НА ПЕРЕЛОМЕ

C радостью, с твердой уверенностью констатируем мы, что наш театр от чистого искательства формы уже активно переходит к охвату содержания, что в его организме все нервы направ
лены к максимальному сближению с жизнью и полной готовностью служить ее интересам.
На этом пути, — постепенного обращения теаискусства в одну из организованных материаль
но культурных функций, призванную в последнем счете для развития и регулирования в общественном человеке максимальном количеством полезных для его жизни активных психо- и физичес
ких рефлексов, — разумеется, будут еще многие и продолжительные промежуточные этапы. Тем не менее, не подлежит никакому сомнению, что к этой цели мы уже оттолкнулись и путь этот был указан именно Октябрьской революцией. Это— теория, схема.
В переложении на практику надо прямо сказать, что в ближайший период неминуемы еще многие противоречия и рецедивы даже упадочного толка. Такого рода явления в нашей театральности уже намечаются. Взять хотя бы современную нам пьесу «Евграфа», с его нотками интеллектуального разочарования.
Совершенно неизбежен поэтому чрезвычайно медленный предварительный процесс, в котором все это изжито уже существующими средствами прежде чем перейти к дальнейшим формальным исканиям.
На очереди, как уже сказано (см. передовую Нов. Зр.» № 44), на-ряду с упорным преодолением всяких препятствий временного поряд
ка, вроде «тея-АХРР’а», отдающего безвкусьем и малосильностью художников или «попутчиков конструктивизма», принимающих современность и теа-революцнонные достижения не органически, о только внешне, — стоит задача стабилизации новейших формальных принципов, особенно возникших о «Театральными Октябрями». Только исчерпав до конца богатейший запас этих достижений, посредством оправдания его актуально социальным содержанием, мы можем сказать, что
в этой области мы проделали все, чтобы подойти вплотную к строительству уже социалистической культуры.
Таким образом, к наступающему этапу отбора и применения формальных средств во имя пере
смотра посредством их целого ряда волнующих жизненных проблем под классово новым углом зрения, а частично он уже наступил, нужно от
нестись со всей строгостью и вниманием. Правда, внутри этого этапа (стабилизации) будут еще долго происходить важнейшие процессы отсеивания наносного элемента и выправления твердой линии нормального развития.
Но как бы там ни было, стабилизационный период на театре заранее предопределяет, прежде всего, тщательную проработку завоеванных фор
мальных достижений во имя — исчерпывающего оправдания их содержанием, т.-е. соответствующе
го прикрытия формальной схемы живой тканью. А это уже есть фактор огромного творческого труда.
Доказательством перехода современного театра в период стабилизации, может служить хотя бы обнаружившийся заметный перелом даже в таком театре, как в Московском Камерном.
Намечавшийся еще после «Косматой обезьяны» Е. О’Нейля мостик сосредоточения творческих сил и прежнего формального опыта на новой социальной тематике, сегодня уже открывается во весь рост.
Новая постановка А. Таирова «Любовь под вязами», того же автора, является уже открытым отказом театра (первого и позже всех остававше
гося преимущественно эстетически формальным) от абстрактности темы и субъективной эстетизации своих достижений.
«Любовь под вязами это есть уже определенный сдвиг, сдвиг в сторону активного приближения театра к современности.
Многие, как известно, МКТ уже несколько лет назад даже вообще вычеркнули из списка живых». Правда, в этом немалая вина и самого теат