ГОНИ ПРИРОДУ...

Есть такой подсчет: на войне месяц за год считается. Но десятилетие 1914—1924 не только — время войны. Но и революции. И не просто революции. А революции социальной.И эта декада пре
вращается в век, в срок, пожалуй, более длительный, чем 100 (118?) лет существо
вания последнего юбиляра — Малого театра.
Скажут: но ведь военный и революционный коэффициент исчисления времени, как будто имел место и по отношению к Малому театру. Да, как будто. Но, не считая скромных опытов Волконского и случайных — Эггерта на этой Шипке твер
докаменного академизма „все спокойно . Не то в Камерном театре. Отсюда — различны коэффициенты.
И в прошлом году и еще более — три года назад — так легко и так нужно было — твердить об эстетизме Камерного театра. Было естественно и исторически необходимо всю остроту оружия, всю твердость стали устремить на оплот худо
жественного формализма, ибо были мы у врат иного царства, у порога новой эры, и тогда самые близкие по эволюции, са
мые смелые в прошлом были наиболее серьезными врагами. Но сейчас время приспело для исторической, не полемиче
ской оценки этого значительного явления художественной жизни Республик.
Вспомнили.
Был некогда тезис. Это МХАТ. Театр психологического и бытового натурализма.
Театр содержания. Театр жизни. Театр который так высоко взлетел, нога в ногу
крыло в крыло с взлетом оппозиционных кругов и слоев российского общества — к 1915 году — и вместе с его провалом упал так прочно, так надолго в последую
щие годы, как упали чаяния и расчеты радикальной буржуазии и ее обслуживающей и к ней тянувшейся интеллигенции,
в том числе так называемого третьего элемента.
Жизнь стала душной, стала казаться безысходной. Нужна была отдушина. Пустынь, куда можно уйти от мра
ка, от тесноты угнетающих будней. Но уйти, не умертвив «духа жива , органиче
ской тяги к протесту, к натиску, к буре. Не умертвив, но, быть может, обезвредив ее социально и политически. Тем более, что идеология, которую российское „общество могло противопоставить россий
ской „власти , потерпев поражение на практике настоящего, не имела больших шансов и в перспективе будущего
Итак, эта тяга повела к театру формы, театру эстетическому, театру, который считал своей задачей «èpater les bour
geois , выдвигая лозунг: „в искусстве важно не „что , а „как . Кое-кого из бур
жуазии это раздражало, кое-кому нравивилось. Ибо наступила общественная ре
акция, и кудожественная интеллигенция,
создавшая Камерный театр, говорила не только от своего имени, но и от имени
разбитого в схватке с российским феодализмом приходившего вместе с тем

1914 -МКТ—1924.