ра. Однако, сейчас это прошлое и сейчас надо только всячески приветствовать, что один из культурнейших театров твердо осознал что буду
щее заключается только в органическом слиянии с жизнью и подчинении своего опыта в данном случае классовому строительству.
Такой резкий и органический поворот есть верный сигнал твердости нашего советского бытия.
В самом деле, разве не было бы досадно, если бы театр, который но официальному заявлению ЦК Рабиса (к десятилетию МКТ) был признан первым, кто сломал сценическую площадку и заложил, хотя бы зародыше, здоровые принципы театра материальной культуры, которые, как известно, в свое время были также учтены «левы
ми» рев. театрами и вдруг бы остался на своих внутри-камерных исканиях. Пожалуй, это явилось бы непростительной исторической ошибкой.
Последняя премьера доказывает воочию, что театр проделал колоссальную работу.
Начиная от актера и кончая всей композицией спектакля МКТ наглядно доказал, как можно и как должно напрягать творческие силы на художественно-мастерское производство. Это — несомненный шаг и сильный шаг к перевоспитанию ак
терского мироощущения и выработке действительно больших мастеров, способных облегчить дело поворота теа искусства на нужно классовое дело.
Констатируем еще раз, что максимум затраты сил и энергии идет сейчас на повышение качества продукции посредством максимального раз
вития и использования уже имеющейся схемы
материалистически формальных принципов во имя целесообразной организации богатого классового содержания действительности.

ДЕВЯТЬ ЛЕТ СОВЕТСКОГО ТЕАТРА

(Доклад т. В. Павлова в ЦД Рабис)
8 ноября, под председательством т. Э. Бескина, в ЦД Рабис состоялся доклад т. В. Павлова на тому «Девять лет советского театра».
Появление советского театра представляет из себя довольно конкретную величину, заставившую крепко призадуматься сторонников театраль
ных традиций. Поэтому подытоживание работы нашего театра за 9 лет позволяет нам наиболее ярко, наиболее отчетливо выявить, насколько лозунг «Театрального Октября» содействовал росту в развитию советского театра.
Лозунг «Театрального Октября», подразумевавший классовый отбор и переоценку лучших достижений прошлого, а также решительное разоблачение идеалистических и индивидуалисти
ческих тенденций на театре во имя выработки социально-материалистических принципов нового классового театра, впервые, был претворен в
жизнь, правда, еще только в области выработки методов, — Мейерхольдом. В этом его несомненная историческая заслуга. Таким образом он в зна
чительной мере конкретизировал и приблизил к осуществлению идею нового театра.
Как встретили новую эпоху выразители дооктябрьского театра?
Подавляющее большинство в первый момент испугалось Октябрьской действительности и, если в силу целого ряда обстоятельств, еще пыталось в этот момент обнаружить свою лойяльность, то
все же это делалось еще весьма внешне и очень осторожно.
В то время, когда группа «Театрального Октября» руководимая Мейерхольдом, дерзновенно штурмовала и закладывала твердую схему нового театра, вожаки правого крыла в лице А. Южина и В. Немирович-Данченко, дели
катно выражаясь, «не спешили к революции, они не шибко шли к действительности»!
Промежуточное состояние в этих двух полюсах занял Таиров и это не удивительно, ибо сущ
ность его исканий, в те годы преимущественно формальных, в конечном счете приближалась к тем принципам, которые вырабатывал Мейерхольд под напором революционным сил и индустриальной динамики современности.
Но вся беда Таирова оказалась в том, что он в первый момент испугался революционной действительности и поэтому в своем поступатель
ном развитии первые годы диктатуры остался вне октябрьских позиций. Таирова в области овладе
ния новой формой можно смело назвать предварительной ступенью к тому делу, которое так знаменательно продолжил Мейерхольд на новых социальных основах. Если Таиров был первым,
который в свое время (до революции) сломал сценическую площадку, заложив принцип трехмерного восприятия актера и богатой театральности зрелища, разрушившей традиционную статику и настроенчество (в последнем счете — это за
родыш материального искусства), то Мейерхольд эту предварительную узко-цеховую работу смело заменил принципами социального утилитаризма. В частности, он первый, кто ввел вместо деко
рационной конструкции Таирова уже принцип конкретной инженерии. Этим он повернул театр спиной к камерности и лидом к массовым жизненным интересам.
Таким образом, развитие советского театра шло, с одной стороны, по пути господства формы над содержанием и овладения материальной культурой в целях подготовки приложения ее в дальней
шем к новому содержанию; с другой, — отходя от театральных масок по пути накопления социального типажа тематики сегодняшнего дня.
Немудрено поэтому, что теперь «аки» начинают использовывать первоначальные идеи в сближении с современностью, пользуя при этом
большинство приемов «левого» театра. Хотя этот сдвиг выражается больше всего во внешнем. На этой запоздалой дорожке, конечно, прозвучит еще не одна фальшивая нота и я думаю, что существующему поколению правого крыла, про
сто в силу органических причин, так и не будет суждено слиться с современностью.
Выступившие в прениях товарищи, в общем согласились о доводами т. В. Павлова, но отметили, что первоначальная работа Мейерхольда, протекавшая под лозунгом «Театральный Октябрь», менее значительна и отожествление ее с именем Мейерхольда еще слишком спорно (Фили
пов). Олицетворение штурма и возникновения революционного театра Мейерхольдом есть фетешизация Мейерхольда (Волконский).