НАДО ПОМНИТЬ

Как и следовало ожидать, толки вокруг «Ревизора» Мейерхольда разростаются все шире и глуб
же. В го же время, нельзя забывать и того, что чем больше накопляется возражений против последней постановки ТИМ’а, тем больше могут под
нимать головы враги подлинного теа-строительства.
В статье «К очередным задачам театра(«Н. З.» № 44) существующее положение я характеризовал тремя, на мой взгляд, важнейшими пу
тями. Это — раздражающая волна, «теа-ахрровцев», «попутчиков конструктивизма» и пока только первые шаги революционого театра, идущего по линии конструктивного реализма.
Чего же мы можем ожидать после «Ревизора»? Конечно, досаду тех, кому дороги интересы
революционного театра и судьбы основателя «Tea-Октября», и, увы, — это уже неизбежно, — тор
жество сомнительных в культурном отношении теа-деятелей.
Но с другой стороны сдерживать резкое отношение критики к последней постановке Мейер
хольда было бы неправильно. Ибо Мейерхольд— один из этапов нашей революционной теа-культуры.
«Ревизор» Мейерхольда не больше, не меньше, как логический результат пассивности истинных друзей революционного театра.
«Друзья», поддержавшие мастера за «Бубуса», первые виновники появления «Ревизора», виновники опасных увлечений лучшего режиссера советского театра.
Положение критики и соратников революционного театра становится, в силу этого, особенно ответственным. В самом деле, если ограничиться малокровным откликом на происходящее, это зна
чит содействовать успеху пессимистических настроений, охвативших мастера. Тем более, что некоторые элементы этих настроений сейчас через обаяние мастерства Мейерхольда могут легко перекинуться и на теа-молодежь и вообще на наше молодое теа-строительство.
Поэтому обрушиться на «Ревизора» именно сейчас необходимо, ибо это значит дать тревожный сигнал самому мастеру и пооктябрьской молодежи, идущей под его знаменем. Но в то же время с этим надо быть очень осторожным.
В такой момент необходимо крепче сплотить ряды борцов за создание революционного театра высокого мастерства, необходимо в глаза заявить мастеру о происходящем и самым беспощадным образом отмежеваться от мещанской обыватель
щины. Как видно, слагающаяся ситуация как нельзя более сложна. Какой же выход?
По-моему, все эти обстоятельства необходимо объективно оценить, и учесть всем, кому дорого знамя революционного театра, всем кто призван поддерживать его даже в тех случаях, когда в силу каких бы то ни было причин, сам знаменосец начинает его приспускать.
Это надо помнить Мейерхольду Об этом следует не забывать и нашей критике!
В. А. ПАВЛОВ
ДРУЖЕСКИЙ ШАРЖ
МОНТАЖ К. Савицкого
Мейерхольд по Григорьеву
Гостим — ный „Ревизор“Хлестаков по Мейерхольду