особенности бытового ритма и духовной жизни смешанных слоев полу-буржуазной интеллигенции в предреволюционный период.
Но Художественный театр пытается иногда покинуть тесные рамки интеллигентской обы
денщины. Он пробует изобразить даже такие титанические картины, как события гражданской войны. Правда, спервоначалу он ограни
чивается «Днями Турбиных», но через год он подходит к своему сценическому станку с на
мерением изобразить революционную героику
сибирских партизан в постановке «Бронепоезд 14-69».
Но здесь, — увы! — он оказывается просто-на-просто слабым мастером. У Художественного театра не хватает красок и выразительности, у него ускользает почва из-под ног и он, теряя обычную уверенность и спотыкаясь, в итоге запу
тывается в трех соснах. Его изображение белого фронта, а тем более красной партизащины не
убедительны, слишком измельчены частностями и, конечно, очень далеки от типических особенностей их социально-исторической правды.
Господство мелких вещей и чрезмерное сосредоточие внимания на моментах «интимно
семейных» переживаний и прочих частностях подавляют здесь неувереннее изображение боль
ших событий и, отодвигая их этим на задний план, снижают общий тон задуманной театром сценической картины. Тут даже герои белой армии как-то больше не на своих боевых фор
тах, а у себя дома, под сенью тех самых тихих кремовых штор, которые в наивном воображе
нии турбинского «Лариосика» отделяли челове
ка от «ужасов гражданской войны». А «Бронепоезд»! Та же самая история. Только в силу столкновения с более массивными темами, т.-е., где одиночек заменяет патетика самого народа, это ощущается еще острее. Художественный те
атр рельефнее и несравненно правдивее показал неряшливый сюртук председателя ревкома Пе
клеванова и его чаепитие в прикуску с колбасой, нежели картины той жизни, которая как раз и составляла настоящее «я» председателя ревкома из «Бронепоезда».
Зато, как опять богата оказывается палитра МХТ, когда он находит обыденщину и в ра
диусе гражданской войны. Вечеринка у Елены Тальберг в «Днях Турбиных», беженцы на станции в «Бронепоезде» и т. д., и т. п. все это четкие, сочные, неподражаемые и законченные жанровые мизансцены. Сравните их со «сцениче
скими кадрами», изображающими партизанский сход, или даже с генеральными мизансценами
самого вождя партизан Вершинина и вы сейчас же убедитесь, как неуверенно и непрочувство
ванно изображение всеобъединяющих страстей партизанщины сравнительно с картинками «обычных фактов». Итак, интеллигентская обы
денщина в ее разновидностях, — вот собственно, эстетически-законченные я художественно-жиз
ненные черты, составляющие индивидуальность театрального жанра художественников.
МХТ никогда не был ни апологетом, ни беспринципным соратником обывательщины, но он был и остается в полном смысле слова вы
разителем не революционной интеллигенции, а интеллигентской плотвы: деклассированного по
мещика, образованного мещанина и разночинца, словом того городского сплошняка, в гуще которого пробовали свои силы народные социалисты и кадеты.
И МХТ, имея лучшие намерения воплотить на сцене общечеловеческие запросы, привить
грубой полуграмотной стране гуманнейшую грусть, возвышенную скорбь и любовь к чело
веку, на самом деле оказался всецело во власти своего сословного колпака.
МХТ создал изумительно-рельефные образы, но он видит их сквозь дымчатые очки худосочного мироощущения своей социальной среды.
В. А. ПАВЛОВ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ПРОВИНЦИИ
Обзор прессы
В театре провинции наряду с традиционными затруднениями, пробиваются ростки новых отно
шений между театром и общественностью, между театром и зрителем. Борьба положительного и отрицательного отражается на страницах провинциальной прессы, которой и посвящаем настоящий обзор.
1. Минусы
Все еще изнемогает провинциальный театр под убийственной тяжестью огромного количества постановок, почти анекдотического.
Представлял-ли себе кто-либо, что возможно дать... 61 (шестьдесят одну!!) постановку в се
зоне; а между тем театр в В.-Волочке собирается такой опыт проделать в нынешнем сезоне.
Газета «Наш Край» от 6-го октября пишет:
Ha-днях на заседании художественного совета при гортеатре, составленного из представителей различных общественных организаций города, обсуждался репертуар, предположенный к постановке в сезон 1928—29 г. Принята ориентировочно 61 пьеса.
В перечне пьес, который затем дает газета, имеются всевозможные пьесы, начиная от «9-ой жены Чулина», «Гамлета», «Плодов просвещения», до всех новинок сезона.
Легко себе представить, какая из всей этой вермишели безъисходная халтура будет преподнесена вышневолоцкому зрителю. А между тем
выполнение проекта районирования зрелищных предприятий с регулярным обменом постанов
ками в пределах района, о чем уже давно писалось, внесло бы порядок в теапровинцию.
Другого рода затруднения это — сугубо-коммерческий, «деляческий» скорее, подход к театру в провинции, даже со стороны тех, кто более
нежели кто бы то ни было, ответственен за культурное развитие масс.
Шуйская газета «Серп и Молот», от 24 сентября, сообщает о том, что профсоюзы тормозят дело насаждения театра.
«Нам известно, — пишет газета, — что
... «уоно, уполитпросвет и общество борьбы с алкоголизмом добились разрешения пригла
сить постоянную труппу. Таким образом, во
прос можно было бы считать исчерпанным, если бы не профсоюзы.
При «увязке» вопросов театрального сезона с профсоюзами, оказалось, что последние искренне не желают, чтобы в нашем городе был театр и отказались помочь городскому совету содержать труппу».
Как известно, профсоюзы имеют значительные средства на культработу и в основном составляют кадр зрителей: в Шуе профсоюзы дело театра, невидимому, культработой не считают.
Неблагополучно, конечно, в провинции и в деле художественной линии.
«Красный Николаев», например (номер от
30 сентября), полагает, что, чем «натуральнее