TEATP ДЛЯ ЮНОШЕСТВА

Именно теперь, когда твердо поставлен вопрос о театре, как о воспитателе широких масс, своевременно настойчиво и упорно говорить и о те
атре для школьников. Как-то странно, что до сих пор, за все 10 лет существования Советской Рес
публики этот вопрос не был поставлен во весь рост, в то время, как сама жизнь его упорно вы
двигала. Кто принимает участие в школьной
жизни, тот знает, сколько трудов стоит школе поставить театр для подростков и юношей, тот знает, как трудно, а подчас и невозможно подыскать пьесу. А вместе с тем, приходится отметить, что на этом пути школой, педа
гогами и самими подростками сделано немало. Кто ведет учет этому опыту? Никто. Кто его систематизирует, кто ему помогает, кто его объединяет? Опять-таки, никто. Школьный театр на задворках и он будет на задворках до тех пор, пока его не поставят на ноги профессионалы, пока им не займутся специально люди, поставившие себе целью создать детский театр.
Такую работу ведут Московский Театр для детей и Ленинградский ТЮЗ, но, к сожалению, эта почтенная, серьезная и компетентная работа не встречает достаточного отклика в обществен
ной среде. О ней мало говорят, о ней мало знают и многие ценные результаты ее, поэтому, не становятся достаточно широким достоянием.
Один театр на всю Москву на 600—700 зрителей — это слишком мало. Ясно, что такой театр может быть только опытом, но не орудием вос
питания подростка. Ограниченность сил и средств, конечно, не дает возможности говорить об орга
низации аналогичных, параллельных театров. Но вот что можно сделать: теснее увязаться этому театру со школой, почаще говорить о себе, заста
вить остановить на себе внимание всех общественных организаций, заинтересованных и незаинтересованных воспитанием молодежи, буди
ровать в широкой печати практические вопросы и теоретические проблемы, связанные с деятельностью этого театра.
Только таким путем мы сумеем ценный, но изолированный опыт сделать достоянием всех нуждающихся в нем. И только таким путем будут обретены новые источники для его органического развития.
Не надо забывать, что при нашей культурной отсталости, при наличии многомиллионного мало
грамотного и наивного взрослого зрителя, опыт детского театра может дать ценный материал и для приближения театра взрослых к самым отсталым слоям в городе и деревне.
Мы не сомневаемся, что работа нашего детского театра, протекающая сейчас в таких скромных и осторожных рамках, неизбежно будет вовлечена в широкий круг общественных интере
сов. Она должна и будет увязана с театром для взрослых. Педагогический опыт Московского Детского театра и Ленинградского ТЮЗ а необходи
мо популяризировать не только в педагогической среде, но и среди культурных работников и писателей. Тесной увязкой Детского Театра с общественными организациями, педагогической и пи
сательской средой, мы добьемся результатов, о которых сейчас приходится только мечтать. Надо помнить, что, обслуживая школьника, мы тем самым нащупываем пути не только к детской психике, но и к психике культурно-отсталых
слоев. А это чрезвычайно важно для страны, у которой вопрос ликвидации безграмотности стоит так напряженно и остро.