ОКТЯБРЬСКИЙ СПЕКТАКЛЬ в театре пролеткультура

Не всем театрам повезло с октябрьскими постановками. Великое десятилетие требовало больших тем и большого стиля. А мы имеем самый квалифицированный и самый прекрасный и ми
ре театр, но не имеем еще театра, который бы выразил в потрясающих формах «истинную сущность» («Naturwahrheit» Маркса) нашей эпо
хи. Ни состояние нашей драматургии, ни состояние советского театра еще не достигли такой высоты, чтобы показать в осязательной, диалекти
чески подвижной форме основную организацию, творческую силу Октябрьской революции — руководящий актив индустриального пролетариата.
В большинстве театров темой для октябрьских постановок был избран Октябрь. Это вполне закономерно. Но Октябрь был показан в своей стихийной крестьянской национальной сущности, в образах солдатской, матросской и дере
венской вольницы. Его интернациональное и пролетарское естество было робко и неумело под
черкнуто в отдельных второстепенных эпизодах, сценах и репликах.
Отсюда не следует делать вывода, что театры не оказались на высоте тех задач, которые перед ними поставила эпоха. Театры дали все, что они могли дать, все, что) имели. Задачи ими не разрешены, но ярко и талантливо поставлены. Каж
дая постановка была достойна своего театра. Было бы чрезвычайно интересно рассмотреть, как в октябрьских постановках наиболее харак
терно и верно отразилось подлинное лицо каждого театра.
Каждый театр своим октябрьским спектаклем продвинулся вперед на избранном им пути. Художественно и идеологически каждая октябрь
ская постановка обозначает для своего театра актив. Пассив имел только один театр — театр им. Вс. Мейерхольда. Его эстетические атит-прописи на тему о современной деревне обозначают несомненный идеологический и художественный провал. Неужели и после этого провала, при
знанного друзьями, сторонниками и поклонниками, театр не задумается о своих путях?
Наиболее близко подошли к разрешению поставленных себе ответственных заданий три теа
тра: им. МГСПС, им. Вахтангова и 1 Рабочий Театр Пролеткульта. Эти три театра в октябрь
ские дни заняли наиболее! передовые позиции на фронте советского театра. Они дали наиболее звучащие, сильные и волнующие спектакли, захватывающие ритмами величайшей эпохи и за
ставляющие радоваться за судьбу и успехи этих театров. Нас интересует сегодня постановка театра Пролеткульта.
Материалом для работы театра послужила пьеса Анатолия Глебова «Власть». Пьеса драма
тургически средняя. В большую сюжетную тему, разворачивающую политическую борьбу за власть в провинциальном городе в октябрьские дни между основными социальными силами, столкнувшимися в революции, немотивированно вплете
ны маленькие эпизодические темы, без нужды осложняющие мелкой интригой основную сюжетную линию (семейная драма инженера Мартьянова). Драматические характеристики не всег
да убедительны, — иногда слишком схематически построены по указаниям хорошего учебника по истории классовой борьбы в Октябре (отчетли
вость в классификации представителей разных социальных сил не совпадает с художественной выразительностью, с отчетливостью живого образа; особенно относится это указание к крестьян
ским типам), иногда бледны и расплывчаты (характеристика Червинского, землевладельца и заводчика). Тем не менее, это первая пьеса, серьезно осмыслившая и поставившая основные проблемы Октября. Театр так же серьезно и добросовестно, как автор, разработал ряд социологических тем, из овеществления и соединения ко
торых состоит пьеса. Эти темы: борьба классовых сил в городе (в типичном провинциальном городе, имеющем металлургический завод и окруженном деревнями), борьба классовых сил в деревне. роль мелко-буржуазной интеллигенции в революции, столкновение крестьянской анархической стихии с организующей силой и политиче
ским сознанием рабочего класса, роль солдат и
матросов в аграрной революции, двоевластие эпохи Керенского, возникновение белой армии.
Все эти темы умело и выразительно развернуты перед зрителем не в виде монтажа эпизодических кусков, а в целостности единого революционного процесса. Это — первая театральная постановка, в которой руководящий актив революции представлен не трафаретными и слишком общими образами коммунистов-интеллигентов и матросов, лишенных индивидуальных чувств, а рядом различных и живых представителей рабочего клас
са, показанных без умиления и сусальности. В таком убедительном виде подчеркнуть пролетар
ское существо Октябрьской революции театру удалось впервые.
Впервые же на сцене показано столкновение пролетарской сознательной и организующей во
ли с бурлящей крестьянской стихией. Это самое
рискованное и ответственное место спектакля— сцена, когда разоренная крестьянская толпа, под руководством матроса Куторги (еще одна разновидность братишки, умело направленная в деревню), пришедшая разгромить владения по
мещика — заводчика Червинского, встречается с организованной пролетарской охраной завода, не допускающей разгрома. Перелом настроения крестьянской толпы и переход в рабочие руки руководства немедленно нарушенного провокатор
скими выстрелами из барского дома, — все это происходит чересчур быстро, но показано с удовлетворяющей остротой и четкостью.
Театр Пролеткульта имеет средний актерский состав, не блещущий, за одним исключением, яркими и волнующими дарованиями. Театр Про
леткульта обыкновенно имеет литературно и театрально слабый репертуар. Но театр Пролеткульта имеет прекрасную и умную режиссуру,
умеющую из незначительных пьес делать всегда выразительные и яркие спектакли. А самое главное — театр Пролеткульта, имеет здоровый проле
тарский закал, смелость и свежесть молодости, мужественный пролетарский критерий, позволяющий ему верно оценивать, истолковывать и показывать драматургический и жизненный материал. После ухода театра Мейерхольда в эстети
ческий натурализм, надежды на революционное развитие театра особенно связаны с театром Про
леткульта. Этому театру нужно дать достойные его пьесы, помещение, благоприятные материальные и моральные условия работы. В «драматических фрагментах» Глебова театр получил уже качественно более высокий, чем до сих пор, драматургический материал. Театр продвинулся этой постановкой на высшую ступень, вырос и возмужал за работой. Поэтому и спросить с это
го театра, на который возлагают надежды, за ошибки и промахи следует строго.