РЕПЕРТУАР и ДРАМАТУРГИЯ

Московские театры — театральная гордость всего СССР. Сюда приезжают со всех концов «шестой масти мира» смотреть и учиться.
Но чем мы можем гордиться? Что смотреть приезжают к нам далекие гости? Блестящие достижения революционной драматургии, следовательно и репертуара?
Так нет же: к нам приезжают смотреть не пьесу, а изобретательность и мастерство наших постановщиков, наше искусство сценического оформления.
Но это не все.
Сердце театра—пьеса.
Само собой разумеется: и талантливую пьесу испортит бесталанная постановка. Нужна гармо
ния, так сказать, взаимное соответствие. Это ясно,
и говорить нечего. Но тем не менее, сперва что, а потом как.
И вот, по части репертуара у нас не совсем благополучно. Правда, мы сравнительно быстро выбрались из полосы острого репертуарного кризиса. Конечно, нет еще революционного Шекспира, Гоголя, но все же много достаточно интересных, ценных, художественных пьес. Есть уже выбор.
Театру революции и революционной драматургии грозит большая опасность: опасность измельчания, распыленности.
В начале, под давлением отсутствия хорошей революционной пьесы, а дальше под напором ча
сти неорганизованной, незначительной зрительной массы, жаждущей легкого зрелища, развивается, растет, крепнет отход от серьезной пьесы и тяга к обозрению (ревю), хронике, аттракциону.
Что это?
Это — -движение по линии наименьшего сопротивления. Это художественно-идеологический хвостизм. Это отсутствие руководящей линии. Это непонимание всей глубины общественно-культурного значения театра. Это сведение роли театра к. роли мюзик-холл я. Сведение роли гиганта к роли карлика.
Самое скверное то, что на путь распыления театра становится даже теа-печать и критика. Если практик, деловой человек жесткого, черного рабочего дня часто теряет чувство перспективы и
за деревьями не видит леса, то критика обязана
всегда иметь перспективу, не теряться в трех соснах. В этом основная сущность критики. Блуждания критики вводят в заблуждение, направляют на должный путь уже л так смущенного драматурга. Уже и так наши драматурги достаточно часто пишут не впопад. Уже и так они сетуют на всевозможные камни преткновения.
Критика обязана понимать, что богатейшую, сложнейшую Сущность социальной революции, величайшей эпохи человечества, не может ни в какой степени исчерпать спектакль типа обозрения и аттракциона (развлечения). Революции, социалистическому строительству нужны и мальвтеатральные формы (обозрение, хроника, аттракцион, живгазета, агитка) так же, как для построй
ки пятидесятиэтажного небоскреба нужны и небольшие камни и вообще разнообразный строи
тельный материал. Так для нашей необъятно великой социалистической постройки основными материалами театра должны быть и будут монумен
тальные формы: трагедия, драма, комедия, а в дальнейшем и их синтез.
Синтез больших форм театра, но не аттракцион. И синтез в спектакле всех видов искусства. Мейерхольд уже намечает основные контуры этого театра. Но создать его — дело упорной и длительной коллективной борьбы многих. Сразу, с одной— двух постановок нового театра не построишь.
Но опять-таки: не надо мыслить шаблонно— наша действительность столь многогранна, сложна и глубока по своему идеологическому содержа
нию, но характеру, количеству и масштабу своих запросов, требований, проблем, что необходимы и будут рядом существовать разные виды и формы театра. Это неизбежно также и с точки зрения исключительно разнообразного, пестрого социально-культурного состава и уровня наших зрителей.
Критика, руководители театров и драматурги должны помнить только четыре, основных момента: первый — все виды и формы театра революции должны светиться, гореть огнем эпохи великого строительства, эпохи великой переоценки ценностей, несущей в своих недрах новое общество и нового человека; второй - пальма первенства при