ТЕАТР ОТСТАЕТ ОТ ЖИЗНИ

Коллективизация сельского хозяйства на театре
«Мы должны поставить вплотную вопрос, чтобы рабочие были застрель
щиками, стали авангардом в деле развития колхозного движения».
К. Бауман
«Осуществление пятилетнего плана, представляющего программу развернутого социалистиче
ского наступления, связано с преодолением огромных трудностей внутреннего и внешнего порядка» — констатирует резолюция XVI Всесоюзной Партийной Конференции.
Обязанность театра принять активное участие в этом наступлении и оказать ему всемерную под
держку теми художественными и агитационными средствами воздействия, которые имеются в его распоряжении. До сих пор, однако, тематика теа
трального репертуара была далека от наиболее актуальных проблем нашего строительства (индустриализация страны, антирелигиозная пропаганда и т. д.).
И в этом сезоне крайне показательно количество классических пьес, которое включает в себя производственный план театров. Принципиально против классиков никто не возражает, но их чрез
мерное обилие отнимает возможность работать над пьесами, более нужными и важными в данный момент напряженных усилий. Это перепроизводство разжижает и ослабляет мощность наступления театров на фронте строительства и до
казывает, что театры еще недостаточно осознали свои политические и общественные обязанности.
Прав был Мейерхольд, упрекнувший театры во вступительном слове на открытии сезона, что они не заострили вопроса о том, какими должны
быть театры в эпоху социалистического строительства страны.
Осуществление пятилетнего плана немыслимо без реконструкции нашего сельского хозяйства. Немыслимо без точного и полного выполнения программы колхозного и совхозного строительства. Поэтому, вопрос о коллективизации сель
ского хозяйства принадлежит к таким вопросам, популяризация которых особенно необходима. Борьба за уничтожение индивидуальных мелких хозяйств и переход на машинизированные укруп
ненные коллективные хозяйства — вот наиболее актуальный материал для художественно-политической работы.
Что же сделано в этом направлении театрами, ориентирующимися на организованного зрителя?
К сожалению, не сделано пока ничего и предполагается сделать так же не очень многое.
Большинство наших крупных театров совершенно не включили в свой производственный план пьес на тему о коллективизации сельского хозяйства. К этому числу принадлежат: Малый театр с филиалом и студией, МХАТ I, Камерный театр, театр им. Мейерхольда, театр б. Корш.
МХАТ II включил пьесу Караваевой «Двор(«Веселое раззорение»), не столько трактующую о коллективизации, сколько о распаде индивидуального хозяйства.
Пишет пьесу о колхозном строительстве по заказу театра Революции Сергей Третьяков.
Театр им. МГСПС и театр Замсовета ставит «Ярость» Яновского.
Наибольшее внимание данной тематике уделил Дом им. Поленова. Его производственный план пьес для крестьянского театра на 60% вклю
чает пьесы на тему о реконструкции сельского хозяйства. Пьесы проводятся через репертуарнометодологическую мастерскую.
Имеется договоренность с Культотделом Кол - хозцентра о предоставлении материалов и об ука
зании районов для проведения соответствующей работы.
Домом им. Поленова выпускается специальный сборник пьес по коллективизации сельского хозяйства. Помимо этого сборника, на ту же тему будут печататься пьесы и в приложении к журналу «Деревенский Театр» — «Красная рубаха».
Между тем, вся указанная продукция выпущена и выпускается издательствами с расчетом на крестьянские театры. Почему? Нет спора, что идею коллективизации необходимо внедрить в крестьянские массы, но бесспорно так же то, что не в меньшей степени ее значение должны осознать и рабочие. Необходимо выпускаемый репер
туар подбирать так, чтобы он был интересен и для рабочих клубов.
Вот что сказал тов. Бауман на IV Пленуме МК ВКП(б): «Рабочие фабрик и заводов Москвы
и уездов еще до сих пор весьма слабо участвуют в коллективизаций сельского хозяйства. Партия
дает клич обобществления сельского хозяйства, призывает крестьянскую массу к коллективиза
ции, а рабочая масса — разве она стала уже в авангарде колхозного движения? — По большей части нет. И мы видим, как возникают колхозы
в типичных крестьянских районах, как растут они в Волоколамске, но слабо растут под Коломной, где имеется громадный завод с 9.000 рабочих».
Разумеется, сказанное тов. Бауманом о положении в Московской области может быть применено и ко всему Союзу.
Создание же репертуара на тему о коллективизации сельского хозяйства — задача чрезвычайной важности.
П. ЗЕНКЕВИЧ
Топаз — Радин
К премьере в театре б. Корш «Бопото