райсовет требует 32.000 руб. УМЗП платить не хочет. Мир заключен на 16 тысячах, а за стулья и обстановку отдельный счет. О раз
мерах его УМЗП и Бауманский райсовет не могут сговориться. Пока они спорят... ТРАМ благополучно пребывает на улице... Наконец, Бауманский райсовет и УМЗП принимают решение: договориться впоследствии, а покуда ТРАМ пустить в помещение.
Бауманский райсовет свое обязательство выполнил: уступил помещение и даже не столь помещение, как голые стены. Вся арматура вывезена, электрооборудование разрушено, крыша течет, водопровод и канализация не действуют, отопление не выверено.
Ha-днях в ТРАМ явились люди из Хоз. производ. отдела райсовета, предъявлявшие такого рода бумажку:
«На основании распоряжения председателя совета, ХПО предлагает вам сегодня, 3-го октября, взять имущество из бывшего кинотеатра имени Баумана. В случае, если сотруд
ники ТРАМ а будут препятствовать, вызовите представителя милиции, при содействии ко
торого возьмите имущество, захваченное ТРАМ ом. Зав. Отделом Курицын».
Представители бумажки начали было снимать занавес и экран из театра. К счастью, вызванный представитель милиции согласился отложить это «изъятие» до окончания переговоров УМЗП с райсоветом».
«Неужели же, — заявляет в заключение газета, — ТРАМ’у суждено умереть раньше своего рождения, не успев даже показать ни одной своей работы».
«Рабочая Москва» предлагает организовать О-во друзей театра рабочей молодежи по примеру... «такого же общества, существующего при Студии им. Станиславского».
Не звучит ли для нашей театральной общественности такое сопоставление серьезным укором?


4. Затяжка тормозит работу


«Власть Труда» от 29 сентября (Иркутск) сообщает об организации ТРАМ’а, однако, и здесь не обходится без трудностей рождения; в статье под заголовком: «Затяжка тормозит работу», газета пишет:
«Вокруг ТРАМ’а разговоры пились густым потоком.
Однако, весной километровые переговоры ОСПС и политпросвета закончились таким выводом: несмотря на важность создания
ТРАМ а, средств нет, а потому придется воз
держаться до составления новой сметы, тоесть до октября с. г.
Много денег уплыло на разные постройки цирков, дотации гостеатру, на гарантийную оплату неинтересного для рабочего БАЛЕТА, дотации садам, а о ТРАМ’е ни гу-гу.
Если мы находим средства на балет и т. д., то на рабочий театр нужную сумму должны найти.
Мы предлагаем ОСПС, окружным отделам союзов, горсовету, политпросвету окрисполкома высказаться окончательно на страницах «Власти Труда».
В зависимости от реальной помощи всех перечисленных организаций надо будет строить и самый масштаб работы в ТРАМ е.
Затяжка вопроса тормозит работу. Поэтому надо решить его поскорей с тем, чтобы правление ТРАМ’а смогло к 15 октября закончить свою организационную работу».
Шарж Э. Мордмилловича Н. Смирнов-Сокольский


5.350 заявок


Харьковский «Коммунист» от 4 октября посвящает Харьковскому ТРАМ’у статью, где ста
вит вопрос: «Нужен ли такой театр на Украине, в частности, в Харькове?». И сообщая о заседании, посвященном разрешению этой проблемы в ЦК ЛКСМУ, заявляет:
«Театр рабочей молодежи существует в Харькове уже несколько лет. До недавнего времени ни у кого, как-будто бы не возникало сомнений в необходимости существования ТРАМ а... И вдруг, с приближением нового бюджетного 1923—29 года возникла серь
езная угроза существованию ТРАМ’а. Наркомпрос постановил закрыть с нынешнего года
разные студийные организации, в том числе театральные, К КОТОРЫМ ПРИЧИСЛЕН И ТЕАТР РАБОЧЕЙ МОЛОДЕЖИ».
Обсуждению создавшегося в связи q этим положения и было посвящено заседание Укра
инского ЦК Молодежи. На защиту Укр-ТРАМ’а на этом заседании выступил тов. Лесь Курбас.
На заседании, на вопрос о спросе со стороны зрителя на такой театр, было выяснено, что на спектакли Харьковского ТРАМ’а на сезон 1928— 1929 год имеется 350 (триста пятьдесят!) заявок.
«Совещание, — меланхолично заканчивает газета, — никаких конкретных постановлений о существовании ТРАМ а не вынесло, так как существование театра зависит от материальных ресурсов, каких пока еще нет».
Что это — система или случайное совпадение? Развитие ТРАМ’ов под угрозой.
Не приписать ли это явление — такое методичное и повсеместное — опасному состоянию пи
етета, характеризующему наш левый фронт (не «Леф»), а настоящий левый фронт в искусстве,— нашу притупившуюся бдительность и ослабление боевого настроения.
Положение заставляет серьезно задуматься: Москва, Ив.-Вознесенск, Иркутск, Харьков — это уже политика... странная политика!