ОКТЯБРЬСКИЕ ЗРЕЛИЩА В КЛУБЕ

Дружно прошел в клубах девятый Октябрь. Художественные кружки приготовили клубному зрителю сравнительно серьезные, продуманные спектакли. Большого разнообразия в октябрь
ских постановках, правда, не было. Шли все те же «Аврорец», «Звери», «Шпион», «Товарищ Яншин» и др.
Наиболее подходящая из них — ставившаяся в очень многих клубах — совсем неплохая пьеска Аврорец (Иваныча). Живые газеты работали по синеблузной литературе, комбинировали сами всевозможные отрывки на тему об Октябре. Основ
ное несчастье клубных постановок- заключалось в недостатке хорошего литературного материала.
Формально многие постановки были разрешены очень недурно. Хотя всегдашний их недо
статок — небрежность, недоработанность — и давал себя чувствовать; но было видно, что кружки поработали с интересом, с инициативой.
Этот повышенный интерес к постановкам был проявлена у металлистов: был сработан ряд очень неплохих живых газет (клуб им. Октябрьской Революции, им. Воровского, им. Шитова, клуб «Красная Пресня»); был хорошо поставлен «Аврорец» (в Рабочем Дворце им. Авиахима, им. Загорского, в клубе им. Астахова и др.).
Примером удачной постановки «Аврорца» может служить спектакль во Дворце им. Авиахима, где, несмотря на ряд неблагоприятных условий
(плохое оборудование сцены, сорванный голос главного исполнителя и др), спектакль, очень крепко сделанный, прошел с исключительным подъемом.
Хорошо подтянулся и живогазетный коллектив швейников «Красная Катушка», показавший интересно выполненную по синеблузным материа
лам программу, имевшую успех в клубах союза, также, как и выступления прекрасного хора швейников.
Центральный клуб деревообделочников удачно разработал инсценировку под названием «Кирпичики».
Студенты Политико-Просветительного Института инсценировали стихотворение С. Третьякова «Ли-Ян упрям»; чтец находился в зрительном
зале, на сцене — на экране — непрерывно шли под музыку, своеобразные пантомимические «кинотени» в чередовании с диапозитивами.
Подведя общие итоги театральных достижений клубных кружков к Октябрю, отмечая ряд цен
ных с художественной и общественной стороны достижений, проявленный кружками к постанов
кам интерес, надо все же сказать, что сделанного далеко не достаточно, что еще большой путь художественного воспитания надо пройти нашим
кружкам, чтбы они могли должно обслужить нашу клубную кампанию, наш клубный праздник.
А. К—НА
КОСТЮМ „СИНЕЙ БЛУЗЫ
Особенности работы блузников: быстрота смены ролей (исполнители подчас — трансформаторы) и непрерывное бродяжничество по различным сце
ническим площадкам, давно требовали появления своего художника-оформителя.
Даже привлечение крупных московских художников (бр. Стенберг, Борис Эрдман) не исправило дела, ибо появившиеся эффектные костюмы ока
зались обычными) театральными костюмами без особого учета нужд актера-блузника.
И только Нине Айзенберг — молодой художнице, (ВХУТЕМАС) удалось как-то сразу, смело и оригинально нащупать секрет синеблузой аппликации.
Художница гротесково выявляет сущность человека при помощи стилизации, которой она, так сказать, создает подлинную реальность в противовес грубой натуралистической кустарщине, полонившей долгое время оформление синеблузников.
«Пионер» — чистая аппликация, на тему «Как ребята — октябрята, лишних слов не говоря, — полетели за моря», показывают какую силу выразительности можно придать аппликативному одеянию.
«Спичкин» и «мать Кати» — персонажи из синеблузого водевиля «Раздвоение личности», демонстрируют еще ряд приемов костюмных аппликаций.
Несколько в иной манере выполнено оформление «Утечки» (из «Кооперативного Чемпионата»). В нем есть что-то от фигурных диаграмм.
Отрадно, что Нина Айзенберг, удачно найдя ту, или иную форму, отнюдь не превращает ее в штамп, а идет дальше.
Пока же отметим первые достижения молодой художницы в деле создания образцов костюмной аппликации для передвижных трупп типа «Синей Блузы». В. МРОЗОВСКИЙ.