ХАЛТУРА HА КЛУБНОЙ СЦЕНЕ

В Москве — свыше 300 рабочих клубов... Большинство из них еженедельно устраивает спектакли и концерты, обслуживаемые профессиональными труппами — коллективами, ансамблями...
Громадные средства и значительные силы тратятся на это дело. Однако, весьма редко оно
дает положительный результат. Много иногда совершенно объективных причин превращают де
монстрацию профессионального искусства на клубной сцене в халтуру. Все же среди этих при
чин есть такие, которые являются субъективными — могут быть без особых сложностей ликвидированы...
Раньше всего, сюда относятся, во-первых, некоторые театральные жанры, а во-вторых, специ
фический репертуар их... (Например, профтеаколлективы — «Старинный водевиль», «Живое кино»,
«Проекционный театр», «Камерная опера» — ради каких художественных и идеологических целей существуют они? Какую общеполезную социаль
ную функцию должны и умеют выполнить они? Это ведь не педантичные реставраторы классиче
ской формы, не показательные техникой и мастерством художественные объединения, не научные или музейные экспонаты!.. В лучшем слу
чае — это «добродетельные халтурщики» — честно и скверно работающие... ну, хотя бы, из-за мате
риальных условий. Да можно ли и стоит ли от них, обладающих карликовыми труппами (от 10
до 25 чел.), обеспечиваемых мизерной зарплатой (от 35 до 100 руб. ежемесячно), — ждать иного?! И все же они живут и работают, ухитряясь «сварганивать» 10—12 халтурок в месяц.
Хуже всего обстоит с репертуарным моментом в оперных и балетных труппах. Здесь царит
К премьере в театре б. Корш «Болото
Сюзи — Шатрова
рутина и вампука,— массовому зрителю преподносится такая недоброкачественая «духовная пища», как «Горюша», «Мельник, колдун и сват»,
«Алеко» (оперный ансамбль под управлением Андреева), «Тайный брак», «Скоморох» (Камерная опера), «Корсар», «Конек-горбунок» (художественный балет под управлением Голубина), «Пе
вец из Палермо», «Продавец птиц» (оперетта под управлением Кошевского).
В виде исключения, под маркой «освежениярепертуара, что ли —и эти театрики пытаются (но как?) баз соответствующих артистов, оркестра, декораций, костюмов демонстрировать на слу
чайной клубной площадке, в жутких условиях кустарщины, «Красный мак» или что-нибудь в том же духе. Особенно ярко чувствуется этот разнобой в драматическом и комедийном репертуа
ре, где, на ряду с максимально-современными пьесами, вроде «Рельсы гудят», «Человек с портфелем» (драматический коллектив под управлением Лизинской), «Сигнал», «Луна слева» (Молодой театр), «Инженер Мерц» (драматический кол
лектив под управлением Незнамова) и др.,—на сцену вытаскивается такая заваль, как: «Трудовой день непманши», «Тайны Нью-Иорка» («Жи
вое кино»), «Инквизитор Торквемадо», «5 дней властелина» (ансамбль трансформации), «Два
жды убитый» (драматический коллектив под управлением Чаргонина) и пр.
Не только в художественной деятельности, но и в административной системе этих театриков наблюдается разнобой... Частью (их всего 80 в Мо
скве) они существуют при управлении трудколлективов Центрспосредрабиса и «Коллективе № 23 Рабис», некоторые... сами по себе. Таким обра
зом, политическое, общественное и творческое руководство ими не всегда и не везде осуще
ствляется на 100%. А особенно это сказывается в таких сложных вопросах, как индивидуальный подбор коллектива, систематическая тренировка его и проработка репертуарных планов. Кроме того, даже и в малой доле еще не упорядочен столь серьезный вопрос, как регулярное снабже
ние клубов нужными спектаклями и коллективов широким рынком труда.
До сих пор существовала нелепая система, — точнее отсутствие всякой системы: в ожесточен
ной между собой конкуренции профколлективы отвоевывали клубную сцену, а массовый зритель получал хитро ему навязанные спектакли. В ко
нечном счете, на этом деле наживались «жучки», являвшиеся здесь посредниками. А дело это пахло десятками, сотнями тысяч рублей ежемесячно.
Не предвосхищая событий, ожидая результатов обследования теаколлективов Облрабисом, — мы хотели бы направить внимание читателя на то, что, к сожалению, вопрос о формах существо
вания и методах работы этих коллективов не увязан с нашей пятилеткой. Между тем, казалось бы, этот вопрос, разрешающий проблему, с одной стороны, ликвидации безработицы среди рабисников, а с другой — улучшения деятельности профискусства на поприще культурничества, не
мыслим вне пятилетки. И разрешать его нужно теперь же, раньше всего, в плоскости хозяйственной рационализации.
НИКОЛАЕВ и ВЛАДИМИРСКИЙ
Один из ближайших номеров журнала будет посвящен непрерывной работе театров. Редакция обращается с просьбой к товарищам, работающим в этой области, высказаться на страницах журнала.