если не всегда, как квалифицированный рабочий, то не хуже, чем чернорабочий. Пусть и у него будет 8-часовой рабочий день и тот прожиточный минимум, о котором государство сумело по
заботиться. В том-то и депо, что актер-передвижник, по своим условиям труда и вознаграждения его — в гораздо худшем положении, чем чернора
бочий. Актер-передвижник — парий труда. Это совершено нетерпимо и немедленно в самом спешном порядке должно быть устранено и выправлено.
Далее, оставляя личную судьбу и устройство членов коллектива передвижников, мы должны отстоять для них помещение, которое бы обеспечивало работу художника, а не халтурщика. Ра
бочие наших окраин не только имеют право, но и обязаны (а их обязанность — наша обязанность) приобщиться к высоким достижениям искусства, ибо они являются носителями новой культуры.
Либо мы по инерции продолжаем старые пути и строям подражательные образцы, подновленные легким флером новшества, либо мы действительно строим ту новую культуру, которая за
казана нашим социалистическим строительством и которая в конце концов займет свое место, несмотря и вопреки нашему неумению и нерадению. Пора положить конец нестерпимому положению вещей и превратить в дело те благие по
желания и резолюции, которые каждый год с большим напряжением и страстностью мы вы
носим. Поменьше страсти в словах, побольше страсти в живом деле. Передвижной театр, об
служивающий не халтурно, а художественно на
ши окраины и уезды, должен положить начало тому новому театральному искусству, которое приурочено к нуждам и условиям существования трудящихся масс всей страны.
МИХАИЛ МОРОЗОВ

РАБОЧИЙ в театре

БЫТОВЫЕ УСЛОВИЯ МЕШАЮТ ПРИБЛИЖЕНИЮ ТЕАТРА К РАБОЧЕМУ ЗРИТЕЛЮ
За последние годы нашим театрам удалось значительно приблизиться к основному своему потребителю — к рабочему зрителю.
И внешне все, как-будто, обстоит благополучно. Рабочие бывают в театрах, смотрят пьесы, признают ценность одних и ненужность других, высказываются об исполнителях и т. д. При театрах образуются рабочие и художественные
советы, ставящие своей первой задачей создание репертуара, действительно нужного советскому рабочему зрителю и т. д.
Но есть еще один, не менее важный фронт, на первый взгляд кажущийся малым и незаметным. Этот фронт — создание такого порядка по
сещения театра, чтобы рабочий чувствовал, что театр его собственность не только в репертуар
ном отношении, но и в целом ряде бытовых условий, сопровождающих посещение театра.
Автору этих строк пришлось побывать на ряде закрытых спектаклей, специально предназна
ченных для рабочей аудитории; кроме того, ему приходилось беседовать с рабочими непосред
ственно на производстве на тему о том, что должны сделать наши театры, чтобы окончательно сблизиться с рабочим зрителем.
В основном рабочие жалуются на ненормальные бытовые условия, возникающие при посе
щении театра. Во-первых, много говорят о том, что рабочему, желающему посетить определенный театр, лишь в редких случаях удастся полу
чить льготный билет. В большинстве же случаев, если льготные билеты на производстве и полу
чаются, то именно на те постановки, которые в силу тех пли иных причин не интересуют широкую массу.
Для распределения по фабрикам и заводам театры отпускают весьма ограниченное количе
ство льготных билетов; на многие спектакли, в большинстве случаев, именно на те, которые интересуют рабочего зрителя, билеты вообще не выдаются — «еще успеете посмотреть».
Теперь несколько слов о самом процессе распределения льготных билетов. Как известно, этим распределением занимаются рабочие районные кассы, а здесь дело часто доходит до курьезов. В одной рабочей кассе есть только дорогие билеты — партер и ложи, в другой — только дешевые.
Очень редко случается, что в одной и той же кассе можно получить билеты на любую цену. Здесь пора прислушаться к воплю рабочего
Слушает дублеров
Рис. Б. Земенкова
зрителя и раз навсегда добиться того, чтобы все рабочие районные кассы получали поровну би
леты, как дешевые, так и дорогие. Необходимо также, более тщательно следить за тем, чтобы билеты, предназначенные для рабочих, не застревали между кассой театра и рабочими кассами в карманах людей, не имеющих никакого права на получение льготных билетов.
Помимо распределения рабочие жалуются на то, что в спектаклях, предназначенных для ра
бочей аудитории, в качестве исполнителей всегда выступает второй состав, так называемые «дуб
леры». Совершенно справедливы заявления ра
бочих, что Нежданову, Смирнова, Собинова и других они вправе слушать наравне с публикой, имеющей возможность брать билеты непо
средственно в кассе театра. Многим рабочим, желавшим послушать наших заслуженных и народных артистов — приходилось за неимением