Открытие Большого театра

Вчера на открытии Государственного ордена Ленина академического Большого театра СССР.
Фото А. ГАРАНИНА.
После почти двухлетнего перерыва Государственный Академический Большой театр Союза ССР вчера вновь раскрыл свои двери для московского зрителя.
Зал, фойе, вестибюль выглядят празднично и нарядно. В суровое время Великой отечественной войны огромное здание театра подверглось по решению прави
тельства Капитальному ремонту. Лучшие художники и реставраторы Третьяковской галлереи во главе с ху
дожником П. Кориным восстановили роспись плафона зрительного зала, сделанную около 90 лет назад изве
стным мастером живописи Титовым. Сменено перекрытие над зрительным залом. Обновлена сверкающая тысячами огней огромная люстра. Обита новым красным плюшем вся мебель в зрительном зале, барьеры лож и балконов Заново отделан коридор партера, коренному изменению подвергся главный вестибюль театра, несколько пострадавший от фашистской бомбы.
Театр тщательно подготовился к открытию. В творческих коллективах, ансамблях и цехах проходили собрания, посвящённые предстоящему началу спектаклей
Б театре царил большой под ём. Театр насчитывает в своём составе сотни людей, отмеченных правительственными наградами — орденами, почётными званиями, грамотами. 26 выдающихся мастеров театра удостоены звания лауреата Сталинской премии. ^
Охваченный патриотическим под’ёмом, переживая вместе со всем советским народом радость побед над врагом, изгоняемым Красной Армией из пределов родной земли, коллектив Большого театра с особйм вдох
новением выступал вчера в одной из лучших своих постановок—в опере Глинки «Иван Сусанин». Образы беззаветно преданных родине мужественных русских людей, гениально воплощённые композитором в его замечательном творении, с большим мас/ерством пере
данные на сцене народными артистами В. Барсовой. М. Михайловым, Н. Ханаевым, заслуженной артисткой Б. Златогоровой и другими, нашли в переполненном зрительном зале горячий отзвук. Отдельные места патриотической оперы покрывались громом аплодисментов.
Яркое впечатление оставила сцена польского бала, в которой наполняли танец лауреаты Сталинской пре
мии, заслуженные артисты республики О. Лепешинская и А. Мессерер. Заслуженный успех выпал на дйлю дирижера опектакля, лауреата Сталинской премии, народ
ного артиста СОСР С. Самосуда. Под его управлением оркестр с большой тонкостью и глубиной донёс до слу
шателя все красоты партитуры Глинки. Хор в эпилоге, исполненный с большим под’ёмом, звучал как торжественный гимн героизму русского народа, несокрушимой мощи его оружия в борьбе против иноземных захватчиков.
На открытии присутствовало много командиров Красной Армии, дипломатический корпус, учёные, артисты
и писатели, корреспонденты иностранной и советской печати.
(ТАСС).

Выдающийся зодчий и ученый

Указом Президиума Верховного Совета СССР за выдающиеся за
слуги в области архитектуры, в связи о 70-летием со дня. рождена, академик архитектуры Алек
сей Викторович Щусев награждён орденом Трудового Красного Знаши.
Алексей Викторович принадлежит числу выдающихся представителей русских зодчих. Это — глубо
ка знаток и тонкий ценитель древнерусскрго зодчества и архигатуры народов СОСР. Не случай
но, что ряд величественных зданий, воздвигнутых в республиках нашей пряны, построен по проекту Щусева. К числу работ дореволюцион
ного периода относится сооружение
Щусевым Казанского вокзала в Москве.
Щусев произвел обмер и исследошия выдающихся памятников стармы, в частности обмер ворот знавевитой усыпальницы Тимура в ошрканде (мечети Гур Эмир),
реставрацию Васильевской церкви
века в Овруче, обмер и исследование сооружений Нового Иерусалима в Истре и т. д.
Но особенно ярко как зодчий пош себя А. В. Щусев в работах в годы советской власти. Наиболее вдающимся произведением без«овно является построенный по «о проекту гранитпый мавзолей
И. Ленину на Красной площади.
В. Щусев блестяще разрешил нуднейшую задачу — простыми и аоничньгмя формами передать вешественное, глубокое по содержа
ло монументальное сооружение, тожественно связанное с общим
штекгурныад ансамблем Красной
ащади в Москве. Из других работ В. Щусева следует отметить шве гостиницы «Москва», Могорецкий мост, здание Института
«еа — Энгельса — Ленина в Зциси, за которое Щусеву было эовоево звание пауреата Сталин- М премии. А. В. Щусев является
70-летие А. В. Щусева
автором проектов Ташкентского академического театра, здания Академии наук СССР и других.
Плеяду видных архитекторов воспитал этот замечательный зодчий и учёный.
...Это было в канун войны. Алексей Викторович только-что приехал из родного Кишинёва. Здесь он кончал гимназию, и мечтою архитектора было помочь городу реконструировать своё запущенное го
родское хозяйство, построить ряд новых зданий. Война помешала осуществить эти мечты. Но Алек
сей Викторович не расстаётся с
ними и сейчас. «Близится час победы, — говорит он. — Работы предстоит много. Фашистские звери разрушают русские города и сё
ла. Задача советских архитекторов — помочь быстрее восстановить эти города и сёла».
В дни войны Алексей Викторович не прерывает своей работы. В его кабинете—архитектурной мастерской Академии наук—большое количество зарисовок и планов рекон

КНИЖНАЯ ПОЛКА

* ГОСПОЛИТИЗДАТ выпустил сборник исторических материалов и доку
ментов «Из истории борьбы аа уста
новление советской власти» (ноябрь 1917 г. — февраль 1918 г.). В сборник включены в большинстве не публиковавшиеся ранее документальные мате
риалы, представляющие значительный интерес для пропагандистов и агитато
ров. (Тираж 15.000 экз., стр 136, цена 2 р. 50 коп.).
* В ЭТОМ ЖЕ издательстве в серии «В помощь партийному работнику» вышел сборник «Партийная работа в во
енное время». В сборник вошли статьи, напечатанные в журнале «Партийное строительство». (Тираж 10.000 экз., етр. 120, цена 2 руб. 50 коп.).
струкции города Истры, сожжённого немцами. Большие работы вместе с другими архитекторами выполняет сейчас Щусев, готовя проекты новой планировки и застройки восстанавливаемого Оталиигцада.
Несмотря на свой возраст, Алексей Викторович полон сил и твор
ческой энергии. Его акварельные работы часто украшают вернисажи
«ыставок в Доме архитектора, в Академии архитектуры.
За свою многолетнюю разнообразную, плодотворную деятельность на поприще архитектуры, большой творческий и теоретический вклад, внесённый в историю советского зодчества, А. В. Щусев выдвинут кандидатом в действительные члены Академии наук СССР.
Стахановка фабрики им. Красина А. Гусева и оператор фабрики ме
ханизированного учета К. . Гурьева слушают по радио приказ товарища Сталина об освобождении городов
Смоленск и Рославль.
Фото К. ВДОВИНОЙ.

Кантата „Киров

с нами“

БЕСЕДА С КОМПОЗИТОРОМ
Н. МЯСКОВСКИМ
Редакция- музыкального вещания Всесоюзного радиокомитета подготовила для наполнения новое произведение лауреата Сталинской пре
мии И. Я. Мясковского «Каров с нам;и» — кантату для оркестра, хора и двух солистов. Кантата написана на текст одноимённой поэмы Николая Тихонова.
Новая кантата Мясковского, написанная с большой лирической теплотой, представляет особенный интерес ещё и тем, что является по существу первым хоровым сочинением в творчестве этого композитора.
В беседе с нашим сотрудником Н. Мясковский рассказал:
— Кантата закончена мною в январе 1943 года. В поэме Тихонова
меня привлекло главным образом то, что автору удалось тепло и с большой яркостью раскрыть образ великого Кирова. Хорошо передаёт поэма и грозный, ^роический. колорит осаждённого Ленинграда.
Первая часть кантаты мвжетбыть названа «Город ночью», вторая — «Завод». В третьей части я стремился показать образ самого Киро
ва, великого трибуна и человека.
Заключительная часть кантаты — «Бой».
Сегодня кантата транслировалась по радио в исполнении Большого симфонического оркестра и хора Всесоюзного радиокомитета. Солисты — а-ртиютка музыкального те
атра им. К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Тамара Янко и солист Всесоюзного радио
комитета В. Захаров. Дирижер — А. Ковалёв.

Солнечное утро

победы

Красная Армия гонит врага с родной белорусской земли. Два года мы ждали этого счастливого времени. И день и ночь стояла она перед нами, полонённая враном, дорогая наша Беларусь. Лютый, не
навистный враг терзал ев, но не сдавалась партизанская Беларусь. День и ночь боролась она, твёрдо веря, что настанет день, когда как солнце с востока, придут доблестные воины Красной Армии.
II они пришли. По белорусским шляхам и дорогам, среди дремучих лесов и широких зелёных просто
ров идут они, славные воины, бьют проклятого немца, освобождают родную землю. Выходят навстречу герои-партизаны и вместе с бойца
ми Красной Армии еще крепче бьют ненавистных захватчиков.
Слёзы радости льются ив глаз наших сестёр и матерей, вырван
ных из кровавых фашистских лап. Кончается кошмарная ночь. Сол
нечное утро победы всё больше, и больше озаряет родную Беларусь. Впереди Березина, Неман, Буг.
Впереди Гомель Б’итебск, Срша, Борисов, Минск, Брест. Они еще ждут и скоро дождутся.
Красная Армия идёт. Её поступь неудержима. Близок день освобождения всей белорусской земли.
Слава героям — красным воинам!
Здравствуй, родная наша земля!
Петрусь Бровка.
РАДИОПЕРЕДАЧИ

ДО ЧАСА НОЧИ

С 24 сентября Всесоюзный радиокомитет продлил свои радиопередачи на два часа — до часа ночи. В эти часы в основном будут передаваться про
изведения русской классики, музыка народов Советского Союза и другие популярные музыкальные сочинения.
Уже передавались вальсы Глазунова, Чайковского. Шопена. в исполнении симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета и лучших московских исполнителей, отрывки из опер Бородина, Россини. В плане будущих пере
дач — фрагменты и арии из других опер русских и западно-европейских классиков, популярные романсы, пес
ни, выступления оркестров и солистов Всесоюзного радиокомитета. Эти произведения в основном будут передаваться в граммзаписи.
ДНЕВНИК
ИСКУССТВ
* В СОЮЗЕ композиторов прослушана на-днях детская опера композитора А. Шварца под названием «Джаннат».
Опера написана на сюжет антифашист
ской сказки белорусской писательницы Э. Огнипвет. На прослушивании присутствовали композиторы, писатели, представители ЦК комсомола и др.
В освобожденном Смоленске. Здание Дома Красной Армии, взорванное немцами.
Фото Ф. КИСЛОВА (ТАСС).

Смоленск

Профессор Н. Коробков ГУЛ тяжелых боев за Смоленск
в мрачные дня осени 1941 г., прево пожаров, озарившее древний
мрод, весть о том, что враг овла31 его развалинами, — все это ярой болью отозвалось в те дни в Дмких сердцах. Опасность германмо вторжения во внутренние обаяя возросла и повисла над ораной темной угрозой. И как хода в момент великой опасности, метский народ ответил на нее Жоким моральным под’емом, твер
дя решимостью победить, освоболть свои порабощенпые врагом гщ.та и уничтожить его. Борьба Срасталась. Дорвавшийся до под
олов к Москве вра.г понес здесь Донные потеря н был отброшен.
Перелом войны совершился, но ляны были огромные усилия, что
углубить достигнутые успехи. это было сделано в памятной Кам
анин прошлой зимы и получило блестящее развитие в операциях и общем наступлении текущего года. Десятки больших городов с истори
ческим прошлым, сотни районных центров, тысячи деревень и селе
вй, два года находившихся под чужеземным игом, испытали радость освобождения.
Смоленск — искони ворота во внутренние области нашего государства.
Захватив Смоленск, гитлеровцы рл,тягали все усилия к тому, что»ы удержать его аа собой. Но моральный под ем, стойкость я наступательный порыв Красной Ар
мии были так валики, искусный маневр так усоешен, что развязка
наступила быстрее, чем можно было ожидать. 25 сентября 1943 года Смоленск взят штурмом и навсегда очищен от немцев.
Он вернулся в семью руосжих городов разрушенным и выжженным. Но это не пугает нас. За свою ты
сячелетнюю историю Смоленск не раз переживал ужасы вражеского нашествия, разгрома и разорения. И каждый раз он залечивал свои ра
ны так быстро и так полно, как заживают они всегда иа могучем организме русского народа, жиз
ненная сила которого неиссякаема.
Смоленск — один из древнейших русских городов. Область его богата памятниками культуры, остав
ленными населением, обитавшим здесь еще задолго до создания русского государства. Значительное поселение на месте Смоленска су
ществовало уже в VII веке, а в IX столетии это был крупный центр, который вместе с другими древней
шими городами нашей страны в конце того века вошел в состав
Киевской державы. Когда началось
дробление Руси на уделы, Смоленск стал стольным городом Смоленского княжения.
Находясь на скрещении водных торговых путей, Смоленск очень рано установил тесные торговые связи но днепровскому пути: на се
вере е Новгородом и Скандинавией, иа юге — в Киевом и далее с Ви
зантией; -по волжскому пути — е Кавказом. Средней Азией и арабами; по Западной Двине — е госу
дарствами и торговыми союзами Европы.
В конце XII века смоленским Князьям пришлось вступить в борьбу с Литвой, но главной опасностью для них явились немцы. Ут
вердившиеся в Прибалтике, немецкие рыцари беспрерывными нипадениями поставили соседнее полоц
кое княжество иа край гибели. В 1223 г. смоленский князь присое
динил к себе Полоцк и об едяненными силами дал решительный отпор Тевтонскому ордену.
Впереди было страшное время татарского погрома. Вместе со всей Русью Смоленск пережил долгие темные годы монгольского ига.
Москва начала свою медленную, трудную работу по об’единению рассыпавшихся областей русской земли. 1380 год Куликовской битвой и победой войск Дмитрия Дон
ского над орлами Мамая обозначил великпй и светлый перелом в истории Руси.
Но Ордынская опасность еще не миновала, и сыну князя Дмитрия Ва
силию трудно было дать на западе должный отпор наступлению Литвы. В 1404 году великий князь ли
товский Витовт захватил Смоленск и его область.
В 1410 году в великой битве под Грюпвальдом смоленские полки мужественно выдержали натиск немецких рыцарей и, дав отброшенным литовцам возможность опра
виться, решили исход сражения, окончившегося полным разгромом немцев.
Смоленск помог Литве в борьбе с кемцзми но подчиняться ей он не хотел. В 1440 году- население Смоленска восстало и изгнало из горо
да литовского наместника, избрав своим государем Мстиславского князя Юрия. Сохранить самостоятельность Смоленску, однако, не
удалось. После двух лет борьбы он вновь был завоеван.
Но уже недалеко было время, когда Москва стала достаточно сильной, чтобы начать борьбу за осво
бождение и воссоединение западных русских зет ель. В 1492 году московские рати перешли литов
ские рубежи и заняли ряд «заоцких» городов.
Осенью русские, заняв Путивль, готовились итти на Смоленск. Литва заключила союз с крымским ха
ном и с Ливонским орденом. Татар удалось быстро разбить, но рыцари осадили Изборск. Это и, предприятие кончилось поражением. Рус
ские не только разбили, но почти поголовно истребили участников осады. В 1501 году русские рати наголову разгромили рыцарей и крепости Гельмеда.
Походы на Смоленск продолжались. Наконец, в 1514 году он был взят русскими.
Возвращенный в состав Руси, Смоленск стоял верным стражем западных рубежей, Московского государ
ства. Кремль, сооруженный в конце XVI века, очень повысил обороноспособность Смоленска.
Начало XVII столетия было тяжёлым для России. Ослабленная «смутой», она должна была пережить опасность польского завоева
ния. В сентябре 1609 года 30-ты
сячное войско короля Сигизмунда обложило Смоленск. В крепости бы
ло в это время не более 2 тысяч ратников; еще около 3 тысяч вое
вода Шеин набрал из крестьян и поеадских. Прошло несколько месяцев, в городе начался голод, недоставало волы, и нередко ее приходилось добывать, делая вылазки.
Бояре в Москве признали парем Владислава, сына польского короля.
Число защитников Смоленска все убывало, но крепость продолжала
держаться. Так прошла зима 1610—
11 г. Положение поляков становилось тяжёлым. На Руси созревало освободительное движение. Поль
ские отряды в Московии требовали помощи, а король все не мог отойти от Смоленска. В мае число за
щитников крепости уже не превышало 400—500 человек. В июне по
ляки предприняли общий штурм. Они прорвались через несколько проломов в стенах. Смольняне соп
ротивлялись на улицах, медленно отступая к собору, защищались за его стенами. Когда, подавленные массой наседавших на них поляков, они увидели, что удержаться нет возможности, один из них — Белавин — с горящим факелом бросил
ся к подвалу собора, где хранилось 8.000 пудов пороха. Произошел взрыв огромной силы. Не только собор, укрывшиеся в нем люди, но и часть горы, на которой находился собор, взлетели на воздух. Погибло и много врагов.
Смоленск пал, но длительная ето оборона, парализовавшая силы ко
роля, сыграла огромйую роль. Она позволила русским организовать сопротивление и имела крупнейшее моральное значение.
Новый поток иноземных войск, Урвавшихся в глубь русоких земель и жаждавших завоевать их, Смо
ленск увидел под своими древними стенами в 1812 году. Это были войска Наполеона, гнавшиеся за от
ступавшими, раз’единёнными арми-. ями Барклая де Толли и Багратио
на, уничтожить которые поодиночке
Наполеон безуспешно пытался на их пути к Смоленску. Они шли сюда, маневрируя, ловко ускользая из го
товившегося окружения и нанося жестокие удары противнику упор
ными арьергардными боями. У Смоленска состоялось соединение обеих армий, обеспечившее благопо
лучное завершение первого, оямого опасного периода войны.

Ход военных действий в Италии

ЛОНДОН, 26. (ТАСС). Штаб войск союзников в Северной Африке передает, что на побережье Адриа
тического моря войска союзников достигли лакни реки Офанто. В центральном районе продолжается
продвижение. Захвачены городе Спинаццола и Стелла.
5-я армия с боями продвигается вперед в трудных условиях местности, вынуждая немцев постепенно отступать.
ЛОНДОН, 26. (ТАСС). Агентство Рейтер передаёт, что, по полученным в Цюрихе сведениям, в Нова
ре (Северная Италия) происходят столкновения между населением и немецкими войсками. Во время од
ной из таких стычек 23 сентября к итальянским патриотам присое
динилось много женщин, бросавших в немцев камни.
ЖЕНЕВА, 26. (ТАСС). По сообщению швейцарской печати, продо
вольственное положение в районах Италии, оккупированных немцами.
становится катастрофическим. «Экономическое положение Италии тра
гично, — пишет газета «Ла Сюисс». — Нельзя добыть пищи ни по кар
точкам, ни без карточек». Газета «Дер бунд» сообщает, что немцы установили свой контроль над же
лезной дорогой, ведущей от Бреннерского перевала до Рима. По сведениям газеты «Базлер Нахрят* ,тен», в районах Комо и Варезе продолжаются ожесточённые бои между итальянцами и немцами.

Аресты католических священников

в Риме

ЛОНДОН. 26. (ТАСС). Агентство Рейтер, ссылаясь на сообщение бернского корреспондента шведской газеты «Стокгольме тиднинген», пе
редает, что по приказу командующего немецкими войсками в Цен
тральной Италии Кессельринга в Риме арестованы три кардинала, имена которых не названы. Приказ об их аресте последовал после произведенных у них на дому обы
сков. Кардиналы обвиняются в том, что они «принимали у себя про
тивников нового фашистского режима».
СТОКГОЛЬМ, 26. (ТАСС). Цюрихский корреспондент шведской газеты «Дагенс нюхетер» сообщает, что после произведенного немцами ареста католических священников в Риме отношения между Ватиканом и немцами ухудшились. Священники была арестованы немцами в момент, когда они направлялись в Ватикан. Несмотря на неоднократные просьбы Ватикана, немцы до сих пор не освободили арестованных.

Действия авиации союзников над Италией

ЛОНДОН, 26. (ТАСС). Штаб войск союзников в Северной Африке со
общает, что в ночь на сентября
легкие бомбардировщики союзников атаковали узлы дорог и лагери про
тивника в районах Беневенто и Авеллино (к востоку от Неаполя). Вчера тяжелые бомбардировщики оовершили налет на Больцано к югу от Бреннерокого перевала, а также на Верону и Болонью. В ночь на 26 сентября ночные бомбарди
ровщики подвергли бомбардировке дороги близ Форм,ии (к северу от
Неаполя). Во время этих операций сбито пять вражеских самолетов. Четыре самолета союзников не вернулись на свои базы.
ЛОНДОН, 26. (ТАСС). По сообщению штаба военно-воздушных сил союзников на Ближнем Восто
ке, в почь на 25 сентября самолеты союзников подвергли бомбардиров
ке аэродром в Кастелли Педиада (остров Крит). В результате бомбардировки в районе об’екта возникли пожары.
Самолеты «Бофайтер» атаковали вражеский эсминец, севший на мель у мыса Прасониси (остров Родос). Эсмимец серьезно повреж
ден. Из этих и других операций все самолеты союзников вернулись на свои базы.
Заявление Хэлла
в связи с принятием резолюции Фулбрайта
ВАШИНГТОН, 26. (ТАСС). Б беседе с представителями печати госу
дарственный секретарь США Хэлл выразил удовлетворение тем, что палата представителей одобрила ре
золюцию Фулбрайта. «Я полагаю,— заявил он, — что члены палаты представителей, которые только что возвратились из своих избирательных округов, таким образом отражают решимость американского на
рода эффективно сотрудничать с другими странами после войны с целью сохранения мира».
ОТОВСЮДУ
* КАК ПЕРЕДАЕТ агентство АФИ. бывший французский военный атташе в Лондоне генерал Альбер Лелон назначен главнокомандующим французскими силами на Мадагаскаре.
* ФЕДЕРАЦИЯ английских шахтеров передала 3.000 фунтов стерлингов в фонд подпольного французского профсоюзного движения для помощи французским шахтерам в их сопротивлении немцам.
45- ЖУРНАЛ «Америкэн федерейшенист» опубликовал статью адмирала Вудворта о работе морских строительных батальонов армии США, получивших название «морских пчёл». Эти части были сформированы из граждан
ских строительных рабочих и были использованы на строительстве аэро
дромов, бараков и других сооружений на Соломоновых островах, на острове Атту и других островах Тихого океана.
Первоначально морское министерство предполагало сформировать три таких батальона обшей численностью в 3.300 офицеров и солдат. Однако в связи с тем, что эти части оправдали себя, в настоящее время их число резко возросло. Эти батальоны сопровождают десантные боевые части, строят и ремонтируют базы, аэродромы, дороги, мо
сты и бараки и военно-морские сооружения.
У стен Смоленска Багратион считал возможным дать врагу реши
тельную битву и задержать его дальнейшее наступление.
Наполеон начал генеральную атаку. Французы несли огромные жертвы.
Но Барклай считал невыгодным и опасным дать генеральную битву у Смоленска, тем более что город не был укреплён: опираться же только на древние кремлёвские стены было невозможно.
События развивались. Отгремели выстрелы Бородинского боя, Наполеон видел пожар Москвы. Его по
пытка прорваться на юг не удалась, и, преследуемый по пятам войсками Кутузова, он отступал по Смоленской дороге. «Великая армия», дви
гавшаяся от Смоленска к Москве, с гордой уверенностью в быстрой и решительной победе бежала теперь от Москвы к Смоленску, надеясь найти в нём провиант, квартиры и
хоть кратковременную передышку. Она не получила ни того, ни другого, ни третьего. Она была принуждена бежать дальше
Более 130 лет прошло посл’еэтих событий, и Смоленск снова стал центром мужественной борьбы рус
ского народа с невиданным ранее по огромности масс и силе истребительной техники противником.
И вот он снова в семье русских городов. Истерзанный город привет
ствует вступление освободителей. Враг не смеет обернуться назад.
Доблестные Смоленские и Рославльские дивизии й те, которые будут увековечены именами лежащих впереди городов, гонят врага дальше на запад.
Великий русский народ всем напряжением сил поддержит свою ар
мию, и Смоленск станет славным этапом на пути полного сокрушения врага.
Военные действия на острове
Корсика
ЛОНДОН, 26. (ТАСС). Алжирское радио сообщает, что Бастиа (Кор. сика) занята союзниками.

Заявление Рузвельта

ВАШИНГТОН, 26. (ТАСС). Рузвельт в своем заявлении в связи О празднованием «Дня флота победы», которое состоится 27 сентября, призывал приобретать облигации воен
ного займа и дал высокую оценку американским судостроителям, за два года построившим более 2.100 судов.
СМОЛЕНСК наш! Великой радо
стью встретил весь советский народ эту весть о новой победе Красной Армии. «Правда» пишет в передовой статье: «Через Смолен
ские ворога Красная Армия идёт далее на запад. Она вступила уже на белорусскую землю. Занялась заря освобождения для исстрадав
шихся в немецкой неволе, но не прекращавших ни на один день ге
роической борьбы братьев-бело
руссов. Сладостны для русского сердца эти дни встречи с освобож
дёнными советскими патриотами, прославившими белорусскую землю. Витебское направление, Могилевское направление присоединились в оперативных сводках к Гомельско
му _ направлению. Красная Армия идёт к Днепру. Великая река, взрастившая на берегах своих государ
ство и культуру трёх великих сла
вянских народов, стала временным рубежом между Красной Армией и врагами. Но Красная Армия уже овладела искусством форсирования рек. Дружное взаимодействие ави
ационных, сухопутных частей, могучей советской артиллерии, мастер
ство сапёров, самоотверженность и находчивость советской разведки—> всё это сила, преодолевающая в водные рубежи, и минные поля, и сеть ДЗОТ’ов с бронированными колпаками. Красная Армия идёт вперёд. Исполняются вещие слова славного воителя земли русской: кто о мечом придёт на Русь, от меча и погибнет».
ВОЕННЫЙ корреспондент «Прав
ды» сообщает из освобождённой Полтавы подробности последних дней пребывания немецких за
хватчиков в этом городе. Когда фронт придвинулся вплотную к Полтаве, немцы начали вымещать на жителях позор своего военного поражения. Тех, кто не хотел ехать в Германию, убивали. В маленьких домиках на Кобецкой и Острогорской улицах, где жители оказывали особенно серьёзное сопротивле
ние немецким работорговцам, почта в каждом доме можно было найти один-два трупа.
КОГДА Красная Армия освободила село Осипенко, навстречу бойцам вышла мать Героя Советского Союза Полины Осипенко —
Феодосия Федоровна Дудник. «Правда» сообщает, что гитлеровцы дол
го искали в этом селе мать Героя. В списке жителей села им не удалось найти фамилию Осипенко, немцы пе могли подозревать, что Феодосия Федоровна носит другую фамилию. Феодосия Федоровна Дудник рассказала, что подруги — од
носельчанки Полины — Маруся Со
ловьева. Нина Отвишко я Кадя Мороз были угнаны гитлеровцами в Германию. По дороге левупшс бежали, а 15 сентября немцы нешли их и расстреляли.

Телеграммы из-за границы

Столкновения между населением и немцами

в Новаре, Комо и Варезе