БЛИСТАТЕЛЬНАЯ ХАЛТУРА

Если Росфил делает нужные и в общем удачные попытки привлечения на наши эстрады крупных иностранных артистов, то эти последние далеко не всегда оправдывают эту художественную инициативу.
Выступления скрипача Анри Марто на
иболее характерны той неразборчивостью, с которой артист рискует показываться перед нашей публикой. В программном отношении его концерты не только не дают ничего для нас нового, но даже из ветхого скрипичного репертуара выби
рается далеко не лучшее. Достаточно сказать, что капитальными номерами двух выступлений были концерты Дворжака и Вьетана, один — скучнейший ложно - классик, второсортный Брамс, другой—вульгарный диллетант, извлекавший весьма де
шевые эффекты из своего инструмента. Что это — признак невысокой музыкальной культуры исполнителя или специальная ставка на вкусы нашей советской аудитории, перед которой не стоит метать бисера?
Как виртуоз Марто отличается немногими достоинствами. Главное из них — феноменальной силы тон, выравненный в любом пункте смычка. Но тон совершенно холодный, с едва различимой вибрацией, делающий скрипку похожей на го
бой. Второе достоинство — солидная пальцевая техника. Но и та в иные моменты
изменяет артисту, благодаря его легкомысленной небрежности.
Искусство же в игре Марто, грубовато выражаясь, ,,и не ночевало . Он не толь
ко чужд какого - нибудь „вдохновения , внутреннего волнения, но не проявляет даже минимального интереса к музыке. Наиболее глубокая из игранных вещей, сюита Баха, прозвучала технически блестяще, но мертво, с ослабленной ритми
кой (излишние замедления), ультра-академически. Прекрасный „Романс (ор. 40) Бетховена, исполненный в измененной, но обесцвеченной редакции, потерял простую серьезность своего стиля. Зато с видимым удовольствием играл Марто мелоч
ную салонную дребедень, наполнявшую заключительною части программ и бисы.
С точки зрения художественной политики Росфилу надо проявить инициативу не только в приглашении европейских „имен , но и в воздействии на составление программ. Показная сторона — дело второстепенное, хотя и ва
лютное; надо использовать Запад для поднятия нашей музыкальной культуры демонстрацией современных композиций, которые там завоевывают эстрады и могут иметь у нас такой же, если не больший успех — вспомним концерт Прокофьева в исполнении Сигети.

АНТОН УГЛОВ. Борьба, за существование артистов в Германии

Среди артистов больше половины безработных. В Берлине громадное количество принуждено себе искать побочного заработка в качестве комми
вояжеров, агентов похоронных бюро, продавцов газет, папирос и т. п. Многие артисты никогда не
заключают никакого договора и в конфликтах с дирекцией совершенно бесправны и бесзащитны. Многие вообще рады полудить какое-либо занятие.
Есть актеры, которые играют иногда бесплатно, чтобы стать известными. Это действует, конечно, понижающим образом на зарплату других. Берлин
не знает продолжительных контрактов, исключая Народного и государственных театров.
Берлин театральный центр. Многие начинающие артисты готовы переносить все муки голода и лишения в надежде быть „открытыми . В газе
тах читают о вновь открываемых театрах, но скоро они вследствие финансовых затруднений закры
ваются, и количество нуждающихся увеличивается. Профессиональный союз сценических деятелей не в состоянии вследствие общего тяжелого положения
страны выдавать своим членам пособия, только в кратких случаях он выдает им мелкие ссуды. Ни одна профессия в условиях труда не была подвержена столько предпринимательскому произволу,
как профессия артиста. Их условия труда находятся в теснейшей связи с общими хозяйственными условиями страны.
В рейхстаг еще в июле 1914 г. был внесен законопроект, который не был проведен из-за вспыхнувшей мировой войны. В настоящее время условия труда артистов регулируются имперским тарифным соглашением, которое хоть несколько улучшило их положение.
В тяжелом положении также находятся германские артисты, выступающие в варьетэ, вследствие заграничной конкуренции и недоступных в боль
шинстве случаев для них заграничных варьетэ. Среди этих артистов почти 80% безработных. На „большие номера есть спрос, между тем как „малые номера сами должны предлагать свои услуги. От „больших номеров зависят „малые . Они определяют тариф. Товарищеская солидарность среди них больше, чем в театре. Эти артисты менее завистливы. Их мышление более социальное.
К обстоятельствам, увеличивающим жалкое положение артистов, относятся в первую очереди постоянные и дорогие разъезды.
Б. ЛИКНАЙЦК..