ХРОНИКА

Америка — Москва.
(Беседа с представителем американской коммунистической прессы М. Гоулд).
Америка. За последние годы в американском искусстве произошла резкая перемена.
До войны театр был местом развлечения американской буржуазии и не был доступен малоимущему населению. К театру вообще подходили исключительно как к учреждению, могущему давать доход.
В 1915 году в Америке впервые появилась группа „производственных писателей“, преследовавшая худо
жественные, а не коммерческие цели. Организатором этого культурного начинания был всем исвестный американский журналист Джон Рид; в состав труппы вошли: Флойд Дел, Макс Истмен, О Нейль, Сьюзан Шасфен и Эдна Сейнт Вансект Мистей.
Группа оганизовала два театра, при которых имеется школа, готовящая новые кадры молодых актеров.
Оба театра занимают в Америке выдающееся положение и возглавляют левое крыло американского искусства.
В 1920 году в Америке произошла грандиозная забастовка, в которой приняли участие все актеры Соединенных Штатов. В результате забастовки был организован союз под названием „Равная актерская ассоциация“, долженствующий защищать интересы своих членов.
Русское искусство в Америке в большом спросе: ваш Балиев в течение трех лет получил большую известность.
Успех Художественного театра объясняется тем что в Америке всегда существовало мнение, что это лучший театр в мире. Передовая пресса отнес
лась к гастролям МХАТ критически, указывая на то, что такой реализм уже давно существовал на американской сцене и что в настоящее время он уже устарел.
Россия. Основной целью моего приезда послужило желание собрать материал для издания книги о России, современная жизнь которой совершенно неизвестна Америке.
Я приехал в Москву неделю тому назад. Говорить о том впечатлении, которое на меня произвела Россия, я сейчас еще не могу, ибо оно до того ошеломляющее, что я не успел разобраться во всем мною виденном. По пути в Москву я посетил сто
лицы Европы и могу смело сказать, что Москва— самый оживленный и интеллектуальный город в мире. Нигде нет такого большого количества книжных магазинов, как в Красной столице.
За время моего пребывания в Москве я посетил Академический Большой театр и театр имени Вс. Мейерхольда.
В Большом театре я слышал „Кармен“ и „Золотой Петушок“.
Постановка „Кармен“ мне напомнила спектакль во второразрядном провинциальном американском театре. Гораздо более понравился мне „Золотой Петушок“ оригинальностью сценического оформле
ния. В театре имени Вс. Мейерхольда я видел все, кроме „Смерти Тарелкина“. Особенно сильное впечатление на меня произвели „Лес.“ и „Д. E“.
А. М. Лабинский.
18 октября исполняется 25-летие сценической: деятельности артиста оперы А. М. Лабинского.
А. М. — уроженец Харькова, но детство свое провел в Тобольске, где уже в ранней юности проявил
выдающнеся вокальные способности. Музыкальное образование получил в ленинградской консерватории. откуда перешел к частным урокам у проф.
П. П. Палечека. С 1897 года А. М. появляется на сцене б. Мариинского театра, где и служи г беспрерывно в течение 15 лет. В 1912 году его экстренно, в виду болезни Собинова, вызывают в Моск. Большой театр. После ряда этих гастролей А. М. был переведен в Москву, сразу получив здесь ответственное положение и неся на себе ли
рический и драматический теноровый репертуар
в целом ряде опер, даже без дублера (Тангейзер,. Садко, Аида и др. ).
В день юбилея певец выступает в лучшей своей партии в „Лоэнгрине“ Вагнера в Большом театре.
***
6 октября в помещении театра б. Корш состоялся юбилейный спектакль в честь А. А. Бренко.
В этот день исполнилось 50 лет художественноартистической и литературной деятельности А. А, 45-летие со дня открытая первого частного театра —
Пушкинского, 35-летие педагогической деятельности А. А. и 10 лет со дня открытая I рабочей бесплатной школы сценического искусства при Пречи
стенских курсах, следствием чего явилась в 1915 году организация 1-го Рабочего театра.
После ІІ-го акта спектакля „На дне“, исполненного артистами студии А. А. Бренко, состоялось чествование юбилярши. Присутствовали представи
тели НКП, Всерабиса, Малого театра, МХТ, О-ва любителей Росс. словесности, О-ва им. Островского, О-ва драмписателей и композиторов, Совета РТО,
Моск. драмшкол, РАХН, Дома театр. просвещения
им. Поленова, рабочих Пречистенских курсов и др
Было поднесено много цветов и других подарков. Представитель НКП перед началом чествовання объявил распоряжение Наркомпроса о присвоении А. А. Бренко звания заслуженной арт. Республики.
6 октября, в нижнем фойэ
МХАТ состоялся вечер памяти Н. Б. Эфроса, организованный МХАТ совместно с теосекцией РАХН.
Вступительное слово сказал В. И. Немирович- Данченко, охарактеризовавший покойного его уменьем и талантливостью любить искусство. Воспо
минания K. С. Станиславского были посвящены
взаимоотношениям актера и критика; кроме того, была отмечена работа покойного для МХАТ. В. И.
Качалов, прочитавший свои личные воспоминания, остановился на необычайной кротости Н. Э. Эфроса
и его влюбленяости в жизнь. А. И. Южин отметил как бы материнскую любовь покойного к каждой
новой победе театра; потерю H. Е. Эфроса А. И. Южин назвал большим горем для русского театра.
В. А. Филиппов, отметивший особое внимание и
изучение покойным актера, остановился на значении H. Е. Эфроса для театральной науки, первый пионером которой он был. П. А. Марков в своих воспоминаниях остановился на перипетиях работ И. Е. Эфроса в период ТЕО, где началась его работа над созданием науки о театре. Выступившив заключение студиец Малого театра Ф. Каверин ассказал о жизни покойного в среде студийцев.
Юбилей
А. А. Бренко.
Памяти
Н. Е. Эфроса.