В одиночку
не справиться с горем, — Рост колхозов
давайте ускорим.
КОЛИЧЕСТВО КОЛХОЗОВ в 1925—28 гг.
(на 1 квартал)
РОСТ ПРОИЗВОДСТВА
ТРАКТОРОВ ЗА ПЯТИЛЕТИЕ
СОВХОЗЫ РАСТУТ
В прошлом году их товарная продукция была 5,9%,
а в текущем году их товарная продукция 9,3% по отношению ко всей товарной продукции.
Вредители уничтожают:
ПРОИЗВОДСТВО МИНЕРАЛЬНЫХ УДОБРЕНИЙ
за пятилетие 1928/29—1932/33 г. в тысячах тонн
или капиталистическим, т.-е. путем роста крупных хозяйств с широкой эксплоатацией наемного труда,
или социалистическим, т.-е. путем кооперирования, коллективизации, путем объединения мелких хозяйств в крупные единицы, на почве объединения орудий, машин, труда, и путем развития сети крупных государственных хозяйств — колхозов.
Капиталистический путь — это отказ от проведения классовой линии в деревне, от союза пролетариата и бедноты с середня
ком против кулака; это — предоставление кулаку возможности развиваться и богатеть путем кабальной эксплоатации трудовых слоев крестьянства. Этот путь при
вел бы к созданию новых помещиков и к восстановлению капитализма.
Для пролетарского государства мыслим, конечно, только второй путь. Поэтому важ
нейшая назревшая задача в области зер
нового хозяйства заключается в быстром и мощном развитии коллективных форм хозяйства. Одновременно партия и госу
дарство должны всемерно содействовать подъему индивидуальных бедняцких и се
редняцких хозяйств на основе массового кооперирования.
Совхозы и колхозы
Совхозы и колхозы занимают в зерновом хозяйстве страны пока еще скромное место, но они очень быстро растут.
В настоящее время в колхозах участвует всего 116.000 хозяйств. В ближайшее пяти
летие, по данным Наркомзема, по РСФСР предположено втянуть в колхозы до 1,5 млн. хозяйств на площади в 9 млн. гек
таров. Кроме того, тракторными колоннами предположено подготовить еще 4 млн. гектаров посева для вовлечения в коллективную обработу. Таким образом
к концу пятилетия в коллективную обработку намечается
втянуть до 14 млн. гектаров земли, а по СССР — до 22 млн. гектаров.
Одновременно намечено широкое развитие существующих и создание новых совхозов. На протяжении пятилетия будут созданы зерновые, лесные, льняные, хлопководческие и другие крупные совхозы,
оборудованные новейшими сельскохозяйственными машинами, сильнейшими тракторами и другими усовершенствованиями современной техники. Эти совхозы строятся по типу фабрик, с массовым производ
ством отдельных сельскохозяйственных продуктов.
Организованный в прошлом году Зернотрест развивает энергичную деятельность. Возложенное на него задание запахать в прошлом году 703 тысячи гектаров было им выполнено со значительным превыше
нием — запахано 813 тысяч гектаров. В 1929 году Зернотрест предполагает полу
чить около 1 млн. центнеров хлеба. К концу пятилетия Зернотрест, объединяющий круп
нейшие советские хозяйства, должен дать государству около 16,4 млн. центнеров.
В текущем году товарная продукция колхозов и совхозов, по отношению ко всей товарной продукции сельского хозяйства, составляет всего 9,3% против 5,9% прошлого года.
К 1932/33 г. предположено довести удельный вес колхозов и совхозов в то
варной продукции сельского хозяйства до 30—36%.
пени тракторами, сельхозмашинами, орудиями и удобрениями. Здесь-то и лежит ведущая роль промышленности.
Партия и правительство поставили задачу — повысить урожайность в текущем
году на 3%, а за пятилетие (1928/29 г.— 1932/33 г.) на 30—35%. Эта задача, ра
зумеется, не может быть выполнена без быстрого роста промышленности. Пятилетний план развития промышленности, внесенный ВСНХ СССР на рассмотрение правительства, построен так, чтобы в наибольшей степени удовлетворить нужды сельского хозяйства.
а) Сельскохозяйственное машиностроение
Потребность сельского хозяйства в сельскохозяйственных машинах в настоящее время огромна. Взять, например, тракто
ры. Одних колхозов в этом году организовано 20.000 и их надо снабдить трак
торами. Кроме того, тракторы нужны для снабжения совхозов, тракторных колонн и пр. А между тем наша промышленность выпустит за год всего лишь 3.000 трак
торов, да около 6.000 тракторов мы ввезем
из-за границы. Таким образом в тракторах у нас острый дефицит, и мы употребляем вое усилия, чтобы усилить производство тракторов.
Наше производство тракторов за пятилетие возрастет
С 1.150 (в 1927/28 г.)
до 53.000 (в 1932/33 г.), т.-е. в 45 раз.
(Сейчас у нас работает всего 35 тысяч тракторов). Уже в этом году приступлено
к строительству мощного Сталинградского тракторного завода, который будет выпускать 40.000 тракторов в год. Кроме того, переоборудуется тракторное отделение «Красного Путиловца», которое будет выпускать 10 тысяч тракторов в год.
Точно так же мы прилагаем все усилия к тому, чтобы увеличить производство сельскохозяйственных машин (триеры, се
ялки, косилки и пр.). Общая продукция тракторов и прочих сельхозмашин воз
растет у нас за пятилетие в четыре раза — со 153 млн. рублей до 610 млн. рублей. Вот эта мощная помощь со стороны про
мышленности и даст огромный толчок сельскому хозяйству, станет базой для
крупных хозяйств, поднимет товарность хлеба, поднимет благосостояние крестьянства.
б) Производство минеральных удобрений
Далее, вторым основным условием для поднятия урожайности является широкое применение минеральных удобрений. Ны
нешнее производство удобрений ни в коей мере не удовлетворяет потребностей сельского хозяйства. В прошлом году выработано всего лишь... 200 тыс. тонн удобре
ний. За пятилетие намечен огромный рост продукции: в 1932/33 году наша химиче
ская промышленность должна выработать 7 миллионов тонн удобрений.
Будет также увеличено производство химикалий, необходимых в сельском хозяйстве для борьбы с различными вредителями (насекомые, суслики, болезни растений). У нас вообще имеют смутное понятие о том, какой огромный вред приносят вредители. По данным ЦСУ, в 1927/28 году от вредителей и болезней растений по
гибло 30 млн. тонн — почти третья часть всего сбора. Такова наша крайняя отсталость в сельском хозяйстве.
МЕРЫ НА БЛИЖАЙШЕЕ ВРЕМЯ
Чтобы ускорить развитие зернового хозяйства, правительство проводит ряд мероприятий, рассчитанных на текущий и
Ведущая роль промышленности
Сельское хозяйство и промышленность взаимно друг с другом связаны. Сельское хозяйство является для промышленности поставщиком сырья и продовольствия. Но оно может интенсивно развиваться лишь при том условии, если промышленность будет снабжать его в возрастающей сте