КРИЗИС КЛУБНОЙ ПЬЕСЫ
На общем фронте борьбы за культурную революцию наиболее слабым участком является клубный и деревенский театр. Печально конста
тировать этот непреложный факт, ибо даже для не особенно хорошо знакомого с общей работой в области борьбы за культурную революцию че
ловека — ясно, что этот участок в наших условиях наиболее важен и значителен.
Наша советская драматургия растет чрезвычайно быстрым темпом. Мы видим, как на наших глазах советский драматург вытесняет из профтеатров классиков и западных драматургов — и все заверения некоторых метров наших профтеатров, что советская пьеса еще очень слаба — при проверке реальных фактов оказываются явно несостоятельными попытками прикрыть этой ширмой собственное неумение, или нежелание приблизить свой театр к запросам современного зри
теля. Естественно, что реального значения эти попытки иметь не будут.
Еще у всех нас на памяти времена, когда советскому драматургу приходилось затрачивать
огромное количество энергии для того, чтобы пробить непроницаемую стену скептицизма и не
доверия, с каким встречали руководители профтеатров всякую новую пьесу советского автора. Все мы помним, как театр Революции саботиро
вал постановку пьесы «Эхо» Билля-Белоцерковского — драматурга, впоследствии создавшего целую эпоху на нашем театре. И тем не менее, несмотря на саботаж, на явно выраженное нежелание пустить советскую пьесу на театр — советская пьеса одержала блестящую победу и во
шла на сцену не только едва терпимым гостем, но в большинстве случаев хозяином.
Это произошло не только потому, что запросы нашего зрителя были сильнее сопротивления узкой кучки консервативных театральных руководителей, но и, главным образом, от того, что эта
победа и политически и экономически была обеспечена правильным руководством театральной политикой со стороны органов государственной власти.
Естественно, что при чрезвычайно быстром росте советского драматурга, при абсолютно явном росте количества и качества пьес для профтеатров, — росло количество и качество клубных и деревенских пьес. И таким образом, с внешней, по
верхностной точки зрения создается впечатление, что в этой области все благополучно. Но если мы посмотрим на тот вопрос несколько глубже, то положение сразу изменится: нам станет ясно, что клубная и деревенская пьеса растет только абсолютно и неуклонно падает относительно. Требования на клубную и деревенскую пьесу, рост культурного уровня рабочего и крестьянского зрителя развиваются в гораздо более быстром
темпе, чем творческая работа авторов клубных и деревенских пьес.
Таким образом, мы здесь видим типичное для первых по-революционных годов положение, при
котором спрос значительно превышает предложе
ние, и в ближайшее время намечается определен
ная тенденция к еще более резкому контрасту между спросом и предложением.
Это происходит и будет происходить до тех пор, пока руководящие органы нашей государ
ственной власти не создадут условия, при которых у клубного и деревенского автора появится, в экономическом отношении, побудительный стимул для творческой работы. Сейчас клубный автор находится в катастрофически тяжелых экономических условиях.
Если посмотреть листки поступления авторского гонорара клубных и деревенских авторов. мы увидим, что средний заработок их равняется приблизительно 2—3 рублям в месяц. Такие известные клубные драматурги, как И. Лебедев,

В БИНОКЛЬ...

„Животрупное
Суеверные люди считают понедельник тяжелым днем.
Для кого — как! Например, для редакции журнала «Рабис» понедельник 15 октября был днем далеко не тяжелым.
Несмотря на то, что Главрепертком в свое время совершенно ясно высказался, что постановка «Живого трупа» Л. Толстого нежелательна, — официальный орган ЦК союза Рабис ухит
рился получить разрешение (конечно, в виду исключительного случая) на постановку «Живого трупа» в Экспериментальном театре в понедельник 15 октября.
Беззастенчивая реклама запестрела на столбах и заборах. Афиша, кроме «нежелательного«Живого трупа», обещала участие в спектакле шести «заслуженных», хора московских цыган
и, как бесплатную премию, «среди цыган — Юровская», «цыгане среди Юровской» и т. д. К слову, в прошлом среди цыган постарались выступить чуть ли не все знаменитости, начи
ная от народных Гельцер и Москвина и кончая опереточными Бах и Яроном; как исключение, еще не выступали среди цыган Максим Горь
кий и Садандзи. В общем, афиша обещала море «нежелательных» удовольствий, — все по литере В.
Остроумные устроители решили хорошенько спекульнуть на подвернувшемся «животрупном
предприятии». Все равно — покойники сраму не имут, а особенны покойники в «квадрате».
Билеты первого ряда ни много, ни мало, были расценены по 12 рублей! Полный аншлаг доказал рентабельность предприятия на милом покойничке...
Но, скажут нам ведь — «Живой труп», шесть заслуженных, Юровская и цыгане, все это толь
ко по литере В, только нежелательно, но не запрещено!
Спору нет. Не запрещено.
Между прочим, в этот день барышники (у театра) торговали билетами на «Живой трупв тридорога.
Им тоже никто не запрещал. Всякому хочется подработать!
Конрад Вейдт и доктор Фридлянд
Много шуму наделала в свое время небезизвестная книжка доктора Фридлянда «За за
крытой дверью». В Москве Фридлянд уже не событие, — это мода прошлогодняя. Но в провинции — Фридлянд свежая сенсация. В Крыму пе
вица Арсад исполняет посвященную Фридлянду песенку, называющуюся «За закрытой дверью». Едва ли эта песня нуждается в каких-либо комментариях.
Во Владивостоке увлечение Фриддяндом приняло стихийные размеры. Недавно был устроен диспут на тему, затронутую в нашумевших книгах «За закрытой дверью» (записки врача-вене