КЛУБНАЯ ЭСТРАДА

На смену
«Живая газета отжила свой век. Ей на смену идут клубные коллективы эстрады» — такое мнение все чаще приходится слышать в кругу клубных работников.
В живой газете не удовлетворяет простота и бедность оформления, схематизм действия — та суровость и строгость построения, которая осталась от времен гражданской войны и соответствовала той суровой эпохе.
Эстрада в этом отношении куда богаче: яркий костюм вместо синей блузы, пестрый грим, веселые мотивчики, рассказчики-куплетисты и танцоры вместо физкультурного парада.
Отчасти все это правильно. Живая газета старого типа во многом устарела. Но можно ли так опрометью бросаться от живой газеты к эстраде?
Замечают ли клубы ту опасность, которая ждет зрелищные кружки при этой «смене вех»? Таких опасностей порядочно и выявить их необходимо.
Нивеллировка или специализация?
Основное отличие живой газеты от эстрады — в тех требованиях, которые предъявляются исполнителю.
Живая газета выстраивает всех кружковцев к один ряд и выводит парадом с одинаковыми движениями и коллективной читкой. Маршировать, физкультурничать, ритмически выкрики
вать лозунг должны все. Исполнительские навы
ки уравниваются. Коллективизм — основной принцип живой газеты: все как один, один как все.
Эстрада вся основана на разнообразии навыков. В профессиональной эстраде у каждого — своя узкая специальность, зато в этой специаль
ности требуется высшее мастерство. Чечеточник выбивает 32 различных колена чечетки, но дру
гого ничего не умеет. Танцор-украинец всю жизнь пляшет гопак — и только гопак. Жонглер, транс
форматор, акробат, куплетист — все это особые специальности. Никакой сдвиг амплуа, замена одного жанра другим — невозможны без длительной подготовки.
Конечно, клубные эстрадники не такие заядлые спецы, как профессионалы. Но и среди них многие специализируются на одном жанре, ино
гда на очень специфических «штучках»: свистят соловьем, играют на карандаше, отщелкивают чечетку на пальцах...
Наследие
Те общие для всех навыки, которые прививает живая газета, не возбуждают сомнения с точки зрения их общественной полезности. Вся живая газета сводится в конце-концов к разным видам физкультуры.
Наоборот, те специфические сноровки, которыми пользуется профэстрадник, очень подозрительны.
Прошлое многих эстрадных жанров отнюдь не безупречно. Цыгане, певички, анекдотисты, чече
точники росли и формировались в угаре пьяных ночей, в отдельных кабинетах «Яра», в венском шантане и парижском кабаке.
Современная эстрада далеко не отделалась от этого «наследия». Через пивную — замашки старой эстрады легко проникают и в клубный коллектив и там усваиваются клубным исполнителем.
Первые опыты
Эстрадные коллективы организованы уже в нескольких союзах: строителей, текстильщиков, совторгслужащих, химиков. Все это показатель
ные коллективы при центральных клубах. Они все время на виду. Это балованные дети культотделов.
Усиленный контроль предохранил эти коллективы от заскоков в эстраду пивного типа, от чего отнюдь не гарантированы другие коллективы низовых клубов. Мастерство, проработка постановок центральных коллективов по большей части на высоте. У строителей прекрасно испол
няются «Шарманка», у текстильщиков ловко сделаны акробатические танцы и т. д.
Но и эти коллективы далеки от идеала. Прежде всего, в них мало местного материала. У текстильщиков в программе, шедшей всю осень, имеются и рассказы Зощенко, и романс «Красная звездочка», и парад матросов, и ча
стушки на общесоветские темы. Но текстильных номеров всего один-два... Местный материал имеется в «Шарманке» строителей, о волоките в завкоме, о пьянке. Но темы эти трактуются чрезвычайно поверхностно.
Живогазетчиков все время упрекали в легкомыслии, в отсутствии глубокой проработки.
Эстрада таких упреков заслуживает вдвое. Она вообще несерьезно относится к теме, она зубоскалит и весело скользит по поверхности даже там,
где требовалось бы бичевать и негодовать. За героические темы эстрада вообще не берется.
Взамен или дополнение?
Итак, переход от живой газеты к эстраде вовсе не такая уже бесспорная и простая штука. Этот переход означает — повышение мастер
ства, квалификации исполнения — от среднего уровня синеблузника к изощренной технике эстрадника. Но, с другой стороны, опасность заражения клуба старой пивной эстрадой, сниже
ние общественной значимости, уклон к чистому развлекательству.
Поэтому нельзя поддерживать формулу: эстрада на смену живой газете. Отказ от всех дости
жений живой газеты, от завоеваний в области специфически-клубного зрелища принесет огромный вред всему делу клубно - художественной работы. Клубы должны сохранить те здоровые физкультурные основы, на которых строилась живая газета. Но только — дополнить их мастер
ством эстрады — со строгим разбором жанров и сноровок, которые от эстрады заимствуются.
Эстрадное мастерство в дополнение к живой газете, а не на смену ей — таков должен быть лозунг нашей клубной общественности.
1-му ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТЕАТРУ
Прежде чем сзывать народ,
Вы все pro и contra взвесьте: Ведь бывает „Бег“ — вперед И бывает „Бег“ — на месте...
АТЭНИКОЛАЙ ЛЬВОВ