Вторая мера:
усиленное снабжение деревни промтоварами. В первое полугодие сельскохозяйственной кампании было бро
шено в деревню по 8 группам основных товаров потребительского значения примерно на 35% больше прошлогоднего, из них по 4 товарам, особо недостаточным (хлоп
чатобумажные, шерстяные ткани, кожтовары и металлотовары), на 48% больше прошлогоднего.
Третья мера:
передвижка уплаты сельхозналога на более ранние месяцы; она должна была побудить крестьянство продавать хлеба в первые же месяцы кампании.
Из таблицы видно, что в первой четверти года мы имели удовлетворительные заготовки и что падение их началось с января.
Сопоставляя заготовки текущего года о прошлогодними, надо иметь в виду, что высота последних, начиная с января, была обязана мерам чрезвычайного поряд
ка. Точно так же нельзя требовать того, чтобы январские и февральские заготов
ки держались на уровне осенних месяцев. Тем не менее заготовки января и февраля должны быть признаны недостаточными.
В итоге, в текущую заготовительную кампанию до 10 марта заготовлено на 15 млн. центнеров меньше прошлогоднего.
Известная доля вины такого падения лежит, конечно, на нашем заготовительном аппарате, на его недостаточной актив
ности. Точно так же распутица и затем
холода, праздники и прорывы промснабжения — все это, конечно, тоже повлияло отрицательно на ход хлебозаготовок. Но объяснить падение хлебозаготовок только этими причинами нельзя.
Неправильны также указания на то, что запасы хлеба у крестьян будто бы исчерпаны. Дело в том, что осенью хлебозаготовки шли оживленно, хлеб поступал самоте
ком от колхозов, бедноты и середняка. Когда эти излишки были государством по
лучены, хлебные запасы остались главным образом в руках кулаков, зажиточных и части середняков, находящихся под влия
нием кулачества. Обследования Сибири, Казакстана и Урала подтверждают наличие излишков хлеба не только у кулаков и зажиточных, но и у середняков и в некоторых районах и у маломощных.
Подъем общественного внимания на селе к хлебозаготовкам, подъем активности заготовительного аппарата, улучшение снабжения районов
промтоварами, пользующимися наибольшим спросом, —
вот меры, которые должны проводиться с величайшей энергией и которые должны оказать свое действие и послужить к подъему хлебозаготовок.
Экономно расходовать хлеб
На ряду с мерами по усилению хлебозаготовок, правительство приняло меры к тому, чтобы правильно и экономно использовать запасы ржи и пшеницы
Совершенно прекращен экспорт зерна и запрещено его расходование на производство спирта; ряд районов второстепенного значения, находящихся в производящей полосе, переведен на местное снабжение; вве
дена небольшая примесь к ржаной и пшеничной муке ячменя и кукурузы; введен новый стандарт помола — с большим выходом муки.
Для обеспечения бесперебойного снабжения трудящегося населения вводится нор
мированное потребление, т.-е. отпуск хлеба потребителям в таких размерах, чтобы была исключена возможность спекуляции и неправильного расхода хлеба.
С введением заборных книжек,
Случай, понятный всем:
при чем
жизнь аппаратчика
должна... бить ключом.
ХЛЕБОЗАГОТОВИТЕЛЬНАЯ КОНТОРА Где нужда на товар, - помни
без ошибки: Подавай самовар да швейные.
машинки.
— Зря подходите, тетя: хлеба по книжке
вы не возьмете.
Красный обоз!
Рожь и овес
тащи, трактора! ЗАГОТОВЛЕНО В МЛН ЦЕНТН.
во-первых.
обеспечивается снабжение хлебом трудящихся; во-вторых,
уничтожаются очереди за хлебом; в-третьих,
прекращается скармливание хлеба скоту; в-четвертых,
наносится удар по спекуляции на хлебных затруднениях
Введенное с 1 января в Ленинграде распределение по заборным книжкам уже дало ряд положительных результатов.
По постановлению Моссовета с 15-го марта хлеб отпускается всему трудовому населению по заборным книжкам, нетрудовое население заборных книжек не получает и хлеб ему отпускается по повы
шенным вдвое ценам. Московские рабочие в своих резолюциях приветствовали решение Моссовета и выдвинули лозунг:
«Ни одной заборной книжки нетрудовому элементу».
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ
ХЛЕБНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ
В 1927/28 г. наш Союз стоял перед серьезной опасностью хлебного кризиса и избежал его при помощи мер чрезвычай
ного порядка. В текущем 1928/29 г. страна вновь испытывает хлебные затруднения.
И все эти затруднения создаются при урожаях, несколько превышающих средний уровень. В чем же основные причины этих затруднений? Слухи и сплетни
злобно-упорные прекратили
книжки заборные.
Зерновое хозяйство
Основная причина заключается в том, что зерновое хозяйство отстает и от темпа
развития сельского хозяйства в целом, и в особенности от темпа развития промышленности.
Какой разнобой идет внутри сельского хозяйства, можно видеть по следующим данным.
Посевная площадь технических культур (лен, конопля, табак, масло, семена) в нынешнем году превысила довоенный уро
вень на 55,3%, количества скота тоже стало больше на 2,4% (а коров даже на 14,3%), а посевная площадь под зерновыми культурами составляет 92,2% довоенной площади.
Влияние промышленности на сельское хозяйство сказалось прежде всего на тех
нических культурах. Деревня налегла на технические культуры, обеспечивающие сырьем наши предприятия.
Таким образом зерновое хозяйство отстает. А если учесть прирост за это время едоков (населения и скота), то отставание зернового хозяйства окажется еще более сильным.
Посмотрим, как изменились посевные площади под зерновыми за последние 3 года. Картина получится следующая:
В 1926 году мы имели по сравнению с 1925 годом крупный прирост — в 7,1%; в 1927 году прирост по сравнению с 1926 го
дом был 1,9%, а в 1928 году площадь уменьшилась по сравнению с 1927 годом на 2,6%.
Про 1928 год надо иметь в виду, что погибло около 5,5 миллионов гектар [1)] озимых (гололедица) хлебов. Из них лишь часть была пересеяна яровыми. Трудно су
дить о том, каких размеров достигла бы площадь под зерновыми, если бы озимые не погибли; вполне вероятно, что она во
всяком случае не была бы ниже площади 1927/28 года. Следовательно, не может быть и речи об упадке зернового хозяйства. Но
[1)] Гектар равен 0,9 десятины.