В ДЕТСКОМ ТЕАТРЕ

Очерк
Советский театр лишь нащупывает пути реальной связи со своим зрителем, только еще стре
мится получить от него то, что нужно театру и дать зрителю то, чего он требует.
Больше всего в этом труднейшем деле успел самый своеобразный из наших театров, быть мо
жет, единственный в мире по типу — Московский Театр для Детей.
Созданный в условиях 1921 года усилиями нескольких работников, — я не преувеличу, назвав их фанатиками, — за 6 лет своего существования театр сумел развернуться в широкую об
щественно-педагогическую и художественную организацию, воспитавшую и воспитывающую рост
ки здоровой художественной культуры в тысячах будущих граждан советской страны.
Московский Театр для Детей не ограничивается детским спектаклями: он вовлекает детей в общественную жизнь, складывающуюся вокруг театра; использует их, как материал для большой научно-педагогической исследовательской работы;
дает детям зрелище, согласованное с их вкусами, желаниями и потребностями; наконец, регулирует эти вкусы, направляя их в здоровое идейное и художественное русло.
Как это делается? — Самая сцена, труппа, зрительный зал—все необходимые элементы театра— в Московском Театре давя Детей представляют собой лишь одну из основных частей большого общественного и научно-исследовательского аппарата. Вокруг собственно театра развернута педа
гогическая часть, создан широкий актив педаго
гов, родителей, руководителей обслуживаемых
театром детучреждений, создан детский актив— из ребят — постоянных посетителей театра, организованы педагогические группы, занятые учетом реакций юного зрителя на представлении те
атра как в самом театре, так и дома, в школе, в пионер-отряде, на детплощадке и т. и.
Театр собирает все: рисунки детей, воспроизводящие отдельные сцены спектаклей, рисунки, вызванные спектаклем, записи детских игр и
всего поведения ребят, формирующегося под влиянием того или иного спектакля, детские от
зывы. Все это изучается, систематизируется и учитывается в новых постановках.
В определенные сроки собирается детский актив, на котором зачитываются и обсуждаются новые пьесы, разбираются прошедшие постанов
ки, выдвигаются темы давя дальнейшей работы театра. Так, целиком пожеланиями зрителей вызвана ближайшая постановка театра — «Маленький коммунист», из жизни пролетарского юноше
ства на Западе. Детский актив издает в театре стенную газету, посвященную вопросам художе
ственной жизни не только Московского Театра для Детей, но и других детских театров (ТЮЗ’а, Педагогического), и школы, и пионерского клуба.
Примером воспитательного значения театра, может служить следующий, далеко не единичный факт. Руководители одного из наиболее «буйныхприемников для беспризорных констатировали большое сокращение «бузы» после посещения беспризорными спектакля «Гайавата» в МТдД. Спектакль занял воображение ребят, отвлек их творческую энергию в сторону из начальной формы искусства — творческого подражания виденному.
Трудно в коротком очерке дать мало-мальски исчерпывающее представление о сложнейшей разносторонней работе театра. Высшая нервная
деятельность ребенка имеет свои законы и взятьот него то, что интересно театру и нужно педагогу — далеко не так просто, как кажется. Есте
ственно, что та пути театра бывают и ошибки, идейные искривления, художественные уклоны,— но все это властно и решительно выправляет са
ма жизнь. Она громко звучит в театре тысячами детских голосов.
Если же учесть еще и то, что работы Московского Театра для Детей лишена прецедентов и в истории театра, и в истории педагогики — во весь рост встают большие заслуги перед революцией и культурой этого скромного, небольшого на первый взгляд художественного учреждения, засло
ненного своим пышным соседом, по помещению— коммерческим кино-театром «Арс»...
ЛЕВ ШАТОВ
Моск.театр для детей — „Негритенок и обезьяна“ Вверху: Обезьяна — Коренева.В центре. Нагиа —
Грацинский.Внизу мультипликация