„МЯТЕЖ
(Театр им. МГСПС)
Театр им. МБСПС удачно выбрал пьесу, остановившись на, «Мятеже», недавно умершего талантливого Димитрия Фурманова, который, совместно с С. Поливановым, переложил в драма
тургические формы свою повесть того же названия. Инсценировка Дм. Фурманова обладала все
ми недостатками, свойственными переделкам, — и театру пришлось немало поработать, чтобы воплотить замысел Дм. Фурманова в зрелище, отвечающее как литературным, так к театральным требованиям.
Задача, которую поставил себе постановщик — Е.Любимов-Ланской, дать динамическое монументальное зрелище, достойное 10-летнего юбилея
Октябрьской революции, бесспорно удалась театру. Вышел действительно пышный, торже
восточные декоративные мотивы и обратить не только сцену, но и зрительный зал в уголок Узбекистана. Монументальный портал, со вкусом подобранные, красочные полосы занавеса и вели
колепно использованные мостки, переброшенные со сцены в зрительный зал, сразу заинтересовывают зрителя, поднимают его настроение. Красоч
ны и стильны декорации — удачей уголок восточного базара, превосходен ампирный штаб, интересны декорации крепости и тюрьмы, несколько слабее — развалины мечети.
Массовые сцены — а их в пьесе много — превосходно организованы и проходят живо и инте
ресно, — этому особенно помогают узкие мостки, переброшенные в партер, на которые перенесена часть действия.
Главные роли разошлись в труппе удачно. Фурманова изображает Давидовский, сумевший, помимо портретного сходства, придать фигуре
Театр им. Сафонова — „Иван Козырь „Человек и ливрея
Иван Козырь — Н. А. Соловьев
Фы-Фун-Ли—Засл. арт. А. В. Васенин
Том — МейерКадр из фильмы
ственный спектакль, воодушевляющий зрителя, напоминающий ему о неслыханных трудностях на фронтах гражданской войны, преодоленных нашей доблестной Красной армией. Спектакль умело пропагандирует столь актуальную в настоящий политический момент идею обороны нашей страны, — идею военизации. Из хаоса и мятежных настроений разложившейся воинской части далекого Туркфронта в 1920 году, через страдания и подвиг группы преданных делу револю
ции партийцев, воскресает мощь отряда Красной
армии, готовой героически защищать завоевания революции. Смена сильно впечатляющих сцен завершается советско-патриотическим апофеозом боевой готовности, увлекающим зрительный зал на горячую полную энтузиазма манифестацию. В этом отношении театр вполне достиг тех целей, которые он себе поставил в этой постановке.
Удаче спектакля не мало содействовал художник Б. Волкову удалось умело использовать
«уполномоченного реввоенсовета» впечатляющую выразительность.
Мужественный начдив Буровой — в исполнении Андреева. Превосходен Шигабутдинов у Пясецкого.
Вождь мятежников — Караваев в исполнении Коврова — яркая, красочная фигура бандита эпо
хи гражданской войны. Другие мятежники (Гурьев, Кулаков, Шишков, Теляков и др.) в общем были выразительны и интересны.
Красочны туземцы, возглавляемые Кокум- Баем, которого играют попеременно Лепковский и Дорошевич.
Общее впечатление спектакль оставляет у зрителя волнующее. Мы не сомневаемся, что «Мятежостанется в репертуаре театра им. МГСПС, и, та
ким образом, большие материальные затраты и большая художественная работа, положенные театром для создания торжественного юбилейного зрелища вполне оправдались. В. АШМАРИН