ЗА СОВРЕМЕННЫЙ СПЕКТАКЛЬ!

Мы стоим уже не в преддверии сезона, а в самых дверях. Показано даже уж кой-что из нового. МХАТ 2-й показан «Смерть Иоанна Гроз
ного», театр им. Вахтангова — «Барсуков». Обе постановки заставляют насторожиться. Первая— продолжающимся тяготением к нездоровой жиз
ни, к мистическому уклону. Вторая — возвратом к формам старой натуралистической театральщины. Обе доказывают, что, наряду с борьбой за со
временный репертуар, должна итти и борьба за современный спектакль. Только в таком комплексе осуществится полностью современный спек
такль, т.-е. такой спектакль, где определенной тематике соответствует такое же художественное выражение темы.
В целом, гарантией такого равновесия может служить целостность внутреннего мировоззрения театра, его общественность, его политическое сознание. Вот где упор, вот где корень вещей!
И если МХАТ 2-й в «Смерти Иоанна Грозного» не умеет политически осознать материал, а театр им. Вахтангова допускает разрыв между содержанием и организующей его формой, в результате чего сводит политический сюжет в пси
хологической мелодраме, — и в том, и в другом случае на помощь должно быть призвано повышение политического и культурно-общественного уровня закулисной жизни.
Это та область, где на помощь хозяйственноадминистративным органам политпросветов дол
жна прити культработа Рабиса, построенная на учете всех особенностей и специфичности актерства.
И особенно — охват этой работой актерского молодняка, как наиболее инициативной и по
движной художественной группы теа-производства. Только с повышением общего культурнополитического уровня актерства поднимется и культурно-политический уровень спектакля.
В борьбе за театральную общественность против косности устаревшего «традиционализма» роль Всерабиса должна стать активной и весьма ответственной.
Выработка методов культурно-просветительной работы среди актерства должна стать одной из основных баз по пути развития театра. При ра
ционализации театрального хозяйства и бюджета должны освободиться и те суммы, которых по
требует развернувшаяся культработа среди актерства. К сожалению, в колдоговорах по отдель
ным театрам и театральным объединениям пока отчисления на культработу далеко недостаточны. А затем, и самая культработа ведется недостаточно гибко, недостаточно охватывая актерские ка
дры и, к тому же, без уменья заинтересовать в ней актерство данного театра в целом.
Пункт 5 резолюции майского партсовещания по организационным вопросам театра считает «необходимым все доходы от театрально-зрелищ
ных предприятий полностью употреблять на нужды и на дело развития улучшения театраль
ной работы в данном районе». Хозяйственные организации, ведающие делами театра, должны усвоить, что делю развития улучшения театраль
ной работы охватывает и поднятие культурнообщественного уровня актерства. Расходы на культурно-общественную работу по ту сторону рампы — не накладные расходы, а непосредствен
но организационные, поднимающие производство, и тем самым укрепляющие его и хозяйственно. И в схеме рационализации театрального бюджета они должны занять достаточно видное место.
Таков корень вещей в вопросе о театральной общественности, как основной предпосылки здорового театрального производства. Начавшийся театральный сезон напоминает об этом.
ЭМ. БЕСКИН