ЖУТКАЯ АНКЕТА [*]

Представление о театральной работнице, как о «соблазнительнице мужей» или «проститутке», не только нетактично, но просто неоправданно. Наталия Глан.
Жуткие слова! И это на десятый год революции приходится говорить советской актрисе, от которой мы требуем приблизить искусство к ши
роким массам трудящихся, от которой мы ждем социальной трактовки роли, а следовательно не только понимания, но и участия в нашем культурном социалистическом строительстве.
Одной рукой мы поднимаем артистку в глазах масс на уровень женщины гражданки. И это нужно и должно делать, чтобы облегчить задачу, порученную ей нами; другой — в погоне за сенса
цией и доходом от сборов — втаптываем ее в грязь, инсинуируем перед этой же доверчивой массой.
Что это — неувязка, недомыслие, преступная небрежность, или отрыжка и наследие прошло
го, когда изысканный театр для изысканной от
борной публики и прожигателей жизни одним концом упирался в чистое искусство, другим — в пряные запросы пресыщенных и наскучивших жизнью аристократических выродков и буржуазных последышей?!
Греха нечего таить. Наряду с тяжелым, необеспеченным, а подчас и голодным трудом — для большинства, — у меньшинства артистов, счаст
ливчиков карьеры, пусть не у всех, а лишь у иных, — второй конец — был естественным продолжением их сценических успехов.
Переверните-ка страницы воспоминаний Ретиф де ла Бретона, писателя эпохи великой французской революции, которого Мирабо про
звал грязным гением эпохи, но который только сознательно и намеренно копировал нравы современной ему аристократической и буржуазной среды. Дворянским эпигонам и буржуазным вы
скочкам были присущи как раз те взгляды на артистку, какие культивируют у нас и теперь кино, а подчас и сцена.
Пора положить этому конец. Права Н. Д. Борская, что зритель, которого воспитывает и вол
нует советский театр, отвергнет эту постыдную инсинуацию.
Театр возрождается перед лицом новых исполинских задач ему поставленных. О ростом совет
ского театра растет на наших глазах артист гражданин; женщина-самка буржуазной и ари
стократической среды — вымирающий пережиток; женщина-подруга, женщина-труженица, завоевы
[*] Смотри анкету на ст. 6 и 7.
вает свое место в жизни. И рядом с ней вырастает на сцене и новая актриса.
Этот параллельный рост, взаимно обусловленный, совершается с повелительной неизбежностью и о разительной быстротой, ибо никогда еще театр не подходил так вплотную к жизни, ни
когда еще не занимал столь ответственного и решающего фронта в культурном строительстве, как в наши дни.
«Две актрисы, два направления, два течения. Актриса общественница и актриса на премьерах.
Которая из них в результате возьмет верх?» — спрашивает О. И. Пыжова. Это не столько вопрос, сколько тревога, свидетельствующая о напряженной, а может быть подчас и неравной борьбе.
Но мы не можем согласиться и с излишним оптимизмом О. И. Пыжовой, когда она думает, что «эти характеристики вряд ли окажут вредное воздействие на массу. Ибо маска актрисы-обольстительницы неубедительна и старомодна — сейчас создаются новые маски».
Пусть эти экранные характеристики неубедительны, но они вредны, прежде всего, для самой актрисы, они принижают ее и в борьбе двух типов дают перевес актрисе «еще живущей в условиях дореволюционного театрального быта, посвящающей себя приемам в ло
жах, «великосветским разговорам на новый лад». Злой сарказм этих слов подчеркнут последую
щей фразой: кто победит — покажет дальнейшее». Опять неуверенность, если не тревога.
Вот почему мало протестовать «против оскорбительного мнения об актрисе, как элементе, парази
тирующем на организме советского государства»— слова М. И. Бабановой, — необходимо принять и действенные меры к выправлению линии. Широ
кий зритель должен знать, что есть актриса его друг, актриса-общественница. Ибо только другу, но не паразиту, он может верить. И только почувствовав себя товарищем и другом масс, сбро
сив навязанную гнусную маску, актриса сумеет стать для них необходимой и убедительной.
Конечно, здесь дело не в «самоотверженной матери, верной жене и хозяйке», как думает В. Н. Пашенная. Наша эпоха ждет иных откровений.
Актриса гражданка, актриса строителъница нового быта, новых нравов, новых вкусов, актриса проводник и созидатель новой культуры, куль
туры масс, а не избранных верхушек, актриса участница величайшего освободительного движе
ния и социального строительства — вот о ком нужно говорить и вот чьим именем нужно пригвоздить к позорному столбу культивирующих «актрису на премьерах», на сцене и экране.