НА СЛУХ ПРОФАНА

Если об этом молчит музыкальная критика, да будет разрешено об этом заговорить профану. Музыкальные критики наши очень любезные лю
ди, и потому что они пишут о наших оперных
театрах, можно подумать, что последние у нас па не весть какой художественной высоте. В отно
шении государственных хора и оркестра — это в значительной мере так, но почему никто не заи
кается о вопиющем, ухорежущем неблагополучии по части оперных певцов и певиц?
Очень трудно профану быть убедительным и доказательным в таком «тонком» деле. Как докажешь, что X. не понимает разницы между кантиленой и декламацией, что У. темпераментное живое пение превращает в вокализм, что Н. бес
смысленными ферматами неудачно конкурирует с пароходным свистком и т. п. Но есть один капи
тальнейший недостаток нашего среднего ак-певца, который устанавливается более или менее объективно.
Наши певцы нередко ужасно фальшиво поют. Разве это не так?.. Есть такие, которые вообще не дают чистого тона, а всегда — «приблизительно».
Другие слишком легко «уклоняются» особенно когда тихо аккомпанирующий оркестр, вероятно, плохо слышен на сцене. Дуэты, трио и вообще ансамбль, как общее правило, превращаются в настоящее акустическое бедствие: певцы
форсируют голос, стараясь «перекричать» друг друга, не слышат ни себя, ни партнеров, ни аккомпанимента — и получается жестокая какофо
ния: не то, что «кто в лес, кто по дрова», а, кто по дрова, кто по рурский уголь, а кто по бакинскую нефть!.. Разве же это не так, т. т. музкритики?
В мою задачу не входит разбирать, почему это происходит: то ли это просто «плохие» певцы, то
ли они не поддаются дисциплине, то ли акдирижеры нетребовательные. Во всяком случае, этому нестерпимому безобразию надо положить предел, — и музкритика должна беспощадно и систематически разоблачать каждый отдельный «халатный» случай.
Вот о хоре — этого не скажешь. Здесь чистота тона — идеальна. Хор не понижает, даже когда ему приходится петь ..a capella . Певцы же и певицы к концу своего пения без аккомпанемента, как общее правило, вторгаются в тональности, композитором непредвиденные.
Фальшь, расхлябанность и «плохость» певцов особенно бросается в... уши, когда оперу слуша
ешь по радио, и слуховое внимание не ослаблено зрительными впечатлениями. Радио-трансляция с головой выдает плохого певца!
В качестве профана, я, хотя и давно «пострадавший и умученный» от фальшивого пения оперных певцов, не особенно доверял себе: дума
лось — а вдруг это дефект моего собственнного слуха. Но мне пришлось несколько раз слышать по радио трансляцию из Берлинской государственной оперы: какая чудесная точность и чистота интонации, даже когда певец, что называет
ся, рвет страсть в клочья... Стоит ли после этого засылать к ним через эфир «на волне 1450 м.» нашу какофонию — есть чем похвалиться!..
Еще раз обращаюсь к музыкальной критике— как рядовой, чуть квалифицированный, потреби
тель музыки: обратите внимание на этот участок музфронта, — так чтобы и уху стало лестно, и перед Европой не стыдно было.
САДКО ФОТО-ФЕЛЬЕТОНЛОВКИЙ ТРЮК В „ПОТОМКЕ АРАБА ...
...или, как Совкино показало публике петушиный бой, свалив ответствен
ность на разлагающегося князя Орлова.