ОСНОВНОЕ

СЕЙЧАС.

сейчас: куда должна быть сделана установка всей художественной политики во всех ее планах — идеологическом, эконо
мическом и организационном? на вольный анархический рынок или на организованную трудовую массу? Отвечаем безоговорочно - на массу, на нового зрите
ля, разумеется под идеологическим руководством и наблюдением партии.
Как ни бедна страна, но возможно прочная экономическая база может быть дана только массовиком - рабочим и крестьянином, которым нужно искусство, которых нет нужды убеждать в его цен
ности. Профсоюзы, кооперативы — вот с чем должно и организационно и экономически связаться искусство.
Этот новый организованный спрос, выпрямляемый при участии новой интеллигенции в лице рабкоров и селькоров, пре
одолеет рано или поздно идеологическую косность художников и „приведет к одному знаменателю их формальные искания.
Без четкого решения этого основного сейчас вопроса создание Главискусства будет очередной ведомственной реформой, которая не сдвинет воз с места.
Другими словами: начать нужно с политики, которой определяется органи
зация; начать нужно с содержания работы, которое обусловит форму ее ведения; начать нужно с массы, к которой приспособить аппарат.
Ибо Главискусство — не более, чем аппарат.
В. РУДИН
Разговоры о Главискусстве ведутся не первый год. Но пока что „воз и ныне там . Этот вопрос снова поднял орган Гус а статьей наркома - тов. Луначарского и анкетой ответственных работников наркомата по художественной части.
Нарком, мужественно признав тяжкое положение искусства и его работников, так резюмирует основные беды этого участка III фронта:
„Наше искусство (говорит он) в сущности молодо и сильно сейчас страдает от трех основ
ных причин: бедности страны, которую мы еще не избыли, отсутствия понимания ценности искусства, от которого мы только теперь излечиваемся, и косности некоторой части художников, не умеющих еще откликнуться на за
дачи дня. Но и четвертая причина все-таки должна быть принята во внимание — отсутствие целесообразного руководства .
Ждать, пока страна станет богатой, нельзя; так можно дождаться другого: обнищания искусства.
Если не понимание ценности искусства, то „чувствование его значения присуще в полной мере трудовым массам. Косность художников теснейшим образом связана с косностью потребителей, на которых первые рассчитывают свою продукцию.
Сериознейшая государственная проблема, поднятая журналом, конечно, облег
чается в своем разрешении созданием Главискусства, особенно при обеспечении организованного участия в нем органов ЦК РКП (б), и Всерабиса, культотдела ВЦСПС. Но центр тяжести лежит в ином. Нужно раз навсегда установить основное