В МИНУТЫ

ОТДЫХА

Имена летчика Героя Советского Союза гвардии ка
питана Ивана Ку
ратяика н его штурмана Героя (светского Союза гвардия старшего л» (Пенанга Влади
мир» Рощенко лю(ивы я популярны в части, которой вокандуст Герой Советского Союза гвардии полковник Василий Тихонов.
Участники герои
ческой обороны Сталинграда, боев вод Орлов», Курской. Белгородов» и
Ельней, славные сталинские соколы ва время вели
кой отечественной войны совершили более 200 ночных боевых вылетов.
Иван Курятник — большой поклон
ник мотоциклетного «порта. Короткие минуты отдыха он отдает лвобимов»у «юрту.
На снимет: Иван Сурктннк и Влалиир Рощенко
(слева) на прогулке.
Фото и текст Ал. ЛЕСС.

БОЛЬШОЙ ТЕАТР

НЕЛЬЗЯ пройти площадью Сверд
лова, не остановив взора на здании Большого театра. Его стро
гая колоннада, увенчанная четверкой бронзовых коней, известна каждому москвичу. Да и не только москвичу — воя страна знает и любит Большой театр. На этой сцене выступа
ли замечательные артисты, краса и гордость русского искусства.
Без Большого театра трудно представить облик столицы. Вот почему, когда осенью 1941 года фашистская бомба повредила величественное здание, мы переживали это особенно
болезненно, точно ранение близкого, любимого существа...
Большой театр существует больше ста лет. За эти годы им пройден огромный путь — от волшебных феерий до реалистической советской оперы. Вопреки стараниям императорских чиновников, заправляв
ших искусством, он превратился в оплот руосгой оперы, стал театром, утвердившим её мировое значение.
Это произошло на рубеже XX века. В труппе театра блистали дарования Шаляпина Собинова, Не
ждановой, Гельцер, Тихомирова За дирижёрским пультом появлялись Рахманинов, Ипполитов-Иванов, Сук. Оркестр я хор достигли величайшего совершенства вызывавшего вос
хищение всех музыкантов мира. В качестве художников-дегюраторов выступали Коровин, Васнецов, Головин. Творчеокое содружество та
лантливейших певцов, музыкантов, художников принесло замечатель
ные плоды. Сколько незабываемых образов создано и прошло перед зрителями на этих сценических подмостках!
После Великой Октябрьской социалистической революции значение Большого театра возросло ещё больше. В театр пришёл новый зритель. Оперные шедевры Глинки и Мусоргского, Римского-Корсакова и Чайковского впервые в истории стали подлинно всенародным достоянием. Сбылась мечта великих русских композиторов — их музы
ка проложила путь в самые отда
лённые уголки нашей ролины. И в этом — немалая заслуга Большого театра, широко пропагандировавшего русское классическое искусство.
Большой театр получил в свое распоряжение ещё одну
сцену — свой филиал.
Ежедневно театр давал два спектакля (а в пра
здники и по четыре). Но и этого было недостаточ
но, чтобы пропустить
всех желающих посмот- реть его спектакли. Это свидетельствует о любви к театру и о жадном интересе к оперному и балетному искусству, о возросшей художествен
ной культуре широких масс.
Славные исторические традиции Большого те
атра получила в наши дни дальнейшее разви
тие. За 25 лет в театре выросли прекрасные ар
тистические кадры. Нет надобности перечислять имена — они широко известны каждому ценителю нашего искусства.
Среди корифеев Большого театра многие но
сят высокие звания лауреата Сталинской премии и народного арти
Завтра
открытие
сезона
Завтра открывается зимний сезон в заново отремонтирован
ном здании Большого театра Союза ССР. Будет показана опера «Иван Сусанин».
В течение последних дней в театре происходили общие собрания коллективов ГАБТ, посвященные открытию сезона. На собраниях оперной и балет
ной трупп присутствовали все выдающиеся мастера Большого
театра. Народный артист РСФСР Н. Озеров, заместитель директора ГАБТ Г. Калишьян, заслу
женные артисты РСФСР А. Мессерср, С. Стрельцов и дирижер В. Небольсин, режиссер Т. Шаратидзе, артистка О. Звягина и другие в своих выступлениях
говорили о большом творческом под’бме, который царит сейчас в коллективах, начинающих
свои выступления на сцене Большого театра. Состоялись также собрания хора, мимического ансамбля, технических цехов.
На имя коллектива ГАБТ в связи с открытием театр» посту
пили приветствия от артистов МХАТ СССР им. Горького, Малого и других театров столицы.
ста СССР. Театр (располагает первоклассными певцами, замечательным балетным коллективом, великолеп
ными хором и оркестром. У него есть все данные для того, чтобы создавать спектакли крупнейшего художественного значения.
И таких достижений в его активе немало. Напомним о постановке «Бориса Годунова», когда впервые прозвучала гениальная музыка сцены у Василия Блаженного, о поста
новках «Хованщины» и «Сказания о граде Китеже». Театр возродил к новой жизни великое создание Глинки — оперу «Иван Сусанин». На его оцене нашли превосходное воплощение «Пиковая дама», «Черевички» и многие другие оперные шедевры. Располагая лучшей в ми
ре балетной труппой, он показал ряд блистательных спектаклей, сы
гравших важную роль в развитии советской хореографии. Такими спектаклями явились «Красный мак» Глизра — первый репертуар
ный советский балет — и балеты Асафьева «Пламя Парижа», «Бах
чисарайский фонтан» и «Кавказский пленник».

Творчество композиторов Белоруссии

В основу новой оперы Г. Пукста «Машека», над которой сейчас работает композитор, положен полулегендарный эпизод об основании города Могилёва. Мащека — это бе
лорусский народный герой, именем которого названо одно из предместий Могилева — Машековка.
Над комедийным народным представлением с элементами райка под названием «Нестерко» работает композитор И. Любан — автор многочисленных песен и романсов, часто исполняющихся лучшими советскими вокалистами.
Композитор А. Клумов, автор ряда фортепианных сочинений, закон
чил новую оперетту, попользовав в своей музыке белорусский песенный фольклор. Заслуженный деятель ис
кусств Н. Чуркин написал для духового оркестра два марша и несколько вокальных произведений.

Белорусский ансамбль песни

и танца

Белорусский ансамбль песни и танца (худ. руководитель Н. Соко
ловский) существует сравнительно «давно. Но в его репертуаре уже
больше ста обработок народных пет — русских, белорусских и укравших.
Ансамбль работает также над «рунными произведениями белорус
ских композиторов. В репертуар
мишчается, например, новая капта» композитора А. Богатырёва о белорусских партизанах.
В годы войны ансамбль добывал к крупнейших промышленных цен
трах Средней Азин, Урала-, Сибири. За это время дало свыше 500 концертов.
К 25-летию советской Белоруссии, отмечаемому в январе 1944 года, ан
самбль готовит театрализованную композицию под названием «За родную Беларусь» — на тему о герои
ческой борьбе белорусского народа с немецкими захватчиками. В композицию включены народные и пар
тизанские песни, стихи белорусских поэтов, народные плйоки и танцы
Музыкальное оформление композиции сделано композитором Г. Пукстом. Либретто белорусских писателей П. Бровки и В. Нефеда. Художе. ственный руководитель постанов
ки — заслуженный артист БССР К. Санников.

Пастельный портрет Чайковского

Дом-музей Чайковского в Клипу приобрел портрет II. И. Чайковского ра
боты художника Измаиловича. Выпол
ненный пастелью портрет написан с фотографии композитора, относящейся к 80-и годам прошлого столетия.
Новое приобретение музея представляет большой интерес, особенно в сада» .(О уем, что в настоящий момеш
государственные хранилища располагают небольшим количеством изобрази тельного материала о Чайковском.
Портрет композитора займет цент ральное место в новой экспозиции материалов, которую готовят сейчас на
учные сотрудники музея к 50-летию со дця смерти П. И. Чайковского, исполняющемуся в ноябре текущего года.
Москва сегодня. Большой театр.
Рис. художника А. ЛАВРОВА.
Много сделал театр и для развития советской оперы. Еще в конце 20-х годов им были осуществлены
постановки «Загмука» Крейна, «Алмаета» Опендиарова, «Сына солнца» Василенко. Позднее в репертуаре те
атра появились «Тихий Дон» и «Поднятая целина» Дзержинского, «Броненосец Потемкин» Чишко и другие. Сейчас заканчивается рабо
та над оперой Кабалевского «Под Москвой». Всё это бесошхрные заслуги театра. И всё же хочется высказать пожелание, чтобы в даль
нейшем оовегская опера заняла больше места в его репертуаре, чтобы театр стал другом и помощником наших композиторов в трудном деле создания советской оперной классики.
Театру предстоит ещё многое сделать я в области пропаганды русской классической оперы. Его бли
жайшей задачей должно явиться сценическое воплощение всего бо
гатства нашего оперного наследия. Мы хотим, чтобы ни одна замеча
тельная партитура русских мастеров
не была обойдена вниманием. Этого ожидает от театра советский зри
тель. Нынешний решертуар театра должен быть расширен я пополнен. А для этого надо ускорять темпы работы над спектаклем я, не сни
жая качества, добиться сокращения репетиционных сроков.
Осенью 1941 года Большой театр был эвакуирован в Куйбыше®. Там, на новом месте, коллектив развер
нул энергичную деятельность. Трудно было привыкать к необычным условиям, трудно было после ог
ромной, оборудованной по последне
му слову техники сцены перейти на сравнительно скромные подмостки Куйбышевского театра. Но всё это
не смутило артистов. Они о честью выдержали испытание и сумели не только сохранить высокую художе
ственную культуру, но и добиться новых значительных успехов. Лучшим показателем этих успехов яв
ляется присуждение Сталинской премии постановщикам л исполни
телям героической оперы Россини «Вильгельм Телль», появившейся в репертуаре театра прошедшей зимой.
Почти два года двери Большого театра оставались закрытыми. Теперь, проходя в вечерний час по
площади Свердлова, мы увидим знакомую картину —шумную тол
пу у театрального под’- езда. В нарядном зале, переполненном чутко насторожившимися зрите
лями, снова зазвучат бессмертные напевы русских композиторов. Точно со старыми, испытанными друзьями москви
чи встретятся с «Иваном Суоаниным», «Князем Игорем» и другими великолепными создания
ми русского гения. Мо
сквичи ознакомятся и с постановками, осуществлёнными в Куйбышеве.
С нетерпением будем ожидать новых постановок, над которыми работает творческий коллектив Большого театра.
Открытие Большого театра — это празд
ник советской культуры. И, приветствуя люби
мый театр, москвичи от души желают ему новых творческих успехов.
И. Мартынов.
В МАСТЕРСКОЙ ХУДОЖНИКА
Больше года работал художник П. Васильев над альбомом рисун
ков, поовящйиных Владимиру Ильичу
Ленину. Сейчас вся серия рисун
ков закончена;
издательство «Искусство» присту
пило к работе над альбомом.
Альбом заключает в себе 22 рисунка, чрезвычайно тонких по тех
нике и согретых большой любовью к теме, над кото
рой художник много и настойчиво работает с 1922 года.
Сейчас П. Васильев пишет мас
лом два новых портрета В. И. Ленина.
На снимке: П. Васильев в своей мастерской.
Фото и текст
С- НИКОЛАЕВА,

Связисты

ТЕЛЕГРАММЫ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ

ЛОНДОН, 24. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт сообщение французского командования, согласно кото
рому в течение всего дня 23 сен
тября противник под нажимом французских регулярных войск и партизан, действующих в тесном взаимодействии, продолжал отсту
пать к северу, уничтожая склады с боеприпасами, дороги, мосты и т. д. Французские войска заняли Бонифачо и Порто-Веккьо. В Фавоне фран
цузские войска успешно атаковали отступающие немецкие части и на
несли им тяжелые потери. В северной части острова немцы оставили Мурато и Сан-Стефано на дороге Мурато—Бастиа.
ЛОНДОН, 25. (ТАСС). Как передаёт агентство Рейтер, генерал Жи
ро вернулся 23 сентября в Алжир из двухдневной поездки на остров Корсику. До мнению Жиро, борьба на Корсике закончится в течение 10—15 дней, так как французские войска уже валяли две трети терри
тории острова, и немцы отступили в его северо-восточную часть.

Румынская печать призывает к расправе

с „паникерами и недовольными“

СТАМБУЛ, 25. (ТАСС). Румынская печать продолжает вести оже
сточенную кампанию против «не
здоровых настроений» среди румынского населения. Тон выступлений румынских газет свидетельству
ет о большой тревоге в правящей
румынской клике в связи с ростам «оппозиционных настроений в стране и распространением пораженческих взглядов».
Газета «Курентул» поместила
статью некоей Элизы Марчеаку, которая констатирует, что «в эти трудные дни многие румыны не хотят осознать тяжелой ответстве1вяости, которую возлагает на них нынеш
няя обстановка. Люди забывают свой Долг перед страной. Одни ста
раются причинить нам зло. Другие высказывают неуместные жалобы, третьи — ядовито пророчествуют, распространяют всяческие вредные слухи и сеют среди людей панику». Автор признает, что подобные настроения проникают в самые широкие слои населения. Румыны, пи
шет Марчес.ку, «легко становятся теперь жертвой различных слухов, и бороться с этим явлением стало так же трудно, как с венерическими бо
лезнями, против которых у нас нет лекарств».
В таком же духе высказывается и газета «Тимиул», которая квалифи
цирует широкое распространение в Румынии различных слухов «как
весьма опасную болезнь, похожую на чуму». «Это, — пишет газета, — какой-то безудержный поток, для которого не существует никаких преград. Он наводняет все окружаю
щее, разрушая и раз’едая души... Самое верное средство для излече
ния этой болезни — тюрьма. Применение этой системы лечения уже начато». Газета приводит имена трех бессарабских крестьян, которые, по ее словам, «посланы на из
лечение в тюрьму» и обращается к населению со следующим призывом: «Если вы увидите человека, веря
щего слухам, хватайте его за шиворот и тащите в тюрьму. Только та
ким способом вы сумеете доказать, что сами не подвержены никаким болезням».
Судя по высказываниям румынской печати, даже «оптимистыокончательно потеряли веру в победу Германии. Пытаясь хоть чем-нибудь утешить и ободрить населе
ние, газета «Тнмлул» прибегает к «аргументам» гйтлеровской пропа
ганды, которая стремится поднять дух немцев смехотворными обеща
ниями, что зимой германская армия возьмет реванш. Однако эти утеше
ния вызывают только ироническое отношение, так как румынское население хорошо помнит, как гитле
ровская пропаганда в прошлом об’- ясняла все свои поражения тем, что «зима является союзницей русских».
Напряженная

обстановка

в городах Дании

СТОКГОЛЬМ, 24. (ТАСС). По имеющимся сведениям, обстановка в Копенгагене вновь стада чрезвычай
но напряжённой. 18 сентября был серьёзно ражен один немецкий солдат. Немецкое командование назна
чило награду в 50 тыс. крон тому, кто сможет сообщить что-либо о лице, совершившем покушение. На население Копенгагена была наложе
на новая контрибуция. В ночь на 20 сентября было совершено Два диверсионных акта на копентагенских предприятиях.
Характерным для создавшегося критического положения является ультиматум немецких властей полицеймейстеру Стенлезе, где дивер
санты грозили взорвать хлебозавод, работающий па немцев. В ультиматуме говорится, что если заводу бу
дет причине® каяоой-либо ущерб, то немедленно будут расстреляны десять наиболее видных граждан города.
ОГОНЬ был яростным. Казалось,
что сама земля извергает грохот и гром. Ухали тяжелые орудия, рвались снаряды и мины, около наблюдательного пункта с воем падали бомбы с «Юнкерсо®», носившихся над полем.
—Значит, здесь решил навалиться немец, — сказал командир, в бинокль рассматривая поле перед высотой.
Всем было ясно, что враг хочет огнем прожечь дорогу для своих контратакующих частей.
— Танки!—негромко сказал ктото. Маленькие черные коробочки показались вдали. Их было не
сколько десятков. Часть из них огибала выооту, часть шла лощиной. В бинокль видны были движущиеся точки — это, рассыпавшись цепью, шла немецкая пехота.
И в этот момент телефонист, только-что кричавший что-то в трубку, отнял трубку от уха и сказал:
— Связи пет.
Гвардейские минометы стояли наготове. Их огонь по первому приказу мог обрушиться на врага. Но пока не придет команда с НП,
они будут молчать. Подполковник Цыганов повернул голову.
— Немедленно установить связь,— приказал он.
Гвардейцы Иван Герасимов и Григорий Крестьяников молча взглянули друг на друга и вылезли из
траншеи. Где-то там, в яростном неистовстве огня, там, где рвутся снаряды и мины, надо было найти обрыв провода и срастить оголенные куски его.
Они побежали вдоль провода. Близко негромко свистнула мина. Они прижались к земле. Мина ра
зорвалась, и связистов обдало зем
лей. Осколки летели над головами. Связисты поднялись и снова побежали, следя аа проводом.
Вот и разрыв. Огонь здесь был особенно густым. Этот участок толь
ко отбомбили «Юнкерсы», фашисты засыпали его минами. Провод был порван в нескольких местах, об
рывки его скручены и разбросаны взрывной волной.
До связистов донесоя нарастающий гул. Шли немецкие танки. Гвардейцы работали сосредоточен
но, зачищали концы, соединяли их. Герасимов возился с одним куском кабеля, Крестьяников — с Другим. Они тянули друг к другу эти концы, но концы не сходились. Трех
метровый кусок кабеля вырван бомбой, а заменить его было нечем.
И здесь Герасимов вспомнил, как в его родном удмуртском колхозе проводили радио. Все тогда интересовало подростка. Он проделывал

Борьба французских

партизан

ЖЕНЕВА, 25. (ТАСС). Швейцарская газета «Трибюн де Женев» со
общает, что, по полученным из Франции сведениям, французские партизаны разрушили линию пере
дач высокого напряжения в районе Шалей. Эта .линия питала током заводы Шнейдера.
Вынужденная посадка
американских самолетов
на Камчатке
ХАБАРОВСК, 23 сентября. (ТАСС). 12 сентября на территории Камчатки приземлились три американских самолета вследствие неисправности моторов. Несколько поз
же в тот же день над территорией
Камчатки появились еще четыре американских самолета, которые вынуждены были приземлиться на со
ветской территории. В соответствии с нормами международного права все американские самолёты вместе с их командами интернированы советскими властями.
опыт: брался одной рукой за провод, другой за клемму репродуктора, и радио говорило.
Вспомнив об этом, он взялся за оголенный кусок провода и протянул руку к другому куску. Рукава доставала. Крестьяников понял замысел товарища без слов. Он взял
ся за другой конец и протянул то
варищу руку. Цепь была замкнута,- и телефонист доложил командиру:
— Товарищ подполковник, есть связь!
Связисты лежали под огнем, соединенные крепким рукопожатием. Вражеский огонь не ослабевал:
подходили танки, и огонь доджей был подавить все живое. Рявкали, падая, фашистские мины. Несколько
осколков задели Герасимова, проби-. ли его гимнастерку. Он только креп
че сжал руку друга. Казалось, что этим рукопожатием соединяются их сердца, чтоб общей силой победить опасность.
Они лежали на поле, где их искала смерть. Трусу всегда кажется, что наибольшая опасность там, где он находится. Крестьяников и Ге
расимов думали не о том, что здесь опасно, а о том, что им нужно здесь быть.
По проводу летели слова команды, и казалось, что ток сердец гвардейцев заставляет еще стремительнее течь электрический ток.
Они услышали резкий, характерный звук. Это действовали гвардейские минометы. Розовощекое, немного похожее на девичье лицо молодого сибиряка Крестьяникова расплылось в довольной улыбке. Гера
симов ответил ему улыбкой гда^ . .
Мины неслись над их головами, оставляя в воздухе линии огнен
ных пунктиров. Они обрушивались на колонны немцев. Их осколки пробивали броню танков, разносили на куски пулеметы, косили фашистских гренадеров. Связисты увидали столбы черного дыма и поня
ли, что горит немецкий танк. Они приподнялись, чтобы наблюдать за разрывами, уже не думая об опасности, о падающих близко снарядах и минах.
... А когда кончился бой, и уцелевшие немецкие танки удирали той же лощиной, которой и пришли, и за виаии бежали сильно поредевшие цепи немецких гренаде
ров, связисты узнали, что огнем гвардейских минометов было уничтожено 11 танков, и батальон гитлеровцев пал, чтобы больше не подняться с русской земли. На выручку друзей прибежал связист с катушкой. Провод нарастили, но каза
лось, что по нему все еще бежит ток сердец, устремленных к победе.
Б. Рюриков.
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
„СИРАНО
ДЕ БЕРЖЕРАК“ ПРЕМЬЕРА ТЕАТРА
Им.. ЛЕНИНСКОГО
КОМСОМОЛА
Сегодня и завтра в театре им. Ленинского комсомола состоятся пер
вые представления пьесы «Сирано
де Бержерак» Э. Ростана в переводе лауреата Сталинской премии Вл. Соловьёва. Спектакль поставлен заслу
женной артисткой РСФСР С. Г. Бирман, оформление художников Ю. И. Пименова и В. В. Сахновского, музыка композитора Ю. Н. Бирюкова.
Главные роли исполняют: заслуженный деятель искусств, народный артист УзССР И. Н. Берсенев (Сирано де Бержерак), Т. К. Окунев
ская и заслуженная артистка РСФСР Г. Е. Сергеева (Роксана), В. А. Щеглов (Кристиан де -Невильет), заслуженный артист УССР Ф. О. Заславский (де Гиш), В. В. Марута (Ле Бре), И. 3. Лобызовский (Рагно).
ЛИТЕРАТУРНАЯ
ХРОНИКА
* НА ОЧЕРЕДНОМ литературном «понедельнике» военной комиссии сою
за советских писателей 37 сентября И. Груздев прочтбт свою пьесу «Вороний камень» — о доблестных защитниках Ленинграда.
* С 1 ПО 6 ОКТЯБРЯ в клубе писателей проводится сессия национального бюро союза советских писателей о художественных переводах с языков народов СССР. Будут заслушаны доклады и сообщения о задачах художест
венных переводов, о переводах прозы и фольклора, о сохранении ритмической точности и т. д. С докладами вы
ступят П. Скосырев, П. Антокольский, М. Зенкевич, А. Адалие. Д. Бродский, Л. Тимофеев, К. Чуковский, А. Деев, К. Корсакас, А. Дейч в другие.
ТЕАТР САТИРЫ
ПРИЕХАЛ В МОСКВУ
Вчера в Москву приехал коллектив Театра сатиры. На вокзале артистов тепло встретили представите
ли Управления по делам искусств Мосгорисполкома, столичных театров, родные, друзья.
Театр за два года побывал ей Владивостоке, Хабаровске, Комсо. мольеке-на-Амуре, Чите, Магнитогор
ске, Челябинске и Свердловске, где возобновил семь и поставил пять новых спектаклей. За это время ар
тисты дали около 1000 спектаклей и концертов, обслужили овыше миллиона зрителей.
За образцовую работу по культурному обслуживанию Краоной Армии заслуженные артисты РСФСР Вл. Хенкин, П. Поль, Д. Кара-Дмитриев, артисты И. Любезное и А. Козубский удостоены звания троил почётного красноармейца. Всему коллективу об’явлена благодарность.
В Москве театр возобновит спектакли текущего репертуара и пьесы, поставленные нм на Дальнем Востоке и -на Урале, а также покажет комедию Шекспира «Двенадцатая ночь», над которой он сейчас работает.
ПЕРЕВОДЫ ЛУЧШИХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ УЗБЕКСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА РУССКИЙ
ЯЗЫК
ТАШКЕНТ, 24. (ТАСС). Президиум Верховного Совета УзССР наградил почетными грамотами Верховного Совета республики группу писателей, содей
ствовавших переводу на русский язык п изданию лучших произведений узбекской литературы. В числе награжденных А. Н. Толстой, ответственный секретарь союза советских писателей Узбекистана Хамид Алимджан; состави
тель и редактор сборника «Поэты УзГа>- нистана» К. И. Чуковский; поэты-пере
водчики Л. Пеньковский, В. Державин, Н. Ушаков, Сомова; редакторы А. Тнхонов, К. Зелинский а другие.

Перед выборами в Академию наук СССР

Игорь Грабарь

ИМЯ Игоря Грабаря пользуется
широкой и заслуженной популярностью.
Этот художник отличается широтой кругозора, неистощимой газргией, огромной, почти энциклопедической эрудицией.
Для нас, художников, с именем Грабаря тесно связано представлеш об истории русского искусства. Мы научились ценить родное искус
ство не только по лучшим его об
разцам в наших музеях и художествввных гаялереях, но и по замечательным кинга-м Игоря Эммануиловича, которые сейчас стали достоя
нием любого культурного советского читателя.
Грабарь выступил в те годы, когда почти не говорили о самобытно
сти л значении русского искусства как фактора мировой культуры. Русским искусством занимались недостаточно. Грабарь же сумел по-настоящему поставить вопрос о патональном искусстве своей родинк и парода.
Прошли года. Имя Грабаря всё чаще встречалось на выставках «Союза русских художников» и «Ми ра искусства». Среди русских ма етеров кисти оп всегда занимал: видное место.
Помню его замечательные пейзажи, русские берёзки, яркие, сочные, своеобразные по приему натюрморты с васильками, с яблоками на си
ней скатерти, поэтические сумерки, «Сказку инея и восходящего солнца». Чем-то родным, глубоко поэти
ческим, но по-новому рассказанном веяло от его полотей.
Синие теши бегут по заснеженному оврагу. Девушка в розовой юбке
поднимается в гору, неся на короипеле вёдра о водой. В зимнем се
ребряном инее застыли берёзки. Тикая деревенская улица убегает в даль. Мотив простой. Сюжета ника
кою. А глядишь, и не оторвешься, любуешься ею, этой скромной и такой дорогой сердцу природой.
Такова сила подлинного даровайя. Эти картины Грабаря волиова- М я радовали, как классическая жим руооких поэтов.
Игорь Эммануилович принёс своё, овоеобр&зное и смелое в толкование русских) пейзажа: ни у одного рус
ского пейзажиста до него вы не найдёте такого мажорного, влюблён
ного умения наслаждаться краоотахи русской зимы.
Его «Иней», «Зимние утра» оста- Нутся в истории русского искусства
рядом с лучшими произведениями Серова и Левитана.
Широко известен Грабарь и как автор живописных полотея: «Ленин у прямого провода» н «Ходоки на приеме у Лешина». В последние го
ды художником написана серия портретов выдающихся представителей советской интеллигенции.
Но Грабарь — не только художник. Это — подлинный учёный, автор многих ценных научных трудов. Помимо «Истории искусстванм написан ряд интереснейших монографий.
В своих трудах о Врубеле, Сероне, Левитане Грабарь проявил себя глубоким знатоком живописи, прозорливым критикам. Его двухтомна.я монография о Репине — работа,, удостоенная Сталинской премии, — это ценнейший вклад в нашу науку об искусстве.
Велика роль И. Э. Грабаря и в организации музейного дела в Советском Союзе. С первых лет совет
ской власти он активно работает в комиссии по охране памятников искусства и старины. Под его непо
средственным руководством и по его инициативе возникают Центральные государственные реставрационные мастерские Главнауки.
В состав этих мастерских, проделавших в своё время громадную работу, вошли и живописная, и иконописная, и архитектурно-скульп
турная мастерские. Грабарь как директор принимал деятельнейшее участие в работе всего коллектива.
В настоящее время И. Э. Грабарь возглавляет ряд научно-художественных организаций: Всероссийскую академию художеств, Московский художественный институт, комиссию по учёту и охране памятников ис
кусства и является членом прези
диума оргкомитета союза советских
художников. За свои заслуга перед рвотной он получил звание заслуженного деятеля искусств, награж
дён орденом Трудового Красного Знамени и удостоен в 1941 году Сталинской премии.
Ныне оп выдвинут кандидатом в действительные члены Академии наук СССР. И в этом — достойное признание многолетней плодотворной деятельности выдающегося советского художника и учёного.
Василий Яковлев, лауреат Сталинской премии.

Военные действия на Корсике

Положение в Италии

ЛОНДОН, 24. (ТАСС). Как сообщает штаб союзников в Северной
Африке, войсками союзников занят в Италия город Альтамура.

На фронтах отечественной войны

Новые оперы и песни
Плодотворно работают сейчас находящиеся в Москве и других городи СССР белорусские композито
ры Е. Тикоцкий, Н. Аладов, А. Божгырёв, Г. Пукот, И. Любан, Б. Зоюта/рОв и другае.
Е. Тикоцкий закапчивает оркестровку оперы «Алеся» — о белорусаеп партизанах, — которая готоягся к постановке Государствен
ен белорусским театром оперы и виста. Премьера будет приурочена
празднованию 25-летия советской Белоруссии.
Н. Аладов работает над оперой о белорусском герое-партизане Засло- Юве. Либретто написано белорус
ом! поэтом П. Глебкой. Аладовым закончена также симфоническая поэма «Из дневника партизана».
Композитор А. Богатырёв ншпи«л кантату «Партизанка» на слова Явки Купали.