другого выхода (в рабочих кассах билетов на эти спектакли не было) обращаться со своими тощими кошельками в кассу театра.
Теперь дальше.
Рабочий, так или иначе, получил возможность посмотреть интересующую его постановку. И опять ненормальность. Часто неподготовленному зрителю бывает трудно уяснить целиком
как содержание пьесы, так и ее режиссерское оформление. Об этом уже много раз писалось, но «воз и ныне там». Раз навсегда, как пра
вило, должно быть установлено, что спектакли, идущие для рабочих, должны сопровождаться ясным и толковым вступительным словом о со
держании данной пьесы, методах ее оформления и т. д. Только при этом условии широкий мас
совый зритель сможет целиком приобщаться к театральной культуре.
К ненормальному положению вещей следует также отнести «гардеробный вопрос». Если руководители ряда наших кино-театров поняли,
Рис. Б. Земенкова
Кто пользуется льготными билетами
положения — «слишком раннего» и «слишком позднего» начала — нужно найти выход. Выхо
дом, по мнению рабочих, является следую
щее: почти все наши театры дают спектакли для рабочих в середине недели; воскресение и субботу, как наиболее доходные дни, исполь
зуются обычно для открытых кассовых спектаклей. Это как раз в корне неправильно. Именно рабочим должна быть предоставлена возможность посещать театры по субботам и воскре
сениям, установив для этого начало спектаклей в 6 час. 30 мин., таким образом, что не будет ни «слишком рано», ни «слишком поздно», ибо рабочие в субботу освобождаются на 2 часа раньше, а в воскресение вообще свободны.
Наконец, предпоследний вопрос — театральные буфеты — их качество и цены. Нетрудно понять, что рабочему, пробывшему несколько ча
сов в театре — хочется чего-нибудь перекусить. Но если в МСПО стакан чаю стоит 5 коп., а бу
терброд — 10 коп., то в театральных буфетах эти цены увеличиваются минимум в 4—5 раз. И рабочий, потратившийся на билет и на гардероб, не в состоянии переплачивать в театральных
буфетах в четверо-впятеро против обыкновенных цен.
Последнее — о наших театральных программах. В программах, продающихся в театрах, кроме сухого перечня актеров, рабочий ничего
не находит. Нужно — и чем быстрее, тем лучше,— ввести в них кроме списка фамилий, обстоятель
ное содержание пьес; в отношении музыкальных произведений эти программки должны быть расширены вплоть до кратких биографий композитора и значения данной вещи.
Заканчивая настоящий обзор, мы еще раз подчеркиваем необходимость быстрого претворения в жизнь высказанных здесь пожеланий.
Только при проведении в жизнь всего этого, при создании бытовых условий, благоприятствующих, а не препятствующих вовлечению ра
бочего в театр, мы сможем приблизить театр к новому пролетарскому зрителю.
А. АРНОЛЬДОВ
У буфетной стойки
что плата за гардероб обременяет и без того скудный бюджет рабочих и смогли сделать гардероб бесплатным, то большинство наших театров продолжают деньги за билет брать в кассе, а за хранение платья — отдельно: «Пожа
луйте 20 коп. за гардероб, в противном случае
извольте возвращаться домой». Этот вопрос сильно волнует рабочих. Ибо бывает так, что у рабочего, имеющего билет в театр, не имеется
лишнего двугривенного. Ведь на трамвай в оба конца нужно, а то и на поезд!
Теперь о начале спектаклей. Большинство театров начинает в 7 час. 30 мин. Это, с одной стороны, рано, с другой — поздно! Рабочему, живущему за городом и кончающему работу в 4 часа, трудно успеть побывать дома, переодеть
ся, снова поехать в город и попасть к началу; вместе с тем, заканчивающиеся к 11 часам вечера спектакли заставляют рабочих сломя голову бежать к трамваю, чтобы не опоздать на последний пригородный поезд. Из создавшегося
Рис. Б. Земенкова