ПЕРЕДВИЖНОЙ TEАTP!

Вечер сближения общественности, печати и работников Передвижного театра, устроенный УМЗП, вызвал страстный обмен мнений. Ни у кого не было сомнений, что Передвижной театр должен жить и быть поставлен в нормальные
условия. А меж тем, при всеобщем сочувствии и печати, и общественности, и впасть имущих— он умирает, а его работники — голодают.
Мы много говорим о приближении театрального искусства к массам, о политической и социальной важности для нас сделать театр ору
дием проведения в широчайшие слои трудового населения новых идей и эмоций. Мы, конечно, правы — театр во все времена и у всех народов был могучим средством политического и социального воспитания масс. Через театр традиции, отчеканенные верхушками господствующих классов, укрепляли их гегемонию над массами путем эмоциональной зарядки. Театр выковывал то, что на языке буржуазных идеологов называется «национальным лицом» и в этом отноше
нии его роль, пожалуй, была значительнее, чем роль литературы, ибо не все произведения лите
ратуры широко доступны, как театр, а главное, воздействие печатного слова изолированно и не
повторно, тогда как действие театра усиливается повторным коллективным восприятием. Это в подлинном смысле слова лаборатория массовых восприятий, где куется и мысль, и чувство широких слоев населения.
Страна, в которой социалистическое строительство не в перспективе только, а непосред
ственная задача дня, страна, сбросившая с себя чары старой буржуазной фальшиво-гуманитарной культуры, конечно, должна поставить на первое место заботу о социальном воспитании масс не только путем пропаганды социалистических идей, не только путем идеологической выучки, но и путем обще-ликой эмоциональной зарядки, отве
чающей росту нового человека, строящего новую жизнь. Этим и объясняются лихорадочные поиски нового автора, нового репертуара, новых форм
искусства, этим объясняется та напряженная борьба, которую ведут наши общественники с рутиной, старыми традициями и затхлым репер
туаром довоенного времени. Но как ни странно, в этой борьбе все боевые силы сосредоточены на центре, как-будто бы нам важнее овладеть умами и сердцами отживающих слоев буржуаз
ной интеллигенции и нэпманов, с одной стороны, и широкими кругами народившейся мелкой бюрократии советских учреждений, с другой.
А хозяин страны советов, многомиллионные массы рабочих и крестьян, питаются случайными крохами, падающими со стола счастливых обита
телей центра. У одних величайшие достижения искусства, прославившие наше мастерство во
всех концах культурного мира, у других — самая неприглядная халтура. У одних жрецы искусства по примеру доброй царской Руси обласканы и
оплачены, у других — те же жрецы — обездоленные парии, лишенные прожиточного минимума и самых элементарных условий человеческого прозябания, а не только существования.
Единственный театр столицы мирового социализма, задача которого — обслуживание самых далеких окраин Москвы и ее окрестных культур
ных центров в местах скоплений фабричного и заводского люда, единственный театр, который мог и должен был разрешить эту особую, чрезвычайной важности задачу, оставался и без призо
ра, и без той материальной поддержки, и без того внимания со стороны всех наших органов, без которых не только плановая, но и просто халтурная работа коллектива артистов была немыслимой. И это тем поразительнее, что коллектив не
редвижников пользовался симпатиями печати; ведь Губполитпросветом и УМЗП еще полгода тому назад поставлена задача сосредоточить внимание печати именно на обслуживании наших клубных площадок. Передвижной театр пользо
вался и материальным покровительством УМЗП, который принял на себя десятки тысяч дефици
та по бюджету передвижников. Он пользовался, наконец, вниманием партии, партийных совещаний, если не прямо, то косвенно, так как обслу
живание окраинного населения выдвигалось, как капитальная задача. И несмотря на все это, ар
тист передвижного тетра должен был затрачивать сутки на труд, который вознаграждался 50-ю копейками поденной платы; и несмотря на это, коллектив, спаянный нуждой, идейным увлечением и любовью к своему искусству и к сво
ему ремеслу, не имел пристанища, в буквальном смысле слова, для своей подготовительной рабо
ты. Жутко было слушать бесхитростную повесть
о лишениях актера-передвижника, трагического смысла которой для пролетарской страны многие и не понимали, переводя вопрос в плоскость своей одинокой, личной беды.
Нет, это не одинокая, это не личная беда ремесленника и артиста театрального искусства. Это беда нашего пролетариата, вынужденного в лишениях ковать новый социалистический строй, в котором будет хорошо будущим поколениям. И немудрено, что те, кто идет его обслуживать, испытывают то, что испытывает и он сам. Мы
даже полагаем, что равные условия обеспечивают близость такого художника к массам, обеспечивают пути идеологического и эмоциональ
ного соприкосновения и взаимного понимания. Но пусть же эти условия будут действительно равны, пусть актер-передвижник — зарабатывает,