер, контролируемое немцами римское радио сообщи
ло, что всем итальянцам рождения 1921, 1923 И 1924 ГГ., проживающим в Риме, приказано немедленно явиться к военным властям.
Телеграммы из-за границы

ВЕЧЕР МАСТЕРОВ МАЛОГО ТЕАТРА

ДОРОГА НА ЗАПАД