,,Ф А Т И Н И Ц А

Эта статья не столько по существу, сколько ПО ПОВОДУ. Театр Музыкальной Комедии поставил оперетту Франца Зуппе. Что может быть лучше! Зуппе—классик оперетты. „Фатиница считается одной из лучших его оперетт и пользовалась в свое время не меньшим успехом, чем такие вещи Зуппе, как: „Бокачио“, „Донна Жуанита , или „Прекрасная Галлатея . Правда, музыка Зуппе несколько оперна, порою немного суха и тяжеловата, но она всегда хорошего качества.
Итак, Театр Музыкальной Комедии возвращается к классической оперетте. Но странное дело: спектакль с начала и до конца производит определенно неприятное впечатление. Именно неприятное. Он лишен остроты и стиля. Он пресен. Он будничен, пошл и бесцелен.
В чем дело? ИСПОЛНЕНИЕ? Да, исполнение! Правда в „Фатинице“ играл Борисов, и играл превосходно, но зато в этом спек
такле не участвовал Ярон, а Ярон это все же в наши дни единственный выразитель под
линной оперетточной стихии и без Ярона нет оперетты. Как всегда бравадно и весело играла Бах, но, надо признаться, в роли юнкера Княжена она была как-то слишком уж неубедительна. Днепров... о да, это ак
тер с хорошими голосовыми связками! Но можно ли представить себе человека более чуждого оперетте? Днепров не от опе
ретты. Он ее профанирует. Он ее опошляет. В нем нет и малой капли того сценического обаяния, без которого все прочие актерские „данные оказываются совершенно бесполезными.
ПОСТАНОВКА? Да, постановка! Оперетта—это гротеск, это искрящаяся, жонглирующая идеями буффонада, а не выхолощен
ная реалистическая комедия, перемешанная с куплетными аттракционами и банальными номерами обычного акбалета.
ТЕКСТ? Да, текст! Правда он переработан. Прибавлено несколько злободневных купле
тов и каламбуров. Но, спрашивается: кого в наше время может задеть, развлечь или заинтересовать хотя бы и трижды карика
турное изображение... генерала эпохи русскотурецкой войны? Старый царский вояка!
Подумайте только, как это смело, ядовито и современно!
Мы не придираемся и не брюзжим. Если мы и на этот раз недовольны, то это не по
тому, что в нашем организме разливается профессиональная рецензентская желчь. И не потому, что „РУГАТЬ легче, чем отме
чать достоинства и оправдывать недостатки. Нет! Если мы недовольны, то это только потому, что мы действительно любим оперетту, ВЕРИМ В БУДУЩЕЕ этого необы
чайного и пленительного театрального жанра и жаждем его возрождания.
Если у нас нет еще своих Оффенбахов, и мы не умеем еще их находить и воспитывать, что ж—будем пользоваться пока на
стоящими Оффенбахами, Лекоками и Зуппе. Ведь их музыка еще так свежа. Ведь их еще можно слушать и слушать. Ведь мы их еще так мало знаем. Ведь в них столько бод
рящей веселости, столько крепкого юмора, столько напевности и блеска, столько здоро
вой эротики, эмоциональной насыщенности и радостного утверждения жизни!
Но оперетту НУЖНО УМЕТЬ ИГРАТЬ и надо помнить, что если не умирает музы
ка, то стареют, линяют, умирают и, наконец, теряют всякое значение когда-то острые сюжеты и тексты. Возрождать жанр клас
сической оперетты не значит положить на пюпитры музыкантов партитуру Оффенбаха или Зуппе и, снабдив старый текст двумя
Изетт-Паша Б. С. БОРИСОВ
ФАТИНИЦА
(Театр Музыкальной Комедии)