Годовщина 1905 года — годовщина настолько знамен тельная, что праздновать ее будет вся страна. Само собой разумеется, что и клубы с особой тщательностью готовятся к ее проведению.
Истпроф оценивает 1905 год, как „первый шаг на пути к завоеванию власти рабочими, как генеральную репетицию Октября .
Лишь в период первой революции создались чисто классовые пролетарские профсоюзы, впервые, как следует осознавшие свои задачи.
Только с этого времени профсоюзы четко и ясно поставили перед собой задачи последователь
ной классовой борьбы за улучшение правового и экономического положения рабочих, за свержение капитализма...
Российский пролетариат, руководимый социалдемократической партией, через свои профсоюзы выставил ряд политических требований...
На баррикадах, в рядах боевых дружин, на виселицах, в застенках и тюрьмах охранки— повсюду гибли лучшие защитники интересов рабочего класса... Еще живы очевидцы и участ
ники этого времени злейшей реакции и усиленной подпольной работы.
Задача кружков клуба — воплотить воспоминания в художественные формы, показать их рабочему зрителю и таким путем иллюстрировать россказ очевидца.
Углубить и всесторонне осветить события 1905 года, дать им ясную оценку, подтвердить
правильность этой оценки рядом художественных импровизаций или инсценировок—одна из основ
ных задач, на разрешение которой должна быть направлена самодеятельность рабочих и районных клубов.
На этот раз художественные кружки клуба для своей проработки имеют неограниченное количество материалов и возможностей...
Прежде всего, дожна быть использована наша профсоюзная периодическая печать, равно как и сборники, выпущенные к юбилею пятого года. Они имеются у печатников, коммунальников, пищевиков, текстилей, совторгслужащих, деревообделочников и в ряде других союзов...
Из этих сборников клуб может отобрать материалы, рисующие историю борьбы каждой данной группы рабочих.

Список литературы

„1905 год , Л. Троцкий; „На заре революции , Сверчков; „Карательные экспедиции , Владими
ров; Журналы; „Былое , 1905, 6, 7 и 11 г.г.; Сати
рич. журналы; „Бурелом и „Застрельщик , 1905-6 г.г.; „История совета раб. депутатов г. С-Пет.“,изд Глаголева; Стихи „Лес рубят моло
дой... , Галина-Эйнерлинг .. книге Сверчкова ; „В Казематах . Пругавин. 1909 г.; „Убийство трех министров , Герл..унн, 1906 г.
„Очерк современных казней , В. Владимиров; „Сборник статей, М. Г. Лунц (о зуба
товщине), 1909 г; „На заре рабочего движения в Москве , Мицкевич, 1909 г.; „Записки Г. Га
пона , М. 1918 г.; „Воспоминания Рутенберга , („Былое , кн. 2, 1917 г. ).
Журналы: „Красная летопись , „Красный архив , „Пролетарская революция , „Наша революция , Л. Троцкий („Как делали думу ); „Восста
ние на „Потемкине , ред. В И. Невского, 1923 г.;
„Что читать по истории революцион. движения , указано в книге Шилова, 1922 г., стр 17.. . Список более поздней литературы, см. каталог торгсектора ГИЗ№18, выпущенный к юбилею 1905 г.

1905-й год в клубе

Подбор воспоминаний и литературы ( список которой помещен ниже) для построения инсцени
ровок или программы вечера можно разместить, примерно, в таком порядке; 1. 9-е января
2. Волна стачек.
3. Крестьянское движение.
4. Движение в армии и флоте. 5. Октябрьско-ноябрьские дни. 6. Москва и баррикадах. 7. Реакция.
Даже при поверхностном знакомстве с отдельными из этих моментов, не трудно понять, каким разнообразием тем и методов по своему оформ
лению могут быть насыщены инсценировки 1905 года.
Внимательным и точным освещением этого знаменательного времени, клубы дадут возмож
ность старшему поколению товарищей проверить свои воспоминания, а молодежи лишний раз убе
диться в том, что 1905 год был необходимой и самой близкой ступенью году 1917 му
АНДРЕЙ ШИБАЕВ